Гость студии — руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Каменский и Камышловский Мефодий. Ведущая Светлана Ладина. 1-я часть.
− 26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Для нас это повод посвятить все эфиры проекта «Союз онлайн» рассказу о церковной помощи наркозависимым. И помощь эта оказывается изо дня в день, из года в год, а не только по праздникам. Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент сюжета о форуме, который совсем недавно, в конце мая, собрал людей, работающих в этом направлении.
Стихотворение Анны Каменской читает епископ Мефодий:
Мне дорога зависимость одна −
Это моя зависимость от Бога.
Мне ведомо, наступит день суда,
И на суде нас уличат во многом.
Но даже там я буду уповать
На милость Божью, ни на что иное.
Мне без Него себя не оправдать,
Я без Него − заведомо пустое.
Я верю, все дается неспроста.
Наш каждый день − великая награда.
Чем больше мы зависим от Христа,
Тем дальше отстоим от тьмы и ада.
От многого зависим человек,
Но лишь одна зависимость не губит:
Потребность в Том, Кто царствует вовек.
Потребность в Том, Кто истинно нас любит.
Мне ведомо, наступит день суда,
И на суде нас уличат во многом.
И вот тогда поймем мы, лишь тогда,
Как нам нужна зависимость от Бога.
− Владыка, знаете, что меня поразило при просмотре этого репортажа? Там собрались очень красивые и радостные люди. Кажется, что эта тема вызывает страх, ужас и желание от нее отгородиться. Но люди, которые в нее погружены, производят впечатление самое благоприятное. Как это получается?
− Но это естественно, мне кажется. Если мы живем с Богом, то у нас есть заповедь: всегда радуйтесь! Это по заповеди. А если говорить о наркомании, то когда человек выздоравливает − это же радость! Печаль − когда он заболевает, когда страдает. Когда исповедуешь человека, он приходит со страшными грехами, исповедует их, преодолевая себя, говорит о том, о чем никому никогда не говорил. И он в страхе от того, как к нему отнесется тот, кто слушает: священник, архиерей, духовник… А духовник радуется! Радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике. Поэтому мы работаем с кающимися грешниками. Какая радость!
− Вы сейчас проводили семинар в Екатеринбурге, буквально несколько часов назад он завершился. Кто были участники этого семинара и какие у Вас впечатления?
− Участники семинара – люди, которые работают с теми, кто страдает от этой проблемы. В числе участников семинара представители системы исполнения наказаний, а там очень много зависимых и тех, кто распространял наркотики. А также клирики, священники Екатеринбургской епархии. Очень важно, чтобы священники знали о том, что такое наркомания, кто такие наркоманы и как им помогать. Вот в этом, собственно, и был смысл нашего короткого семинара. Но за короткое время можно снять стигму, завесу с этой темы и узнать, что на самом деле тут нет ничего страшного. Не так страшны наркоманы, как их малюют.
− Я для себя усвоила, как мне кажется, несколько основных принципов церковной помощи наркозависимым. Они, как мне представляется, должны снять страхи со священнослужителей, которые, встречая в храме наркомана, человека, страдающего наркозависимостью, могут испугаться: что мне с ним делать? Я к этой теме никогда не имела отношения и вообще боюсь этого! И я для себя услышала на этом семинаре, что наркомания − это производная одной из восьми основных страстей. Работать надо с первопричиной, тогда ее следствие можно будет побороть. И получается, что священники, как люди богословски и аскетически грамотные, понимают, как работать со страстями. И тогда это не так страшно. Хотя, конечно, каждый со своей основной страстью борется всю жизнь, до гробовой доски.
− Страшно то, что аскетическая традиция из Церкви не то чтобы совсем улетучилась, но в целом не востребована, к сожалению. То есть к нашим священникам, к нашей пастве трудно применить слова: аскеты, постники или трезвенники. Потому что трезвение − это тотальный контроль над своим поведением, деяниями, мыслями, чувствами и пожеланиями. Причем контроль с помощью Бога. То есть мы себя Богу отдаем на контроль и сами себя контролируем. Такой двойной контроль, двойное внимание. Внимание Бога к нам, а нам надо понимать, что Господь нас видит. С помощью Бога исправляем то, что у нас плохое. Это делание самое серьезное.
Поэтому трезвение – это высшая аскетическая деятельность. Трезвенник не тот, кто не пьет вина, не упивается, а тот, кто контролирует себя во всех планах своего бытия. И контролирует свои отношения с Богом и с людьми. К сожалению, у нас это делание недостаточно востребовано. И наши отцы, многие из них, совсем не аскеты, к сожалению. Но если человек начинает заниматься с проблемными людьми, то, в принципе, он сам начинает расти как преподаватель, наставник, как воспитатель, духовник.
Поэтому работа с наркозависимыми имеет и этот положительный момент: человек востребован. Востребован во всей полноте как духовник, как пастырь. В общем, это такое доброе дело. Тем более что Богу эти люди нужны, поэтому Бог просвещает делателя, помогает ему.
− Получается, что фраза «врач, исцелись сам» может в данном контексте прозвучать как призыв.
− В каком-то смысле да, мы тоже участники процесса. То есть, воспитывая детей, мы воспитываемся сами. Воспитывая паству, ты сам становишься образцом для подражания, по крайней мере, стараешься им быть. Показать пример, как апостол Павел говорил: «Подражайте мне, как я Христу». Понятно, что, может быть, не всякий священник такой же объект для подражания, как апостол Павел. Очевидно, что это так. Но все-таки мы к этому призваны. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
− Такая мощная мотивация заняться собой, занимаясь другими. Владыка, вот еще одно доказательство в копилку того, что наркомания как бы страсть вторичная, вагон, прицепленный к основному паровозу, к основной страсти. Вот первый этап: человек пробует наркотики, чтобы получить удовольствие, и тем самым удовлетворить какую-то свою основную страсть. А на следующем этапе он уже вынужден это делать, чтобы ему не было плохо. Но ведь с любой страстью так.
− Человек преследует некую цель, и ради достижения этой цели он использует неправильное средство, наркотик. Если бы у нас был взгляд на мир такой же, как и взгляд у Бога, то вообще проблем бы не было. К сожалению, у нас такое страстное косоглазие сегодня у всех, от рождения.
− Я прочитала Ваше интервью, которое сегодня вышло на церковных интернет-ресурсах. Вы там говорите, что учились такому взгляду на людей, страдающих наркотической зависимостью. В частности, говорите: «Ко мне приходит Василий, Петр, Сергей… Люди!» Не наркоман Василий, наркоман Петр, наркоман Сергей, а люди, страдающие наркоманией. А как Вы учились этому взгляду? Что делали?
− Не только взгляду на наркоманов, а вообще на людей. Собственно, человек – это образ Божий. Он может быть искажен. Всякий раз мы общаемся с человеком по-новому, кто бы он ни был. Вчера он был один, завтра будет другой. Иногда надо уступить, отстраниться, иногда, наоборот, поддержать. Но в любом случае я не знаю, кто есть кто. У человека есть имя, он личность. И кто он будет в перспективе − знает только Бог. Даже ангелам это знать не дано. По крайней мере, в притче так сказано, когда пришли ангелы и говорят: давай, Господи, подергаем плевелы. А Господь говорит: нет, вы можете выдергать и пшеницу. То есть можете ошибиться. Поэтому мы не знаем, кто есть кто. И никто не знает, что есть в этом человеке. Люди проявляют себя по-разному. И нам надо найти контакт с добрым и пройти мимо контакта с плохим.
Человек может повернуться к нам той или другой стороной. И часто мы сами провоцируем то или иное отношение к себе. Человек пришел в другом состоянии − слава Богу! Собственно, Бог нас так принимает. Но человек грешит − одна ситуация. Пришел с покаянием, исправлением − другая ситуация. Как будто до этого ничего и не было. Мы встречаем человека таким, каким он пришел сейчас.
Конечно, иногда, когда человек нам сильно досадил, мы проявляем большую осторожность. Но в итоге мы все равно не закрываемся.
Ведущая Светлана Ладина
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!