Аудио |
|
Скачать .mp3 |
125-й абзац:
Если мы с Божией помощью каждый день приобретаем что-нибудь чрез наше трезвение, то не следует нам без разбора вступать в сношения с другими, чтобы не понести ущерба от каких-либо соблазнительных бесед; но паче надобно презирать все суетное красоты и благотворности ради этой добродетели (трезвения), прелюбезной и пресладкой.
Это слово о том, что происходит с людьми, верующими во Христа, читающими духовные книги и тем не менее постоянно теряющими весь накопленный благодатный опыт через пустословие. В том-то и беда, что пустословие мы воспринимаем как нормальное, естественное состояние. Мы к нему привыкли и с ним живем.
Люди моего поколения (или чуть старше) застали еще людей (своих бабушек, дедушек), которые были молчаливы, но не угрюмы: они просто не любили много и бессмысленно говорить. Вспоминая этих бабушек, дедушек или их друзей, пытаясь сейчас это прожить, мы неожиданно понимаем, что, оказывается, можно жить нормальной человеческой жизнью, не проводя время в бесконечных пустословиях. Но если мы не застали таких людей, то по-другому мы не умеем жить. Для нас постоянна болтовня, обмен ненужной, никчемной, пустой, бессмысленной, бестолковой (часто пошлой, грязной, лживой) информацией, постоянное осуждение кого-нибудь естественны. Мы так проводим время.
Народная традиция этого в той или иной вариации была всегда. Собираются люди, и тот, кто умеет, что-то рассказывает. Но он не болтает, а рассказывает. Остальные в это время шьют, прядут, вяжут или что-то стругают, чинят, сверлят. Они занимаются каким-нибудь ремеслом. Раньше люди не говорили за работой. А сейчас это сплошь и рядом: «Что молчишь? Надо что-то говорить». И обычно это пустые речи.
То, что мы сейчас не имеем благодатных переживаний, благодатных даров, способностей; то, что не понимаем, о чем говорят святые отцы, происходит не потому ли, что мы постоянно болтаем? Ведь и апостол Иаков говорит, что человек, который не обуздывает свой язык, не может начать духовную жизнь. Его язык, с которым он не может справиться, воспламеняем геенною. Поэтому вполне возможно, что разные разговоры, беседы, в которых мы участвуем, которые слышим, приводят наше сердце к вожделению сладости, радости и удовольствий этого мира.
Просто обсуждая с человеком разные проблемы, мы вдруг говорим себе: «У него дети умницы, потому что они ходят к репетитору. Надо бы мне своих тоже отправить к репетитору. А где взять денег? Надо что-то с этим делать». Или: «У него дети такие проблемные. А у меня не такие, как у этого человека. Мои дети замечательные». Или: «Она говорит, что купила дорогую кофемашину. А что плохого, если я ее тоже куплю? Это же не грех». И человек начинает думать об этом. Разговор их был не о Боге: они говорили, не призывая имя Бога, не в контексте Священного Писания. Это были просто слова, их ум вращался вокруг вещей мира сего, и человек за что-то зацепился. Как крошечная заноза, если по ней легкой тканью провести, зацепится и будет болеть.
Поскольку мы не чистые умом, а только-только пытаемся что-то делать по-христиански, то когда мы проговорили полчаса (а то и час) на мирские темы, мы думаем: «А что плохого? Живут же люди в мире, решают мирские проблемы. Надо и мне серьезнее к миру отнестись». И завладевает человеком некая страсть, навязчивая идея отдать ребенка или в фигурное катание, или в шахматный кружок, или еще куда-то, где, по его мнению, ребенок избавится от тех дурных наклонностей, которые у него появились. И вот человек начинает разрабатывать тему, которая ему кажется вполне нормальной и естественной.
Что в этом плохого? Ничего. Но ты же не помолился Богу перед этим. Помолись: «Господи, я хочу это. Как Ты на это смотришь? Как Ты к этому относишься?» Тогда бы ты, несомненно, увидел, освоил, понял, что лучше это не надо делать. Сердце успокоилось бы и поняло: «Вообще-то он и не хочет никакого фигурного катания. Пусть сидит дома, книжки читает. Иаков сидел в шатрах и ничего плохого из этого не вышло». И успокоился человек, потому что помолился.
Или воспламеняется ум человека желанием какой-то вещи; например, машины. Друг так рассказал о своей машине, что хочу именно ее. Обыкновенная машина среднего класса, не очень проходимая, ничего особенного, но друг так рассказал, что я хочу этот автомобиль. Я понимаю, что ничего греховного в этом нет. У меня есть автомобиль, но надо его поменять. Денег не хватает, значит, надо брать кредит, а то я не успокоюсь. И мной постепенно овладевает эта страсть. Но я это даже не заметил, потому что в разговоре же я воспринимал слова друга адекватно. Он же не о грехах говорил, он не украл эту машину, не пытался кого-то обмануть. Я просто вожделею некоторое состояние, качество или вещь, о которой мы говорили. А поскольку она не кажется мне изначально греховной, то я начинаю о ней думать. Чем больше я о ней думаю, тем более она мне кажется правильной.
Я начинаю думать, и это завладевает всем моим естеством, пока я не покаюсь и не помолюсь. Эта мысль лишает меня мира, молитвы. Моя молитва перестает быть собранной, постоянно приходят какие-то мысли. Я говорю себе, что должен решить вопрос, купить машину и забыть о ней, чтобы снова начать молиться. Меня самого тяготит это состояние, потому что мысли о чем-то, попавшем мне на сердце, терзают и мучают меня.
Захотелось мне, например, построить дом. Думает человек: что в этом плохого? Ничего. Я чувствую, что мне эта мысль радостна, она делает меня счастливым. Я начинаю все свободное время мечтать, как я построю дом, какой у него будет фундамент, комнаты. Но мир потерян, мысль не может собраться в Боге. Ты теряешь молитвенное состояние, молитвенное предстояние перед Богом, присутствие Бога.
В твоем сердце поселился враг, который еще притворяется нормальным, человеческим, естественным, и ты его не заметил. Он может до конца не обличать себя, не показывать, кто он есть. Он может не показать, какой он вредный, и закончить все каким-то явным грехом. Ему гораздо выгоднее оставаться предателем и разведчиком, волком в овечьей шкуре, чтобы постепенно разрушить твою молитву.
Человек теряет мир, молитву. Постепенно это проявляется в том, что напряженность духовной жизни падает, молиться становится неинтересно, читать Писание и думать о нем уже не хочется. Все время тратится на события, так или иначе связанные с этой страстью: человек выбирает дом, лодку или машину. И все это именно для того, чтобы послужить своей страсти. Он даже не замечает, что его устремленность к Богу стала меньше.
Конечно, Господь милостив и дает это понять человеку, не отдает его врагу. Человек вдруг обнаруживает, что у него неожиданно проснулась страсть, он стал неравнодушен к молодым девушкам, марочному вину, дорогому коньяку, сериалам, стал частенько повышать голос, кричать, унижать кого-то, сквернословить. Что-то в нем появилось, что дает ему понять, что он разрушается, отходит от Бога. Он смотрит: вернулись страсти, которые он победил много лет назад. Он снова не может с ними справиться, разрушается и вожделеет не Христа, не Его заповеди. Это можно было бы заметить, но Бог именно по Своей милости не оставляет человека, иначе он может впасть в отчаяние и будет еще хуже. Поэтому часто милосердие Божие, которым Он нас покрывает, позволяет нам не замечать, что мы на самом деле уже совсем неверующие люди.
В книге «Православный брак», кроме статей разных авторов, содержится очень хороший, мудрый, честный рассказ о том, как два верующих человека − муж и жена − потеряли все. Так неожиданно, что сами не поняли как. Они перестали быть христианами, перестали не то что в храм ходить, а потеряли веру. Просто они начали позволять себе то одно, то другое. А началось все это именно с бесед. И мы часто такие расслабленные и несобранные именно потому, что очень много и впустую разговариваем. Если бы мы следили за этим, то заметили бы наше отпадение от Бога.
В 127-м абзаце преподобный Исихий пишет об этом подробнее:
Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах или поговорит с кем о мирских вещах, или мысленно сам в себе поразглагольствует о них, или когда у него тело с умом суетно займутся чем-либо чувственным, или когда он вообще предается суетности (и суетливости). Ибо в таком случае тотчас непосредственно за тем теряет он теплоту, сокрушение, дерзновение к Богу и ведение (забывает о Боге и порядках Божиих): так что поскольку внимаем мы умом, постольку просвещаемся, и поскольку не внимаем, – омрачаемся.
Разве речь идет только о монахах? Конечно, нет. Со всеми христианами происходит то же самое. Любой человек, посвятивший себя Богу и вкусивший хоть толику благодати Божьей, теряет ее именно потому, что начинает много говорить, размышлять о вещах мирских, страстных, а потом уж и откровенно грешных. И это закон нашей здешней жизни. Все мы теряем благодать, начиная размышлять, рассуждать о мирских вещах.
Вот это погружение в мир приводит, по мысли преподобного Исихия, к тому, что мы теряем очень важные признаки здорового человека: теплоту, дерзновение перед Богом, ведение. Но мы не воспринимаем это как признаки здорового человека. Скажем, у человека упало давление или возросла температура, пропало обоняние. Он потерял нормальное состояние и сразу это чувствует, на это реагирует. Он пьет таблетки, измеряет температуру, пытается восстановить давление, принимает меры, чтобы сохранять работоспособность. Он понимает, что это очень тревожные симптомы. И он будет вынужден лечь, поскольку тело его дало сбой. Это нарушенное здоровье опознается человеком практически сразу.
У душевно здорового человека то же самое. Как только он потерял теплоту, дерзновение перед Богом или ведение, он сразу это понимает. Он что-то сделал не так, что-то не исполнил, и ему надо это срочно исправить: помолиться, исповедаться, покаяться. Иначе он будет разрушаться дальше и умрет.
Почему же мы этого не чувствуем? Потому, что мы никогда не сознавали, что такое душевное здоровье (в этом скорее наша беда, а не грех). Что, собственно, считать здоровой христианской душой? Мы считаем, что если мы ходим в храм, то у нас здоровая душа. Но, приходя в храм, мы всех осуждаем; приходя из храма, сразу начинаем раздражаться на свою семью. Разве это признак здоровой души? Или, скажем, мы пытаемся молиться перед причастием, но никакой теплоты не испытываем. Наши мысли где-то блуждают, а мы терпеливо вычитываем молитвы. Это признак здоровой души? Нет, конечно.
Мы никогда не ставили себе вопрос, что считать здоровой душой. Это само по себе важно и интересно. По мысли преподобного Исихия, важнейшими признаками здоровой души являются теплота, дерзновение молитвенного воззвания и ведение Бога, Его заповедей. Если у нас это пропало, значит, мы больны. Если этого у нас никогда не было, мы очень давно и хронически больны, мы в очень тяжелом состоянии и потеряли Бога, связь с Ним, отпали от Него.
Обычно мы успокаиваем себя тем, что Бог мне помогает, обо мне заботится. Чего переживать-то? Нет теплоты, ведения, ну и ладно. Главное, что Бог мне помогает. Значит, все не так плохо. Это странная реакция. То, что Бог нам помогает, это Его дело, Его забота; это свидетельство о том, как Он нас любит и заботится о нас. Это никаким образом не говорит о нас.
Скажем, пришел к нам замечательный врач, который заботится о нас (дай Бог побольше таких врачей). Качества врача, его забота, микстуры, его помощь − это замечательно, но я по-прежнему болен. Я могу умереть у самого замечательного врача. Важна не только его характеристика. Речь-то идет не о враче, а о нашей болезни. Мне важно вылечиться. Поэтому очень важно смотреть не на то, что Бог мне по-прежнему помогает, поддерживает меня и что-то дает, стоит мне только попросить, а на признаки моего душевного здоровья. Я ведаю Бога и Его заповеди? Я переживаю Бога? Испытываю теплоту во время молитвы? Есть ли у меня дерзновение перед Богом, особенно тогда, когда мне это очень важно? Если этого нет, то я болен и мне нужно лечиться. А лечение предполагает то, о чем писал преподобный Исихий.
Записала Инна Корепанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Пенза. Концерт, посвященный Архангельскому Александру Андреевичу
Челябинск. Молодежь приглашают стать волонтерами на Георгиевском фестивале
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!