Читаем Добротолюбие. 19 октября. Курс ведет священник Константин Корепанов

19 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Переходим к 136-му абзацу, где также раскрывается тема гордости. Но прежде чем прочитать этот абзац, вспомним одну историю.

В Ветхом Завете есть Книга Иова. Иов был праведным человеком, причем не с точки зрения самого Иова, а с точки зрения Бога, Который фактически провоцирует сатану обратить внимание на Иова. Сатана не имеет к Иову никаких претензий и знает, что он под защитой Бога. Но Бог бросает вызов сатане и говорит: «Обрати внимание на Иова. Я отниму от него покров, ты можешь сделать с ним что-то».

Мало того что Бог обращает внимание сатаны на мирное и безбедное существование Иова, так еще и дважды отнимает Свой покров, чтобы Иов был испытан, чтобы ему стало плохо, чтобы он действительно почувствовал какие-то страдания, искушения, бедствия. Хотя Иов был праведен, непорочен и очень надеялся, что с ним ничего подобного никогда не случится. Бог фактически отдает Иова на скорбь. Как мы знаем, Иов выдерживает эту брань со скорбью. Тогда Бог второй раз обращает внимание сатаны на Иова и отнимает от него покров еще в большей степени. Но и тогда Иов, теряя все свое здоровье, тем не менее сохраняет верность Богу.

Потом друзья начинают обвинять Иова в том, что он грешник. Иов начинает защищаться, говорит, что он не грешник, просто Бог почему-то с ним так поступил, но он этого не заслужил. Это продолжается несколько раз на протяжении всей книги: то один из друзей спрашивает Иова, а Иов отвечает, то другой. В конце концов, когда эта дискуссия между ними заканчивается, в шуме, ветре, буре является Бог и обличает Иова. Это обличение Иова занимает по объему четыре главы и делится на две части. В первой части обличений ключевым является риторический вопрос: «А знаешь ли ты?.. Ведаешь ли ты?.. Понимаешь ли ты?..» И задаются разные ситуации, связанные с простыми человеческими вещами. «Понимаешь ли ты, почему это происходит? Знаешь ли ты, почему это именно так?»

Вторая часть обличений Божиих в отношении Иова связана с представлением о некоем существе, про которое говорится, что он царь над всеми сынами гордости (Иов 41, 26). Речь идет о сатане; он рисуется очень красочно, в виде большого страшного дракона. И говорится: «Ты ничего с ним сделать не сможешь, ты не в состоянии справиться с сатаной никаким образом и никогда. Ты не в силах его победить, он есть князь над всеми сынами гордости, то есть в какой-то степени и над тобой тоже».

Когда раскрываешь содержание этой книги, понимаешь, что, в сущности, вся эта история о том, как Бог исцеляет Иова от гордыни, которая могла в нем образоваться и уже начала образовываться. Мы сейчас не будем разбирать Книгу Иова, но общая канва книги в том, что Иов – праведник, но именно праведность приводит к тому, что ему нужно это лекарство – скорбь и боль, чтобы он исцелился от той гордыни, которая в нем не образовалась (Бог по-прежнему считает его праведным), но уже начала образовываться. И Иов своими словами свидетельствует, что наставление, которое преподает ему Бог, опыт, который он переживает, действительно помогают понять, что все это произошло не случайно, и подозрения Бога, знающего самые глубины человеческого сердца, были вполне небезосновательны.

То есть для того, чтобы человек не погиб в гордыни, он должен претерпеть некий ущерб. Нам важно, что Писание и Бог свидетельствуют, что Иов праведен. Бог так и говорит: «Нет такого непорочного, как Иов» (см. Иов 1, 8). Тем не менее Сам Бог, свидетельствуя о его непорочности, допускает скорбь, чтобы произвести некую исцеляющую его сердце процедуру. Странное дело: с одной стороны, Господь говорит, что Иов непорочен; с другой стороны, создает ситуацию, в которой его непорочность объективно подвергается сомнению. Как же так? С одной стороны, говоря языком обыденным, Иов – хороший человек; с другой стороны, Сам Бог испытывает его, потому что уверен, что он не совсем хороший человек. Конечно, к Иову выражение «не совсем хороший человек» не относится, тем не менее обличитель Елиуй говорит ему: «Ты говоришь слова, свойственные людям погибшим, речи твои свойственны людям нечестивым. Ты не нечестивый человек, но говоришь то, что говорят только нечестивые люди» (см. Иов 34, 35–36). Вот такой парадокс.

Причем предпоследние две главы напоминают, что сама по себе непорочность и само по себе совершенство не являются гарантом безопасности, гарантом спасенности,  вообще ничем не являются; наоборот, являются камнем преткновения, потому что могут уронить человека. Именно совершенство Иова, его честность и праведность являются, по существу, именно тем, что и может привести человека к погибели.

И здесь ссылка на опыт падения Адама, опыт падения сатаны как нельзя кстати, потому что они оба – существа заведомо совершенные, вершина творений Божиих, только один – как творение в мире духов, другой – как творение в мире плотском. Эти два совершенства пали, восстав против Бога, объявив себя как бы в оппозиции Бога. Значит, само совершенство, сама непорочность, которой хвалится Иов, сама безукоризненность жития являются причиной, по которой человек может пасть, потому что может возгордиться.

Чтобы этого надмения не произошло, Бог, предупреждая эту гордыню, проводит человека путем смирения и тем самым выкорчевывает из него то семя гордыни, которое могло его разрушить и погубить. То есть, как ни странно, причина гордости в том, что у человека есть чем гордиться, и чем больше у него оснований для гордости, тем больше в нем гордости. Вот такая простая и очевидная вещь.

136-й абзац:

Вот причина первого падения и начало главной страсти, – которая потом через того, кто первый был ею уязвлен, вкравшись в первозданного, произрастила все множество страстей. И он, – первозданный, – поверив, что одною силою своего свободного произволения и своими усилиями может достигнуть славы Божества, потерял и ту, которую получил по благости Создателя.

То есть причина гордости в том, что у человека есть самонадеянность. Человек надеется, что имеет некие силы, некое свободное произволение для того, чтобы самому справиться с задачей, и считает себя независимым от Бога: Бог ничего не должен делать, никак не должен помогать, он сам со всем справится.

Что такое самонадеянность? Это когда человек надеется на свои силы, и чем больше у него силы, тем больше его самонадеянность и самомнение.

Скажем, необходимо решить какую-то техническую проблему на производстве, связанную с обслуживанием техники. Поручают это дело человеку, который за все время обучения в университете ничего не делал. Этот человек не понимает, как ремонтировать, и ищет, кто бы ему помог, подсказал, решил эту проблему. Рано или поздно он находит такого человека, получает помощь, потому что знает, что сам ничего не может, и этой помощи благодарен. Да, он никчемный человек. Но мы сейчас говорим не про объективную никчемность, а про то, что у него нет оснований для гордости. Этот человек никому не нравится, никому неприятен, он некомпетентный, дилетант, он ничего не может. Но с точки зрения гордыни ему нечем гордиться, потому что он ничего не умеет делать, и он уповает на других людей, просит их о помощи, поэтому совершенно не самонадеянный.

Другой человек, который хорошо учился в институте, все хорошо знает, постоянно читает книги, эту поставленную задачу легко решает. Он очень приятен, очень уважаем всеми сослуживцами. Но оснований для гордости у него больше, и он, естественно, начинает гордиться – именно потому, что ему есть чем гордиться.

Получается, что человеку, у которого есть сила, разум, знания, какие-то способности, выделяющие его среди других, и благодаря чему вокруг него есть люди, которые к нему тянутся, с гордыней гораздо труднее, потому что у него есть основания для гордости. А человеку, который понимает, что из себя ничего не представляет, гордиться нечем, но как работник он плох.

Эта ситуация объясняет, почему в Евангелии мы читаем слова: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Блаженны именно те люди, которые считают, что без Бога ничего не могут. Буквально как говорит Христос: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Когда человек понимает, что без Бога ничего не может, он начинает искать Его, надеяться на Него – ему нужна Его помощь. Человеку надо срочно Бога попросить решить ту или иную проблему, потому что он на себя не надеется. Вспомним слова апостола Павла. Когда Господь ему говорит: Сила Моя в немощи совершается, апостол отвечает: «Если так, тогда я буду хвастаться своей немощью, чтобы во мне жила сила Божия» (см. 2 Кор. 12, 9).

Человек позиционирует или репрезентирует свою жизнь именно в соответствии с тем, как он сам себя оценивает. Если он считает, что он сильный, могучий, умный, он так и говорит об этом. Если он считает, что он обыкновенный человек и гордиться ему нечем, он привлекает внешние источники, которые помогают ему сказать: «Это не я, это Бог помог (или люди помогли). Это Бог дал мне молитву, Бог научил меня, Бог открыл мне». Он ничего своим не считает, понимая, что все, что у него есть, – это дары Божественной заботы, человеческой и Божественной помощи, что это кто-то, а не он сделал.

Жизнь самонадеянного человека, наоборот, пронизана совсем другими настроениями. Он говорит: «Я молюсь, пощусь, я заслужил... Я надеюсь, что... Мне кажется, Бог должен...» Он постоянно надеется на себя и ставит себя как бы вровень с Богом, будто бы Бог ему что-то должен сделать, воздать за что-то; он же тратит все силы на Бога, поэтому Бог должен ему воздать.

Самонадеянность ясно показывается даже в лексике человека. Приведу самый простейший, на мой взгляд, в этом смысле пример. В Послании апостола Иакова сказано, что есть те, кто говорит: «Я приду, я сделаю, я смогу». А верующий человек должен говорить: если живы будем и угодно будет Богу, сделаем то-то и то-то (см. Иак. 4, 13–15). Это не пустые слова; человек так чувствует. Человек не знает, что будет дальше, что будет завтра. Может, он завтра умрет. Может, конечно, и не умрет, но, зная свою хрупкость, он не может надеяться на себя.

Когда я сажусь за руль, я не знаю, доеду ли до конца, потому что понимаю, что я обыкновенный водитель, никакой особенной реакцией не обладаю, могу ошибиться. Или другие могут ошибиться, а я не смогу исправить их ошибку, потому что я – не профессионал. Садясь за руль, человек взывает к Богу, и когда его спрашивают: «Ты когда приедешь?», искренне говорит: «Если Богу будет угодно – через полчаса». Он говорит так не потому, что бравирует или смиренничает, а потому, что это объективный факт: он не знает, будет ли это угодно Богу. По навигатору – полчаса, но за эти полчаса может произойти столько событий, что до конца своих дней он больше никуда не доберется.

Когда человек знает, что все в руках Божиих, он так и говорит; и не потому, что пытается подстроиться под кого-то, а потому, что для него это объективная реальность. Человек самонадеянный говорит не так, он говорит: «Я буду... Я сделаю...» Вот об этом говорит апостол Иаков.

Обычная ситуация: человек решил бросить пить. Пил-пил, надоело. Он решил, что возьмется за ум, будет ходить в храм и больше пить не будет. Он ходит в храм, после храма старается не пить, молиться, читать Псалтирь, какие-то акафисты. Проходит неделя, и он говорит батюшке на исповеди: «Я уже не пью целую неделю. Думаю, уже можно сказать, что я побеждаю страсть, потому что меня даже не тянет пить. Я уверенно себя чувствую, поэтому все должно быть хорошо». Он это говорит, а у священника сердце обливается кровью – он понимает, что скоро этот человек упадет, потому что надеется на себя. Он думает, что из-за того, что он такой молитвенник, что у него сильная воля и сильная молитва, произошло такое событие – он бросил пить. Он надеется, в сущности, именно на себя. А раз он надеется на себя и исповедует себя хозяином своей жизни, естественно, он падет еще раз.

Помимо самонадеянности есть второе качество, которому учит нас падший Денница и которое помогает нам окончательно испортить отношения с Богом, – независимость от Бога, когда человек не хочет, чтобы его жизнь зависела от Него. Причем опять-таки парадокс раскрывает Иоанн Кассиан в своем только что сказанном слове. Удивительно: пытаясь сохранить преобладание, ты становишься попираемым; стараясь сохранить преимущества, ты теряешь все; возносясь, ты падаешь, ниспровергаешься.

Человек в своей независимости от Бога не просто случайно независим, но именно методично утверждает себя в этой независимости: он не хочет зависеть от Бога, не хочет никаким образом связывать хоть что-либо в своей жизни с именем Божиим.

Мы говорили в прошлой беседе, что сознательно делаем все то, что делает нас в собственных глазах сильными. Когда мы не хотим зависеть от Бога, мы становимся зависимыми от гораздо менее значимых вещей. Вот такой парадокс. Говоря: «Я сам. Мне не нужно, чтобы Бог диктовал мне Свою волю или помогал разбираться с моими проблемами, я сам с ними разберусь», в результате мы обращаемся к силам, к людям, к чему-то, заведомо низкому, чем Бог, ощущаем свою зависимость от этих более мелких вещей и страшно гордимся тем, что сделали это сами. Хотя мы обращались к другим силам, другим средствам, зависим от других условий. Но это нас нисколько не колеблет, лишь бы не от Бога зависеть; мы сознательно не хотим этой зависимости.

В разных ярких пословицах нашего языка это нашло свое отражение. «На Бога надейся, а сам не плошай». Вроде благочестивая пословица, но суть ее именно в том: сам работай, что на Бога-то надеяться? Он, конечно, тебе поможет, но главное – то, что ты сделаешь сам. Или: «Всякий – сам кузнец своего счастья». И много других подобных, которые показывают, что мы сознательно не хотим, чтобы Бог вмешивался в нашу жизнь. А это и бунт, и гордыня.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать