Дирижер, регент церковных хоров, музыкальный писатель, кандидат искусствоведения, художественный руководитель детской православной хоровой студии «Царевич», член Союза писателей России Евгений Святославович Тугаринов в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о своей родословной и роде Тугариновых в русской истории, который, по его мнению, ведет свое начало с XI столетия.
У нас сегодня в гостях Евгений Святославович Тугаринов – дирижер, регент церковных хоров, музыкальный писатель, кандидат искусствоведения, художественный руководитель православной хоровой студии «Царевич».
– Речь в нашей передаче пойдет о Вашем роде, о Вашей семье. Насколько я помню, Вы родились в 1958 году в Москве в семье музыкантов. Как Вас занесло в Лондон руководить известным хором владыки Антония?
– До 33 лет я был человеком, который не интересовался Церковью. Я был весь устремлен к постижению законов музыкального искусства. Я выбрал путь хорового дела, а его невозможно представить только в светском варианте. Классическое хоровое дело родилось из церковной службы.
В 33 года случился кризис: меня выгнали из знаменитого коллектива – камерного хора под управлением Владимира Николаевича Минина. И он сам, и коллектив дали мне очень много импульсов, которыми я жил как хормейстер. Оказавшись без работы, я пошел в ближайший к дому храм и попросился в хор (незадолго до этого я принял крещение). Регент спросил меня: «Вы службу знаете?» – «Нет». – «А ноты читать умеете?» – «Да». – «Тогда самая низшая ставка». Я помню, это было 700 рублей (при средней зарплате в 1 500 рублей; это был декабрь 1991 года). Через несколько месяцев я наловчился и даже стал самостоятельно проводить службу.
В сентябре 1992 года меня позвали преподавать на регентском факультете в только что открывшийся Свято-Тихоновский богословский институт. Про меня говорили: вы не регент, вы дирижер. И так ко мне и относились. Но однажды меня пригласили руководить хором на празднике института (18 ноября). В зале находился патриарх Алексий II. После выступления хора под моим управлением ко мне подошел неизвестный мне священник и спросил, могу ли я зайти к нему (это был Чистый переулок). Я пришел в назначенное время…
– Напомним зрителям, что тогда там была резиденция Патриарха.
– Меня встретил протопресвитер Матфей Стаднюк, начал поить чаем... А потом спросил: «Вы не могли бы провести литургию в Успенском соборе Московского Кремля с участием патриарха Алексия?» На тот момент это предложение нельзя было принять.
– Вы не были готовы?
– Институт был не готов дать мне хор.
В 2000 году я получил приглашение от митрополита Сурожского Антония стать преемником на регентском месте, которое на тот момент занимал протоиерей Михаил Фортунато.
– Речь об Успенском храме в Лондоне?
– Совершенно верно. В 2001 году я приехал в Лондон и стал учиться тому направлению в регентском деле, которое я должен был перенять. Это стало для меня настоящей школой практики, истории и теории церковного пения, чем я живу до сих пор. Митрополит Антоний, протоиерей Михаил и клирос того времени стали для меня критерием церковности хорового церковного пения. И когда мне задают вопрос, который требует размышления, я пытаюсь представить, как бы ответили на него митрополит Антоний и отец Михаил. Для меня это огромная помощь.
Вернувшись в Россию, я не только принял место регента в Елоховском соборе, но и место художественного руководителя православной хоровой студии «Царевич», которая тогда только образовывалась в недрах Свято-Димитриевской общеобразовательной школы. (Иногда эту школу называют гимназией, но все-таки гимназия в классическом представлении – учебное заведение, дающее знание древних языков. Этого нет. Есть общеобразовательные предметы, есть английский язык, но не более.) Это общеобразовательная православная частная школа при храме царевича Димитрия, которая базируется в здании постройки 1801 года архитектора Матвея Казакова. Буквально в августе этого года наша школа (и наша хоровая студия) получила новое здание на Шаболовке, которое было построено купцом Нечаевым-Мальцовым как богадельня. Здание 1906 года постройки, памятник архитектуры. Сейчас мы переживаем очень радостное, волнительное и долгожданное событие.
– Вы являетесь автором нескольких книг. Книга «Русские регенты» вышла в двух частях.
– В 2014 и 2015 годах вышли первые две части, и я уже написал третью часть, в которой речь идет о православном пении русской традиции на Афоне, в Соединенных Штатах Америки, в Германии, Голландии и Бельгии. И я снова немного вернулся в Англию – описал то время, когда я был регентом (Англии был посвящен второй том). Сейчас, по прошествии одиннадцати лет, как я вернулся в Россию, я посчитал целесообразным сделать это.
На мое время пришлась смерть митрополита Антония и раскол в Сурожской епархии 2006 года, когда хор понес колоссальный урон: из 26 человек двадцать ушли. Это было невероятно трудно пережить, и на воссоздание хора ушло несколько лет. Когда я уезжал в 2014 году, хор был уже в собранном виде: мы пели двумя хорами антифонно. Служба приносила нам радость. Уже шестой год этим хором руководит мой сын Дмитрий Тугаринов, и, как я слышу, все им довольны.
– У нас на столе лежит книга с замечательной обложкой. Автор – Евгений Тугаринов; книга называется: «Семья». Этот увесистый том посвящен Вашему роду. Что Вас подвигло на создание такого труда?
