Евангелие от Матфея, глава 20, стихи 17–28
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Матфея (Мф. 20, 17–28).
20.17. И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
20.18. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
20.19. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20.20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
20.21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
20.22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
20.23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
20.24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
20.25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
20.26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
20.27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
20.28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Мф. 20, 17–28)
Находясь на пути в Иерусалим, Господь подозвал двенадцать учеников и снова поведал им о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении.
Тогда приступила к Нему мать Иакова и Иоанна Зеведеевых. Вероятно, из всего сказанного Спасителем Иакову и Иоанну запомнился лишь титул Сына Человеческого, который, по их мнению, был связан со славой и триумфом.
Думая о времени, когда Христос провозгласит себя царем в Иерусалиме, и надеясь на собственную выгоду, братья Зеведеевы привели свою мать, которая обратилась ко Христу с просьбой: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем (Мф. 20, 21). Места по правую и левую руку от царя обычно принадлежали высокопоставленным придворным и, следовательно, были самыми почетными.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Представляя себе… исцеления бесноватых, воскрешение мертвых и все другие Его чудеса, а потом, слыша такие предсказания, они изумлялись и недоумевали: неужели Сотворивший все это должен подвергнуться таким мучениям? Потому-то они то верили, то не верили словам Его и не могли понять их. Эта темнота разумения их была так велика, что сыны Зеведеевы приступили к Нему в то же самое время и разговаривали с Ним о председании. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить через нее Христа».
Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило просить самоотречения и мученичества за имя Христово. Поэтому Господь вопрошает: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20, 22). Эти слова указывают именно на то, что приближение ко Спасителю в Его Царстве заключается в уподоблении Ему в страданиях.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Спаситель указывает, что ученики не знают и не понимают, в чем заключается Его истинная слава и Его истинное владычество и царство. Это – слава, владычество и царство Отрока Господня, предающего Себя в жертву для искупления человечества… В сущности, в словах матери сынов Зеведеевых и их самих содержалась просьба о допущении к страданиям, которые предстояли Христу и о которых Он уже говорил раньше. Поэтому реальный смысл просьбы был страшен; но ученики не подозревали этого».
Зная, что со временем апостолы пострадают за Него, Христос пророчески сказал Иакову и Иоанну: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф. 20, 23).
И действительно, Иаков был обезглавлен внуком Ирода Великого Иродом Агриппой. Иоанн же хотя и не погиб как мученик, но много пострадал за Христа.
Остальные ученики, узнав о просьбе братьев, были возмущены. Поэтому Христос, призывая всех к смирению, говорит: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26–27).
Дело в том, что в обществе почетным считается править и руководить. Но у последователей Христа иные ценности и приоритеты. В Царствии Небесном главным является служение другим. И именно поэтому Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
Наш же с вами спасительный подвиг, дорогие братья и сестры, выражается в смиренном и добродетельном служении ближним, потому что именно так мы служим Богу и собираем сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Божественная литургия 6 октября 2024 года
Церковный календарь 6 октября. Преподобные жены Ксанфиппа и Поликсения
Православный словарь. Нечаянная радость
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!