Церковь и общество. Беседа с игуменом Стефаном (Гулиновым). Часть 2

16 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение разговора с духовником Саввино-Строжевского ставропигиального мужского монастыря в Звенигороде, руководителем издательского отдела обители, игуменом Стефаном, который в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о монастырских традициях, о том, как в обители встречали Рождество Христово, о детских «Ёлках» и подарках для детей, о деятельности издательского отдела монастыря.

– Рождественские дни, старый Новый год. Очень много людей стремится в монастыри, особенно в ваш. Потому что Саввино-Сторожевский монастырь с его сказочными строениями словно из древнерусских сказаний… Как вы отмечаете Рождество Христово? Что значит этот праздник для монастыря, для православных христиан? И почему люди призывают для вручения подарков Деда Мороза, если раньше их вручал святой Николай Чудотворец? Что изменилось в сознании людей?

– В сознании людей изменилось все. И не просто изменилось – все стало наоборот: белое черным, а черное белым. Рассказывать современному человеку о традициях, о том, как справляли церковные праздники, – это непростая задача. Потому что современный человек, находящийся вне церковной ограды, воспринимает все церковное как что-то для выходного или праздничного времяпрепровождения; или наоборот – люди хотят узнать о какой-нибудь сенсации и этим развлечь себя.

Рождественские праздники в нашей стране совпадают с зимним периодом и с праздником Нового года. Хотя эта традиция появилась позже. У нас Новый год праздновался в разные эпохи в разное время: это было и в марте, и осенью. Церковь празднует новолетие в сентябре. После Петра в нашу страну была завезена западная традиция праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января.

В связи с тем, что сдвинулось летоисчисление и появился новый стиль, празднование Нового года попадает на время, когда люди держат пост перед праздником Рождества Христова. В этом смысле празднование Нового года для верующего человека неуместно. Но светская традиция волей или неволей входит в любой дом. Для верующих людей в церквях и монастырях 31-го числа служится новогодний молебен. И у нас в обители он служится. На нем возносится молитва о том, чтобы Господь и в новом году сопутствовал человеку, помогал в его трудах, был милостив, несмотря на наши бесчисленные согрешения.

Рождество – это радостное событие, оно именно празднуется. Потому что заканчивается пост, начинается разговение, когда можно вкушать молочную, мясную пищу (если, конечно, это не монастырь). В различных кафе, трапезных готовятся определенные кушанья; повара стараются, чтобы они были праздничными. Традиционно к этому дню пекутся агнцы в специальной форме. На светском языке это кекс, хлебобулочное изделие с изюмом.

После Рождества начинаются дни, которые называются святками. Они длятся до начала праздника Крещения, когда наступает отдание Рождества Христова. В эти дни есть много разных традиций у разных народов. Как правило, это традиции хождения друг к другу в гости, поздравления с Рождеством. В деревнях были такие святочные походы, пели песни, которые называются колядки, восхваляющие рожденного Младенца Христа. Много разных красивых песнопений, особенно на Украине. Мы в свое время их тоже учили, они очень умилительные. Так как Рождество проходит зимой во время новогодних каникул, его празднование связано с детьми. Дети участвуют в разных мероприятиях, в спектаклях, новогодних елках. У нас каждый год организуется елочное представление.

– Это очень известные елки Саввино-Сторожевского монастыря.

– Да, люди приезжают из Звенигорода, из Москвы. Елка у нас проводится ежегодно. Организуется она силами воспитанников детского дома, который мы окормляем. Мы основали его благодаря многим попечителям и имеем возможность содержать не детей-сирот, а детей из неблагополучных семей. Силами наших учеников мы ставим замечательные спектакли на рождественскую тему, когда дети все делают сами: и поют, и танцуют… Некоторые время у нас были кукольные спектакли.

Праздник старый Новый год появился в советское время, потому поменяли календарь. Что делать с ним? Отмечать его или нет? Люди считают его необычным праздником.  

