Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Если речь идет о том, чтобы перевести бабушку через дорогу, – идешь и переводишь; пришло время молиться – идешь и молишься; пришло время в воскресенье идти в храм – идешь, не раздумывая. Потому что таковы заповеди, христианские правила, Устав. Но если тебе пришла в голову мысль: «А не пойду-ка я сегодня в храм, помогу лучше маме, она вчера меня просила», – встает вопрос: идти в храм или остаться помочь? И то, и другое – заповеди. «Спрошу совета у кого-то: духовника, жены, друга, – как скажет, так и сделаю». В этом случае я отсекаю свою волю, доверяюсь Богу, потому что Он руководит моей жизнью.
Если бы люди так делали, скольких бед, проблем, неврозов, прелести, самомнения, мнительности, разных заболеваний нервных, психических, да порой и физических удалось бы избежать! Но в том-то и дело, что каждый пытается разрулить ситуацию сам. Доверяя своему мнению и только себе, человек впадает еще и в грех, потому что, отказываясь предоставить свою мысль на суд другого человека, судит его: «Да кто он такой, чтобы разобраться в моих мыслях? Он необразованный, неграмотный, неверующий». Мы судим людей, вместо того чтобы судить себя, смиряться перед другими, искать волю Божью.
Мы знаем, что люди судили и святых старцев (Николая Гурьянова, Иоанна (Крестьянкина), Алексия Мечёва, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника), думая: «Да откуда он знает? Кто он такой? Что ему ведомо?» И вместо того чтобы правильно построить свою собственную жизнь, на правильных основаниях, запутывали ее еще больше; и совершенно явно и четко грешили, потому что осуждали других. Доверяя своему мнению, осуждая других людей, мы не просто запутываемся в своих мыслях, а сознательно совершаем грех, и благодать Божья нас оставляет; в итоге мы выбираем суд.
Неизбежный спутник суда – сомнение. Мы во всем начинаем сомневаться: святые ли наши святые; благочестивые ли наши священники; верили или нет наши предки; крестились мы или нет; была ли с нами благодать; действенно ли крещение; причащались ли мы хоть раз истинно; жили древние святые или, может, все это придумано… Может, и Евангелия не было; может, и Христа не было; а может, и Бога нет. Может, вообще ничего нет и это только в моей голове? И человек окончательно запутывается, потому что вместо веры и ее неизбежной спутницы – смирения он выбрал сомнение и гордость; гордость и сомнение. Этот скепсис, как ржавчина, разъедает все. А всего-то надо было прийти в церковь и спросить у священника: «А как мне правильно сделать? Вот мысль мне такая пришла, она правильная или нет?» И как он скажет, так и сделать, выбрав веру! Потому что когда человек смиряется, Бог не позволит ему впасть в грех. Совсем другое дело, когда брат, родители, жена, муж, духовник – сами от себя начинают давать совет. Тут я вправе быть настороже: мало ли что мне насоветуют… Но если я доверяю свои помыслы, о которых ничего не знаю, своему брату, говоря, что не знаю, как поступить,– то Бог никогда не позволит впасть в какую-то беду, обязательно выведет и исправит наш путь. Потому что Бог смиренным всегда споспешествует и дает благодать.
И дальше в 212-м абзаце Иоанн Кассиан Римлянин приводит несколько историй, которые говорят о том, что бывает с людьми, которые поверили своей мысли, своему помыслу.
Решение святого Антония подтверждается бесчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне строгий пост и глубокое уединение, и чтоб как-нибудь не нарушить их, по внушению врага, не стал приходить в обычные собрания пустынников по субботам и воскресеньям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути и распутья жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым советом врага, он поддался ему еще в большем прельщении, – принял его за ангела, когда он явился ему в сем виде, и согласился, по его слову, броситься в высохший колодезь, – расшибся и на третий день скончался.
Вот и еще пример: два брата, вознамерясь идти в глубочайшую пустыню, положили не принимать иной пищи, кроме той, которую подаст Сам Господь. Когда, блуждая по пустыне, они изнемогли до того, что уже и двигаться не могли, напали на них мазики – дикий и жестокий народ; но видя их в таком жалком положении, сжалились над ними и предложили им хлеба. Один одумался и согласился принять хлеб, хоть и от человеков, но как от Господа посланных; подкрепился и остался жив. А другой упорно остался при своем решении – и умер от голода.
Вот еще: некто из строгих постников и уединенников счел себя достойным общения с небесными силами, – и враг не замедлил воспользоваться сим; стал являться ему, как ангел, давать откровения о делах и мыслях человеческих, производить в келье свет без светильника. Достигши сим путем полного к себе доверия, он велел ему наконец принести в жертву Богу сына своего, подобясь Аврааму. И это, конечно, было бы исполнено, если бы сын, видя необыкновенные приготовления, не догадался убежать.
Еще: в Месопотамии одного воздержника и уединенника враг довел до беспрекословной веры снам, представив ему в сновидении два народа: христианский с апостолами и мучениками во мраке, бесславии, скорби и плаче, – и иудейский с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании; склонил перейти во иудейство и принять обрезание. Довольно этих примеров, чтоб убедиться, что нерассудительность есть открытая дверь к падениям и пагубе.
Четыре случая заблуждения, когда человек доверился вполне благочестивым мыслям, а не мнению святых отцов. Четыре случая, когда человек принял добродетельный посыл, мотив; воодушевился подвигом и погиб, погиб физически. Что с такими случилось духовно, мы не будем размышлять, это не наше дело; но, очевидно, жизнь закончилась у них фиаско, потому что доверились себе. Каждый из них, если б спросил хоть кого-нибудь и поверил ответу, был бы избавлен от этой беды. Спасти их мог отказ от своего самодовольного мнения; но ведь каждый из них был доволен собой.
Тот, кто верил снам, считал, что он не простой человек, что сны ему открываются как Даниилу или Иосифу. «Раз я сны вижу, да они еще и сбываются, значит, я действительно не какой-нибудь там обыкновенный грешник. Очевидно, Бог обо мне особенным образом заботится» – так думал он. Другие приняли помыслы о том, чтобы их питал Сам Бог. Очевидно, они знали о пророке Илии и думали: «Ну вот, и нам, как Илию, будет Господь посылать голубя, ворона или какую-нибудь вдовицу. Нет, вдовица не пойдет, надо, чтобы Бог посылал прямо ангела Своего питающего. Мы такие же, как древние святые, мы вполне с ними соотносимся». Хотя во всех случаях из Ветхого Завета ни Илия, ни Даниил по своей воле ничего не делали, поэтому Бог о них и заботился. Эти же сделали по своей воле и погибли.
Или человек, который поселился в затворе опять-таки по своей воле: ему так захотелось. Преподобного Серафима Саровского в затвор отправил Бог, и все равно он доверил свои помыслы святым отцам, им уважаемым, как они к этому отнесутся. Поскольку они выслушали и подтвердили его мнение, он спокойно ушел в затвор и принял на себя обет молчания. И так всякий раз: когда человек верит своим мыслям – он гибнет; когда выносит пришедшие откровения на суд Божий – приобретает плод жизни.
Но в этих печальных и грустных сюжетах дело вовсе не в том, что это произошло давно: это не история, а состояние нашей современной жизни. Вот взять этого бедного старца Ирона. Сколько раз человеку приходит в голову мысль: «Не пойду я в церковное собрание, лучше буду дома молиться. Тут тихо, никто не мешает. Включу благочестивые песнопения, послужу сам вечерню, утреню, псалмы почитаю, помолюсь, никто не отвлекает. А что в храме? Суетня, толкотня, пакетами шуршат, орут во всю ивановскую эти хоры неправильные партесные. А у меня все тихо, спокойно, включу греческий или валаамский напев; или северные песнопения. Тихо, спокойно, без суеты, без криков, не надо мне Бортнянского, Веделя; по-простому, по-патриархальному постою со свечкой и помолюсь». И решил так и раз, и два, и три…
А потом человек думает: «А зачем мне вообще в храм ходить? Да и вообще в этих храмах все неправда. Знаю я, как священники живут: все у них на деньгах основано. Да там еще кто-то чаши протирает, кто-то не протирает. Лучше я один буду, подальше ото всех, без всяких искушений, без напастей: тишина, хорошо! Вот сегодня Бог меня как утешил на молитве: прямо слезы полились. Чувствую, благоуханием наполняется комната, значит – правильно все делаю. Вот когда я в храме был, там никогда такого не было, только ладан вонючий все мне дымом под нос. А тут благоухание настоящее, полноценное. Значит, Бог одобряет, буду вообще только дома молиться. Тут заходил панихиду заказать, да столько искушений с этой панихидой, не буду больше заходить вообще. Раз Бог меня дома поддержал и утешил, буду здесь находиться, молиться тихонечко, а они пусть завидуют. Батюшка тут намедни спросил: что не ходишь, не причащаешься? Знаю я его, завидует моему благочестию…»
Или вот на совместную трапезу собралась община, остались люди с батюшкой пообщаться. «Я не пойду: там разговоры, еда, супы, разносолы. Пойду лучше дома квашеной капусты с сухариками поем. Хорошо, что не объемся, потом отдохну и помолюсь. А что там? Болтовня да болтовня; сахар да чай, разные разносолы; да еще какие-нибудь запрещенные продукты. Нет, не пойду». Вот таких людей много. И человек сам принимает решение, ходить ему на собрания или не ходить; ходить ему на трапезу или не ходить. В итоге он отделяет себя от тех людей, которые могли бы ему помочь, у которых он мог бы хотя бы подслушать какую-нибудь фразу святого отца, которая бы его вразумила; ведь Бог стучится в сердце этого человека, но человек сам отделяет себя от собрания церковного, от общения с людьми, от откровения духовнику. «Что буду ему докучать? Своих проблем хватит у этого духовника. В конце концов, это моя мысль, буду ее думать. А ему не до меня, вон сколько народу у него стоит». И все – человек запутывается в собственном мнении.
