Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 11 декабря, Православная Церковь совершает память священномученика Николая Крылова, пресвитера (1941).
Священномученик Николай родился 26 апреля 1875 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Федоровича Крылова. Николай окончил три класса Звенигородского духовного училища и был призван на военную службу, которую проходил в качестве писаря.
26 марта 1896 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) определил Николая Васильевича на должность письмоводителя Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства, поскольку, вернувшись с военной службы, тот пожелал служить в духовном ведомстве. Одновременно, с 1 сентября 1898 года по 10 июня 1900 года, Николай Васильевич работал учителем-воспитателем при Василие-Кесарийской церковноприходской школе и в приюте приходского попечительства той же церкви в Москве.
30 мая 1900 года Николай Васильевич был назначен псаломщиком к Казанской церкви села Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии. С сентября того же года Николай Васильевич стал руководить общим церковным пением во время богослужений и вести внебогослужебные собеседования с народом. 24 января 1909 года он был рукоположен во диаконы к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря. В 1911 году он стал слушателем московских епархиальных миссионерских курсов. С 1912 года диакон Николай начал руководить общеприходским пением, введенным по его предложению в обители.
Во время Первой мировой войны диакон Николай нес послушание духовного попечения о раненых, размещенных в монастырском лазарете и лазарете духовенства, и регулярно проводил с ними религиозно-просветительские чтения и собеседования. С 23 декабря 1915 года диакон Николай стал законоучителем в Ново-Спасском Деденевском начальном училище. 16 мая 1917 года на общем благочинническом собрании он был избран членом благочиннического совета и депутатом от благочиния на Московский епархиальный съезд духовенства и мирян.
21 сентября 1921 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) возвел диакона Николая в сан протодиакона, а в 1925 году – рукоположил его во священники к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря и назначил настоятелем храма и духовником сестер обители.
В 1928 году монастырь был закрыт, власти приняли решение закрыть кладбищенскую церковь и приспособить ее под электростанцию, а также использовать колокольню Спасской церкви под водонапорную башню. Прихожане и сестры обители составили прошение с просьбой не делать этого. Это прошение властям в Москву отвез отец Николай. Однако те отказались удовлетворить просьбу верующих.
В начале 1930-х годов отец Николай был возведен в сан протоиерея и продолжал служить в Спасской церкви. Многие монахини после закрытия обители поселились в близлежащих деревнях и ходили на службы в Спасскую церковь, отец Николай по-прежнему оставался их духовником. В Спасской церкви были частицы мощей многих святых, и отец Николай обыкновенно служил службы в дни их памяти. Верующие знали это и просили сугубо помолиться о них у этих святынь, что потом было поставлено священнику в вину.
В 1935 году власти закрыли Спасскую церковь, и отец Николай перешел служить в храм в село Батраково.
13 августа 1936 года протоиерей Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Его обвинили в том, что он «по своим убеждениям является ярым монархистом и последователем “ИПЦ”... на протяжении ряда лет вокруг себя сгруппировал наиболее реакционную часть верующих, монашество бывшего Влахернского монастыря, среди которых проводил систематическую антисоветскую агитацию, распространял провокационные слухи о якобы имеющихся в СССР гонениях на религию, склонял своих почитателей к принятию тайного монашества... среди своих почитателей проводил большие денежные сборы для оказания материальной помощи высланному за контрреволюционные действия монашеству и духовенству».
– Кто к Вам обращался за помощью и врачеванием? – спросил его следователь.
– Врачеванием я не занимался, но не отрицаю, что по просьбе своих почитателей я пересылал святую богоявленскую воду и артос, – ответил отец Николай.
– Кому и через кого Вы пересылали святую воду и артос?
– Фамилии и имена я не знаю. Ко мне приезжали в большинстве своем женщины, которые обращались ко мне с просьбой дать им для группы верующих святой воды и артоса. Я, как священник, не мог отказать в просьбе верующим и давал просимое.
– В числе изъятой у Вас переписки имеются письма с благодарностью за полученные у Вас исцеления. Что за исцеления получали Ваши почитатели при Вашей помощи?
– Получаемые мной благодарности приносились мне за то, что я по их просьбе совершал молитвы перед имеющимися во Влахернском монастыре частицами мощей, которых насчитывалось здесь более ста. Эти частицы, по убеждениям верующих и моим убеждениям, обладают целебными свойствами. В дни памяти этих святых верующие совершают к ним паломничества.
Следователь спросил, признает ли себя священник виновным в контрреволюционной деятельности, на что отец Николай ответил, что не признает, и с обвинениями, выдвинутыми против него, не согласен.
2 декабря 1936 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере; он был отправлен в Карлаг.
В 1942 году супруга отца Николая получила из лагеря открытку, написанную мужем, где поверх его текста было надписано: «Ваш батюшка, отец протоиерей Николай, мирно почил в ночь с 11 на 12 декабря». Накануне он был обобран уголовниками и замерз.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
прмч. и исп. Стефана Нового (767);
мч. Иринарха Севастийского и святых семи жен (303);
свт. Феодора Ростовского, архиепископа (1394);
мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII);
сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита (1937);
сщмчч. Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего, пресвитеров, прмчч. Рафаила (Тюпина), иеромонаха, Викентия (Никольского), монаха, и мц. Анисии Маслановой (1937);
мц. Параскевы Федоровой (1938);
сщисп. Сергия (Сребрянского), архимандрита (обретение мощей, 2000).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!