Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 54–58
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 13, 54–58).
13.54. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
13.55. не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
13.56. и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
13.57. И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
13.58. И не совершил там многих чудес по неверию их.
(Мф. 13, 54–58)
Как и всегда, первоочередной задачей Спасителя была проповедь Царства Божиего. Хотя некоторые синагоги, как мы помним, уже закрыли свои двери перед Христом, синагога в Назарете приняла Его, возможно, ради уважения к родственникам по плоти Господа или ради интереса, так как все горожане наверняка были уже наслышаны о словах, деяниях и чудесах Спасителя.
В синагоге не было специального человека, который бы говорил слушателям или читал им Писания. Начальник синагоги, как он называется в Библии, мог попросить говорить любого человека, который готов был обратиться к слушающим со словами назидания по прочтении отрывка из Священного Писания.
Но жители Назарета не могли себе представить, чтобы кто-либо, живший когда-то среди них, имел право говорить так, как говорил Христос. Больше самой проповеди людей интересовал вопрос: откуда у Него такая премудрость и силы? (Мф. 13, 54). Дело в том, что отношение ко Христу было предвзятым: не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13, 55–56). Жители Назарета либо не знали, либо не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «... Люди до крайности бессмысленные, когда надлежало дивиться и изумляться силе слов Христовых, вместо того унижают Христа по мнимом отце Его, – хотя в прежние времена много имели тому примеров, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети... Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому что, имея таких родителей, Он говорил необычайное. Это ясно показывало в Нем не человеческое обучение, но Божественную благодать».
Конечно, людям надлежало благоговеть перед Господом, но их неверие происходило от обычной человеческой зависти. Христос был из простых рабочих, а значит, по мнению жителей Назарета, не имел достаточно времени для изучения Писания и учительных текстов знаменитых раввинов, что приводило их к ложному представлению о некоторой богословской безграмотности Спасителя.
Борис Ильич Гладков замечает: «А в те времена нельзя было человеку знать Писание, не учившись ни в какой школе. Тогда евреи не понимали уже еврейского языка и говорили на арамейском наречии; книги же ветхозаветные были написаны на еврейском языке одними согласными буквами без гласных, и потому чтение их представляло большие трудности. Перевод семидесяти толковников на греческий язык был в употреблении лишь у ученых эллинов; в еврейских же школах изучали Писание только по еврейскому тексту».
Жители Назарета не понимали, что Господь пришел в этот мир не для того, чтобы претендовать на некое особое положение, а принял на Себя самую обычную жизнь, чтобы показать каждому путь к преображению себя для Царства Божиего.
Такое отношение жителей Назарета воздвигло стену, помешавшую Спасителю повлиять на них, а потому Он заметил: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13, 57).
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «...Так чаще всего бывает, поскольку люди больше всего обращают внимание на то, что им проповедуется, а не на того, кто проповедует; а если кто-то и удостоился Божественного избрания и призвания, то его видят обыкновенным человеком, как и привыкли видеть, не признавая в словах его пророчеств и не веря им».
Но, щадя тех людей, дабы они не подверглись большему наказанию, так как не уверовали бы и после чудес, Господь И не совершил там многих чудес по неверию их (Мф. 13, 58), потому как совершение чудес зависит не только от чудотворящей силы Божией, но и от веры людей, над которыми чудеса совершаются.
Какой же вывод из сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, мы можем сделать для себя? Во-первых, никогда не судить человека по внешним признакам, так как внутренней природы человека с первого взгляда нам не увидеть. Во-вторых, для того чтобы познавать и понимать Божественную истину, позволять Богу участвовать в нашей жизни Своими чудесами, мы с вами должны всецело доверять Богу и тем, кому через благодатные дарования Святого Духа эти истины открыты.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!