Первоклассники:
Принимает наша школа
Ребятишек в первый класс,
И сегодня день особый:
Мы пришли – встречайте нас!
Это храм великомученика и целителя Пантелеимона в Екатеринбурге, и самые первые ученики школы при этом храме – забавные, как и все первоклашки, и спать хотят. Встали рано – бантики, жакеты, пиджаки, белые колготки, рюкзаки, букеты.
Самый первый день самого первого учебного года в гимназии имени Святейшего патриарха Алексия II начался с молитвы, которая была вся про них, самых первых учеников, про надежды взрослых, про Божие благословение на все хорошее и про защиту от всего плохого.
Митрополит Евгений, Екатеринбургский и Верхотурский (в 2016 г. – епископ):
– Ребята, у вас особое задание: вы – первые ученики этой школы. В следующем году снова малыши придут, но они уже будут не первые. Вы первые, и вы должны хорошо учиться, чтобы школа, которую батюшка здесь с прихожанами построил, была хорошая, чтобы в ней были хорошие ученики. Господи, благослови!
Если волнуешься – помолись, если помолился – не волнуйся, а когда зададут вопрос, отвечай прямо и по существу.
Ведущая линейки:
– Кто здесь самый главный человек?
Дети (хором):
– Боженька!
Ведущая линейки:
– Молодцы какие!
А и правда молодцы. Нет, конечно, имелся в виду отец Димитрий (Байбаков) – строитель, созидатель, автор гимназии и детского сада, и огромной библиотеки, и храма. Но вот так непосредственно, от души, детям удалось сказать о Том, ради Кого все это и под Чьим покровом.
Митрополит Евгений:
– Внимание, внимание! Школа ваша открывается!
Архимандрит Димитрий (Байбаков), настоятель храма великомученика Пантелеимона (г. Екатеринбург):
– Сегодня в жизни общины храма во имя целителя Пантелеимона очень радостное событие – мы начали учебный год в нашей новопостроенной школе, пока мы запустили еще только 400 м², это будут 1-й, 2-й классы, группа развития, группа продленного дня. Вообще это здание имеет площадь около 7 000 м², в нем есть и школьная столовая, и бассейн, и актовый зал, и спортзал, здесь будет и детский сад (это одновременно и школа, и детский сад), причем с ясельной группы. В годик, еще младенчика, можно сказать, нам принесут, так он до 11-го класса здесь будет образовываться, воспитываться, становиться хорошим христианином и порядочным гражданином нашего Отечества. Воспитать, как я уже сказал, хорошего христианина и доброго гражданина нашего Отечества – это самая главная задача нашей школы. Мы не планируем воспитывать монахов, монахинь, может, далеко не все станут батюшками, мы хотим, чтобы наши воспитанники и выпускники становились хорошими православными врачами, учителями, инженерами, как сегодня владыка сказал, летчиками, но православными – той закваской, которая будет заквашивать все наше светское, немножко расцерковленное общество.
Это было 1 сентября 2016 года. Теперь можно сказать, что школа взрослела и развивалась вместе с детьми, преображалась, хорошела и вбирала все лучшее из педагогического наследия родной страны.
Юлия Викторовна Решеткова, директор гимназии:
– Когда пять лет назад решили, что будем работать по программе Русской классической школы, меня эта программа очень зацепила. Она очень интересна, природосообразна, и дети ее очень легко воспринимают. Да, она сложна тем, что глубока, что нужно очень много работать; здесь привести ребенка в 7.50 и забрать в 18.00 не получится – нужно все равно работать. Нужно выполнять домашние задания вместе с детками, что-то читать и помогать тем деткам, которые послабее. Мы не каждого берем в школу, проводим отбор, диагностику. У нас уже прошел первый выпуск, я отвела с 1-го по 4-й классы. Программа очень насыщенная, очень глубокая, и дети после нее выходят наполненные. Родители делились: младшие, допустим, обучались по Русской классической школе (РКШ), а старшие учились по обычной программе, и дети абсолютно разные – разные взгляды, мыслят по-разному и по-разному воспринимают окружающий мир. И могу сказать о себе, что много нового я узнала за эти четыре года, когда вела программу, все очень интересно и познавательно.
