Евангелие от Марка, глава 10, стихи 2–12
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Марка (Мк. 10, 2–12).
10.2. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
10.3. Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
10.4. Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
10.5. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
10.6. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
10.7. Посему оставит человек отца своего и мать
10.8. и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
10.9. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10.10. В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
10.11. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
10.12. и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
(Мк. 10, 2–12)
Каждый раз, когда фарисеи приступали к Иисусу Христу с каким-либо вопросом, они делали это не для того, чтобы научиться от Него, но чтобы искусить Его, не скажет ли Он чего-нибудь противного закону, дабы можно было обвинить Его. Так и в этот раз они спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? (Мк. 10, 2).
Об этом был спор среди фарисеев и народа. Теоретически идеал иудейского брака не имел равного в тогдашнем мире. Но практика была совсем иной: по иудейскому закону женщина считалась вещью, у нее не было никаких прав, она находилась в полной власти мужа, главы семьи. Мужчина мог развестись со своей женой почти на любом основании, женщина же могла потребовать развод лишь по нескольким причинам.
Фарисеи утверждали, что Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться (Мк. 10, 4). Действительно, по закону Моисея (см. Втор. 24, 1) позволялось дать жене разводное письмо, если после брака она не найдет благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь противное.
А что должна была значить эта фраза? В толковании этого предмета существовало два направления. Одни, следуя учению раввина Гиллеля, говорили, что разводиться можно по всякой причине; другие, по учению раввина Шаммая, утверждали, что развод допустим только по причине прелюбодеяния. Потому фарисеи и ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него сторонников противоположного мнения.
Господь ответил: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь (Мк. 10, 5).
Борис Ильич Гладков объясняет эти слова следующим образом: «Моисей знал свой жестокосердный народ; он понимал, что запрещение отпускать жену, потерявшую благоволение мужа, вынудило бы евреев прибегать к другому средству избавляться от нелюбимых жен: женоубийству, поэтому он снисходительно смотрел на укоренившийся обычай и, не узаконивая развод вообще, ограничился лишь воспрещением вторично брать отпущенную жену, уже оскверненную другим».
Моисей позволил развод лишь по жестокосердию, вследствие того, что мужья мучили и истязали нелюбимых ими жен, то есть допустил меньшее зло ради избежания большего. Христос же восстанавливает первоначальный закон брака, утверждая его нерасторжимость.
Не делая никакого намека на различие мнения раввинов, Господь указывает на образ творения Богом мужа и жены и, раскрывая тем самым истинный смысл брака как богоустановленного учреждения, премудро разрешает искусительный вопрос.
Спаситель подразумевает, что брак по самой своей природе является нерушимым институтом, столь крепко соединяющим двух людей, что этот союз не может быть разрушен никакими человеческими законами и постановлениями. Он был убежден в том, что так уж заложено в строении всей вселенной, что брак предполагает абсолютное постоянство и единство.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, следовательно, в намерении Творца было, чтобы мужчина имел лишь одну жену и не оставлял бы ее. Эта связь супружеская ближе и теснее, чем кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены: два человека становятся как один, по мыслям, чувствам, намерениям, действиям – они должны быть одним существом. А если они так соединены, по первоначальному Божественному установлению, то и не должны разлучаться».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что настоящей основой брака является любовь, преодолевающая гордость. Отсюда и складывается идеал брака как идеал отношений, в основе которых лежит смирение друг перед другом и понимание другого человека, потому что на это способна только любовь.
Другими словами, такой является настоящая Христова любовь, которая знает, что найдет себя в самозабвении, не ищет своего и, потеряв себя, обретает полноту. И только с помощью такой любви человек может постичь абсолютность истины и преобразиться в Божественном свете.
Помогай нам в этом Господь!
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!