Церковный календарь 18 апреля. Великая Пятница. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

18 апреля 2025 г.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 18 апреля, – Великая Пятница. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Во святую и Великую Пятницу мы вспоминаем святые спасительные и страшные страдания Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье и после всего этого крест и смерть – все это имело место в пятницу.

После того как Иисус, проданный другом и учеником за тридцать сребреников, был взят, Его отвели сначала к первосвященнику Анне, который отослал Его к Каиафе, где Господь был оплеван, получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф. 26, 68). Туда же пришли и лжесвидетели, искажавшие Его слова: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). А когда Он назвал Себя Сыном Божиим, то архиерей разодрал одежды свои в знак того, что не может терпеть богохульства.

При наступлении утра Иисуса отвели к Пилату. Иудеи, говорит евангелист Иоанн, не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18, 28). Или здесь под пасхой он подразумевает весь (семидневный) праздник, или она и на этот раз была в положенное время (в пятницу вечером), но Христос совершил законную пасху на один день раньше, потому что в пятницу хотел быть закланным одновременно с пасхальным агнцем.

Пилат, выйдя к ним, спросил, в чем они обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний – снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его (Ин. 18, 31; 19, 6). Они отвечали ему: нам не позволено предавать смерти никого (Ин. 18, 31), побуждая Пилата распять Его. Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но вечным, говоря: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить одного узника. Но выбрали Варавву, а не Христа (см. Ин. 18, 38–40).

Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: радуйся, Царь Иудейский! (см. Ин. 19, 1–5; Мф. 27, 29; Мк. 15, 16–19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить гнев иудеев, Пилат вновь сказал: я ничего достойного смерти не нашел в Нем (Лк. 23, 22). Но они отвечали: Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7).

Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Ибо через позорную смерть, какой предавали разбойников, иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: Царя ли вашего распну? Они отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19, 15).

Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, для чего говорят: всякий, делающий себя царем, противник кесарю (Ин. 19, 12).

Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в пролитии крови Его (см. Мф. 27, 24). Иудеи же кричали: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю (Ин. 19, 12). Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (см. Мф. 27, 26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен.

Увидев это, Иуда, бросив сребреники в храме, пошел и удавился (см. Мф. 27, 3–5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул.

Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив Его тростью по голове (см. Мф. 27, 27–30), возложили на Него крест; потом, захватив Симона Киринеянина, заставили нести крест Его (см. Мф. 27, 32; Лк. 23, 26).

Около третьего часа, придя на Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (см. Мк. 15, 27–28; Ис. 53, 12). Воины разделили одежды Его из-за бедности их, бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений – не только этим, но и издеваясь над Ним, когда Он висел на кресте, говорили: э! Разрушающий храм, и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого. И еще: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него (Мк. 15, 29–31; Мф. 27, 40–42).

И если они действительно говорили правду, то подобало им без сомнений обратиться к Нему – ведь открылось, что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего померкло солнце на три часа, да еще в полдень? – Чтобы все узнали о Его страданиях. Земля потряслась и камни расселись – чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями; многие тела усопших воскресли – в доказательство всеобщего воскресения и для явления силы Страдавшего. Завеса в храме разодралась (см. Мф. 27, 51), как будто храм гневался (разрывая свою одежду) за то, что страдает Прославляемый в нем, и всем открылось невидимое прежде (Святое Святых).

Итак, Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк (см. Мк. 15, 25), от шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф. 27, 45; см. Мк. 15, 33). Тогда и Лонгин, сотник, видя солнце померкшее и другие знамения, устрашился весьма и сказал: воистину Он был Сын Божий (Мф. 27, 54; см. Мк. 15, 39; Лк. 23, 47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему это, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (см. Лк. 23, 39–43).

В довершение ко всем издевательствам Пилат написал и надпись на кресте, гласившую: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19, 19). Хотя первосвященники говорили Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Однако Пилат возразил: что я написал, то написал (Ин.19, 21–22). Потом Спаситель произнес: жажду, – и Ему дали иссоп с уксусом. Сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух (см. Ин. 19, 28–30).

Когда все разошлись, при кресте стояли Матерь Его, сестра Матери Его, Мария Клеопова, а также любимый ученик Господа Иоанн (см. Ин. 19, 25–26). Обезумевшие же иудеи, которым недостаточно было видеть тело на кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник пасхи, приказать перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к Иисусу, увидели Его уже умершим и не перебили у Него голеней, но один из воинов, по имени Лонгин, угождая безумным, поднял копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла кровь и вода (см. Ин. 19, 31–34). Первое показывает, что Он Человек, а второе – что Он выше человека. Или кровь – для таинства Божественного Причащения, а вода – для крещения, ибо те два источника поистине дают начало таинствам. Иоанн, видевший это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19, 35), ведь написал как присутствовавший там и видевший все своими глазами.

После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел Иосиф из Аримафеи, также ученик Иисуса, но тайный, осмелился войти к Пилату, будучи известен ему, и просил тела Иисусова (см. Мк. 15, 42–43; Ин. 19, 38); и Пилат позволил взять тело (Ин. 19, 38). Иосиф, сняв тело с креста, положил его со всяким благоговением. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес некий состав из смирны и алоэ, приготовленный в достаточном количестве (см. Ин. 19, 39). Обвив тело пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, они положили его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале, где еще никто не был положен (см. Лк. 23, 53; Ин. 19, 40).

Так устроилось для того, чтобы воскресение Христа не могло быть приписано кому-нибудь другому, лежавшему вместе с Ним. Смесь же алоэ и смирны евангелист упомянул потому, что она очень клейкая, чтобы мы, когда услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе (см. Ин. 20, 6–7), не думали, будто тело Христово украдено: ибо как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их, настолько сильно прилипших к телу?

Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и умилением.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними (ок. 303);

свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (перенесение мощей, 1652);

прп. Пуплия Египетского (IV);

прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV);

прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400);

прп. Платона, исп. Студийского (814);

прп. Феодоры Солунской (Фессалоникийской) (892);

сщмч. Алексия Кротенкова, пресвитера (1930);

сщмч. Николая Симо, пресвитера Кронштадтского (1931).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Постимся постом приятным, благоугодным Богу!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X