Урок математики:
– Выложите, пожалуйста, мне палочками следующее число: 9 сотен и 99 единиц. Назовите, сколько в этом числе сотен? Сколько десятков? Сколько единиц? А сколько отдельных единиц? Сколько нам не хватает до тысячи? Давайте мы добавим одну единицу и посмотрим на нашу тысячу. Молодцы! Скажите, пожалуйста, какое число стоит между числом 789 и 791?
Математика – наука точная. Кто не слышал этой, как правило, укоризненно звучащей фразы за время учебы в школе?! Но в системе Русской классической школы, оказывается, непогрешительно бывает определить размеры на глаз, и на уроке можно услышать: прикинь.
Учитель:
– Даша прикинула, что ширина парты 45 см, а Маша сейчас измерит ее рулеткой. Какова ширина твоей парты?
Ученик:
– 60 см.
Учитель:
– Кто же был сегодня самый точный? У кого самая маленькая погрешность?
Ученик:
– У Алисы.
Учитель:
– Алиса на глаз определила длину более точно. Давайте сейчас попробуем начертить отрезок (тоже на глаз) длиной 60 см. Иди, Ярик.
Учитель:
– 58 см. Какова погрешность у Ярика?
Ученик:
– 2 см.
Учитель:
– Совершенно верно. Почти точно. Сейчас давайте попробуем шагами отмерить метр. Пожалуйста, Алиса.
Да, дорогие взрослые гуманитарии – те, для кого уроки математики были когда-то сплошным страданием, не будем завидовать, будем радоваться, что может быть так понятно и увлекательно. Заглянем-ка мы к ученикам постарше. Неужели и там учение с увлечением?
Учитель:
– Что ты видишь? Что произошло?
Ученик:
– Равновесие.
Учитель:
– Молодец. Действительно. Какое тут расстояние от центра?
Ученик:
– 20 см.
Учитель:
– А с этой стороны? Тоже 20 см. Давай напишем значение наших величин. Масса груза, который подвешен с одной стороны, – 50 г. Расстояние от центра рычага до груза – 50 см. Спасибо большое, садись.
Сейчас мы посмотрим, как еще его можно уравновесить, если мы захотим расположить наш груз на расстоянии 10 см. Попробуем поменять значения. Посмотрим, что произойдет. Что происходит?
Ученик:
– Перевешивает.
Учитель:
– С какой стороны?
Ученик:
– Со стороны, где 20 см.
Учитель:
– Где у нашего рычага длиннее плечо. Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы это уравновесить?
Ученик:
– Повесить еще один груз.
Учитель:
– Мои классы 5-й, 6-й, 7-й. В нашей школе мы решили, что в среднем звене математика будет продолжать арифметику начальной школы. Я сама вижу (и думаю, что дети тоже видят) удивительные результаты, детям нравится математика, нравятся уроки, даже сложные. Сначала они говорят: «Мы боимся этой темы, друзья сказали, это очень сложно». Но когда мы проходим ее, они говорят: «Надо же, бояться было нечего, все легко и просто». Это благодаря тому, что РКШ использует очень много наглядности. Пятый, шестой классы – это работа с пособиями через руки, чувства, интересное осмысление. Не просто я, учитель, пришла и дала им правила и алгоритмы, как действовать. Тут все совсем по-другому. Дети часто делают выводы самостоятельно, и это им нравится.
Учитель:
– Ребята, кто-то что-то видит?
Ученик:
– Так не получится.
Учитель:
– Ждем еще предложения.
Ученик:
– 18 минус 6…
Учитель:
– Давайте посмотрим, выпишем этот знаменатель. Как можно его преобразовать? Надо подумать.
Ученик:
– Я запуталась.
Учитель:
– Я вижу.
Ученик:
– 18 умножить на 0.
Учитель:
– Конечно.
Ученик:
– 52 разделить на 23… Почему тогда получится минус?
Учитель:
– Давайте свои замечания. Где Маша потеряла знак?
Ученик:
– Тут плюс… Тут минус! Значит, будет плюс 4.
