Читаем Добротолюбие. 14 ноября. Священник Константин Корепанов

14 ноября 2022 г.

Мы продолжаем читать наставления преподобного Ефрема Сирина. Читаем 3-ю главу его рассуждений о рождении в Церкви, о вступлении в Церковь. Мы остановились в прошлый раз на втором абзаце, напомню его:

Мы, верующие, прияли чрез Святое Крещение залог благодати, как талант, для многократного умножения и приращения чрез то обетованного наследия. Божественный и утешительный Дух, данный Апостолам, и чрез них преподанный единой истинной Церкви Божией, с минуты крещения пребывает в каждом приступившем к крещению с чистою верою, – и каждый получает сей мнас для приумножения, возделания и приращения, как сказано в Евангелии.

Мы говорили в прошлый раз, что, с одной стороны, преподобный Ефрем Сирин называет этот дар Духа залогом благодати. Он воспринимается нами как обручение невесты, ожидающей и с каждым днем все более и более радующейся тому, что это ожидание становится короче, так как скоро наступит встреча, где Бог будет все и во всем.

С другой стороны, мы говорили, что это не только залог благодати, который уже сейчас приобщает нас радости жизни во Христе, но это еще и талант, мнас, который нужно еще приумножить. То есть это есть стяжание Духа Святого. Если мы не будем помогать семечку прорастать, то оно захиреет, как это говорится в притче о сеятеле, и плодов мы не принесем.

Почему так? Нам дается семя Жизни – благодать Святого Духа. Семя бросается в наше сердце для того, чтобы у нас была сила следовать за Христом, чтобы у нас была возможность, способность следовать за Христом, знать и исполнять Его волю во всем. Пленяя нашу волю все глубже и полнее, благодать Святого Духа, данная нам, влечет нас по стезе заповедей Божьих все настойчивее и сильнее, все глубже проникая в наше естество, побуждая нас все глубже принимать, исполнять возвещаемую нам волю Божию.

Меняется таким образом наша воля. Ведь вся тайна спасения человеческого в том и состоит, чтобы изменилась человеческая воля. Именно мы должны измениться, а не Бог. Если мы не слушаем Его воли, не слушаем побуждений Духа, не принимаем того, что велит нам Дух, то мы, получается, боремся с Ним: мы свою волю ставим выше, чем воля Божья.

Нам дана благодать Святого Духа для того, чтобы вести нас туда, куда мы должны идти, куда влечет нас благодать Божья, то есть исполнять Его волю, которая есть жизнь. Нам дан Дух, чтобы понять и иметь силы решиться исполнить волю Божью. Когда мы ее исполняем, жизни становится больше и Дух приумножается. Он все глубже и глубже проникает в наше естество, все полнее и глубже пленяя нашу волю в послушание Христу.

Если же мы начинаем сопротивляться этой воле, если мы не слушаем Духа, данного нам в день Искупления, в день нашей личной Пятидесятницы, в крещении, и начинаем с Ним бороться, это означает борьбу с Богом, причем с Богом, Который уже живет в нас с момента крещения. Таким образом, мы начинаем бороться с Тем, Кто даровал нам Жизнь, мы боремся с Жизнью, к которой вроде бы привились. Естественно, последствия этой борьбы будут очень понятные и очень тяжелые, потому что мы как бы изничтожаем в самих себе Жизнь: мы свою волю ставим выше Его Воли.

3-й абзац:

Как младенец, рожденный в веке сем, не остается навсегда в младенческом возрасте, но ежедневно растет, по закону естества, пока не придет в совершенного мужа: так и рожденный свыше водою и Духом не должен оставаться в младенчестве духовном, но, постоянно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного возраста, – или «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова», как учит Апостол.

Здесь преподобный Ефрем Сирин берет другую метафору из корпуса апостольских Посланий.

Когда семя падает в землю и пускает там корни, беря силу от земли, оно вырастает тем, чем оно должно вырасти. Будет ли почва глинистая, песочная, каменная или черноземная – совершенно не важно, потому что если возможно дереву что-то взять из этой почвы, оно будет из нее брать. Но вырастет то семя, которое брошено в эту почву. То есть от качества почвы тип растения не зависит.

Если вы бросили сосну, вырастет сосна. Она может вырасти маленькой, тщедушной, а может – огромной. Но все равно это будет сосна, а не береза. Если вы посадите, скажем, морковь из семян, независимо от того, в песок вы бросили семя, в снег, в дождь или в камни, вырасти может только морковь. Может быть такое, что она просто не вырастет. Но если вырастет, то только морковка – ничего другого не вырастет. Это любой знает, любому очевидно.

