Читаем Добротолюбие. «О Смирении». Часть 1. Священник Константин Корепанов

22 мая 2023 г.

Мы продолжаем читать наставления преподобного Ефрема Сирина из 2-го тома «Добротолюбия». Говорим мы о гордости; стало быть, так или иначе о смирении. В прошлый раз мы говорили о том, что одним из важнейших условий борьбы с гордостью, как учит преподобный Ефрем Сирин, является служение. Служение может быть разнообразным.

Продолжая эту мысль, преподобный Ефрем Сирин пишет так (314-й абзац):

Надобно удерживаться от осуждения других; каждому же из нас подлежит смирять себя, говоря о себе словами Псалма: «беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне».

В прошлый раз мы закончили предыдущим абзацем (313-м), в котором говорилось, что если брат грешит, не надо его каким-то образом презирать, уничижать. Здесь продолжается та же мысль: нужно удерживаться от осуждения. Хороший вопрос.

Практически каждый человек, ходящий в церковь, даже если он почти не читает Евангелие и плохо его помнит, тем не менее знает о том, что осуждать нельзя. Вроде бы ничего нового здесь преподобный Ефрем Сирин не сказал по отношению к Евангелию.

Но в контексте того, что он писал (а мы читаем тот же самый раздел о борьбе с гордыней, с гордостью), собственно, смирение (принужденное смирение) является и как оружие против гордости, и как уже некое уравновешенное, благодатное состояние: есть свидетельство побежденной гордости или свидетельство исцеления, процесса выздоровления, очищения от гордости.

В прошлый раз мы говорили о мысли Ефрема Сирина, что служение другому человеку, служение ближнему как бы подрубает сам корень гордыни, по крайней мере, гордости как некого превозношения над ближним, противопоставления себя ближнему. То, о чем пишет преподобный Ефрем Сирин в абзаце, рассматриваемом нами сегодня, может восприниматься как продолжение или иная форма осуществления этого служения.

Мы говорили, что если человек согрешает на наших глазах, мы должны воспринимать его как того самого брата, которому нужно послужить, прикрыть его наготу, покрыть его от осуждения, спрятать его в покров своего сострадания, молитвы, милосердия.

«Прикрыть» – это образ не преподобного Ефрема Сирина, это образ преподобного Антония Великого, тем не менее распростри одежду свою над согрешившим – это некий аспект служения. То есть в данном случае брату, свидетелем греха которого я стал, нужно мое служение милосердия и мое служение молитвы.

Может быть, ему нужно будет и некое вразумление, утешение, вдохновение, может, даже какое-то прещение. Но это будет, во-первых, со стороны священника, если он сочтет это нужным, а не с моей стороны, и это будет после. А сейчас, когда брат согрешил, я должен его наготу, его безобразное обнажение покрыть.

Ведь именно так и делает Христос, покрывая наше безобразное обнажение, придя к нам, когда мы были еще грешниками, придя и умирая за нас, согрешивших, прощая нам грехи, Кровью Своей врачующий язвы наших душ, изливающий на нас, немощных и грешных, благодать, которая и врачует наши немощи, и исцеляет нас от наших грехов.

Христос поступает как милосердный самарянин. Он, вместо того чтобы прийти и стоять над душой человека, упрекая его вполне заслуженно: «Ты чего ходишь по этой дороге? Не знаешь, что ли, что здесь разбойники? Если знаешь и идешь, почему не запасся вооружением, охраной и так далее?» – идет и, возливая масло и вино на раны пострадавшего, возлагает несчастного на осла и отвозит его в дом, где о нем позаботятся. Вот такое служение должно быть у нас по преимуществу. Чтобы это было возможным, нам нужно отучиться от осуждения.

Оказывается, мы не можем исполнить заповеди Божьи, не можем бороться с гордыней, не можем хоть что-то сделать против гордости, если не справимся с осуждением. Это не только заповедь, которую, несомненно, нужно исполнять. Мало того, это не просто какая-то заповедь, какое-то повеление, одно из многих, а это такое повеление, что если мы его не исполним, то от всего остального и толку-то никакого не будет.

Ведь нам сказано не просто: «Не суди и тебе будет какой-то дивиденд за это». А сказано: «Не судите, да не судимы будете. Осудил – и будешь осужден». То есть за что бы мы ни осудили брата нашего, нас осудят в любом случае. Хотя бы за одно это нас осудят.

Если я хочу вкусить милость Божью, то должен явить милость брату. Это такая заповедь, которая напрямую связана с нашим собственным духовным благополучием, духовным преуспеянием, с нашим собственным спасением. Если мы осуждаем другого, то суд без милости не сотворившему милости. Но мало того, что это заповедь, она необходима и для того, чтобы осуществить любое служение своему ближнему.

Если мы хотим послужить ему, скажем, телесно (омыть ему ноги, перевязать его раны, приготовить ему еду, заменить ему одежду, еще что-то), то для того, чтобы это служение было принято, нам не нужно его судить. Как говорили в прошлый раз, если мы будем его судить, то служение будет нас превозносить. Мы вроде служение осуществляем, но свысока, осуждая человека, а не служа ему как брату. Если мы не сможем преодолеть осуждение, все в нашей жизни будет неверно, неправильно.

И здесь, в 314-м абзаце, преподобный Ефрем Сирин указывает на один из путей, на один из способов, которым можно, по крайней мере, начать бороться с осуждением, приводя строчки псалма: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. То есть мы вспоминаем свои грехи и понимаем, что за эти грехи и нам будет осуждение. Бремя у нас тяжелое, и чтобы избавиться от этого осуждения, от этих грехов, то, так как заплатить нам нечем, нужно единственное – явить милость к своему ближнему.

Почему я сказал, что это только один из путей, один из методов? Потому, что это работает в том случае, если человек либо имеет эти тяжкие грехи (объективно тяжкие), либо он их хотя бы знает.

К сожалению, значительная часть людей, приходящих в Церковь и недугующих страстью осуждать ближних, грехов своих не ведает. Для такого человека слова беззакония моя превзыдоша главу мою ничего не значат, потому что он не видит никаких своих беззаконий, тем более таких, которые бы были очень тяжелыми. С его точки зрения, он вообще почти агнец Божий, кроткий, а вот человек, согрешающий на его глазах, – это просто исчадие ада.

Вот это незнание своих грехов, в сущности, и стимулирует развитие страсти осуждения. Конечно, тут так просто с этим уже не справишься. Есть два важнейших способа борьбы со страстью осуждения: первое – знание своих грехов, а второе – любовь к своему Богу, когда ради любви к Нему мы начинаем просто послушно исполнять данную Им заповедь. Если нет ни первого, ни второго, то, конечно, противодействовать этой страсти будет очень-очень трудно.

Следующий абзац, 322-й:

Если изучишь и все Божественное Писание, смотри, в противность Писанию, да не надмевает тебя этим помысел; потому что все Богодухновенное Писание учит нас смирению. А кто думает или делает противное тому, чему учился, тот сим самым показывает, что он преступник.

Никуда не скрыться от этой категоричности заявлений святых отцов, от категоричности Писания. Как мы рады были бы смягчить категоричность этих утверждений, а на самом деле не получается.

Снова мы слышим, что если, скажем, чтение Писаний приводит тебя к надмению и ты, чем больше читаешь, тем больше надмеваешься, то объективно, и по логике, и с точки зрения Священного Писания, ты преступник.

Вы только задумайтесь: чтение Священного Писания делает тебя преступником! Да, есть условие, при котором оно это делает. Но вообще-то это звучит как-то эпатирующе. Это смущает, возмущает даже: «Как такое может быть!? Ведь не может же быть вредным Священное Писание!»

Нет, не может. Никогда не может! Вреден человек, который, читая Священное Писание, использует это Писание себе во вред. Он сам виноват. Он так преломляет слова Священного Писания, что они его разрушают. И он, читая Писание, делается преступником только потому, что неправильно его читает.

Это, между прочим, не софистика. Это очень важное размышление и очень важная демаркационная линия. Непонимание этого и привело к тому, что мы перестали читать Священное Писание – как бы чего не вышло, ведь от чтения Писания рождаются ереси, от чтения Писания рождается гордыня, превозношение ума, от чтения Писания рождается поучение других и прочее, прочее. «Лучше я вообще читать не буду!»

Но на самом деле это не выход. Если ты не будешь делать то, что делать должен, ты будешь выброшен вон, как тот, кто зарыл талант в землю. Это тебе ничего не даст! Ты должен читать Писание, но должен читать его правильно. Если ты не будешь читать его или будешь читать его неправильно, не с тем состоянием сердца, то все равно будешь преступником – либо зарывшим талант в землю, либо использующим Священное Писание для надмевания над другими людьми.

Вот это очень непростое состояние! Не в отношении Священного Писания. Это очень непростое состояние человека, уверовавшего во Христа, в Бога.

Апостол Павел про это говорит: Блюдите убо, како опасно ходите. На самом деле вы вошли в очень близкие отношения с Богом. Раз вы уверовали, вам дана благодать. А кому больше дано, с того больше и спросится. Так говорит Христос. То есть вы призываетесь к некоему служению, к некому действию, исполнение которого требует от вас усилий. И это действие можно исполнить неправильно, а неисполнение приводит к осуждению.

Вот сидит человек в песочке, копается, ковыряется. Ему говорят: «Иди от этой песочницы в точку Б и исполни то, что Я тебе велю». Если человек откажется, он будет виноват. Если пойдет, но по дороге будет вести себя неправильно, или то, что ему велено сделать, сделает совершенно не так, или вместо того, чтобы купить в точке Б то, что нужно, он устроит там разнос или обидит кого-то, и он будет тоже наказан.

