Первую часть об отречении от своей воли мы разобрали. Смысл ее в том, что мы должны постоянно испытывать свое сердце, чтобы оно было готово исполнить волю Божию. Всегда должны сердцем и в молитве, и устами говорить: «Господи, не моя воля, а Твоя да будет». Всегда узнавая, что есть воля Божия, и исполняя ее. Есть конкретные заповеди – мы должны их исполнять. Это возможно только через отречение. Есть послушание людям, и мы должны выяснить: это послушание есть послушание по заповеди и в данном случае, слушаясь этого человека, мы слушаем Бога; или мы не должны слушаться этого человека и непослушание ему будет послушанием Богу?
Всякий раз мы должны испытывать, что благоугодно Богу. Например, послушание этому начальнику, который дает дурацкие приказы, может быть волей Божией, а послушание тому начальнику, который дает замечательные, очень хорошие, правильные и честные приказы, может быть непослушанием Богу. Не все так однозначно, когда дело касается подчинения людям. Иногда нехорошие люди делают нехорошее дело, но подчиниться им благо. А иногда хорошие люди делают хорошее дело, но подчиниться им – зло.
Это нужно всякий раз испытывать. У нас очень примитивная, очень позитивистская, просвещенческая установка: если наш начальник или муж, духовник говорит плохое, то я не должен его слушать. Если он требует того, что я считаю плохим, его слушать не надо. Вовсе нет. Может быть совсем наоборот. Мы должны всякий раз молитвенно удостовериться, что есть воля Божия, и слушаться Бога, слушаясь или не слушаясь того или иного наставника.
Но в любом случае если человек, думая, что он, не слушая начальство, слушает Бога, но при этом нарушает заповеди, такого не бывает. Есть условности в нашем подчинении начальству, но нет условностей в нашем исполнении заповедей. Мы должны их исполнять, это безусловный императив, безусловное требование. Мы не можем, нарушив заповедь, остаться в парадигме верности Богу. Мы уже согрешили, мы сказали: будет то, что я хочу, а не то, что Ты хочешь.
Но это первая часть определения, а есть еще вторая: «Смирение состоит в том, чтобы отсечь во всем свою волю и не иметь ни о чем попечения». «Не иметь ни о чем попечения» предполагает, что мы должны Богу доверять, на Бога уповать, надеяться. Потому что Он наш Царь, о нас заботится и печется, Он наш Отец и нас любит. Мое дело – Его слушаться, Ему доверять, обо всем остальном Он позаботится Сам. Он так и говорит в другом месте: ищите прежде Царствия Божия, и все, в чем вы нуждаетесь, будет вам дано. Но вы должны искать волю Божию. Царство Божие есть, как мы в прошлый раз говорили, осуществление Его воли.
Если получается первое, то получается и второе. Если мы слушаемся Его, живем не по своей воле, а по Его воле, если Его воля является для нас законом, совершенно непреложным императивом, тогда мы получаем в ответ на это Его заботу. Если же мы не слушаемся Его, то никакой заботы не получаем. Если Он наш Царь, мы должны Его слушаться, а Он, естественно, поскольку мы живем в Его царстве, заботится о нас. Если Он наш Отец, то мы купаемся в лучах Его заботы, но это предполагает, что мы должны Его слушаться. Одно без другого невозможно, не получается.
И чудеса Его заботы и любви, Промысла и попечения о нас совершаются только тогда, когда человек действительно посвятил себя Богу, то есть признал Бога Царем и Господом своим. А раз признал Его Царем и Господом, то поступает на службу в Его царство, как мы видим это в разных притчах на страницах Евангелия.
Апостол Павел говорит об этом так: Бог сотворил нас во Христе Иисусе на добрые дела, которые предназначил нам исполнять. И мы уже живем не для себя, а для Господа. И потому всегда, живем мы или умираем, мы Господни, потому что живем по Его воле. Да, мы согрешаем по немощи, глупости, нерадению, по каким-то страстям, похотям, которых еще не отверглись. Но в том и состоит исповедь: не назвать этот грех, а засвидетельствовать, что я поступил по прежним привычкам, свою волю поставил выше Твоей воли, Господи. Значит, я не люблю Тебя, Твоя воля для меня не является законом, и я прошу Тебя меня за это простить и принять меня снова... Потому что больше всего на свете я хочу творить волю Твою.
Да, каждый человек может вспомнить, что Бог являл ему какие-то знаки Своей заботы и попечения. Это было в молодости, юности или зрелости. Такие периоды случались, но это ни к чему не обязывает Бога. Это просто явление Его милости – и больше ничего. Он свидетельствовал нашему сердцу о том, что Он есть и что Он нас любит. Больше ничего.
В ответ на это мы должны, изумившись Его любви и заботе, сказать: «Да, Господи, я пришел послужить Тебе, творить волю Твою. Скажи, что Ты хочешь от меня». И вот тогда между человеком и Богом устанавливается завет. Человек входит в благодать Нового Завета, принимая ту любовь во Христе, которую излил Бог на людей, живет по воле Христа, считая Его своим Господом, исполняя Его волю как волю своего Господина. И в ответ получает благодать Царства Божьего. Он живет уже в Царстве Божием, и все, что потребно, он получит. Да, не все, что есть у людей, но он ни в чем не имеет нужды из того, что для жизни потребно. Главное, его жизнь никогда не заходит в тупик, потому что он живет уже в благодати Царства Божия.
Абзац 102 продолжает тему о смирении:
Старайся приобрести смирение и покорность. Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев; не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо чрез сие согревается сердце небесным огнем, как сказано: «в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38, 4). Не печалься, брат: призвание твое от Бога; не унывай и не расслабевай; Бог не требует от тебя того, что выше силы твоей, но труда по возможности. Храни уста твои от праздного слова и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам. И вместе с молитвою святых повергни пред Богом силу твою, говоря: «будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18, 13). И Он помилует тебя, и сохранит, и покроет от всякого зла, чтобы ты от тьмы перешел к истинному свету, от прелести к истине, от смерти к жизни о Христе Иисусе, Господе нашем.
Здесь Варсонофий Великий разворачивают мысль о смирении, как нужно конкретно поступать, чтобы научиться смирению; или, вернее, как не нужно поступать, потому что это будет противоположно смирению. В этом рассуждении мы узнаем несколько интересных вещей.
Во-первых, не настаивай на своей воле, это приводит к раздражению и гневу. Действительно, мы раздражаемся, гневаемся, теряем мир именно тогда, когда все идет не по-нашему. Конечно, к начальникам это, в общем-то, не относится, но и они должны понимать, что их воля должна быть озабочена благом дела, которое делает их предприятие или коллектив, а не проводить капризы самодура. Но, в общем, начальник, конечно, и раздражается, и гневается. Для него это не является пагубным состоянием, если он заботится о благе дела. Естественно, поскольку подчиненные обыкновенные люди, они нерадивы, ленивы, порой некомпетентны. И это приводит к тому, что начальник гневается, раздражается. Это его личное дело, и насколько он прав или не прав, он ответит перед Богом, а не перед людьми. Есть ситуации, при которых гнев, раздражение на подчиненных возможны.
Но наше раздражение бывает в повседневном быту… Мы хотим, чтобы все было по-нашему, чтобы погода была какая надо, чтобы светило солнце, а не лил дождь, чтобы была оттепель, а не мороз, чтобы транспорт ходил хорошо, чтобы в транспорте было место, чтобы обед был горячим и вкусным, чтобы зарплата была высокой, чтобы ее давали вовремя, чтобы решения начальника были такие, какие нам нравятся, чтобы поступки жены или мужа, поведение сына или дочери, их привычки, капризы соответствовали нашим желаниям. Это все, естественно, не соответствует нашим желаниям и, слава Богу, не будет соответствовать никогда. Это все для нас лишь повод, чтобы смирить свою самость, и тогда раздражение уйдет.
Как победить раздражение? Бывают случаи, когда об этом нужно молиться. Но в целом откажись от своей воли, прими все как волю Божию в повседневном быту, и раздражение уйдет. Обед слишком горячий – значит, надо смириться и подождать, когда он остынет. Холодный? Ну, значит, так тому и быть. Можно разогреть. Если не на чем разогревать – не разогреваешь. Слава Богу, обед хотя бы есть. Вот так Господь ставит в ситуацию, когда ты должен отречься от своей самости и принять то, что Он посылает руками работников столовой, или жены, или друзей.
Дети не получают хороших оценок? Неприятно, но это надо принять. Это моя недоработка, я равнодушен к воспитанию детей и хочу, чтобы у них были отличные результаты или мои дети просто на большее не очень способны? Если они на большее не совсем способны – ладно, буду предпринимать то, что есть, а не требовать того, чего быть не может. Вот так, раз за разом, шаг за шагом, ситуация за ситуацией, человек ограничивает свою самость, смиряет себя и принимает те условия, которые ставит ему Бог, рассматривая при этом: он должен сейчас это только принять или взять на заметку, сделать вывод и изменить свое собственное поведение?
Скажем, ребенок принес двойку. Это потому, что вчера он приходил ко мне и просил помочь, а я не стал помогать? Так это моя двойка. Двойка моей лени, моему нежеланию заниматься с ребенком. При чем тут ребенок? Ругать его незачем, расстраиваться незачем. Мотай на ус, в следующий раз не отказывай ребенку и помоги приготовить домашнее задание.
Ты пришел – холодный ужин. Смирился, поел холодный ужин. Почему он такой был? Потому, что жена просидела в телефоне и вовремя не подогрела? Ну, тогда потерпи ее немощь по заповеди. Мы говорили в прошлый раз о том, что все должно мериться заповедью: друг друга тяготы носите. Или потому, что ты вместо обещанных восьми часов пришел в десять вечера? Она разогрела ужин к восьми и ждала, что с минуты на минуту ты придешь. А ты пришел в десять вечера. Это твои проблемы. Ты мог предупредить за пятнадцать минут, чтобы она разогрела ужин, или мог сделать все, чтобы прийти в восемь часов. Ты не позаботился об этом – сам и виноват. Мотай на ус, как сделать так, чтобы в следующий раз ужин был горячий.
Но всегда, если ты готов внутренне смириться перед обстоятельствами, если ты до этого, как мы читали в 91-м абзаце, отдал себя в руки Бога, готов исполнять Его волю, то ты всегда получишь ответ от Бога, почему ты должен смириться и что должен делать дальше, какой урок из этой, в общем-то, неприятной для тебя ситуации должен извлечь. Всегда это терпеть – и это будет твое терпение ради Христа? Или ты должен что-то изменить в самом себе, чтобы таких ситуаций больше не было? Бог подскажет, но только в том случае, если ты действительно отвергся себя ради Господа, когда-то принципиально это сделал.
Еще Варсонофий Великий говорит: не суди никого и не унижай, потому что через это сердце становится бесчувственным, холодным, ибо осуждение другого есть гордость и зло. Ты творишь зло и поступаешь так не только по самости, но и по гордыне, потому что ставишь себя выше другого человека. Эти качества убивают сердце. Если оно уже было живым, благодать духа из него уходит и появляется окамененное нечувствие. Значит, если у человека есть окамененное нечувствие и он спрашивает, как с этим бороться, ответ такой: перестань судить, унижать людей, и тогда сердце твое снова оживет.
И еще одно очень важное замечание по этому поводу. Варсонофий Великий пишет: «Повергай себя пред Богом, говоря: "Боже, милостив буди мне, грешному". И Он помилует, сохранит и покроет тебя от всякого зла». То есть повергай себя пред Богом, падай на колени, сокрушай свое тело и душу, проси, как мытарь (это молитва мытаря), бия себя в грудь и плача: «Боже, милостив буди мне, грешному». Если человек так будет делать, то Бог его покроет и защитит. Речь идет не о том, чтобы исполнять положенные молитвы, просто формально их прочитывая, а о том, чтобы сокрушаться, нуждаться в милости Божией и об этой милости просить Бога. И тогда приходит защита Божия, Бог покрывает от всякого зла. А само по себе формальное произнесение слов ничего не дает.
Абзац 92:
Предание всего в волю Божию охраняет человека от смущения, что бы ни случилось. Но смущение все же может подступать и препятствовать принять случившееся благодарно и с радостью. В таком случае надо вести брань с сим смущением, оживляя преданность в волю Божию, восстановлением убеждения, что все – от Бога и что все, бывающее от Бога, благо для нас. – Ничто доброе не совершается одним нашим старанием, но силою и волею Божией. Однако ж и от нас Бог требует старания, сообразного с Его волею, а не на какой-либо хитрости и лжи основанного, что происходит от лукавого.
К слову о смирении примыкает очень тесно слово о смущении. Когда человеку не удается предать себя совершенно в волю Божию, совершенно Ему довериться, тогда и появляется в человеческом сердце смущение. Когда человек не готов слушаться Бога, не отвергся себя совершенно, даже до смерти, не подчинил, не отдал себя Богу, тогда и возникает в сердце возможность для смущения. Причем смущение бывает разное: от очень глубокого и великого, когда появляется страх, тревога, тревожность, до простой неуверенности или непонимания воли Божией и того, что ты должен делать и как находить выход из создавшегося положения.
Смущение от слова «смута», «муть». Человеческое сердце взбаламучено. Муть на сердце. Непонятность. Ты не видишь ясно ни себя, ни обстоятельства, ни других людей, не видишь Бога, не ощущаешь Его присутствия, сомневаешься, теряешь веру, ты смущен. Это смущение бывает и в уме, но бывает и сердечное смущение. Оно свидетельство того, что мы не предали себя Богу.
Как говорит здесь преподобный Варсонофий, если мы усомнились в Боге, если у нас смущение на сердце, значит – сердце надо оживить верой, надеждой, упованием на Бога. Буквально оживить тем, что всё от Бога и всё благо для меня. И этому помогает благодарность. Начинаем благодарить Бога, мыслью восстанавливать себя в том, что мы посвятили себя Богу и Бог о нас заботится. И если это случилось, значит – это от Бога. Если это случилось от Бога, значит – это мне во благо. Благодарим Бога – и тогда смущение пройдет.
Записала Елена Кузоро
У книжной полки. Старец Порфирий Кавсокаливит. Цветник чудес
Этот день в истории. 12 февраля
День ангела. 12 февраля
Церковный календарь 12 февраля. Мученик Феофил Новый
Евангелие 12 февраля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!