Евангелие от Луки, глава 7, стихи 36–50
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в понедельник, за богослужением читается Евангелия от Луки (Лк. 7, 36–50).
7.36. Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
7.37. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
7.38. и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
7.39. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
7.40. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
7.41. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
7.42. но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
7.43. Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
7.44. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;
7.45. ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
7.46. ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
7.47. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
7.48. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
7.49. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
7.50. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
(Лк. 7, 36–50)
Событие, описанное евангелистом Лукой в сегодняшнем евангельском чтении, происходит в доме фарисея Симона. Дом состоятельного человека обычно строился в виде квадрата и находился в центре открытого со всех сторон внутреннего двора.
Во дворе часто располагался сад, где в теплое время года совершались трапезы. Когда на обеде присутствовал раввин-учитель, то обычно приходили самые разные люди, им позволялось слушать сокровища премудрости учителя. Этим и объясняется присутствие на обеде женщины, о которой мы слышим в евангельском чтении.
Нам неизвестна подлинная причина, по которой Симон-фарисей пригласил Господа в свой дом. Скорее всего, Симон был тщеславным человеком, который просто хотел удовлетворить свое любопытство, пообедав и пообщавшись с Учителем из Галилеи. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. 7, 37–38).
Вне всякого сомнения, она слушала Господа в толпе народа и поняла, что именно Он протянет ей руку помощи, поможет выбраться из неправедной жизни. Она желала излить дорогое благовонное масло на ноги Иисуса Христа, но когда увидела Спасителя, заплакала, и слезы полились на Его ноги.
Святитель Лука Крымский пишет: «Два сердца человеческих пред нами: всеми презираемое и поносимое, но полное тоски по чистоте и преклонения пред высшим совершенством и святостью, оправданное Господом Иисусом Христом сердце блудницы, и самоправедное, не преклоняющееся даже пред Величайшим Чудотворцем сердце фарисея Симона».
Видя некое смущение Симона-фарисея, Господь обратился к нему и ко всем слушающим Его людям с притчей о двух должниках. Рассказывая эту притчу, Спаситель желал научить, что в действительности не сила любви измеряется количеством прощенных грехов, а прощение даруется по силе этой любви, возрождающей грешника.
Борис Ильич Гладков поясняет: «Симон и все его гости должны были понять, что под заимодавцем притчи Христос разумел Самого Себя, Которому все люди должны, перед Которым все грешны, одни более, а другие менее; и никто из этих должников не может освободиться от последствий своих грехов, несмотря на слезы покаяния, если не будет прощен Заимодавцем».
Таким образом, дорогие братья и сестры, перед нами два примера: самодовольный фарисей Симон и искренняя женщина, хотя и грешница, но с сердцем, преисполненным любовью. Самый гибельный грех – считать себя безгрешным, искренний человек всегда осознает свою греховность и видит свои грехи, а значит – в момент покаяния сильнее ощущает действенную любовь Божию.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Царицы Золотого века
Этот день в истории. 4 ноября
День ангела. 4 ноября
Церковный календарь 4 ноября. Казанская икона Божией Матери
Евангелие 4 ноября. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!