Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ко Христу подошел законник, специалист по изучению Священного Писания, и говорит: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Прекрасный вопрос и абсолютно верный, точный ответ, касающийся всех нас, – о соблюдении заповедей. Господь спрашивает: в законе что написано? как читаешь? И человек, знающий закон, среди всех разных заповедей, указаний находит вершину: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Господь говорит: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Вот интересно! А разве человек не живет? Человек живет тогда, когда его душа дает жизнь телу, черпает жизнь из человеческого духа, а дух соединен с Духом Святым. Дух Святой входит в сердце человека Своей благодатью, когда он начинает исполнять заповеди Божьи. И вот средоточие всех заповедей – две основные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Тут законник задает вопрос, который, вероятно, его беспокоил, или которым он хотел оправдаться, или найти для себя какой-то более удобный путь – потому что у них были свои представления о ближних. Законник спрашивает: а кто мой ближний? И дальше Господь рассказывает историю, которую мы называем «О милосердном самарянине»: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Той же дорогой шел священник, который не то чтобы его не заметил, но он, вероятно, был настолько сосредоточен на деле, к которому стремился, что не нашел возможности прикоснуться к человеку израненному. А может быть, священнику показалось, что этот человек уже был неживой. Священник шел по какому-то своему высокому делу в Иерусалим. Потом там же был левит, который подошел, посмотрел, может быть, пульс пощупал и успокоился – дескать, «живой, не умер», и пошел дальше.
И вот самарянин, к которому традиционные иудеи относились с огромным презрением, избегали встреч с ним, этот обычный крестьянин, который ехал по какому-то своему делу на осле или вел осла под уздцы, остановился, встал перед израненным человеком на колени. Посмотрел его самочувствие, достал свое вино, продезинфицировал раны, достал масло, смазал раны, порвал одежду – бинтов не было, перевязал человека, посадил его на осла, изменил свой маршрут, привез его в гостиницу, договорился с хозяином гостиницы, чтобы тот об израненном человеке позаботился, и, уходя, еще деньги оставил. Так сказал содержателю гостиницы: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Дальше Господь задает вопрос: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Законник отвечает: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Вот алгоритм дела, которое угодно Богу. Потому что милосердие – то, что открывает человеку Царствие Небесное. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут – есть такой закон. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне, говорит Господь.
То есть много моментов, когда Господь говорит, что милосердие, проявление деятельной любви по отношению к ближнему меняют сердце человека, отношение Бога к человеку и даже дают возможность умершим чувствовать облегчение. Иногда спрашивают: «Как помочь умершему человеку?» Безусловно, молитвой, но и делами милосердия. Если ты творишь милостыню в память о человеке или просишь бедных людей помолиться о нем, это огромная помощь усопшему.
Господь ожидает от нас не просто каких-то дел по ходу – вот едет человек на машине, видит, что кто-то стоит, по пути довез, вроде как на душе приятно. Но самарянин не так поступил, он забыл о себе, о своих делах, он всего себя отдал на служение человеку, пострадавшему от разбойников. Господь в этой притче, конечно, о Себе рассказывает, это другая сторона толкования, тоже очень глубокая – что это Он самарянин, который взял человека и оставил его в Церкви, дал указания и дал средства для лечения… ну, мы немножко в другую сторону пошли.
Так вот, подумаем: человек, чтобы угодить Богу, все-таки должен вложиться своим временем, своими силами, средствами в служение любви. Тогда это приносит настоящий результат. Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!