Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 15 мая, Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Афанасия Сяндемского (Сяндебского).
В конце XV столетия между многочисленными подвижниками древней Валаамской обители подвизался инок Афанасий – ученик и сомолитвенник пустынножителя Александра, работавшего Господу в тесной пещере одного из Валаамских островов. Душеспасительные советы и примеры высоких добродетелей Александра укрепляли Афанасия на трудном пути спасения. С течением же времени, по неисповедимым судьбам Божиим, наставник и ученик должны были разлучиться. Преподобный Александр удалился в леса Обонежской пятины на реку Свирь и семь лет провел там в строжайшем уединении, а потом приступил к устроению общежития. Тогда и преподобный Афанасий переселился с Валаама опять под его руководство.
Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения своего учителя Пресвятой Девой Богородицей.
По преставлении преподобного Александра (1533 г.) преподобный Афанасий отошел на пустынножитие в дремучие леса Карелии и на перешейке между двух небольших озер (Сяндебского и Рощинского) поставил себе хижину. Некоторые из сподвижников преподобного Александра последовали за Афанасием в уединение, а к ним присоединилось еще несколько любителей пустынного жития. Таким образом было положено начало процветавшей впоследствии Сяндемской пустыни.
Сам преподобный Афанасий рассказывал о своем поселении в пустыни так. Жил он в Обонежской пятине, в Олонецком уезде, на Сяндеме-озере, в пустыни на Софийской земле, в диком лесу, от Олонца 20 верст, а от ближних деревень 10 верст. Ту пустынь позволили ему строить олончане на богомолье о государе и на прибежище себе. По благословению архиепископа Пимена он поставил в пустыни часовню во имя Живоначальной Троицы да восемь келий. И собралось к нему в пустынь десять братий. Он распахал пашню. Но по зависти те олончане оболгали его перед архиепископом Пименом, будто он построил свою пустыньку насильственно, и выслали его из пустыньки. Пустынька осталась пустою.
Преподобный удалился в Свирский монастырь и избран был там игуменом. Вероятно, в это время он и получил сан священства. Долго ли управлял преподобный Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только в 1577 году он называется уже бывшим игуменом Свирского монастыря и просит у архиепископа Новгородского Александра позволения на месте пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести земли под пашню. Такое дозволение было дано; отведена была монастырю и пашня по одной версте во все четыре стороны. Монастырь был освобожден от пошлин в пользу Новгородской Софийской казны. Преподобный служил примером братии в трудолюбии и терпении, и братия трудами рук своих добывала себе пропитание.
Основатель обители был и наставником нового братства. Для собственного же научения имел он частые духовные беседы с преподобным Адрианом Андрусовским, валаамским схимонахом, основавшим около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожского озера. Подвижники жили верстах в двадцати один от другого. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими на пути через все пространство, отделявшее их друг от друга. Предание говорит, что и на том месте, где теперь церковь во имя чудотворца Николая в селении Тулокса, преподобным Афанасием был поставлен крест и предсказано было создание храма на служение Господу.
Пророчество исполнилось: церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существует и поныне. При устье реки Сяньдебки (текущей на девять верст из Сяндебского озера в реку Тулоксу) находятся на обоих ее берегах два каменных креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преподобному Афанасию на пути с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. У окрестных жителей сохранились рассказы, что эти кресты чудесно приплыли за преподобным против речного течения со стороны Ладожского озера.
Преподобный Афанасий преставился в своей пустыни и погребен на одном из мысов Рощинского озера, где потом над могилой его сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, опустили все в озеро, на топком дне которого они навсегда и остались.
В начале XVIII столетия Божиим попущением Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь.
Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянный храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовской пустыни валаамским игуменом Иннокентием.
При постройке после пожара новой церкви были обретены честные мощи преподобного Афанасия. При копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и 2 мая погребены в прежней могиле.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373);
перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида (1072 и 1115);
свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654);
мчч. Еспера, Зои и чад их Кириака и Феодула (II);
блгв. и равноап. царя Бориса, в крещении Михаила (907), принявшего крещение со своим народом в IX веке (Болг.);
совершается празднование в честь иконы Божией Матери Путивльской (1635).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Беседы с батюшкой. Как жить во Христе? Священник Олег Патрикеев. 13 июня 2025
Лаврские встречи. Автор-исполнитель, уличный музыкант Андрей Приветов. Часть 1
ИГОРЬ РАСТЕРЯЕВ. НОВАЯ ВСТРЕЧА. 3 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!