А потом посмотрели, что мы раздаем хлеб всем, а свои – отцы из нашей епархии – остаются без присмотра. И мы немного переформатировали работу. Стали говорить не столько о социальных проектах (не каждый приход может себе что-то позволить), а о приходской жизни: как собирать общину, как работать с прихожанами, как с ними встречаться, как их ориентировать на жизнь прихода. Ведь прихожанин – это человек, который берет на себя сознательную личную ответственность за жизнь своего прихода. Тогда он становится частью этой семьи, частью общины.
Цель этих встреч – в первую очередь поддержать отцов. Именно молодых отцов, которые начинают первые годы своего служения. И последние две практики у нас совсем по-другому прошли, потому что мы решили пригласить моего друга протоиерея Виктора с его опытом сельской жизни. Всегда отцы могут сказать: «Ну да, у Вас столичный приход, Вам проще, столько людей, столько возможностей…» Но надо понимать, что всякая возможность – это всегда ответственность. Что люди – это не только возможность вместе с ними что-то делать, это и дополнительная нагрузка. И многие трудности, скорби тоже с этим связаны.
А вот как организовать жизнь сельского прихода, какие принципы построения общины – об этом может рассказать только тот, кто этот путь прошел. Практика перешла больше в русло разговора с отцами о главном: каким пастырь должен быть и каким он быть не должен.
Когда я стал священником, то в первые дни моего пастырства мой духовник сказал: «Отец Евгений, посмотри на свой подрясник. Как ты думаешь, какого он цвета?» – «Очевидно, что черного». Он говорит: «Нет, у тебя подрясник белого цвета». – «Как это? Он же черный!» – «Белого. Потому что каждое пятнышко на твоей жизни, каждый твой неосторожный шаг, слово будут оставлять след и обязательно будут замечаться». Поэтому горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).
Если в городе священник может затеряться, снять с себя рясу, надеть брюки, кроссовочки и немножко под художника выглядеть, то на селе никуда не денешься. Потому что все знают, что ты поп. Все оценивают тебя по внешнему виду, смотрят, как ты общаешься с людьми и как здороваешься, как откликаешься на человеческие просьбы, как включаешься в их жизнь.
Если в городе, например, храмы могут быть проточным ручьем, благодаря которому намывается золотой песок, то на селе это всегда «вытягивание по одной рыбке». И иногда за этой рыбкой нужно долго ходить. Отец Виктор рассказывал, что двадцать три года он оглашает одного человека, ведет его потихонечку к чистой воде, чтобы дать ему вкус жизни со Христом. Наверное, главный результат тот, что у отцов немного расправляются плечи.
Мы недавно ездили в Челябинск со старшими сестрами знакомиться с Одигитриевским монастырем, с матерью-игуменией. И правда нужно иногда выезжать, чтобы «подсматривать и подслушивать», как говорит иногда отец Виктор про паломничества. Подсматривать, как монахи молятся, как сохраняют благочестие, благоговение на службе. Правда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И в разговоре там родилась одна идея, о которой я давно уже думаю.
Знаете, кто самая незащищенная категория у нас в Церкви? Все начали говорить: «Да, знаем, это бездомные, матери-одиночки…» Нет, самая незащищенная категория – это батюшки. Потому что от них привыкли всегда все получать по первому требованию, звонку. Батюшка должен сразу встать и выполнить требуемое. А батюшки, в силу своей специфики, во-первых, скромные, во-вторых, очень много времени отдают другим (порой у них нет времени о себе позаботиться), в-третьих, на них ложится огромнейшая физическая и психическая нагрузка.
У нас в Церкви нет ни одного проекта для батюшек. Куча проектов о матерях, о детях-сиротах, об алкоголиках и наркоманах. Ни одного проекта нет, чтобы была какая-то профилактика, санаторное лечение и забота о священниках. Это правда очень важная тема.
Задача этих встреч – хоть немного отцов поддержать, сказать: отцы, все будет хорошо, мы рядышком. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!