Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 13 апреля, Православная Церковь торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье.
Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.
«Вербное воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?
Обратимся к Евангельской истории.
Ранняя весна 30 года от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская пасха. И за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат: «Осанна!» («Спасай нас!») Они ждут, что Он явит Божественную силу – и ненавистные римские оккупанты будут уничтожены, придет вечное мессианское Царство.
Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.
Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Они обманутся в своих надеждах...
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами (Мф. 21, 1–11; Мк. 11, 1–11; Лк. 19, 28–40; Ин. 12, 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в святой град накануне праздника пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (см. Быт. 49, 10–11; Пс. 8 , 2–3; Зах. 9, 9).
Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера эти ветви поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на всенощном бдении, после чтения Евангелия.
В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ею домашние иконы и ставить на подоконники; приносить на могилы родственников; окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот; есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками.
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской...
(Б. Пастернак)
В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326);
свт. Ионы, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца (1461);
свт. Иннокентия, митрополита Московского (1879);
прп. Ипатия, целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV);
прп. Филарета (Данилевского), игумена (1841);
прп. Аполлония Египетского (IV);
сщмчч. Авды, епископа Персидского, и Вениамина, диакона (418–424);
прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446);
сщмч. Иоанна Блюмовича, пресвитера (1938).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства, а также с праздником Входа Господня в Иерусалим! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Сверкают нежным перламутром
Деревья ранним тихим утром.
Средь них красавица-невеста
Займет особенное место.
Ее наряд из мягких почек,
Пурпурных девственных цепочек,
Благоукрасит каждый дом –
Пусть радость Пасхи будет в нем!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
У книжной полки. Верую! Наглядное объяснение Символа веры
У книжной полки. Не умру, но жив буду... Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)
Документальный фильм «Из истории московского Новодевичьего монастыря (к годовщине со дня основания)»
У книжной полки. Ольга Демидюк. Солнце взойдет
Этот день в истории. 23 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!