Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 20–26
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 5, 20–26).
5.20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
5.21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
5.22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
5.23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
5.24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
5.25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
5.26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Мф. 5, 20–26)
Не раз, дорогие братья и сестры, Господь цитировал закон из книг Священного Писания. Но делал Он это не с целью подтвердить Свои слова, но для того, чтобы указать на неправильность понимания иудеями данного Богом, то есть Им Самим, закона. И это было непривычно для иудеев, которым на протяжении всей их жизни знатоки закона, книжники и фарисеи, внушали непоколебимость закона и важность исполнения всех его предписаний. Господь неоднократно осуждал поведение книжников и фарисеев, учение и поступки которых вступали в противоречие с волей Божией. И потому, научая апостолов не уподобляться законникам, Христос обращается к ученикам словами: говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20).
Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Праведность книжников и фарисеев была по большей части ложная, мнимая, кажущаяся и не имела характера истинной праведности. Основание истинной праведности, как ветхозаветной, так и новозаветной, или оправдания пред Богом, есть вера во Христа Спасителя. Но позднейшие иудеи, и особенно руководители их – книжники и фарисеи, до того унизили и убили дух веры, что извратили самое понятие о Мессии Спасителе, и вследствие этого их праведность не имела самого основания истинной спасительной праведности».
В наставление Своим ученикам Господь дарует удивительные для иудеев нормы жизни: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 21–22). Таким образом, Господь научает, что мысли имеют такое же важное значение, как и дела человека, и что недостаточно просто не согрешить, а важно и нужно не возжелать совершить грех. Ведь человек будет судим не только по делам, но еще более по своим помыслам.
В греческом языке есть два слова, означающие гнев. Во-первых, слово θυμός [фумос], смысл которого греки характеризовали как пламя, пожирающее сухую солому. Это гнев, который быстро вспыхивает и так же быстро угасает. Во-вторых, οργή [орги], который и употребляется в тексте сегодняшнего евангельского чтения и характеризуется как закоренелый гнев. Это давний гнев, который человек подпитывает, держит теплым, постоянно возвращаясь к нему в мыслях.
Святитель Иоанн Златоуст указывает, что Господь Своими словами «не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть совершенно свободен от страстей; он может сдерживать их… во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя».
Кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону (Мф. 5, 22). Значение слова «ракá» неизвестно. Иоанн Златоуст считал, что это некая форма пренебрежения, а блаженный Иероним перевел это слово как «пустой». Так или иначе, если человек оскорбляет брата своего, то подлежит синедриону, то есть внешнему суду.
А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22). Греческое слово μωρέ [морэ], переведенное как «безумный», тоже вызывало немало разночтений у толкователей. Александр Павлович Лопухин пишет: «Каково именно точное значение μωρέ, трудно сказать. Лучшее объяснение этого слова и следующего за ним наказания в том, что здесь разумеется гнев на брата за его религиозные мнения, который, само собою разумеется, уже не подлежит светскому суду».
Иными словами, если кто в гневе оскорбит брата своего, сравнивая его с бессловесным, безумным животным, тот оскорбит и веру брата своего, так как если верующий брат безумен, то безумна и его вера.
Каждый раз, давая волю своему гневу, человек разрушает, унижает себя. И если кто опускается до ругани, насмешек и оскорблений других людей, то огонь, разгорающийся в его душе, в конце концов поглотит человека подобно геенне огненной. И чтобы подобного не произошло, Господь научает: примирись с братом твоим (Мф. 5, 24).
И заметим, что Спаситель ставит примирение выше молитвы и жертвы. Так как это и есть, дорогие братья и сестры, высочайшая жертва смирения, когда происходит отказ от чувства собственного превосходства ради ближнего, причинившего боль.
Мы призваны отказаться от гнева и идти путем примирения, воплощая через него евангельский идеал христианина.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Епископ Геннадий (Гоголев). Призвание. Сборник стихов
Этот день в истории. 17 января
День ангела. 17 января
Церковный календарь 17 января. Священномученик Павел Фелицын, пресвитер
Евангелие 17 января. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!