Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 36–47
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Сегодня, в среду, в день отдания праздника Пасхи, Святая Церковь чтит память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, вознося сугубые молитвы о нашем предстоятеле – ныне тезоименитом Святейшем Патриархе Кирилле, предлагая для нашего назидания отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 5, 14–19), а также рядовое евангельское чтение от Иоанна (Ин. 12, 36–47).
12.36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
12.37. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
12.38. да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
12.39. Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
12.40. народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
12.41. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
12.42. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
12.43. ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
12.44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
12.45. И видящий Меня видит Пославшего Меня.
12.46. Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
12.47. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
(Ин. 12, 36–47)
Выслушав слова Спасителя о распятии и последующем вознесении на небо, слушающие выразили недоумение. В их представлении Мессия должен был быть земным царем, правящим вечно. В ответ Господь убеждает слушателей воспользоваться теми немногими днями, в которые еще будет сиять для них свет Христов: Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12, 36).
Евфимий Зигабен пишет: «По Своему человеколюбию Иисус Христос все-таки убеждает народ ходить во свете, то есть следовать за Ним, пока Он еще светит им и указывает путь, – и поверить словам Его».
Евангелист Иоанн со скорбью замечает, что народ не уверовал в Иисуса как Мессию, несмотря на множество совершенных Им чудес. Впрочем, все это было предсказано пророком Исаией. Предрекая уничиженное явление Мессии, Его страдания и смерть, Исаия воскликнул: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? (Ин. 12, 38).
Причины же неверия народа заключались в окаменении сердец и в предпочтении славы человеческой славе Божией. Эти люди упорно не хотели понимать духовной немощи, в которой они находились по причине своих грехов.
Даже начальники, веровавшие во Христа, не исповедовали открыто своей веры, а между тем Христос возгласил: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня (Ин. 12, 44–45). И в этих словах Господа отражено великое значение веры в Него. Верующий в Сына верит и в Бога Отца не только потому, что у Них одна и та же Божественная природа, но и потому, что вообще честь, оказываемая Посланному, относится и к Пославшему.
Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь говорит как бы так: кто созерцанием ума обнял существо Мое, насколько возможно человеку, тот обнял и существо Отца. Кто Меня признал Богом, тот, без сомнения, признает и Отца. Ибо Я – Образ Отца. Всем этим показывается единосущие Отца и Сына».
Продолжая говорить о Своем единосущии с Отцом, Спаситель возвещает: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12, 46). Так как Бог Отец везде в Писании называется Светом, то и Христос называет Себя Светом. Таким образом, Он показывает великое сродство с Отцом и не полагает никакого различия, потому что вера в Него переходит к Отцу. А Светом Он Себя назвал потому, что Он уничтожает заблуждение, рассеивает умственный мрак и Своими Божественными делами и словами являет людям лучи Божества.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Слово "свет" как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков. Но Христос, называя Себя Светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель Божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте. Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним».
И действительно, нет большего утешения для христианина, чем быть избавленным от вечного мрака, от власти тьмы, и самому стать светом в Господе.
И так как воля Божия заключается в спасении всякого, кто доверится Сыну Божиему, Христос указывает: И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47). И под этими словами Христос подразумевает, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не суд над ним.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о свете Божием как о действии Бога в человеке, как о Божием даре, спасающем человека от вечной тьмы, как о Божией любви к своему творению.
Сам Господь является Светом, пришедшим в мир для того, чтобы верующие в Него не оставались во тьме, но следовали той истине, которую Он открывает. Следовать этой истине означает словом и делом свидетельствовать о том, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся для спасения людей.
Помогай нам в этом воскресший Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!