Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 13 июня, Православная Церковь празднует Вознесение Господне.
Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи. Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. Видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Событие вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (см. Лк. 24, 50–51) и Деяниях святых апостолов (см. Деян. 1, 9–11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (см. Мк. 16, 19).
Согласно этим повествованиям, после Своего воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см. Ин. 16, 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см. Лк. 24, 49; Деян. 1, 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо.
В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе Пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (см. Лк. 24, 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см. Деян. 2, 1–4).
В Деяниях апостолов период явлений воскресшего Христа (и следовательно, период от воскресения до вознесения) определяется в 40 дней (см. Деян. 1, 3), что соотносится с другими важными сорокадневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа: от Его рождения до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см. Лк. 2, 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см. Мф. 4, 1–2; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1–2).
В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после воскресения «в продолжение многих дней» (см. Деян. 13, 31; 1 Кор. 15, 5–8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его воскресением и вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (см. Ин. 20, 17).
Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его воскресения и вознесения.
После Своего вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (см. Ин. 6, 22–71)).
Главным следствием вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога как Сына Человеческого (см. Деян. 7, 55–56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (см. Деян. 1, 11), но уже «с силою и славою великою» (см. Мф. 24, 30; Лк. 21, 27).
Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго Пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках») будут только те, которые «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
апостола от семидесяти Ерма (I);
мч. Ермия Команского (II);
мч. Философа Александрийского (III);
мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня);
священномученика Философа Орнатского, пресвитера, и сыновей его мчч. Бориса и Николая (1918).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и праздником Вознесения Господня! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Вторая половина. Матушка Светлана Смирнова
Чин отпевания схиархимандрита Илия (Ноздрина) 18 марта 2025 года
Читаем Ветхий Завет. «Образ Иерусалима». Священник Константин Корепанов
Этот день в истории. 18 марта
День ангела. 18 марта
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!