Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14–21
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в Прощеное воскресенье, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 6, 14–21).
6.14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
6.15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
6.16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,
6.18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
6.19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
6.20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
6.21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Мф. 6, 14–21)
Царство Божие есть царство мира и смирения, царство единодушия и любви. Вот почему Спаситель, преподав образец молитвы, еще раз настойчиво указывает, что прощение наших грехов зависит от нас самих, что суд Божий над нами – в нашей же власти: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности, и тебе прощены будут твои грехи, и ты со своими частыми прошениями у Бога не отойдешь никогда от Него бедным и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей. Ты простишь не многие грехи ближнему, сравнительно с твоими грехами перед Богом, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения».
Научая нас нелицемерному посту, Христос заповедал: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16).
Какими бы высокими ни были иудейские идеалы о посте, их осуществление на практике было совсем иным. Во времена Христа, особенно фарисеи, постились демонстративно: посыпали голову пеплом, отпускали щетину, не расчесывали длинные спутанные волосы.
Но Господь говорит, что все это – лишь лицедейство; то, что совершается втайне между человеком и Богом, не нужно выставлять на всеобщее обозрение. Итак, во время поста следует приводить себя в порядок как обычно (в том числе используя благовония), но при этом обращать свой взор к Богу, Который все видит.
Борис Ильич Гладков пишет: «Фарисеи того времени особенно старались казаться постящимися. Евреи имели обыкновение часто совершать омовения тела и мазать голову маслом; это необходимо было в жарком климате Палестины. Фарисеи же в дни поста не умывались, не чесали волос и не мазали их маслом, надевали старые одежды и посыпали головы пеплом; так поступали они для того, чтобы необычным внешним видом своим обратить на себя внимание людей и обмануть их. Они не столько постились, сколько казались постящимися; обманутый ими народ хвалил их за такое мнимое благочестие, и они этим вполне удовлетворялись, так как только для этого и лицемерили».
Своих учеников Спаситель призывает к иному: поститься не с унылыми, а с добрыми лицами, чтобы не возникало ни у кого желание сказать постящемуся: «если в твоем сердце живет Христос, скажи об этом своему лицу».
Именно поэтому Христос говорит: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 17).
Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен поясняет: «Так как у древних было знаком радости помазать голову маслом и водой умыть лицо, то Он убеждает выражать свое довольство во время поста знаком радости, чтобы и от людей скрыться, и облегчить тяжесть поста радостью».
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6,21), – поучает Господь. Этими словами Он заканчивает рассуждение о различии между двумя видами богатств: земными и небесными. Не стоит думать, что Господь хочет сказать: «Не беспокойтесь о земной жизни, но радейте только о жизни вечной». Как позже напишет апостол Павел к Фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3,10).
Уповая на милость Божию, мы должны сами трудиться, чтобы обеспечивать себя необходимым, но при этом не определять собирание материальных ценностей как приоритет своей жизни. Истинные сокровища христианина там, где Господь, а Он на небесах; значит, сокровище наше должно быть там же.
Итак, дорогие братья и сестры, приложим к сердцу учение нашего Спасителя, предложенное нам в сегодняшнем евангельском чтении касательно прощения обид, богоугодного поста, отрешения сердца нашего от земных сокровищ и любви к благам небесным. Чтобы с чистым сердцем, идя по пути Великого поста, с молитвой и покаянием приготовиться к встрече праздника Светлого Христова Воскресения!
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Божественная литургия 14 октября 2024 года
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
Этот день в истории. 13 октября
День ангела. 13 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!