– Сегодня Дмитриевская родительская суббота. Суббота накануне памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Суббота, в которую издревле, со времен преподобного Сергия Радонежского, стали поминать воинов, погибших в разных конфликтах, на поле Куликовом и позже, тех, кто положил жизнь за други своя.
В эту субботу по благословению Святейшего Патриарха во всех приходах будут возноситься особые молитвы за воинов, погибших в нынешнем военном конфликте, чтобы Господь воспринял их подвиг и кровь во очищение душ и проявление самого высшего, что может родиться в человеке, – готовности жизнь свою положить за други своя.
И не так важно, по каким мотивам человек идет на фронт. Есть разные мнения: кто-то говорит, что идут за большими деньгами, кто-то, что из тюрьмы. На самом деле это не так важно, потому что переступить через основной инстинкт сохранения жизни, тот, что Бог вложил в нашу природу, для человека противоестественно. Он не может сделать это, если им не будет руководить что-то более важное и значимое. Если человек пошел на фронт, чтобы кто-то из нас сейчас жил мирной и спокойной жизнью, чтобы враг со своими установлениями, ненавистью не пришел на территорию нашей земли, то честь человеку и слава. Сегодня мы вспоминаем тех, что уже переступили эту границу. Из церковного опыта мы знаем и верим, что у Бога особое отношение к воинам, погибшим на поле брани.
Мы 30 октября вспоминаем жертв политических репрессий. В этот день мы с нашим приходом, сотрудниками и прихожанами, традиционно совершаем заупокойную службу в Екатеринбурге. У нас есть такое место: «Маски скорби», 12-й километр Московского тракта. Как оно появилось? Когда стали делать дорогу, вызвали специальную технику, поднимали землю и увидели, что на этом месте погребено огромное количество людей, умерших не своей смертью. У всех были признаки расстрелов: в их останках нашли следы пуль, причем явно не от военных действий, а в затылок. И когда этих останков стало много, всё засекретили, а недалеко от дороги сделали место памяти, где в более позднее время поставили большой крест и сделали памятник «Маски скорби».
Есть списки десятков тысяч людей, которые были здесь похоронены и которых удалось идентифицировать. Читаешь экспозицию – и по телу мурашки: абсолютный, беззаконный, беспринципный, жестокий террор и произвол. Среди убитых есть и дети, и священники, и преподаватели, и офицеры, и обычные граждане. И у всех примерно одна история: был обвинен в контрреволюционной деятельности (под разными названиями), хотел сделать то-то, принадлежал к такой-то группировке, такого-то числа «тройка» решила приговорить к расстрелу, в тот же день расстрелян.
А потом смотрим интересный документ; оказывается, на каждую область была определенная разнарядка: по лимиту положено арестовать столько-то, отправить в лагеря столько-то, расстрелять, к примеру, 75 тысяч людей. А в следующей строчке запись о том, что лимиты всегда превышали. Вместо 75 тысяч было расстреляно 360. То есть у кого-то в голове сидела мысль, что из каждой области нужно физически уничтожить определенное количество человек, но ретивость исполнителей всегда превосходила самые смелые планы.
И эта память – часть нашей жизни. Страшная часть, потому что никакой человек не был застрахован: даже высокий главнокомандующий, даже если он совершил много героических поступков, даже члены Политбюро – все могли оказаться в этой мясорубке по чьему-то доносу, по чьей-то зависти. Кому-то приглянулась жена, кому-то квартира – и составлен документ.
А потом смотрели ректоров нашего УрФУ: один был расстрелян, другой через какое-то время арестован. И так несколько раз. И думается, что кто-то очень хотел быть на ректорском месте, писал что-то о ректоре и получал место, а через месяц кто-то другой точно так же отправлял и его на расстрел.
Это ужасные страницы истории нашего Отечества. Эти люди уже в вечном Царстве. Человеческая несправедливость призывает милость Божию, потому что жизнь не заканчивается со смертью, и каждый из нас перейдет этот порог. Как перейдет? В каком состоянии? Как бы мы повели себя, оказавшись в этой истории? Не отречемся ли от своих родителей или детей, если какой-то очередной молот будет дробить наш народ? Кто знает. Но память необходима для того, чтобы они нас встретили в той жизни, если мы будем за них молиться, и чтобы нам самим не совершать подобных страшных ошибок.
Записала Анна Вострокнутова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
Всенощное бдение 14 декабря 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!