Евангелие 18 октября. Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям…

18 октября 2024 г.

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 31–35

Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, в день памяти святителей Московских, за богослужением Святая Церковь для нашего размышления предлагает отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 5, 14–19) и рядовое зачало из Евангелия от Луки (Лк. 7, 31–35).

7.31. Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

7.32. Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

7.33. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

7.34. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

7.35. И оправдана премудрость всеми чадами ее.

(Лк. 7, 31–35)

В сегодняшнем евангельском отрывке евангелист Лука передает слова Спасителя, произнесенные Им после похвалы Иоанну Крестителю.

Вспомним, что Предтеча посылает своих учеников к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? (Лк. 7, 20). То есть: «Ты ли – Христос»? Господь отвечает, приводя в пример те чудеса и знамения, которыми Он явил в Себе пророчества о Христе. А после того, как ученики Предтечи отходят, Спаситель обращается к народу со словом об Иоанне и переходит к вопросам о тех людях, которые собрались возле Него: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? (Лк. 7, 31).

Этот вопрос был задан неспроста. Дело в том, что многие люди, собравшиеся вокруг Христа, некогда были учениками или слушателями слов Иоанна Крестителя и теперь сравнивали Предтечу и Иисуса. Но Господь предлагает задуматься не о том, кто лучше: Иоанн или Он, а о том, с кем люди могут сравнить самих себя.

Господь приводит интересный и, наверное, трудный для нашего понимания пример: Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали (Лк. 7, 32).

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исаия: Вот я и дети, которых дал мне Господь... (Ис. 8, 18). Таким образом, эти дети сидели на площади: как говорится по-гречески, ενἀγορα [ен агора], то есть на месте, где было много продажного… неудивительно, что вы презрели двоякий путь ко спасению, так как вы одинаково осмеяли и пост, и вкушение яств. Если вам угоден пост, то почему не был угоден Иоанн? Если же вкушение яств, то почему не был приятен Сын Человеческий?»

Господь не зря сравнивает окружавших Его людей с детьми. Дети – это те, за которых всегда будет болеть сердце любящего родителя. Особенно если пристальный взор будет наблюдать, как любимые чада ступают на путь погибели через своеволие и своенравие.

Наверное, каждый ребенок проходит через период своенравия, когда он отвергает помощь родителей словами «я сам» и не соглашается следовать никакому примеру. Но, к сожалению, если внешнее проявление своенравия заканчивается, то внутреннее беспринципное поведение – не всегда. Это и показали иудеи перед лицом Спасителя. Явился Иоанн, вел аскетическую жизнь отшельника, но книжники и фарисеи заявили, что он безумный, у которого какой-то бес отнял разум. После него явился Иисус: Он жил жизнью простых людей и вникал во все их дела и заботы, а книжники и фарисеи упрекали Его в том, что Он чересчур привержен земным наслаждениям.

Блаженный Феофилакт замечает: «Здесь намекается на своенравие иудеев: им, людям своенравным, не нравились ни строгость Иоанна, ни простота Христова, но они были подобны капризным детям, которым нелегко угодить: хоть плачь, хоть играй на свирели – все им не нравится».

Им, фарисеям и книжникам, ждавшим Мессию как великого царя-завоевателя, ничем не смог угодить великий постник Иоанн, призывавший их к печали и сокрушению о своих грехах; также не смог угодить им и Иисус Христос, Который, в противоположность Иоанну, не отказывался разделить трапезу с грешниками в надежде спасти их. Но здесь же Спаситель добавляет: оправдана премудрость всеми чадами ее (Лк. 7, 35).

Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Эти "чада премудрости" – простой иудейский народ, кающиеся мытари и грешницы, уверовавшие во Христа и принявшие Его Божественное учение всем сердцем; это они "оправдали" Бога и премудрость Его, то есть показали, что Господь устроил спасение людей и верно, и мудро. И именно им открылась премудрость Божия, недоступная гордым фарисеям».

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, Господь научает нас мудрости выбора. Он каждому из нас дает свободу воли, свободу выбора пути, следуя которым мы непременно придем в Царство Божие. Один путь отшельничества и аскетизма, другой – путь в мире со Христом. Но на каждом из них есть одно важное условие – послушание и смирение. И как нет большего проявления любви к родителям, чем послушание, так нет и большего проявления любви к Богу, чем исполнение Его воли.

Помогай нам в этом Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X