Евангелие от Иоанна, глава 14, стихи 1–11
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, Святая Церковь празднует память преподобного Иустина Поповича и день прославления во святых праведного Иоанна Кронштадтского, предлагая за богослужением в память о святых особые евангельские зачала, присоединяя их к рядовому чтению от Иоанна (Ин. 14, 1–11).
14.1. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
14.2. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
14.3. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
14.4. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
14.5. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
14.6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
14.7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
14.8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
14.9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
14.10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
14.11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Ин. 14, 1–11)
Желая приободрить учеников перед грядущей крестной смертью, которая прославит Его, Спаситель говорит: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1).
Этими словами Христос показывает апостолам, что отшествие Его из этого мира необходимо, чтобы привести их в постоянное, уже вечное общение с Ним: Спаситель открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовить им место в доме Своего Отца.
Борис Ильич Гладков отмечает: «Казалось бы, апостолы должны были понимать, что Христос идет к Своему Отцу, то есть к Богу, и что путь этого восшествия к Богу есть путь страданий, смерти и Его Воскресения. Но они так еще были отуманены ложными еврейскими понятиями о Царстве Мессии, что никак не могли догадаться, о чем говорит Христос. И вот один из них, Фома, сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? (Ин. 14, 5)».
Спаситель говорит в ответ: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6). То есть путь, ведущий Христа к Богу, – это Его страдания, смерть и воскресение.
Путь же, ведущий к Богу людей, – это Сам Христос, открывший людям истину Божию и путь к вечной жизни. Именно этим путем они должны идти к Отцу, чтобы наследовать жизнь в ожидающих их вечных обителях.
Ранее Господь обращается к ученикам как к понимающим Его предназначение: куда Я иду, вы знаете, и путь знаете (Ин. 14, 4). Но затем добавляет: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14, 7).
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что этими словами Господь «не противоречит Себе, потому что ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало. Бога они знали, а Отца еще не знали. Уже впоследствии Дух, сошедший на них, сообщил им совершенное знание. Смысл слов Христа такой: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы и Отца».
Несмотря на такие пояснения, маловерие все еще смущало апостолов, а потому Филипп, сходный по характеру с Фомой и, следовательно, отличавшийся рассудительностью, обратился ко Господу со следующей просьбой: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас (Ин. 14, 8). Конечно, Филипп хотел видеть Бога Отца телесными очами, быть может, потому как слышал, что такого видения удостаивались пророки. Но Христос наставляет его на путь истины и убеждает познавать Отца через Себя: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9). И под этим видением Христос подразумевает веру. Господь внушает Филиппу ненужность его просьбы, поскольку через дела, учение и саму Богочеловеческую Личность Христа они давно должны были познать Бога Отца.
Александр Павлович Лопухин поясняет: «"Видеть" Отца во Христе – все равно что "верить" в то, что Сын пребывает в Отце, действует во имя Его и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает… на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец».
Много дел Божественной силы и Божественного милосердия совершил Христос; и во Христе Отец. И эти чудеса не только убеждают в Божественности Христа тех, кто не знает Отца, но и утверждают веру последователей Христовых.
И как Господь доказывает Свое посланничество от Бога Божественностью Своих дел, так и мы, дорогие братья и сестры, будем свидетельствовать о том, что мы Его ученики, наполняя этот мир милосердием посредством наших добрых дел по отношению к ближним.
Помогай нам в этом Господь!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Плод веры. Старший научный сотрудник Центра музейной политики НИИ наследия Ольга Кирьянова. Часть 1
Хранители памяти. Музей истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Кузбасский ковчег. 21 января 2025
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!