Евангелие от Марка, глава 9, стихи 17–31
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в воскресенье, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, за богослужением читаются два евангельских зачала: Евангелие от Матфея (Мф. 4, 25; 5, 1–12), которое посвящается святому, и рядовое Евангелие от Марка (Мк. 9, 17–31).
9.17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
9.18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
9.19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
9.20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
9.21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
9.22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
9.23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
9.24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
9.25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
9.26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
9.27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
9.28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
9.29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
9.30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
9.31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
(Мк. 9, 17–31)
Исцеление, о котором повествуется в сегодняшнем евангельском чтении, было совершено Господом сразу после Его преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. И вот некий человек обратился ко Господу с просьбой исцелить его сына, говоря: я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет (Мк. 9, 17–18).
Отец мальчика добавил при этом, что уже приводил его к ученикам Христовым, но те не смогли помочь ему. Услышав, что апостолы не смогли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мк. 9, 19).
И этот упрек Спасителя относится не только к ученикам, которые по недостатку своей веры были не в состоянии исцелить бесноватого, но и ко всему иудейскому народу, который оказался неспособным узнать и принять своего долгожданного Помазанника.
Когда же по повелению Господа отрока привели к Нему, Спаситель спросил его отца о том, как давно продолжаются с ребенком страшные припадки. Александр Павлович Лопухин пишет: «Подобно врачу, Христос спрашивает отца о том, как долго болеет его сын. Это делает Господь с той целью, чтобы привести отца к сознанию того, как тяжко положение его сына и как беспомощен он был доселе».
Отец отрока, отвечая на вопрос Господа, добавляет: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). Таким образом, несмотря на то, что он молит о помощи, в его словах уже заложено сомнение в безграничности сил Христа. В ответ на это Спаситель преподает отчаявшемуся отцу урок веры, говоря: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23).
Господь говорит о такой вере, которая подразумевает полное доверие и преданность Богу. Понимая это, отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). И это смиренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от нечистого духа.
На вопрос же учеников, почему они не смогли изгнать беса, Господь сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Борис Ильич Гладков замечает: «Продолжая объяснение апостолам причин постигшей их неудачи, Иисус сказал, что, кроме сильной веры, необходимы пост и молитва: пост – чтобы отрешиться от всего земного, молитва – чтобы призвать особую помощь Бога».
Вера, дорогие братья и сестры, является необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие. Но истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста, которые, в свою очередь, содействуют еще большему укреплению веры и являются обоюдоострым оружием против бесов и страстей. Совершая духовные усилия, мы полагаем благое начало нашему восхождению по лестнице духовной жизни, ведущей от земли к небу.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!