Евангелие от Луки, глава 20, стихи 9–18
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 20, 9–18).
20.9. И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
20.10. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
20.11. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
20.12. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
20.13. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
20.14. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
20.15. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
20.16. Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
20.17. Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
20.18. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
(Лк. 20, 9–18)
Господь наш Иисус Христос не раз говорил с иудеями притчами, содержавшими образы, которые составляли неотъемлемую часть иудейского мышления и творчества. Рассказанная в этот раз история вполне могла произойти в Палестине в эпоху Спасителя. Некоторый человек, под которым подразумевается Господь Бог, насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время (Лк. 20, 9).
Под виноградарями понимаются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Господь дал им всю полноту власти над еврейским народом с тем, чтобы они потом предоставили Ему плоды своего управления, показали бы, что они воспитали народ в духе закона Божия.
Через некоторое время хозяин отправил к ним своих «рабов», то есть пророков. Но злые виноградари побивали всех рабов – так поступали с пророками иудейские начальники. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свои интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Наконец, хозяин виноградника решил: Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся (Лк. 20, 13).
Таким образом, последним чрезвычайным посланником Божиим к иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. Первосвященники и старейшины иудейские, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом, рассуждали меж собой: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше (Лк. 20, 14).
Святитель Феофан Затворник отмечает: «Притча о винограднике изображает Ветхозаветную Церковь; делатели – это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у нее виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала святые апостолы, потом их преемники – архиереи со всем священством. Виноградник Божий – один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века – приносить Господину винограда плод – спасенные души».
В заключение притчи Христос называет Себя Камнем, Который отвергли строители, то есть вожди иудейского народа, но Который сделался главою угла – стал краеугольным камнем величественного здания Новозаветной Церкви.
Какие же выводы, прочитав эту притчу, мы должны сделать сегодня?
В притче говорится, что виноградник был снабжен всем необходимым для легкой и эффективной работы: в этом мы видим величайшую щедрость Божию в жизни и в мире, который Он дал людям.
Сказано в ней и о доверии Бога: хозяин удалился и предоставил виноградарям самим вести дело. Бог доверяет нам настолько, что предоставляет свободу строить нашу жизнь по своему усмотрению.
Также в притче показано долготерпение Божие: хозяин неоднократно давал виноградарям возможность заплатить свой долг. Он проявил к ним терпение, которое они едва ли заслужили. Говорится в ней и о конечном торжестве правосудия Божия: люди, может быть, пользуются терпением Бога, но в конце концов восторжествует правосудие и справедливость.
Так Господь раскрывает нам с вами, дорогие братья и сестры, мудрость Своего управления миром. Не посрамим же нашу свободу, доверие Божие, терпение и любовь Его к каждому из нас.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 декабря
День ангела. 9 декабря
Церковный календарь 9 декабря. Преподобный Алипий Столпник
Евангелие 9 декабря. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
Читаем Апостол. 9 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!