Или взять эпизод об этих двух несчастных братьях, которые наложили на себя пост. Мало ли кто что говорит, особенно когда приходит пост: «Есть не буду вообще; только сухари и воду; только натуральные продукты, а хлеб на закваске, чтобы никаких мерзопакостных дрожжей там не было; буду есть только то, что полезно; в гостях есть не буду, потому что там скверная еда «с ешками»; и вообще они все грешники, поэтому, чтобы ГМО не подхватить, ничего есть не буду; буду сам себе готовить в простоте, сам буду выращивать, буду есть простую пищу». Это все приведет либо к недостатку сил, либо к осуждению других, к лицемерию – и душа погибнет.
Или скажет человек: «Все, работать не буду. Бог меня Сам прокормит, как-нибудь что-нибудь сделает: Илию-пророка питал, Онуфрия Великого питал; четырем отрокам в пустыне (из жития того же Онуфрия Великого) ангел Причастие приносил. Вот и я буду сидеть дома, молиться, а работа – это все суета, это с налогами связано, с ИНН, а я не хочу в этой суете принимать участие; мир пакостный, грязный». В итоге получается, что такого человека кормит мама или папа, бабушка или тетя, жена или дети. А сам он думает, что правильно принял этот самый помысел, нарушив тем самым заповедь: кто не работает, тот не ест (см. 2 Фес. 3, 10).
Например, взять эпизод с человеком, который чуть сына своего в жертву не принес. Мы же всегда ищем благодати: ангел с иконы улыбнулся, Христос рукой благословил, свет от Богородицы исшел, голубь вылетел из алтаря, чаша объята светом, сколько фотографий в Интернете чудотворных, мощи везде прославленные, чудотворные… Ищет человек чудес… и находит.
Дело не в мощах (они, несомненно, святые), а в том, что человек ищет чудес от этих мощей; не изменения своей жизни, не преображения своей воли, своего ума, а чудес. А зачем они? Ну вот пришел я к мощам праведного Симеона Верхотурского или Сергия Радонежского, и накрыла меня благодать (такое выражение обычно используется). Не знаю, стою я на небе или на земле (мне так кажется), реву, плачу или радуюсь. Выхожу из храма. Подходит ко мне пьяный человек и говорит: «Дай денег!» Я как наорал на него, нашумел: «Ты что такое говоришь? Ты видишь, я в благодати иду? Ты видишь, у меня крылья выросли? Как смеешь со своей вонью ко мне подходить?» Благодати, конечно, уже никакой нет, я же расстроился, разгневался. «Гнать надо всех этих нищих поганой метлой со всех святых мест. Только такие, как я, должны там присутствовать; которые понимают, переживают, чувствуют благодать. Жалко, домой надо ехать, там жена, дети, мама, работа. Как это все достало! Стоять бы тут и впитывать благодать, впитывать, впитывать…»
Сына в жертву мы, конечно, не принесем, не хватит нас на это; но мы часто думаем: как бы детей отдать маме, а самим поселиться в монастыре, где-нибудь в будочке, чтобы только стоять при мощах и черпать эту благодать; это ведь самое совершенное. Или возьмем доверие снам и видениям: когда мы верим всему тому, что нам привидится во сне (про батюшку, сестру, брата, епископа, духовника); плохое или хорошее, не важно, но мы этому верим безусловно. Все это всегда плохо для нас заканчивается, всегда вредно. А в итоге мы гибнем так же, как упомянутые здесь четыре человека. А исход только один: надо доверить свое мнение, свое представление другому человеку и принять то, что он скажет, как из уст Божиих.
Напомню еще раз случай с Паисием Величковским. Бог прислал к нему старца Василия. Василий не остался с ним, но и не забрал его с собой. Он ему сказал: «Если останешься один – погибнешь». Хотя помысел у Паисия был остаться именно одному: «Выживу, смогу, справлюсь; если нет наставников, то я должен быть один. Жил же Антоний один, Павел Фивейский, чем я хуже?» Если бы он не принял совета от своего наставника и не принял второго сопостника своего (хотя ему очень не хотелось), то не было бы у нас никого: ни старца Паисия, ни старца Игнатия (Брянчанинова), ни Феофана Затворника, ни Оптинских старцев, ни Паисия Величковского. Но он доверил свои мысли другому человеку – и вся его жизнь стала святой.
Записала Инна Корепанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Читаем Апостол. 25 апреля 2024
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: 4 дня до Лазаревой субботы. Молитва и Бог
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!