Ты сидел, и куличики у тебя хорошенькие получались. Но твой Хозяин пришел и говорит: «Слушай, у тебя хорошо получаются куличики! А давай дело сделаешь! Я тебе все дам: вот тебе благодать, вот тебе четкая инструкция, пойдешь туда и сделаешь это». Стоит сказать тебе: «Нет!» – и ты осужден. Пойдешь не туда или не так – будешь осужден.

Это не так просто… Мы никогда не отдаем себе отчета в той степени ответственности, в той степени сложности, к которой приводит нас то, что мы стали верующими. Конечно, многим из нас кажется, что мы эту веру выбрали когда-то. Именно такое понимание дает нам право превозноситься над теми, кто веру не выбрал. А на самом деле нам эту веру дали. Дали! И теперь ты не можешь сказать: «Ой, зачем вы мне ее дали?! Она мне не нужна. Можно я куличики буду лепить?» – «Нельзя! Для тебя теперь нет вариантов: либо ты живешь как верующий, либо идешь во тьму кромешную. Вернуться к куличикам ты уже не можешь».

«Ну, вот тебе на! А я-то думал…» Да, вот и думал. А на самом деле тебе надлежит сейчас некое количество труда, подвига и терпения. Отказаться от этого или сделать это небрежно ты уже не можешь (как пророк Иеремия говорит: Проклят, кто дело Господне делает небрежно).

Так и получается со Священным Писанием. Если мы читаем Священное Писание внимательно, то знаем, что все Священное Писание говорит: заповеди, которые там прописаны, и мудрость – это все для нас (как мы должны жить, как должны верить, что должны переживать). Я должен смиряться, я должен терпеть, я должен судить себя этим словом.

Если начинаю судить других, превозноситься над другими, то на самом деле я неправильно читаю Священное Писание. Там написано совсем другое. И вот этого надмения нужно всячески избегать (как говорит апостол Павел, знание надмевает, а любовь назидает). Но к надмению-то приводит не само слово Писания, а состояние моего сердца.

Преподобный Серафим Саровский каждую неделю прочитывал весь Новый Завет. Если человек читает Священное Писание, как Серафим Саровский, то он смиряется все больше и больше, потому что каждым этим словом он судит самого себя. Если он будет иначе читать, то не станет преподобным Серафимом Саровским.

Не само Писание виновато, а то, с каким настроением мы к нему подходим. Если мы подходим к нему, внимательно прочитывая каждое слово и каждое слово употребляя на то, чтобы судить самого себя и выравнивать свою собственную жизнь по учению Христа, тогда мы исполним главную цель.

«А других учить?» А кто-то посылал? Бог посылал тебя учить других? Или ты сам это сделал на том основании, что прочитал Четвероевангелие, весь Новый Завет или пророческие книги? Ты прочитал, и только эта прочитанная книга дает тебе право учить? Ты ошибаешься! В том, что ты прочитал в пророках, в Евангелии, в Апостоле, найдешь совсем другое. Апостол Иаков пишет: Не многие делайтесь учителями. Апостол Петр пишет, что человек должен жить в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что одно это приятно перед Богом. Сиди и поучайся сам в этих самых словах.

Если рвешься учить, то все Писание говорит: ты не прав в этом рвении. Вот если Бог пошлет тебя учить, тогда будешь учить.

Другое дело, когда ты, поучаясь сам в Божественных словах, начнешь исправлять себя этими Божественными словами, и тогда Бог пошлет к тебе людей, которые хотели бы у тебя поучиться. А когда они пришли, ты тоже, по словам апостола, говори не как свои слова, будто ты такой мудрый, а как слова Божьи, которым ты научился, передавай их именно как слова Божьи. Тогда все в твоей жизни выровняется. И то даже это лучше делать по благословению.

Если человек только учит других Божественными словами, а сам в них не поучается, сам себя не воспитывает теми словами, которые он читает и которые передает другим, то этот человек, как буквально говорит здесь преподобный Ефрем Сирин, преступник. Такой человек сам рубит сук, на котором сидит.

Еще раз подчеркну: не Писание виновато. Писание не просто нужно читать, его крайне необходимо читать! Это не просто источник какого-то интеллектуального приращения или даже мудрости. Священное Писание есть источник жизни. Говорит Христос: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

И вот это слово Божье нужно впитывать, поглощать. Оно написано в первую очередь, чтобы ты напитал себя. А когда ты напитаешь себя, когда уврачуешь себя, когда воспитаешь себя этим словом, по воле Божьей могут прийти люди, которых по воле Божьей можно тоже воспитывать. Но это не раньше, чем ты смиришься, не раньше, чем поучение других станет безопасным для тебя.

 

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать