Церковь и общество. Поэт Сергей Арутюнов. Часть 1

23 марта 2025 г.

Российский поэт, прозаик, публицист, критик, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени Горького Сергей Сергеевич Арутюнов в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает об истории и новом этапе Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне», главным редактором которого он является и который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2014 года.

Сегодня у нас в гостях Сергей Сергеевич Арутюнов, российский поэт, прозаик, публицист, критик, доцент кафедры литературного мастерства Литературного института имени Горького. 

Вы много лет руководите Международным детско-юношеским литературным конкурсом имени Ивана Шмелева, носящим имя одного из его произведений – «Лето Господне». Этот конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2014 года, то есть уже почти 11 лет. Большой это срок?

Огромный. Когда конкурс начинался, я о нем ничего не слышал, а спустя год-полтора уже стал главным редактором и с ходу включился в эту огромную и замечательную работу. Сейчас я нахожусь в процессе постановки на четыре колеса 11-го сезона конкурса, который пройдет у нас марте; это будет очный этап. К нам приедут дети из многих регионов страны: мы увидим и Сибирь, и Урал, и европейскую часть России, и Дальний Восток, на который Святейший Патриарх Кирилл обращает особое внимание.

Много обычно приезжает гостей?

– В среднем приезжает человек 4045 из разных регионов – это наши финалисты. А участвует в конкурсе больше тысячи ребят. В прошлом году, в юбилейный сезон, было 1 500 ребят. На 10-й сезон быть лауреатом, наверное, почетнее, нежели в сезоны с менее круглыми цифрами. Участвуют больше 60 регионов страны – кому-то удается, кому-то не удается пройти в число лучших работ.

– Полторы тысячи Как их встречаете, размещаете?

Полторы тысячи это начальные цифры работ, поступивших на конкурс. Потом начинается отбор в две ступени. Это заочный этап: он начинается у нас с 1 сентября и продолжается до конца декабря. Четыре месяца ребята пишут и присылают работы. Потом в дело вступают эксперты-педагоги, которые проверяют грамотность, соответствие, какие-то концептуальные ходыкак они привыкли проверять сочинения в школах. Но у нас немного другая система, чем в школе. Мы знаем, что многие великие писатели были грамотными отчасти: забывали правила, где-то не ставили запятые. Нашим педагогам даны полномочия не выносить грамотность вперед и не ставить сразу тройку не отбрасывать работу, а смотреть за художественными ходами, приемами, концепциями, эмоциональным фоном. Нам очень нравится, когда в работе звучит то, что ранее мы не видели ни в русской прозе, ни в русской поэзии, ни в русской драматургии. Нам нравится чудо. И педагоги ищут чудо. И когда они выставляют свои баллы, мы получаем примерно 130140 работ во всех возрастных категориях, с которыми будут работать уже профессиональные литераторы. Среди них я могу назвать огромное количество фамилий наших общих друзей и знакомых, и не только из Москвы. Каждому эксперту достается по 40 работ каждую работу проверяют три человека. Это довольно значительно. Каждый пишет подобный комментарий, почему работа хороша или нет.

Владыка Климент эти работы ротирует, знакомится с мнением экспертов-педагогов, литераторов и уже выносит окончательный вердикт, согласуя его со всеми членами конкурсной комиссии. Это вторая ступень отбора. Мы получаем 1215 человек в каждой возрастной категории. Им высылается приглашение в Москву; они пребывают здесь минимум 34 дня.

И сколько людей все же пребывает?

– Иногда до 50 человек. Они прилетают, приезжают их сразу встречают, размещают в гостинице «Университетская» рядом с проспектом Вернадского. Гостиница относится к университетскому кампусу МГУ. Вместе с сопровождающими (либо родителями, либо педагогом) они размещаются в комфортных условиях. Но отдохнуть практически не получается: ребят на автобусах вывозят на мастер-классы, экскурсии, на написание очной работы. Пока они гуляют по Москве вместе с профессиональными экскурсоводами, заседает комиссия, которая оценивает их работы, пока не будет вынесено решение о результатах очного этапа. Награждение проходит на следующий день в Храме Христа Спасителя.

Комиссия заседает в Издательском совете Русской Православной Церкви. Это, так понимаю, штаб-квартира этого конкурса?

Да, это настоящий штаб конкурса. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла именно Издательский совет проводит конкурс «Лето Господне». Там собираются мастера, литераторывсе, кто имеет отношение к оценке детских работ. Выслушиваются все мнения; баллы суммируются и подводится численный итог. Он настолько объективен, что порой даже думаешь, что с нами заседает и Создатель мира, потому что справедливость оценок ни разу не была подвергнута сомнению.

И дети, конечно, приезжают сюда не ради победы и первых мест (хотя подразумевается, что они получат какие-то награды, свидетельства, подарки). Они едут ощутить воздух весенней Москвы, ее святых мест. Они едут сюда, чтобы пообщаться с поэтами, писателями, побродить по городу, ощутить глубокую доброту нашего владыки Климента. Они приезжают сюда за атмосферой. И, конечно, за дружбой, которая протягивается на множество лет. Конкурсу больше десяти лет, и некоторые связи, которые завязались еще в далеком 2014 году, живы до сих пор. Каждую группу сопровождает наш волонтер – лауреат конкурса «Лето Господне» предыдущих лет.

Каждый год комиссия отбирает в среднем 45 человек. За 10 лет – это уже почти полтысячи участников, чьи работы были отмечены. Что с этими людьми происходит потом? Сейчас это уже взрослые люди. Они становятся писателями?

– Мы ведем подсчеты с самого начала, следим за судьбами участников, просим нам писать: сообщать, в какие вузы поступили, что удалось, что не удалось. У нас в стране достаточное количество филфаков, но мы не стремимся к тому, чтобы каждый лауреат или финалист конкурса «Лето Господне» шел именно на филфак и плотно занимался писательской деятельностью, чтобы он отчитывался нам о своих успехах. Все совершенно по-другому. Например, одна из волонтеров и лауреатов конкурса накануне очередного сезона сообщила нам, что она разрабатывает собственную линейку одежды. Она стала модельером. Это очень разносторонний человек, и теперь она шьет одежду в традиционном русском стиле.

– Это тоже гуманитарное направление: она не стала физиком, а осталась лириком.

Да, это лирика. Это искусство. Причем оно апеллирует к тому, чтобы засилье западной моды постепенно сходило на нет. Действительно, хватит: все ходят в европейском, в американском, в перешитом китайскомУ нас есть собственный национальный стиль одежды. Модельер полностью осталась в орбите национального влияния.

Посчитайте процент писателей и поэтов, которые выходят из Литературного института имени Горького. Он скромен, потому что люди работают на радио, телевидении, в газетах, журналах, в различных учреждениях, которые связаны с выпуском печатной продукции. Писательский профессионализм в сегодняшней России за пределами закона. Вы же знаете, что профессии «писатель» в нашем классификаторе профессий нет.

Для чего тогда Литературный институт?

Литературный институт – это не почетный реликт той системы, которая подразумевала профессиональное обучение начальное и высшее. Институту больше 90 лет. Были золотые периоды, серебряные, а потом наступил, скажем так, «чугунный». Но Литературный институт действует всегда именно потому, что он рассчитывает на будущее: он ждет это будущее, он его призывает.

– Вернемся к конкурсу. Получается, что вы готовите не литературные кадры, а неких любителей литературы.

Не совсем так. Здесь есть немного уничижительный оттенок.

Нет, в хорошем смысле. Клуб книголюбов почему это уничижительно?

– Нет, конечно. Мы занимаемся будущим. Мы готовим сообщество людей, которые прекрасно понимают, какой должна быть страна и что нужно для этого делать. Для этого нужно не врать, веровать в Бога, любить страну. Вот это сообщество людей, которое, по Вашему точному подсчету, сейчас уже приближается к полутысячи, вполне способно оказывать какое-то духовное, нравственное и даже административное воздействие на среду высшего образования, науки, вообще гуманитарной сферы. А продлись конкурс дальше при расширении его географии мы получим в регионах людей, которые как минимум веруют.

Всем, что Вы сейчас перечислили, может заниматься любое учебное заведение. При чем же здесь литература? Почему это литературный конкурс?

– То, что бродит в каждом человеке в области чувств, должно отлиться в чеканные формулы, которые он для себя выведет сам. Это и есть литература.

– На Ваш взгляд, в нашей стране достаточно литераторов для ее развития?

Мое ощущение таково: в сообществе пишущих людей пишут и профессионалы, и люди без академического, фундаментального образования, пишущие по зову сердца (их, я думаю, процентов 90).

Без образования вообще или без литературного образования?

– Без специального филологического образования.

– Очень многие известные писатели в нашей стране не были филологами. То есть филология – это не признак писательства и мастерства. Это наука.

Филология – это наука, а потребность и возможность писать увлекательно, захватывающе, проникновенно – это навык, который вырабатывается любым человеком с высшим образованием, в том числе техническим. Потому что нет такого технического вуза, где не требовался бы словесный навык. К любому техническому проекту, у которого есть спецификация, требуется так называемая записка. Она подразумевает описание словами русского языка того, что сделано в этом проекте. И порой некоторые технические записки у нас написаны гораздо мастеровитее, чем рассказы, публикующиеся в толстых литературных журналах. Это лаконичный язык, это исчерпывающее представление о предмете, и иногда это намного более глубоко и серьезно, нежели какие-то сюжетные ходы или описание природы. Это навык, и его нужно развивать всемерно. Литературный навык, языковой навык, первичен для каждого мыслящего, думающего, чувствующего человека. Это и есть цивилизация.

То есть каждый человек должен писать художественные тексты?

Уровень развития мыслящего существа подразумевает свободное общение на языке. Такое общение, которое было бы понятным другому носителю языка, которое было бы привлекательным в области оценки: а хорошо ли он говорит? хороша ли у него речь? – Да, он говорит хорошо; пожалуй, это развитый человек. Это коммуникация. В англоязычной цивилизации приличное владение английским языком считается признаком высокой породы. И у нас – точно так же, как и в любой цивилизации.

Получается, что, подготавливая победителей детского конкурса «Лето Господне», Вы готовите смену литераторам, готовите будущих писателей. Потому что победитель может пойти по этой стезе; она ему уже приоткрыта. Какая цель конкурса?

 – Цель в том, чтобы создать устойчивое во времени сообщество людей, цель жизни которых любовь к своей Родине, любовь к вере, сама вера и всемерное созидание во всех отраслях и областях, которые только можно представить. Куда бы ни пошел наш лауреат, он всегда будет помнить о том, какая высокая честь была ему оказана в Сергиевском или Белом зале Храма Христа Спасителя, помнить напутствие владыки Климента, который всегда проникновенно ко всем обращается.

Владыка Климент председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.

– Он и бессменный председатель жюри конкурса. Когда он обращается к детям, он задает ориентиры будущего. Он говорит им о любви к русскому языку, о более глубоком (нежели это содержится в программе средней ступени образования) отношении к жизни, которое сохраняет человеческую судьбу в чистоте и непорочности. Ведь человека в молодом возрасте (1618 лет) могут закружить «вихри враждебные»: это не только присутствие молодого человека в террористических организациях, направленных на свержение существующего государственного строя; это не только тот самый «бомбизм», который на рубеже XIXXX веков привел к «революционизации» интеллигенции и в конце концов к крушению.

– В Российской империи террористами тогда было совершено более 5 000 покушений и убийств.

Памятуя об этом, мы хотим охранить молодого человека от любых экстремистских идей, направить его энергию исключительно в созидательное русло. Мы не какие-то консервативные «охранители», которые говорят: «Подожди, не делай бомб, не бросай их в губернаторов». Мы говорим, что жизнь, какой бы она ни казалась бедной и несправедливой, – прекрасна, она в лучших своих проявлениях направлена в небо. Смотри вверх, не оглядывайся по сторонам у кого какие есть материальные блага; не подсчитывай на калькуляторе, кто и сколько положил себе в карман. Коррупция исчезнет тогда, когда ты и люди вокруг будут чисты, когда они будут помнить о русских святых и молиться им; когда будут всей душой желать того самого мирного неба над головой, которого люди желали друг другу в послевоенных открытках и это длилось десятилетиями. Небо будет чистым, если люди будут чисты.

Ограничен ли конкурс конфессионально?

Нет. В третий или четвертый сезон к нам приехала девушка-старообрядка. Да, она была христианкой. Она приехала в традиционных одеждах; правда, они были более праздничные, чем повседневная одежда: плат до бровей, сарафан в полне было видно даже носков туфель. Она спокойно общалась с другими детьми.

К нам приезжала азербайджанка из большого села под Волгоградом. Она писала замечательную работу, и два или три сезона подряд была одной из наших маленьких звезд; сияла нам. Я очень благодарен ей за эту веру. Она повествовала о своей бабушке, которая героически вынесла войну. Повествовала вообще и о войне, и о мирной жизни. В общем, довольно разносторонний человек.

Сколько человек в вашей команде, которые совершают весь этот труд?

 В этом году нас больше на 2–3 человека. Нас и было буквально двое-трое, поэтому штат расширен. В команде я  главный редактор. Главный редактор обязан писать всю текстовую информацию о конкурсе, размещать ее на портале; вычитывать все работы; принимать участие в работе жюри второй ступени; разрабатывать программу пребывания детей в Москве на научном этапе и осуществлять ее; вести экскурсии, писать об этом новости; рассылать работы детей по всем журналам, которые являются дружественными по отношению к конкурсу «Лето Господне»; контролировать получение обратной связи; рассылать уже готовые публикации и писать об этом аналитические статьи.

Координатор следит за главным редактором: он обязан работать с ним в ближайшей связке. Елена Владимировна Кульбовская отработала 8 лет, многое вынесла (это огромная психологическая нагрузка); она недавно покинула этот пост. Сейчас ее заместила замечательная выпускница Литинститута Людмила Семенова мой давнишний товарищ. Координатор конкурсаэто человек, которому все звонят и который звонит всем, потому что нужно купить билеты, разместить приезжающих, заказать автобусы, заказать еду. Наши дети трапезничают в лучших монастырях Москвы. А это чего-нибудь да стоит.

Я бы хотел обратиться ко всем русскоязычным детям нашей страны с 6-го по 11 класс, детям наших бывших союзных республик и сказать им: мы не боимся никакой нагрузки. Если вы напишете сочинение, вы нас ничем не отяготите. Не надо бояться, что на конкурсе «Лето Господне» слишком высокий уровень. Уровень соответствует всем детям нашей страны и всего земного шара. Пишите работы. Совершите чудо.

– Еще раз поздравляем наш телеканал «Союз» с 20-летием, которое отмечается в этом году.

Я  постоянный зритель телеканала. Хочу пожелать дорогому каналу «Союз» многих лет существования в различных режимах. И тот режим, которого я сторонник, изумителен, потрясающ, светел. Настоящий христианский канал!

Ведущий Константин Ковалев-Случевский

Записал Иван Игнатов

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 01 мая: 09:05
  • Воскресенье, 04 мая: 03:00
  • Воскресенье, 04 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X