– Почему наши люди отмечают старый Новый год? Во-первых, это праздник. Чем больше праздников, тем лучше. Много забот и работы у человека в течение недели, он многим занят, вот и думает о празднике. Само понятие старого Нового года, кроме смещения цифр, больше ничего не несет. Единственное, в церковном календаре этот день является праздником Обрезания Господня. А по иудейской традиции это посвящение мальчика Церкви и Богу. Поэтому в церковном календаре это праздник. Старый Новый год – это светское наложение на церковный праздник.

– Старый Новый год – это петровский Новый год по старому календарю; он не является церковным новым годом, потому что церковный новый год 14 сентября.  А с Рождеством Христовым он не связан?

– Никаким образом с Рождеством Христовым этот праздник не связан. Он связан со старым стилем, которого придерживается Церковь. Здесь интересная история: старый стиль и новый, какой из них истинный? Это настоящее искушение для современного человека, который видит два разных календаря, поэтому возникает некое раздвоение, разделение. И, естественно, появляется вопрос: какой из этих двух календарей истинный?

На самом деле календарь единый, это только старый стиль, которого придерживается Церковь. Соответственно, Рождество начинается до нового года, 7 января, потом наступает новый год 14 января. Смещение календаря произведено светской властью большевиков, которая сделала все, чтобы уничтожить даже память обо всем русском, духовном, церковном. Поэтому появилось другое число.

– Саввино-Сторожевский монастырь выпускает в свет журналы. Вы руководите издательским советом и являетесь главным редактором журнала. Он выходит уже несколько лет. Это цветной полноформатный глянцевый журнал.

– Пятнадцать лет уже выходит.

– Поздравляю вас, это настоящий юбилей. Очень трудно сейчас выпускать журналы, за это мало кто берется в наше время, потому что все перешли в Интернет. Вы продолжаете это дело, и каждый номер все лучше и лучше, потому что печатаются уникальные материалы, пишут уникальные авторы. Расскажите немного о журнале.

– У нас небольшое издательство, оно является одним из отделов монастырской службы; небольшое количество сотрудников, пять человек работают в издательстве. Но мы стараемся поддерживать издание.

Мы заметили, что журнал аккумулирует внутри себя что-то связанное с преподобным Саввой. Если мы задумаем какую-то тему, то постепенно появляется человек с материалом, с фотографиями, потом кто-нибудь другой приносит еще более интересный материал на эту тему. Происходит накопительный эффект, и к концу выпуска номер превращается в шкатулку с самоцветами, которая наполняется интересными фактами и красивыми фотографиями. Журнал есть в продаже, но мы также с удовольствием раздаем его нашим гостям.

Наш журнал выходит обычно к празднику: к летнему обретению мощей преподобного, 23 августа, или к зимнему, 16 декабря. Наше благословение, наш труд мы передаем паломникам и гостям. В журнале есть несколько рубрик. Одна из них звучит так: «Небесное воинство Саввы». Здесь мы публикуем материал о каждом святом, носящем имя Савва. В свежий номер мы поместили материал о преподобном Савватии Соловецком, в имени которого тоже есть корень Савва.

В этом номере также есть ваша интересная статья – это исследование надписи на колоколе, который висел до революции. Колокол, на котором была зашифрованная надпись, был сделан по распоряжению царя Алексея Михайловича. Также в номер помещен интересный материал одного человека, который купил во Владивостоке Евангелие в магазине. На Евангелии была личная подпись. Благодаря этой подписи начался поиск людей. В результате появилась целая книга, мы поместили отрывки из этой книги.            

– Книга так и называется «Надпись на Евангелии». Автор Александр Филькин. Он был одним из героев нашей передачи, это удивительный человек.

– Да. Это была интересная история поиска, в результате которой появились такие известные лица, как святитель Николай Японский. События происходят во времена русско-японской войны, и человек, который подписал Евангелие, оказался в японском плену. Это интересное исследование. Благодаря нашему главному художнику Анатолию Семенову получился красиво оформленный материал.

Кроме того, мы публикуем материалы о новомучениках, поскольку новомучеников нашей земли очень много. Этими материалами обычно открывается журнал. Свидетельства подвигов наших соотечественников – это благословение, с которым мы получаем возможность издавать журнал до сих пор. Благодаря их молитвам, подвигам, которые свидетельствовали о Христе, о вере до смерти, до страданий, наш журнал находится в печати и является востребованным.