Этот образ помогает разобраться в том, что, в сущности, с нами происходит, когда в землю нашего сердца бросается семя. Ведь слово Божье, как об этом в притче говорит Христос, Духом, в Духе падает в землю нашего сердца. И наше сердце начинает жить как духовно-словесное существо, жить по образу и подобию Бога Слова. То есть внутри нас рождается новый человек, которого можно назвать подлинно словесным и духовным. И этот человек – Христос, так Его называет в Послании к Галатам апостол Павел.

Этот новый человек (апостол Петр его называет сокровенный сердца человек), этот внутренний новый человек, по образу Христа воссозданный (по сути, Христос в человеке), и есть то искомое, то семя, которое брошено и начинает прорастать. Оно от нас берет что-то: некие наши личностные человеческие качества, особенности, среду, талант – все то, что включается в нас как в людей. А сама же христианская природа, Христос, Христова природа есть суть этого семени.

Мы берем не Ипостась Христа (Его Ипостась уникальна: Тот, Кто висел на Кресте, Тот, Кто ходил по воде), а природу: в нас бросается соприродное Христу семя, поэтому мы во Христе. Природа у нас со Христом одна делается, потому что мы во Христе, и Христос по природе как бы рождается в нас, в каждом из нас рождается Христос. И мы должны соответствовать вот этому новому человеку: особенному, сокровенному, духовному, словесному, этому Христу в нас, рождающемуся и живущему.

Его природа начинает в нас быть. В нашу тленную, грешную природу бросается семя Света, семя Жизни, и эта природа начинает в нас существовать. Человек Христов внутри нас, в Духе начинает расти, прорастать. Это и будет новый человек.

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что растет этот человек, как и всё, что растет в этом мире: как младенец, рожденный в веке сем, не остается навсегда в младенческом возрасте, но ежедневно растет, по закону естества, так и этот новый человек, Христов человек, человек Света, начинает расти в нас, но расти постепенно. Он нуждается в том, чтобы есть, пить, то есть исполнять какие-то необходимые условия для своего развития. Но все равно этот процесс постепенный.

И вот постепенность этого процесса созревания в нас духовного человека, становления в нас Христа, возрастания нас во Христе и Христа в нас всегда проходит на фоне ветхого человека, который в нас тоже есть. По-другому не бывает. И эта ветхость наша опознается именно тем, что ветхий человек начинает вступать в борьбу с новым человеком.

То есть, видя эту волю Святого Духа, проявившую себя в том, что родился в нас Христос, что мы теперь внутри себя имеем нового человека, который должен принести плод жизни во Христе, сознавая эту волю, мы можем ей либо отдаться, ее послушаться, либо начать с ней бороться. Это все зависит от нас.

Вот живет, скажем, любой человек. Кто-то пьет, а кто-то не пьет. Кто-то ворует, а кто-то не ворует. Кто-то изменяет своей жене, а кто-то не изменяет. Есть хорошие люди, а есть плохие люди. Но все они ветхие, все они не во Христе, в них Жизни нет.

Когда человек крестится, в него бросается семя Жизни. И это семя Жизни начинает требовать от него исполнения воли Божьей, требовать жить не так, как он привык жить, не так, как все живут, а превратить свою жизнь в служение, в исполнение заповедей Божьих, в пребывание в Боге. Воля Божья начинает в нем активно о себе свидетельствовать. По сути, это Царство Божье, потому что понятно, что воля Божья и Царство Божье – это синонимы.

Царство Божье начинает в нас прорастать. И если мы слушаемся воли Божьей, то мы делаемся способными быть, жить в Царстве Божьем, и Царство Божие внутри нас начинает делаться все сильнее, обильнее, уничтожая, попирая в нас ветхого человека.

Когда опознаем в себе действие, побуждение, интенции, благословения Святого Духа, мы сразу ощущаем, что начинаем с этим бороться. Вот мы идем в храм, нас влечет что-то туда. Мы приходим в храм, а ветхий человек говорит: «Уходи из храма!» Мы начинаем поститься, а ветхий человек говорит: «Не надо поститься!» Мы начинаем воздерживаться, или Евангелие читать, или взаймы давать, или помощь оказывать тем, кто у нас просит, а нам ветхий человек говорит: «Этого не делай!»

Ветхий человек так проявляет себя. Эта раздвоенность и проявляется именно тогда, когда в человеке рождается новый человек. И по отношению к этому новому человеку, к его волениям, его устремлениям мы и определяем себя как люди ветхие.

Естественно, новый человек начинает бороться с ветхим человеком, и про это пишет Ефрем Сирин: так и рожденный свыше водою и Духом не должен оставаться в младенчестве духовном, но, постоянно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного возраста, то есть пребывать в подвиге, труде, многом или долгом терпении, и все это через борьбу.

