Евангелие от Луки, глава 11, стихи 47–54; глава 12, стих 1
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в четверг, за богослужением читаются два евангельских зачала: от Матфея (Мф. 10, 1, 5–8), посвященное памяти святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии, и рядовое чтение от Луки (Лк. 11, 47–54; 12, 1).
11.47. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
11.48. сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
11.49. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
11.50. да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
11.51. от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
11.52. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
11.53. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
11.54. подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
12.1. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
(Лк. 11, 47–54; 12, 1)
Евангельское чтение сегодняшнего дня начинается со следующих слов Господа: Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы (Лк. 11, 47–48).
Этими словами Господь обличает книжников за то, что они изображают из себя почитателей пророков, которых убивали их отцы, а живущих рядом с ними, тех, кто послан Богом с такой же пророческой проповедью, ненавидят. Лицемерно строя гробницы пророкам, то есть воздвигая в их честь памятники над могилами, они в то же время испытывают чувство вражды к тем своим современникам, которые приходят в духе и силе пророков.
Господь знает, что народ, который Он избрал и любил, поднимет руки свои против Него и что в грядущие дни Его вестников и посланников снова будут гнать, отвергать и убивать, и говорит в Своей премудрости: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом (Лк. 11,49–51).
Убийство Авеля как первое убийство праведника в Библейской истории было выражением злобы Каина, но злоба эта развилась и дошла до чрезвычайного усиления в современных Христу фарисеях и книжниках. Последним же убийством стало убийство Захарии, сына священника Иодая, иудейским царем Иоасом между храмом и жертвенником.
Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк. 11, 52), – говорит Господь, обличая присвоивших себе исключительное право понимать и по-своему толковать другим волю Божию. Толкование Священного Писания законниками было настолько своеобразным, что простому человеку было трудно что-нибудь понять. В своем заблуждении законники отказывались видеть истинное значение Писаний и не позволяли другим толковать их.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Осуждает Господь законников и за то, что они взяли ключ разумения, то есть взяли как бы в свое всецелое обладание ветхозаветный закон, который должен был приводить людей ко Христу, и, овладев этим ключом, ни сами не входят в Царство Христово, ни других не допускают, превратно толкуя закон».
Предостерегая беречься закваски фарисейской, которая есть лицемерие (Лк. 12, 1), Господь говорит об этом прежде всего Своим ученикам, но в присутствии множества народа, чтобы придать больше веса Своему предостережению. Под закваской следует понимать вообще весь образ мыслей, направление, дух учения фарисеев и их деятельности. Господь Своими словами хотел обозначить развращающее влияние учения и деятельности фарисеев на народ.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) замечает: «Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; наоборот, учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера, для которого никакой грех не страшен, никакая добродетель не уважительна; он надеется и прикрыть всякий грех, извинить, оправдать его, и заменить всякую добродетель притворством».
Так, дорогие братья и сестры, Господь наставляет и нас на путь истинности понимания веры и закона Божьего. Мы не можем следовать только внешним аспектам религиозной практики, не обращая внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Очень важно не просто исполнять предписания, а еще и иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, творя дела любви и милосердия и усердно трудясь во спасение души.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Минск. Акафист святителю Иоанну Шанхайскому и Пресвятой Богородице «Целительнице»
Москва. Спектакль «Это сам Христос — малютка»
Казань. Беседы по основам Православия как подготовка к Таинству Крещения
Прогноз погоды на 6 декабря 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!