– Был очень долгий процесс накопления материала, который начался, когда я лежал еще в колыбели. Когда я начал понимать, что вокруг меня близкие люди – мои родители, чьи голоса я узнаю́. Мои папа и мама были певцами – значит, мне пелись колыбельные песни. Замечательный слух был у моей бабушки и моего деда. Я думаю, что я начинал слышать и запоминать какие-то семейные истории, которые рассказывались не специально, а только потому, что они сопровождали жизнь бабушки и дедушки. А на их жизнь пришлись Первая мировая и Японская войны, революция, период становления советской власти…
Мой папа родился 2 апреля 1917 года в Петрограде, еще при Временном правительстве. Мама родилась в 1921 году. На их жизнь пришлись периоды коллективизации, индустриализации, репрессий, Великой Отечественной войны. Потом – поднятия целины, освоения космоса… И краха Советского государства. Мой папа умер в 2001 году. Он родился в одной стране, жил в другой, а скончался в третьей. Отец до 11 лет воспитывался в семье своей крестной, потому что его мама умерла, когда ему было два года. До 11 лет папа был Святославом, а потом он получил новое свидетельство о рождении, в котором был записан как Ленслав (так он был переименован своим отцом). И всю оставшуюся жизнь он прожил с этим именем.
Мой дед по отцовской линии был большевиком с апреля 1919 года. Он был организатором советской науки в недрах Красной Армии. Как коммунист, он воевал на польском фронте, но без винтовки: он организовал кружки технической грамотности среди младших офицеров и солдат 15-й армии. Потом он был профессором Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. 20 лет мой дед занимался получением воды из воздуха – это было задание Центрального комитета партии большевиков. И он его выполнил: его приборы позволяли получать тонну или более воды в сутки. Интересно, были ли продолжены его работы как конструктора, инженера, ученого?..
Дед (химик по образованию) был доктором сельскохозяйственных наук. Он родился в семье царского офицера-медика Василия Ивановича Тугаринова. Василий Иванович 30 лет служил в Русской армии в Ряжском полку. Он также служил старшим врачом в нескольких донских казачьих кавалерийских полках; был начальником русского госпиталя в Варшаве. Он вышел в отставку в декабре 1913 года в гражданском чине действительного статского советника. Это четвертый чин сверху, дававший дворянство ему и его наследникам. Он был орденоносцем.
Узнав, что его сын собирается вступать в партию большевиков, Василий Иванович сказал: «Ты мне больше не сын, а твои дети мне не внуки». И мой дед, боясь репрессий, не сохранил ни одного документа, относящегося к жизни своего отца, да и всей семьи.
– Я по своей семье знаю: многие документы уничтожились.
– Буквально полтора года назад я узнал, что мой прапрадед Иван Евгеньевич Тугаринов – священник, а мой прапрапрадед Евгений Васильевич Тугаринов всю жизнь был псаломщиком. Я узнал, что начало фамилии восходит к 1094 году – концу XI века, когда произошло породнение великого киевского князя Святополка Изяславича (Святополка II) и половецкого царя Тугоркана: Тугоркан женился на дочери Святополка (брак был заключен в политических целях). Через год Тугоркан пошел на Киев (на своего тестя) войной и погиб от руки воина (скорее всего, это соплеменник Тугоркана, который в тот момент служил русскому князю). Родственные чувства и доблесть Тугоркана подвигли Святополка похоронить его тело в Киеве недалеко от Киево-Печерской лавры. Эта могила утеряна. Кстати, как и могила князя Юрия Долгорукого. Но, по всей видимости, Юрий Долгорукий и Тугоркан захоронены где-то недалеко друг от друга.
– А что означает фамилия Тугаринов?
– Для людей XIII века это означало зло, свирепство, беспощадность. Тугоркан стал прообразом былинного персонажа Тугарина Змея, которым пугали детей. Но этимология слова совсем другая. В XIII веке в Ярославле произошла битва ополчения и монголо-татарского войска. Все ярославцы, участвующие в битве, погибли, включая князя. В память об этом место сражения было названо Туговой горой («туга́» – от слова «тужить», скорбеть [по погибшим]). Там и похоронили всех павших воинов. Фамилия означает: «мягкий, способный пролить слезу, способный сочувствовать».
На нашем семейном кладбище на Туговой горе похоронено несколько Тугариновых. Например, мой прадед Николай Иванович Тугаринов, преподаватель Ярославской духовной семинарии, умерший в 1911 году. Два года назад я зарегистрировал его могилу на себя, чтобы ухаживать за ней.
Эта книга издана тиражом всего 30 экземпляров – только для родных. Я благодарен за возможность поделиться хотя бы частью того, что вошло в эту книгу. В основном здесь истории тех, кого я не застал. А среди Тугариновых около десяти новомучеников; среди Тугариновых – десятки лиц духовного звания; среди Тугариновых – ученые, музыканты, деятели искусства, учителя, инженеры, конструкторы… Это богатый на таланты род. И благодаря телеканалу «Союз» я имею возможность обратиться к каждому, кто нас смотрит. Не упускайте возможности поговорить со своими старшими близкими! Запишите их рассказы или хотя бы устно передайте младшим. Каждая семья интересна своей историей. И если эта история будет подниматься из глубин времени, наша страна будет только крепче.
– Замечательные слова! Еще раз хочу поздравить Вас с выходом этой книги. Я как историк и писатель хорошо понимаю, что Вам пришлось проделать гигантскую работу. Спасибо за интересный разговор!
Ведущий Константин Ковалев-Случевский
12 ноября 2025 г.
«Благовест» (Ставрополь)Благовест (Ставрополь). 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Благая часть» с протоиереем Евгением ПопиченкоБлагая часть. 12 ноября 2025
12 ноября 2025 г.
«Душевная вечеря» (Рязань)Душевная вечеря. Христос в искусстве. Александр Сергеевич Пушкин. Борис Годунов. Часть 2
12 ноября 2025 г.
«У книжной полки» (Екатеринбург)У книжной полки. Практические советы
12 ноября 2025 г.
О телеканале«Я поддерживаю „Союз“»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!