Церковный календарь 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля 2025 г.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 7 апреля, Православная Церковь торжественно празднует Благовещение Пресвятой Богородицы.

Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее радостное известие, прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо радостных известий было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы» буквально означает: «Радостная весть, [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?

Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаем, что немногим более двух тысяч лет назад в маленьком палестинском городке Назарете свершилось превосходящее наше разумение событие – природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, ему Она и была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден и, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!), он вел жизнь простого ремесленника.

Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник – Ангел Гавриил.

Ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!»

Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел: «Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога: и зачнешь, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и назовут Его Сыном Всевышнего».

И сказала Мариам: «Как же будет это, если Я мужа не знаю?»

И ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой сойдет на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, потому Дитя Твое будет свято и наречется Сыном Божиим».

Тогда Мариам сказала: «Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал». И удалился от Нее ангел (см. Лк. 1, 28–32, 34–35, 38).

О свершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить, любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из Богородичных гимнов.

Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк Евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.

Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена (грехопадение прародителей), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Человек перестал принадлежать своему Создателю, а значит – и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной природы и человеческой через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления союза с Богом.

Незамеченным было явление Деве Марии вестника небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать новую эру от дня рождения Мальчика, Которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!

«Сегодня – начало нашего спасения...» – поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – Второго Адама, а завершением – Тайная Вечеря, Голгофа, возглас «Свершилось!», нисхождение во ад, тридневное воскресение, вознесение и сидение «одесную Отца».

Древний народный обычай в день Благовещения выпускать из клеток на волю плененных птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах А. Пушкина и Ф. Туманского.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

100-летие со дня блаженной кончины свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925);

прп. Саввы Нового, иеромонаха (1948);

совершается празднование в честь икон Божией Матери «Благовещение» Московской, «Благовещение» Киевской.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства, а также всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! Будем хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Всем нам многая и благая лета!

Предавшись Истинному Богу,

Благочестивая Жена,

Взыскуя Вышнюю подмогу,

Смиренно молится Она.

Покорна Вечному глаголу,

Прияв от Духа в ложесна,

Трепещет, пряча очи долу,

Благословенная Весна.

Величит дух мой Всеблагого,

Ликует сердце торжеством!

О, Мати Господа Святого, –

Не опалилась Божеством.

Отныне станут ублажать

Марию Деву с Назарета

И семя Правды насаждать

Сыны Превечного Совета.


 

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X