Учитель:
– Совершенно верно. Что ты нашла, Маша?
Ученик:
– Корень уравнения.
Учитель:
– Молодец.
– Давайте познакомимся, ребята. Как вас зовут?
– Меня зовут Маша.
– Артем.
– Вы учитесь в 7-м классе. Как давно вы попали в эту школу?
Маша:
– Я попала в начале прошлого года, здесь учусь уже два года.
– А до этого где училась?
Маша:
– До этого училась в районе Компрессорный, а потом перешла на домашнее образование, но мне не понравилось. Потом перешла сюда.
– И как здесь?
Маша:
– Мне здесь очень нравится.
– Почему?
Маша:
– У нас, во-первых, три человека в классе. Это очень хорошо, потому что учителя все объясняют, можно спросить, все понятно. Очень вкусно кормят. Всё супер.
Артем:
– Я в школе месяцев восемь. Как Маша подметила, нравится, что очень вкусно кормят по сравнению с государственными школами. И учителя очень нравятся: всё объясняют, все можно спросить. Здесь очень хорошо.
Маша:
– В той школе я знала свой класс и несколько человек с параллельного. А тут я всю школу знаю, можно со всеми пообщаться, поговорить.
– С малышами тоже интересно?
Маша:
– Я их хотя бы знаю.
Артем:
– У меня немного другая ситуация. В той школе я знал не только свой класс, но и классы с 9-го по 11-й, а здесь не хватает сверстников, с кем можно пообщаться.
– Есть прекрасная возможность пригласить сверстников учиться с вами дальше.
Артем:
– Здесь можно получить хорошее образование, и здесь хорошие преподаватели.
Учитель:
– Маленький класс, 4–5 человек, это практически индивидуальное обучение, подход к каждому. К нам присоединяются ребята из обычных школ. Огромная задача педагога – перенастроить ребенка. Первый шаг – мы пробуем, пытаемся (и у нас чаще всего получается) сделать так, чтобы ребенок забыл те стереотипы, которые за несколько лет принял в обычной школе. Не очень хорошие стереотипы.
Учитель:
– Но после того, как он от них избавляется, он включается в работу, уже живет учебной жизнью, и это здорово.
Маша:
– Здравствуйте!
– Артем – настоящий джентльмен. Я обратила внимание, что, когда мы попросили их сесть за одну парту, первым переместился Артем. Он не стал ждать, что это сделает Маша. А сейчас он уступил свое место. Маша, расскажи, пожалуйста, как давно ты здесь учишься.
Маша:
– Я учусь здесь с ноября прошлого года; получается, уже почти два года.
– А почему было принято решение о переходе в эту школу?
Маша:
– Когда начался карантин, маме не очень нравилось дистанционное обучение, потому что его, по сути, не было. Мы просто сидели на уроках по видеосвязи, и все. И мама сказала: «Давай будем переходить в другую школу».
– И ты не пожалела?
Маша:
– Нет.
– Почему?
Маша:
– Здесь намного лучше. В обычных школах общаются классами. А здесь мы общаемся и с младшей школой. И здесь хорошее питание. И как-то веселее, что ли. Ну и, конечно, образование лучше.
Учитель:
– В нашей школе особый дух. Это крепкая дружба, которая, несомненно, помогает в учебе, замечательные взаимоотношения между учителями (что очень важно), которые переходят и на детей. Я вижу, что какие-то небольшие конфликты всегда разрешаются в теплой атмосфере. Конечно, мне приятно здесь находиться и работать. Мне кажется, для учителя важно, что у детей горят глаза, когда им что-то нравится. Для меня это, конечно же, основное.
Ученица:
– Наша школа большая, уютная, красивая.
Ученица:
– Веселая, радостная, крутая.
Ученица:
– Здесь постоянно происходит что-то необычное.
Ученица:
– Наша школа светлая, просторная. Мы получаем много знаний, получаем пятерки. Наши учителя хотят, чтобы мы стали умнее.
– И получается?
Ученица:
– Да.
– А уроки интересные? Что ты любишь больше всего?
Ученица:
– Русский язык.
– А почему?
Ученица:
– Потому, что можно больше писать.
– Ты любишь писать?
Ученица:
– Да.
– Вы пишете перышком. Для тебя это трудно?
Ученица:
– Да, трудно.
– Но ты все равно любишь это?
Ученица:
– Да.
– А что больше любишь читать, какие книжки?
Ученица:
– «Котенок Роззи», «Алиса в Стране чудес».
– «Страна чудес и открытий», «кают-компания» – это синонимы школьной библиотеки. Здесь встречаются и общаются друг с другом читатели всех возрастов.
Елена Анатольевна Баканова, библиотекарь:
– Здесь бывает много детей. В учебное время они приходят на переменах, а когда сходят на прогулку, пообедают, выполнят домашнее задание, тогда уже здесь многие собираются. Все, кто сделал уроки, приходят сюда. У нас многие дети рисуют. Потом показывают рисунки; бывает, дарят. Иногда даже меня рисуют.
На одном стеллаже произведения Владислава Крапивина. Они здесь появились стараниями архимандрита Димитрия, потому что он сам очень любит Крапивина. У нас есть большие поклонники этого писателя, его читают семьями, включая взрослых. Никита читает книги Крапивина уже не по первому разу, то есть перечитывает их снова и снова, и так уже несколько лет.
Наш 5-й класс – костяк читателей. Вова у нас специалист по Великой Отечественной войне. Сегодня он принес книжку, которая ему очень понравилась. Есть военные приключения советских и более поздних авторов. Есть целая серия таких книг, правда, у нас их еще немного. Книги мы отбираем, следим за их содержанием, потому что есть книги 12+, есть книги для взрослых. Ребята берут с полочек книги, садятся на диванчик, читают их, обсуждают.
Есть энциклопедия «Грюнвальдская битва» с картами. Ребята садились, раскрывали ее и играли. Я не подходила к ним, чтобы не мешать, потому что играли они очень увлеченно. Большие уже парни придумывали какие-то игры. По-моему, два года они играли по этой книжке. Иногда девочки подходили к ребятам пообщаться, немножко слушали. У ребят свои, мужские, разговоры, мужская компания. У меня есть мечта – чтобы у нас появилась интерактивная энциклопедия «Великая Отечественная война», с играми, картами. Это то, что нам надо.
И младшие ребята приходят. Приходят первоклассники и знакомятся. В этом году чувствовалось, что они очень дружные. Бывает, большая компания собирается. И учителя говорят, что ребята из разных классов очень дружные. Девочки и мальчики находят общий язык, о чем-то разговаривают. Вот наш первый класс пришел, наши маленькие читатели. Ребята, что вы любите читать?
Маша:
– Я люблю читать «Желтый туман» Волкова.
Елена Анатольевна Баканова:
– Родион, а ты что у нас читаешь?
Родион:
– Я люблю сказки читать.
Елена Анатольевна Баканова:
– А кроме сказок что-то еще берете?
Маша:
– Я еще люблю читать про войну.
Елена Анатольевна Баканова:
– А о животных любите?
Родион:
– Да.
Елена Анатольевна Баканова:
– Я заметила, 1-й, 2-й классы любят читать о животных.
Маша:
– Я очень люблю собак, кошек, люблю запрягать лошадей. Я хочу вырасти и завести свою лошадку.
Елена Анатольевна Баканова:
– Ты не единственная – девочки из 5-го класса тоже ездят на конюшню. У нас есть энциклопедия о лошадях, кошках, о том, как воспитывать собаку. В основном это девичья тема, девочки обсуждают ее. Если они не против, я предлагаю им почитать что-нибудь художественное. То есть посмотрели энциклопедию, какие есть породы, как воспитывать, как ухаживать за животными, и можно об этом почитать еще и художественные книги. И кто-то берет и читает.
Я заметила, что Толя, кроме книг на военную тему, уже не одну неделю берет фразеологический словарь и на переменах изучает его. А вообще очень интересно наблюдать за такими любознательными ребятами. Им хочется то одного, то другого. Слава Богу! Как они еще находят на это время? У них ведь, кроме школы, есть еще всякие кружки…
Учитель русского языка:
– У нас дерево как растет? Снизу вверх… Значит, как нужно рисовать? У нас первая ветка про отца, вторая – про маму, третья – про сестру…
Ветвистое дерево сейчас вырастет на наших глазах в процессе разбора предложения. Хороший символ того, как все взаимосвязано в преподавании словесности по Ушинскому, как формируется у детей целостное восприятие языка, речи и литературы, как вырабатывается орфографическая интуиция, а в результате и любовь к родному языку. Но этим лингвистические направления в удивительной школе не ограничиваются.
Учитель церковнославянского языка:
– Прочитаем первые две строчки сразу вместе. Поработаем с тем, что прочитали: какое слово здесь произносится с ударением, которое отличается от русского языка? Найдите, пожалуйста, это слово здесь.
Ученица:
– Разруши́л.
Учитель:
– Да, нашли здесь слово «разруши́л». Это по-церковнославянски или по-русски?
Ученики:
– По церковнославянскому.
Учитель:
– А по-русски как скажем?
Ученики:
– Разру́шил.
Учитель английского языка:
– Попробуй сейчас сама задать вопрос – What´s the time? – Егору. Обрати внимание на произношение.
Ученица:
– What´s the time?
Ученик:
– It´s five o clock.
Учитель истории:
– Наш Тиберий хочет провести большие земельные реформы, и они вызвали очень противоречивые чувства… Тут у нас народное собрание – народ. Подскажите, пожалуйста, что вы думаете о реформах Тиберия?
Ученик:
– Я одобряю его решение.
Учитель:
– Чем тебе нравится его решение?
Ученик:
– Простые граждане будут получать больше продовольствия.
Учитель:
– Потому что у них появится земля. Хорошо. Тиберий, а кто стал твоим главным оппонентом?
Ученик:
– Марк Октавий.
Учитель:
– Да, к сожалению, он плавает по Сене у нас сегодня, поэтому мы не можем с ним поговорить лично. Тогда придется нам спросить тебя, Тиберий. Ты сказал: «Голосуйте! Кто-то из нас должен удалиться – или я, или Марк Октавий». Народное собрание, за кого вы бы проголосовали? Кто удалится в данной ситуации?
Ученики:
– Останется Тиберий.
Учитель:
– Народное собрание поддержало тебя, и ты начал проводить свои реформы. Здравствуйте, ты опоздал немножко…
Несколько слов, поясняющих это опоздание римского трибуна. Как раз перед уроком истории состоялось открытие школьного бассейна, и вместе с паралимпийским чемпионом Михаилом Асташовым тестировать водные дорожки доверили двум юным пловцам из числа школьников. Событие это, торжественное и веселое, стоит того, чтобы рассказать о нем подробно.
Юлия Викторовна:
– Ребятки, я понимаю, что вам не всем будет видно, как будет перерезаться ленточка, но мы тихонечко постоим, а потом все вместе пройдем в бассейн. Итак, наступает торжественный момент, торжественная минута. Давайте под аплодисменты перережем ленточку.
В сентябре 2000 года, посещая Екатеринбургскую епархию, Святейший патриарх Алексий II побывал на территории строящегося храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Все эти годы здесь помнят и самого предстоятеля, и общение с ним, и его благословение.
Слово Святейшего патриарха Алексия II:
– Сегодня нельзя понимать православное воспитание только в узком смысле и ограничивать это понятие только специальным образованием: традиционным духовным или современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны.
Очень многое, что хотелось бы показать, уместить в этот фильм просто невозможно. И когда из разнообразных частичек, крупинок, изюминок, пазлов мы собрали эту мозаику о жизни гимназии имени Святейшего патриарха Алексия II при храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Екатеринбурге, нам захотелось, подхватив детские голоса на самой первой школьной линейке, сказать со всей убежденностью: хорошо там, где Боженька главный.
Автор сценария Светлана Ладина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 9 декабря 2024 года
Этот день в истории. 9 декабря
День ангела. 9 декабря
Церковный календарь 9 декабря. Преподобный Алипий Столпник
Евангелие 9 декабря. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!