Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 18 апреля, – Великая Пятница. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Во святую и Великую Пятницу мы вспоминаем святые спасительные и страшные страдания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье и после всего этого крест и смерть – все это имело место в пятницу.
После того как Иисус, проданный другом и учеником за тридцать сребреников, был взят, Его отвели сначала к первосвященнику Анне, который отослал Его к Каиафе, где Господь был оплеван, получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф. 26, 68). Туда же пришли и лжесвидетели, искажавшие Его слова: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). А когда Он назвал Себя Сыном Божиим, то архиерей разодрал одежды свои в знак того, что не может терпеть богохульства.
При наступлении утра Иисуса отвели к Пилату. Иудеи, говорит евангелист Иоанн, не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18, 28). Или здесь под пасхой он подразумевает весь (семидневный) праздник, или она и на этот раз была в положенное время (в пятницу вечером), но Христос совершил законную пасху на один день раньше, потому что в пятницу хотел быть закланным одновременно с пасхальным агнцем.
Пилат, выйдя к ним, спросил, в чем они обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний – снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его (Ин. 18, 31; 19, 6). Они отвечали ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин. 18, 31), побуждая Пилата распять Его. Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но вечным, говоря: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить одного узника. Но выбрали Варавву, а не Христа (см. Ин. 18, 38–40).
Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см. Ин. 19, 1–5; Мф. 27, 29; Мк. 15, 16–19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить гнев иудеев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (Лк. 23, 22). Но они отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7).
Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Ибо через позорную смерть, какой предавали разбойников, иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19, 15).
Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12).
Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в пролитии крови Его (см. Мф. 27, 24). Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин. 19, 12). Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (см. Мф. 27, 26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен.
Увидев это, Иуда, бросив сребреники в храме, пошел и удавился (см. Мф. 27, 3–5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул.
Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив Его тростью по голове (см. Мф. 27, 27–30), возложили на Него крест; потом, захватив Симона Киринеянина, заставили нести крест Его (см. Мф. 27, 32; Лк. 23, 26).
Около третьего часа, придя на Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (см. Мк. 15, 27–28; Ис. 53, 12). Воины разделили одежды Его из-за бедности их, бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений – не только этим, но и издеваясь над Ним, когда Он висел на кресте, говорили: э! Разрушающий храм, и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого. И еще: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него (Мк. 15, 29–31; Мф. 27, 40–42).
И если они действительно говорили правду, то подобало им без сомнений обратиться к Нему – ведь открылось, что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего померкло солнце на три часа, да еще в полдень? – Чтобы все узнали о Его страданиях. Земля потряслась и камни расселись – чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями; многие тела усопших воскресли – в доказательство всеобщего воскресения и для явления силы Страдавшего. Завеса в храме разодралась (см. Мф. 27, 51), как будто храм гневался (разрывая свою одежду) за то, что страдает Прославляемый в нем, и всем открылось невидимое прежде (Святое Святых).
Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк (см. Мк. 15, 25), от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф. 27, 45; см. Мк. 15, 33). Тогда и Лонгин, сотник, видя солнце померкшее и другие знамения, устрашился весьма и сказал: воистину Он был Сын Божий (Мф. 27, 54; см. Мк. 15, 39; Лк. 23, 47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему это, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (см. Лк. 23, 39–43).
В довершение ко всем издевательствам Пилат написал и надпись на кресте, гласившую: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19, 19). Хотя первосвященники говорили Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Однако Пилат возразил: что я написал, то написал (Ин.19, 21–22). Потом Спаситель произнес: жажду, – и Ему дали иссоп с уксусом. Сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух (см. Ин. 19, 28–30).
Когда все разошлись, при кресте стояли Матерь Его, сестра Матери Его, Мария Клеопова, а также любимый ученик Господа Иоанн (см. Ин. 19, 25–26). Обезумевшие же иудеи, которым недостаточно было видеть тело на кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник пасхи, приказать перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к Иисусу, увидели Его уже умершим и не перебили у Него голеней, но один из воинов, по имени Лонгин, угождая безумным, поднял копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла кровь и вода (см. Ин. 19, 31–34). Первое показывает, что Он Человек, а второе – что Он выше человека. Или кровь – для таинства Божественного Причащения, а вода – для крещения, ибо те два источника поистине дают начало таинствам. Иоанн, видевший это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19, 35), ведь написал как присутствовавший там и видевший все своими глазами.
После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел Иосиф из Аримафеи, также ученик Иисуса, но тайный, осмелился войти к Пилату, будучи известен ему, и просил тела Иисусова (см. Мк. 15, 42–43; Ин. 19, 38); и Пилат позволил взять тело (Ин. 19, 38). Иосиф, сняв тело с креста, положил его со всяким благоговением. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес некий состав из смирны и алоэ, приготовленный в достаточном количестве (см. Ин. 19, 39). Обвив тело пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, они положили его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале, где еще никто не был положен (см. Лк. 23, 53; Ин. 19, 40).
Так устроилось для того, чтобы воскресение Христа не могло быть приписано кому-нибудь другому, лежавшему вместе с Ним. Смесь же алоэ и смирны евангелист упомянул потому, что она очень клейкая, чтобы мы, когда услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе (см. Ин. 20, 6–7), не думали, будто тело Христово украдено: ибо как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их, настолько сильно прилипших к телу?
Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и умилением.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
мчч. Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними (ок. 303);
свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (перенесение мощей, 1652);
прп. Пуплия Египетского (IV);
прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV);
прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400);
прп. Платона, исп. Студийского (814);
прп. Феодоры Солунской (Фессалоникийской) (892);
сщмч. Алексия Кротенкова, пресвитера (1930);
сщмч. Николая Симо, пресвитера Кронштадтского (1931).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Постимся постом приятным, благоугодным Богу!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Всенощное бдение 24 мая 2025 года
Всенощное бдение 24 мая 2025 года
Божественная литургия 24 мая 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!