– Во вчерашней передаче мы коснулись важнейшей темы, что Бог познается Духом Святым. Так говорит старец Силуан. Святой Дух приходит к смиренным сердцем. Смирение же рождается от послушания. И чтобы это произошло, человеку нужно сделать определенные усилия. Людей, способных на самостоятельные, добровольные самоотверженные усилия, не так много. Обычно мы называем их подвижниками. Это люди, настроенные на подвиг. В основном они концентрируются в монашеских обителях, где проходят школу послушания, отвержения своей воли и научения слушаться воли Божией.
А как же быть нам – людям, которых большинство и которые не готовы на такую подвижническую жизнь? Наше научение происходит через нашу жизнь. Когда на некоторое время возникает пауза в духовном окормлении по причине командировки или отпуска прихожан, то на дистанции зрение немножко обостряется. И когда вновь входишь в ритм жизни, немножко по-другому и с другой точки зрения воспринимаешь исповеди. Обычно человек говорит о том, как ему тяжело, трудно, плохо. Обстоятельства у всех разные: у кого-то дети болеют, у кого-то в семьях беспорядок, у кого-то физические болезни, у кого-то на работе неполадки. Человек не может не реагировать на эти болезненные импульсы и начинает страдать, ищет выхода, ищет поддержки.
Бог – любящий Отец, а не какой-то мучитель, который радуется от того, что Его детям плохо. И если мы проживаем скорби, значит, с точки зрения Бога, в этом есть определенный смысл, ограниченный Промыслом Божьим. Даже волос не падает с головы человека без воли Отца Небесного. Если такая мелочь не происходит без Бога, то и те жизненные скорби, которые мы проживаем, попущены нам. Для чего? Для того, чтобы помочь нам, во-первых, ощутить нужду в Боге, во-вторых, прикоснуться к Нему своим сердцем. Потому что скорби рождают терпение. Терпение рождает опытность. Опытность рождает надежду, а надежда не постыжает. Так говорит апостол.
Когда в жизнь приходят страдания, то, как правило, мы ищем виноватого. Например, в коллективе два человека в конфликте. Они реально друг другу неприятны. И каждого все раздражает в другом: неприятна манера другого говорить, даже походка. Но стрела неприязни не падает на пустом месте: обычно отталкиваются друг от друга одинаково заряженные частицы. Мы реагируем в других людях именно на то, чем болеем сами. Так мы устроены. У кого что болит, тот о том и говорит. Подобное реагирует на подобное. Если тебя вдруг зацепило какое-то слово или отношение, то можно, конечно, искать причину в другом человеке, можно пытаться убрать его с пути, обойти, дистанцироваться. Но если обстоятельства складываются так, что дистанцироваться нельзя? С родственниками, например, можно разъехаться. Чем дальше расстояние, тем крепче любовь; есть такая формула. Но с коллегой по работе ты вынужден встречаться каждый день. И если Господь тебе это дает, значит, «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Обвинять другого неконструктивно и бесполезно. Ты его изменить не можешь. Но если тебе изо дня в день это вкручивается в определенный нерв и это попущено Богом, значит, в этом есть смысл, эти обстоятельства для тебя. И в первую очередь нужно от всего сердца сказать: «Достойное по грехам своим приемлю. Отче наш, да будет воля Твоя». То есть если Бог дает эти обстоятельства, Он считает, что это будет полезно для твоей души. «Достойное по грехам своим приемлю». Значит, в твоей душе есть эта болячка. Человек не всегда может осознавать это, не всегда существуют прямые причинно-следственные связи. И, бывает, лечение заходит немножко издалека. Мы про себя этого еще не знаем, но Господь нас подготавливает. И если душа реагирует раздражением, обидой, значит, там уж точно есть гордость, которая и проходит непростой курс терапии. «Достойное по грехам своим приемлю». Значит, человек смиряется, осознает, что в нем есть причина его страданий. А второе: «Слава Богу за все. Господи, пусть будет так, как Тебе угодно». И вместо другого нужно обратиться на себя, смириться, призвать Бога, и станет легче. Конечно, не сразу, потому что терпение немножко растянуто во времени, к нему нужно привыкнуть. Но если потерпеть, то придет смирение, которое привлечет благодать Святого Духа, и дышать станет легче.
Записала Анна Вострокнутова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!