Эта борьба становится неизбежной. И про это в Евангелии Христос говорит двояко. С одной стороны, говорит, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы достигают его, то есть Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. А в другом месте про то же самое Он говорит: В терпении вашем стяжите души ваша. Вот эти терпение, борьба, труд, подвиг – все то, что это семя берет от нас.

Помните, что семя, брошенное в землю, берет силу от земли и возрастает в то, чем должно быть? Вот семя Жизни, благодать, слово в Духе Святом бросается в наше сердце, и от нас оно берет подвиг, терпение и борьбу. Это то, чем мы нашей волей, нашим естеством соучаствуем в принесении плода Жизни. Если мы не сможем это дать, если нет у нас терпения, нет у нас смирения, точнее нет у нас труда, нет подвига, нет борьбы, то мы будем плохой землей, как притча говорит: либо дорога, либо камни, либо сорняки.

Чтобы земля была плодородной и семя, брошенное в нас, принесло обильный плод, мы должны всегда пребывать в борьбе, подвиге и труде.

Вот здесь и кроется, собственно, проблема. Сила на подвиг, который от нас требуется, нам уже дана, она имплицирована в нас, когда нас крестили, потому что невероятная Жизнь, невероятная сила, всемогущество Бога, воля Бога нам уже даны. Все это в нас уже есть. Нужно только позволить этой силе действовать, надо слушаться эту силу, нужно подчиняться воле Божьей, нужно покоряться волениям нового человека и всякий раз оплакивать свое своеволие.

То есть на самом деле всемогущество Бога нам уже дано. И эта воля Божья может сделать с нами все, как она сделала с преподобной Марией Египетской, или мученицей Евдокией, или мученицей Пелагеей, или с преподобным Моисеем Муриным, с преподобным Моисеем Угриным и множеством других людей, потому что эта сила непоколебима. Но сделать это она может только тогда, когда земля дает ей силы.

Как бы ни было всемогуще это семя Слова, оно без земли прорасти не может. Ему нужна земля, нужно наше терпение, самоотдача, наше подвижничество. Мы должны отдать себя воле Божьей, послушно исполнять воления Божьи. Если мы порой чувствуем это воление в нашем сердце, но не исполняем то, что велит нам Дух Святой, то мы должны честно говорить, что не исполнили это не потому, что слабы или невежественны, а потому, что упрямы, потому что для нас наша воля важнее Божьей воли.

Мы своевольны, поэтому не можем ничего добиться. Поэтому, когда у нас ничего не получается в духовном плане, мы должны понимать, что причина всего одна – наше своеволие. И мы должны оплакивать свое своеволие. Это и будет покаяние как отречение от своей воли ради воли Божьей.

Это и есть, собственно, процесс возрастания нового человека. Либо мы принуждаем себя к исполнению заповедей Христовых непоколебимо и очень быстро восходим к вершинам добродетели, как, например, преподобный Антоний Великий, или преподобный Симеон Новый Богослов, или праведный Симеон Верхотурский, либо осознаем, что мы упрямы, жестоковыйны, непокорны и наша воля нам дороже всего. Тогда мы оплакиваем ее, то есть оплакиваем свою ветхость, свое упрямство, свою непокорность, сознавая, что если мы не покоримся воле Божией, то, естественно, никакого спасения у нас не будет, потому что Царство Божье к нам уже пришло, а мы с ним спорим. Оно в нас растет, оно в нас живет, а мы ему упрямимся. Мы говорим: «Я хочу свою волю и не хочу воли Царства Божьего».

Никакого другого Царства нет. Оно уже пришло к нам, внутри нас есть, просто полнота его еще не наступила. Но если мы упрямимся, спорим с Царством Божьим сейчас, то же самое будет и потом. Другого Царства Божьего нет!

Если мы осознаем это и начинаем плакать, переживать, молиться, бороться, опять-таки принуждая себя все-таки отвергнуть свою волю и принять волю Божью, то этот процесс будет назван покаянием, и он тоже приводит, как привел многих-многих грешников, к способности исполнить волю Божью.

Но если мы и не делаем, и не плачем, то Жизнь, которая нам дана была в крещении, либо умерла уже, либо умирает. Семя либо похищено сатаной, либо смыто дождем, либо засохло, но плода принести не может.

Важно понимать, что если мы на протяжении какого-то времени, проведенного в Церкви после крещения, пребываем бесплодными, то это не наша немощь, ибо в нас Всесильный. Это не наше незнание, ибо в нас Всемудрый. Это всего лишь наше упрямство, непокорность. О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? – говорит Христос. Это наша борьба с Богом, упрямство и гордыня. Вот единственная причина, которая не дает нам принести плоды жизни во Христе.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать