Об аскетическом перевоспитании, покаянии, этапах помощи в борьбе со страстями.
Гость студии — руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Каменский и Камышловский Мефодий. Ведущая Светлана Ладина. 2-я часть.
– «Каждый человек – ручное изделие Бога. И в то же время каждый человек может быть проблемой Бога. А Церковь – это система сопровождения в Царство Небесное». Такие высказывания я сегодня услышала на семинаре, который прошел в Екатеринбургской епархии. Дата выбрана не случайно. 26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.
Уважаемые союзники, это вторая часть программы «Есть что сказать» с епископом Каменским и Камышловским Мефодием, руководителем Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Владыка, мне эти фразы запали в душу. Если можно, расскажите о каждом тезисе более развернуто. «Каждый человек – ручное изделие Бога».
– Эта вещь практически очевидна. Не близость мужчины и женщины, а деятельность Бога творит человека. Была первая женщина с незамутненным сознанием. Когда родился первый человек, она сказала, что приобрела человека не от мужа, а от Бога. Это правильно. Душа – это простое существо. Из двух простых существ – из души мужчины и женщины – можно создать только что-то простое. Это только Богу возможно.
Второе: душа – это часть человеческой природы, а человек – это еще и личность. Личность человека (так же, как и личность ангела) – это действительно персональный продукт Бога, Который создал его не по общему типовому, а по индивидуальному проекту. Каждый человек – индивидуальный, ручной проект Бога. Поэтому каждый проект имеет свое имя. Действительно, человек – это Божие изделие. К этому так и относятся.
Даже более того, Бог просвещает всякого человека, грядущего в мир (крещеного или некрещеного), вкладывает в него начатки сознания, познания, смыслы. Когда ребенок начинает говорить, как он понимает смысл произносимого? Помести меня сейчас в иноязычную среду – к китайцам, я ничего не пойму. Может быть, только самые примитивные понятия, и то с большим трудом.
Кстати, интересно, что ребенок, когда начинает говорить, говорит о себе в третьем лице, а не через «я». Например: «Вася хочет кушать». Это очень важно. А потом постепенно, в более старшем возрасте, начинает прорываться слово «я». И затем Бог отпускает его к самопознанию.
И Адам давал имена зверям. Фактически Господь, но через Адама. Адам видел суть зверей и давал им названия. Поэтому Адам тогда и не ошибался. Когда согрешил, конечно, связь с Богом сильно повредилась.
– И тогда мы стали проблемой для Бога?
– Нет, мы всегда проблемы для Бога. Поэтому был Предвечный Совет, Господь знал, что придется повозиться с этим созданием. И не однажды. Даже написано: «Раскаялся Господь, что людей сотворил». Такие были переживания. Конечно, это по-человечески сказано. Бог не страдает. Тем более Он все предусмотрел наперед.
Но человек – проблема для Бога. Человек может не послушаться Бога, выйти из послушания, может не полюбить Бога, а возненавидеть. Мы не можем заставить себя любить, и Бог не может заставить Себя любить. Но, с другой стороны, любовь к Богу – это подарок. Господь ни в чем не нуждается, а тут он получает подарки. Поэтому каждый человек – это проблема, и каждый человек – это подарок, дар. В каком-то смысле мы дарим Богу любовь, и это подарок от нас.
– «Церковь – система сопровождения в Царство Небесное».
– Слышал, как один владыка сказал двум молодым: «Хотите попасть в Царство Небесное?» Они говорят: «Хотелось бы подольше пожить».
Царство Небесное уже пришло. И мы должны в него войти здесь, и тогда для нас уже не будет страшна смерть. Даже есть заповедь: прежде всего ищите Царства Небесного. И в этом смысле мы должны врасти в Царство здесь, на земле.
А Церковь и есть явление Царства Небесного. И в каком-то смысле наше воцерковление есть наше вхождение в это Царство. Начинается оно с рождения в первую очередь. Рождение – это таинство. Если бы мы не родились, то куда бы мы вообще вошли? Нас просто не было бы.
А когда мы родились, мы вписываемся в Книгу Жизни, усыновляемся Богу, мы все приемные дети у Бога. Даже Господь говорил: если вам и бесы повинуются – это мелочь по сравнению с тем, что имена ваши написаны на небесах.
Когда человека крестят, ему дают свидетельство, что его крестил такой-то батюшка. Есть такое свидетельство и там, наверху, в котором написано имя крещеного человека. Всё – с этого времени мы дети Божии. Соответственно, вести себя должны как дети.
И Церковь нас поддерживает: если мы оступились, заблудились, она нас к себе возвращает и примиряет с Богом. Собственно, суть таинства Покаяния – это примирение с Богом. Опять нагрешили, сделали глупость, гадость, подлость, но все равно можно помириться с Богом.
– Это описание духовного пути христианина; и это же описание церковной системы помощи людям, страдающим наркотической зависимостью.
– Любой зависимостью. Мы зависим ото всех, но у нас нет зависимости от Бога. Есть такие понятия, как зависимость и независимость. Любовь совершается в свободе, и Господь нашу свободу не насилует, в отличие от нас, насилующих свободу других. Для того чтобы быть свободным, надо в первую очередь научиться не попирать чужую свободу. И тогда ты будешь более свободным. Отношения с Богом свободны, и в этом есть большая радость.
Когда тебя полюбили (я говорю не о Боге, а о человеке) – мир меняется. То есть когда ты любим – это совсем другое бытие в мире, когда ты знаешь, что тебя любят, живешь тем, что тебя любят. Но когда тебя любит Бог, а это тоже можно почувствовать, то это еще более значимо. Отношения с Богом строятся в этой парадигме: в парадигме свободы, а не зависимости.
– Владыка, систему церковной реабилитации вы называете аскетическим перевоспитанием. Это очень интересно. То есть это работа со страстями, которыми каждый из нас болеет. Есть ведь основная страсть и сопутствующие страсти, которые, может, тихо-мирно себя ведут до поры до времени и не проявляются. Но есть та, которая нас заставляет ей служить. Сначала мы думали, что это она нам служит, потом оказалось, что наоборот. Есть такой писатель на Кубани – Николай Александрович Зиновьев, я очень люблю его стихи. У него есть такие строки:
Бог открыл мне по-Отечески
С криком третьих петухов:
Строй у нас – рабовладельческий, –
Мы рабы своих грехов.
Система этой помощи (насколько я поняла из того, что прозвучало на семинаре) такова: надо помочь человеку понять, что он в беде; рассказать ему, что из этой беды есть выход… Немного отвлекусь. Психологи говорят, что когда люди в метро видят табличку «выхода нет», у них бывают при определенном психическом настрое панические атаки вплоть до каких-то суицидальных мыслей. Так вот, выход есть. Это надо написать большими буквами практически для любой ситуации. И третье – помочь человеку обрести веру в себя, чтобы он верил в то, что у него все получится. Но мы опять возвращаемся к любви Божией. Если ты любимое создание Божие, то как у тебя может что-то не получиться? Один человек плюс Бог – это много.
– Но надо быть уверенным, что Бог на твоей стороне. Знаете, отношения с Богом очень непростые. И некоторые конфессии говорят о злом Боге, о гневе Божием. Это учение о гневе Божием как-то сильно исказило отношения человека с Богом. У нас нет такого. Когда мы видим, что Бог гневается, это скорее у Бога руки опускаются с нами работать. Мы сами навлекаем на себя беду. Как и Адам. Бог здесь руки не приложил к нашему наказанию.
Слово «наказание» имеет еще одно значение – «научение». Когда учишься, бывает и больно. Но я бы хотел сказать, что все-таки главное – не только отсечь зло, а вырастить добро. Адам не был создан совершенным, ему нужно было расти. Поэтому мы в основном опираемся не на зло, а на добро в нашей реабилитации. Мы это добро очищаем, взращиваем, помогаем.
Вообще первая профессия – садовник. Садовник формирует дерево. Оно само растет, надо только отсечь ненужные ветки и сформировать крону. Так и мы помогаем человеку формироваться. Мы делаем очень мало. Все основное – от Бога, а от нас совсем небольшая помощь.
Но в первую очередь мы садовники для самих себя. Ближний может нас и не допустить до того, чтобы мы его обрезали, потому что обрезка болезненная. А вот если допустит – это доверие к нам. Но мы должны знать, как это делать, а то можно и «зарезать». Надо иметь некоторую компетенцию, понимать: как садовник учится правильно ухаживать за деревом, так и мы должны выстраивать правильные отношения с человеком.
У нас есть традиция, помощь, вразумление. И нам необходимо быть осторожными. Есть у врачей такой принцип: «Не навреди». Но к священнику, я думаю, это в большей степени относится. Потому что врачу приносят свое тело, а нам приносят свой дух, свою душу. Нам надо быть аккуратными.
– В завершение нашей программы прошу Вас показать нашим зрителям вот это объявление, которое должно висеть в каждом храме Русской Православной Церкви. С какой целью?
– Это объявление нужно для того, чтобы люди могли войти в нашу систему помощи. На самом деле всякий священник может эту помощь оказать и должен ее оказать, даже работая с этим объявлением. Во-первых, не испугаться наркомана. Если Бог за спиной, чего нам бояться? Когда у ребенка за спиной мама, он вообще не боится. А если он испугался, то просто повернется и прыгнет к маме на руки – и все, ему спокойно. Поэтому, во-первых, бояться не надо.
Во-вторых, самому нужно человека выслушать, принять его, установить контакт, а потом позвонить по этому телефону, получить ответ, рекомендацию и эту рекомендацию человеку объяснить. Если так его окружить заботой, то, в принципе, он поймет, что он пришел туда, куда надо. Здесь его ждали, ему помогут. Вот поэтому очень важно действовать именно так. Объявление само по себе не работает. К нему надо добавить немного своей любви. И тогда все получится.
– Очень важная вещь прозвучала на семинаре. Вы сказали, что если подошел к батюшке человек, сказал: «Я наркозависимый, помогите мне», – очень важно, чтобы батюшка вместе с ним дошел до этого объявления, сам сделал звонок, получил информацию и передал ее этому человеку, обратившемуся с просьбой о помощи. Причем убедился, что человек его действительно понял. Очень верно подмечено: при телефонном разговоре ему все это скажут, если он сам будет звонить. Спросят: «Вы поняли?» Как он скажет, что не понял, это же такой удар по гордости… Конечно, скажет, что все понял. И на этом все закончится. А если священник найдет время и силы вникнуть и передать эту информацию, установить контакт, тогда будет надежда, что еще один человек пришел в себя и пошел к Отцу.
– Я думаю, что технологически это правильно. То есть вроде бы все просто, но надо уделить этому человеку внимание. Внимание дорогого стоит.
– Спасибо большое. Уважаемые зрители, спасибо за то, что вы разделили нашу беседу. 26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Но для нас это стало поводом поговорить в эфире о церковной помощи, которая оказывается, как сейчас принято говорить, 24 на 7. Всего доброго!
Ведущая Светлана Ладина
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!