Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Смирение есть нечто величайшее в добродетелях; ибо в ком оно вкоренится через искреннее покаяние и в спутницы к себе примет молитву с воздержанием, тех тотчас делает свободными от страстей, мир силам их подает, сердце очищает слезами и исполняет его тишины в нашествии Духа… Но поколику они углубляются в глубины Духа, потолику погружаются и в глубину смиренномудрия; а от сего возрастает в них познание своих мер и немощи человеческого естества и увеличивается любовь к Богу и ближним, так что они убеждены бывают, что почерпают освящение от одного приветствия и близости обращающихся с ними» (прп. Никита Стифат).
«Смирение − предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу, так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь» (свт. Игнатий Брянчанинов).
«Некоторый брат спросил старца: что есть смирение? Старец отвечал: смирение состоит в том, чтоб делать добро тем, которые делают нам зло… Смирение – дело великое и Божественное… древо жизни, возрастающее до небес…» (свт. Игнатий Брянчанинов).
«Смирение состоит не в наклонении выи, или в распущении волос, или в одеянии неопрятном, грубом и бедном, в чем многие поставляют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа…» (прп. Никита Стифат).
Можно научиться «смиренничанию»: правильной постановке голоса, наклону головы, реакции на замечания старших, но это не есть настоящее смирение, это ложное «смиренничание». А истинное состоит в сокрушении сердца и смирении духа.
«Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения и лености и от сильного осуждения совести. Возымевшие его нередко почитают его виною спасения, но оно не есть таково воистине, потому что не имеет радостотворного плача, который бы соединен был с ним» (прп. Симеон Новый Богослов).
Признак смирения – «радостотворный плач». Парадоксальное словосочетание: плачет человек – обретает от этого тихую радость умиления. Плач о грехах – это признак правильного пути к смирению.
«Путь же к смирению состоит в том, чтоб человек возложил на себя иго телесных трудов, чтоб считал себя грешником, чтоб признавал себя низшим всех. Брат спросил: что значит быть низшим всех? Старец отвечал: быть низшим всех значит не обращать внимания на согрешения ближних, взирать непрестанно на свои согрешения и непрестанно молиться Богу» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Не взирать на согрешения ближних − слышите «запах» смирения?
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Нужно видеть свои согрешения, непрестанно молиться Богу.
«… путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также чтобы считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу…» (прп. авва Дорофей)
Святитель Игнатий говорит о том, что физические труды разумны при условии, если выполняются как покаянная епитимья за согрешения, а не для собственной славы. Это лишь возможность сделать что-то доброе в искупление собственных беззаконий прошлого.
«Человеку лучше увидеть свои грехи, нежели увидеть сонмы ангелов» (прп. Иоанн Лествичник).
«Потребно нам великое смирение, если искренне имеем попечение о хранении ума в Господе… Всячески всегда должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, память о прежней нашей в мире жизни, если она припоминается нами как следует. Также память о всех грехах от юности…» (прп. Филофей Синайский).
Память не о греховных ощущениях, а о вине в беззакониях. Этот инструмент, который святые отцы предлагают нам, постепенно настраивает сердце на сокрушенный лад. Память о грехах учит никогда не давать себе амнистию, будто можно «сдать» прошлое и начать жить заново. Память о том, что я прогневал и оскорбил Бога своим нечестием, всегда должна удерживать меня и от осуждения ближних, и от чувства гнева. Это называется «делание самоукорения».
Подумайте, прислушайтесь, почувствуйте этот аромат духа смирения через тексты святых отцов. И дай Бог, чтобы результатом нашего жизненного пути стал дух кротости и смирения.
Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!