– Но вы же выпускаете журнал для светского читателя, все изложено доступным и понятным литературным языком. Из скромности Вы не скажете, но я знаю, что из номера в номер Вы печатаете собственные литературные произведения, очень интересные записки. Кроме этого, монастырь ведет летопись чудес, связанных с преподобным Саввой Сторожевским. Кто контролирует этот вопрос? Когда принимается решение, что запись войдет в сокровищницу коллекции чудес преподобного Саввы? Каким образом это все публикуется?

– Кроме печатного издания у нас существует сайт в интернет-пространстве; там есть расписание, новости, истории. И есть рубрика: «Расскажи о чуде». Любой человек может написать и прислать свою историю, даже анонимно. Историй очень много.

– Вы публикуете все или выборочно? Есть какие-то критерии отбора?

– Конечно, есть критерии, есть редколлегия, ответственное лицо – наш наместник архимандрит Павел, с его благословения печатается каждое издание и совершается отбор. К нам часто приезжают молодые супружеские пары, у которых долго нет детей. Приезжают с паломничеством и просто отдохнуть; молятся у мощей преподобного Саввы, идут к источнику, к пещерке. На том месте, где преподобный Савва молился перед своим концом, восстановлена пещерка, к ней есть подход, куда можно прийти и помолиться. Молодые люди приходят, молятся. Потом возвращаются радостные, с благодарностью; родившихся мальчиков называют, как правило, Саввой. Вообще очень популярны сейчас старые русские имена, которые раньше были не так популярны: Никита, Анастасия, Аглая.

– Каким было последнее из чудес?

– В сентябре наместник подвел ко мне женщину с мужчиной; это были муж и жена. Они рассказали историю. Женщина была средних лет. Однажды, зайдя в подъезд своего дома, на столике у консьержки, где лежали книжки, журналы, она увидела икону незнакомого святого. К ней была приклеена пробирка с маслицем; женщина прочитала: это был наш преподобный Савва. У женщины долго болело горло, и она не могла избавиться от этой боли. Она подумала, что хуже не будет, взяла это маслице, капнула себе на язык и проглотила. И она свидетельствует, что неожиданно у нее прошли все болевые симптомы в горле, чему она была очень рада. Потом они решили с мужем найти место, где этот святой подвизался, через Интернет нашли, приехали сюда. И здесь с ней произошло еще одно чудо.

Они приехали, приложились к мощам, им здесь понравилось. Место у нас очень красивое. Каждый, кто заходит в собор Рождества Богоматери, где находятся мощи преподобного Саввы, чувствует, какое это намоленное место. Они были очень рады. А когда узнали, что есть источник, пошли к нему. У женщины сильно болели колени, она не могла спать, ей уже прописали лекарство, но она не могла его приобрести. И она подумала: почему бы не омыть этой водой колени? Она омыла колени святой водой из колодца, и боль в коленях у нее постепенно прошла.

– Монастырь находится недалеко от Москвы. Что он значит для жизни людей, которые живут в современном мире? Люди занимаются делами, спешат, стараются достичь славы, заработать денег и так далее. Монастырь же не существует сам по себе.

– Зимой в лесу холодно, лежит снег. Человек приходит и разводит костер в этом лесу. Вокруг костра становится тепло. К этому костру тянутся все живые существа, потому что любому живому существу нужно тепло.

Для любого человека монастырь – это тепло, к которому душа тянется изначально. Мы надеемся, что молитвами преподобного Саввы Сторожевского (несмотря на наши недостойные молитвы, недостойное житие) наш монастырь является тем святым местом, где идет молитва; местом, куда приходят люди погреться душой, чтобы оттаять от суеты, озлобленности, негатива, агрессии. Чтобы это все из сердца ушло, чтобы сердце согрелось. Только согревшееся сердце может обратиться в искренней молитве к Богу и к преподобному Савве.  

                  Записала Ирина Обухова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 19 мая: 10:40
  • Воскресенье, 22 мая: 03:00
  • Воскресенье, 22 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​