Беседы с батюшкой. Жертва и красота. Протоиерей Михаил Браверман. 31 января 2025

31 января 2025 г.

– Тема сегодняшней передачи: искупительная жертва Христа. В свое время я довольно много общался с протестантами, которые никогда не говорят: «Христос». Всегда говорят: «Иисус». Мне всегда это казалось очень странным. В общении с ними все время встречается такой момент, что нужно только один раз покаяться – и ты спасен, потому что Христос за тебя умер, Он тебя искупил. Все уже случилось. Больше ничего не надо делать. Я начал размышлять на эту тему, и у меня возник некий диссонанс. С одной стороны, Христос за нас претерпел, был распят и воскрес ради нашего спасения. Если это так, то что же мне тогда делать? Зачем мне вообще стараться? Я уже спасен. Так вот, насколько искупительная жертва Христа способна оправдать меня полностью? Разве мне нужно теперь что-нибудь делать? Я же спасен уже.

– Спасение – дело рук Божиих. Но что зависит от человека? В Церкви человек призван стать соработником Божией благодати. Для нас Господь Бог все уже сделал. Он воплотился и, став Человеком, научил и показал, как надо жить в условиях падшего мира, а потом еще и взошел на крест, чтобы Своей драгоценной кровью искупить нас от рабства греха и дьявола. Христос Бог для нас сделал все. А дальше задача всей нашей жизни – стать причастниками жизни Христа Спасителя и Его победы над смертью.

Мы и приходим в этот мир для того, чтобы научиться жить с Богом, войти в общение с Богом и по Его милости через Его искупительную, спасительную жертву стать причастниками Его вечной жизни и грядущего Царства Небесного. Это сверхзадача жизни, но и это задача на каждый конкретный день. Просыпаясь, мы вспоминаем, кто мы. Мы – люди. Мы вспоминаем, что мы – христиане. Мы учимся с утра Богу молиться, с вечера предавать себя в руки Божии и жить в соответствии с нашей верой. Поэтому мы действительно соработники Божии. Основной принцип взаимодействия Бога и человека назван синергией. Да, Господь Бог до сих пор дарует нам благодать, дар жизни и дар веры, а то, как мы ответим на Его любовь к нам, зависит теперь только от нас самих.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «В Евангелии ни слова не написано по поводу любви к Родине. При этом с детства у нас это чувство, конечно, воспитывается. У меня возникает диссонанс. С одной стороны, есть заповедь: «не убий». С другой стороны, мы должны защищать Родину. Как относиться к войне с евангельской точки зрения?»

– Действительно, все вопросы человеческого бытия есть в Священном Писании, но не всегда на них даются прямые и конкретные указания. Как относиться к войне? К войне надо относиться как к величайшему злу. Потому что война является следствием человеческой греховности. Второе поколение людей (Авель и Каин) говорит нам о несправедливости, о невинной жертве. Каин позавидовал и убил своего брата Авеля. С тех самых пор история человечества – это история разделения, вражды и войн.

Но, как говорит апостол Павел, кто о своих не заботится, тот хуже язычников. «Свои» – это члены нашей семьи, наши друзья, дальше – горожане того места, где мы живем, дальше – все наши соотечественники. Поэтому Церковь испокон веков благословляла воинский подвиг. Среди прославленных святых очень много воинов: великомученик Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, сорок Севастийских воинов. Можно вспомнить и святого благоверного князя Александра Невского и его воинские подвиги. Можно вспомнить святого праведного адмирала Федора Ушакова, Дмитрия Донского.

Мы живем в греховном мире. Этот мир искажен человеческим грехом. В этом мире существуют раздоры, разделения и войны. Но защита Отечества с оружием в руках – это долг и почетная обязанность каждого мужчины, каждого гражданина. Мы не живем в Царстве Божием. Царство Божие наступит со Вторым Пришествием Христа. Но Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. Мы должны посреди этого греховного мира свои сердца открывать и посвящать Богу, чтобы в наших сердцах пребывало не разделение и ненависть, а Божия любовь: любовь к Богу и человеку.

– Мне бы хотелось, чтобы Вы сказали о молитвах, которыми Церковь молится за каждой литургией.

– Мы молимся о властях и воинстве. Причем это очень древнее прошение из самых древних христианских времен. Потому что мы, христиане, ответственны за мир, в котором мы живем, за наше Отечество. А вообще Евангелие о чем? О любви к Богу и человеку, о Царстве Божием.

– Помимо искупительной жертвы часто еще говорится о заместительной жертве. В чем разница?

– Жертва – понятие очень объемное. Искупление – точно такое же понятие. Дело в том, что язык Священного Писания – это язык символов, метафор, язык образов. Искупление – это не просто конкретное деяние. Это все земное служение Христа Спасителя. Еще в Ветхом Завете искупление – это плата за свободу из рабства или плата за жизнь приговоренного к смерти. В этом смысле весь ветхозаветный Израиль был искуплен Богом и Богу принадлежал. Христос Бог даровал свободу от рабства греха и смерти всем людям. Поэтому мы называем Его Искупителем. Сын Божий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы послужить другим и дать душу Свою, Свою жизнь в искупление многих. Таким образом, Христос выкупил нас от рабства греха и смерти.

Не следует это понимать буквально. Если мы понимаем искупление лишь буквально, то встает вопрос, кому заплачена цена крови, пролитой на кресте. Были мнения, например, у христианского учителя Оригена, что поскольку человек оказался в рабстве у дьявола, то цену крови заплатили дьяволу. Но разве дьявол этого достоин? Нет! Святитель Григорий Нисский полагал, что крест стал приманкой. Дьявол видел Человека, но не знал, что этот Человек – воплощенный Бог. Таким образом, он, как рыба на крючок, на эту приманку попался.

Искупление надо рассматривать с самых разных сторон. Кому заплачена цена? Святителя Григория Богослова спрашивают: почему кровь Сына была приятна Богу, Который не принял жертвы Исаака, приносимой отцом, но Сам отдал в жертву Своего возлюбленного Единородного Сына? Как отвечает святитель, необходимо было, чтобы человечество освятилось Божеством, омылось Христовой кровью, а прочее да будет почтено молчанием. Тайна искупления заключается в том, что все, что сделал Христос Бог, и есть наша покупка, выход из рабства. Кому заплачена цена? На самом деле ответ есть в Божественной литургии, где о Христе Спасителе сказано, что Он и приносимый, и приносящий, и Тот, Кто это жертву принимает со Отцом и Святым Духом. Христос – жертва, но Он и Тот, Кто эту жертву по Божеству принимает со Отцом и Святым Духом. И сложно, и просто.

Почему жертва заместительная? В анафоре святителя Василия Великого сказано, что Христос умер за нас. Что такое жертва? Жертва (или «корван» в Ветхом Завете) – это дар Богу. Можно было бы предполагать, что если бы не грехопадение, то вся человеческая жизнь была бы даром Богу в ответ на Его любовь, которая выразилась в творении мироздания. Но человек согрешил. Апостол Иаков говорит: сделанный грех рождает смерть. В эпоху Ветхого Завета в осознание того, что за грехом (как потерей источника жизни, то есть Бога) должна следовать смерть, в жертву приносилось невинное, чистое животное – агнец. Но впоследствии апостол Павел напишет: невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Все это были образы для нас. Таким образом, все жертвы Ветхого Завета были образами той крестной жертвы, которую на Голгофе принес Христос Спаситель.

Поэтому, говоря о жертве, мы говорим о самых разных аспектах этого богословского термина. В XI веке Ансельм Кентерберийский, один из основателей схоластиков, выдвинул теорию сатисфакции, то есть удовлетворения. Грехом была нарушена Божия правда. А поскольку Бог есть абсолютное добро, абсолютная правда, то чтобы удовлетворить, загладить эту вину, требовалась абсолютная жертва, которую человек не мог себе позволить принести, поэтому Сам Божий Сын ее принес. Эта теория называется юридической. Она отражает лишь некоторые аспекты средневекового понимания чести, рыцарского достоинства, его защиты.

Бог есть Милосердие, поэтому существует другая теория (она называется нравственной), что Христос Спаситель Своим послушанием Богу Отцу, Своей любовью, всей Своей жизнью искупил нас от клятвы законной... Но большинство святых отцов и богословов XX века полагали, что нельзя акцентировать искупление лишь каким-то одним фактом Евангельской истории; это вся земная жизнь Христа Спасителя, все Его служение, которое достигает своей высшей точки на Голгофе.

– Вопрос телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Эту тему двумя словами, конечно, не раскрыть, но я полагаю, что нужно начать с того, что произошло с Адамом и Евой. Ведь первые люди продали свою душу за удовольствие. А самое большое удовольствие – это жизнь человеческая, которую Господь Иисус Христос и принес на кресте. То есть Он искупил нас. При искуплении происходит обмен ценностями: жизнь физическая – на жизнь души. В эпизоде с Авелем и Каином в славянском тексте точно определяется, что такое жертва, а что такое дар. Сказано, что Господь призрел на Авеля и на его дар, а жертве Каина не внял. Поэтому жертву Господь принес Богу как Человек, а дар принес людям как Бог. Если Вы с чем-то согласны или не согласны, пожалуйста, прокомментируйте».

– Мы всегда рады, когда христиане углубляются в познание основ своего вероучения. Действительно, Христос приносит Себя в жертву по человечеству и как Бог эту жертву приемлет, принимает с Отцом и Святым Духом.

– Кстати, в одной из газет середины 80-х годов один человек, будучи уверенным в том, что он правильно цитирует Священное Писание, сказал: «Не милости хочу, но жертвы». Вот так и было написано в газете. Почему я об этом вспомнил? Наша уверенность часто шутит с нами шутки. Поэтому нужно очень серьезно изучать вопросы, в том числе вопрос искупительной жертвы. Что нужно читать, кроме Евангелия, чтобы разобраться в этом вопросе?

– Для начала, вступая в Церковь, врастая в Церковь, человек, конечно же, изучает катехизис, наставления в вере (с классического катехизиса святителя Филарета Московского до современных изданий). Дело не в конкретных авторах, которых можно назвать, а в том, почему необходимо знать о Боге, знать церковное вероучение, церковное богослужение. Если Богом мы живем, движемся и существуем, то важно знать об Источнике нашей жизни, нашей веры, нашего спасения. Когда мы кого-то или что-то любим, мы хотим знать о предмете нашей любви всё. И у нас есть прекрасная возможность в современном мире через Интернет стать читателями всего того культурного богословского наследия, которое хранит наша Церковь. Это очень интересно. Более того, это должно сформировать наше представление о Боге.

Догматическое сознание, знание основных положений веры приводят к тому, что благодаря Божественному Откровению, Священному Писанию, Преданию у нас мало-помалу складывается правильное отношение к Богу, правильное о Нем представление. А это влияет на нашу молитву. Как мы веруем, так и молимся. Молитва – это живая связь с Живым Богом, от Которого зависит вся наша жизнь, ибо и волосы на нашей голове сочтены. Поэтому знание о Боге важнее знаний о погоде, курсе валют и прочем, что нас окружает в этом мире. Потому что знание о Боге – фундаментальная ценность и фундаментальная основа бытия и всего мироздания, и каждого верующего во Христа человека.

– Я однажды в поисковой строке написал: «како веруеши?» Вы не представляете, сколько интереснейших материалов я нашел!

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Если человек спасается соработничеством с Богом, стараясь жить и не грешить, тогда теряется смысл смерти Христа на кресте. Если человек безгрешен, зачем ему спасаться? Он же безгрешен».

– Конечно, если человек безгрешен, спасаться ему нет никакого резона. В чем последствия греха? И почему весь человеческий род причастен к греху? Грех увел первых людей, Адама и Еву, от Бога. Как следствие отпадения от Бога – Источника жизни в нас вошла смерть, мы стали причастны смерти. Каким бы хорошим и нравственным человек ни был, в нем живет семя тли, семя смерти. Вот от этого пришел избавить нас Христос Спаситель.

Христианская жизнь, конечно, подразумевает нравственность, жизнь по вере. Но христианство не совсем о том, что нужно быть хорошим, добрым человеком. Это понятие заложено в генетике человека. Христианство – о Царстве Божием, о том, что можно и нужно быть со Христом, а вне Его мы не имеем не просто полноты жизни, а жизни вечной, жизни с избытком. Только в Нем свет и жизнь для человеков.

Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Мы о жертве искупления можем вспоминать и в Великую Субботу, и в Великую Пятницу...

– Потому что в Великую Пятницу Господь принес Себя в жертву на кресте. И удивительно, что Божественная литургия, которая и являет нам спасительную жертву Христову, в этот день не совершается. Но Церковь вспоминает великие и страшные события смерти Богочеловека на кресте, и мы поклоняемся плащанице, иконописному изображению снятого с креста тела Спасителя.

– Но искупительная жертва нас приводит к Пасхе.

– Смерть предшествует воскресению. Крест и его следствие – победа над этой самой смертью...

– Когда мы живем историей Церкви, то так или иначе погружаемся во все евангельские события, и жизнь Христа идет, так сказать, через нас все время из года в год. Получается, мы каждый раз одни и те же и каждый раз одинаково сопереживаем и радуемся тем или иным евангельским событиям. Или все-таки мы возрастаем в своей вере и это каждый раз происходит по-новому?

– Действительно, в течение одного только года мы в соответствии с календарем Церкви проходим все события земной жизни Христа Спасителя. Мы вспоминаем и то, что этому предшествовало: зачатие Пресвятой Богородицы, Благовещение. Вспоминаем и то, что последовало за этим: вознесение, схождение Духа и воздвижение Животворящего Креста Господня, которое было в начале IV века. Как мы воспринимаем эти события? Что-то – со скорбью, что-то – с радостью. Должны ли мы меняться? Священник служит год, второй, третий… двадцать лет, сорок, пятьдесят. Он же не может на один и тот же церковный праздник каждый год говорить одну и ту же проповедь. Человек растет и в следующем году становится уже не таким, как был в прошлом году. Конечно, очень хорошо, если ты растешь и умнеешь, а не глупеешь; становишься добрее и чутче, а не более черствым. Но в жизни всякое бывает. Жизнь человека – это не прямая, она должна быть восхождением. Но чаще всего жизнь – как ломаная линия.

Конечно, в идеале мы растем и по-новому проживаем, открываем для себя те или иные события Священной истории и церковного календаря. Конечно, особое время для нас – это грядущий Великий пост и Пасха, к которой нас готовит пост. Даже для людей неверующих год состоит из весны, зимы, лета, осени, то есть время имеет определенную цикличность. Но для нас эта цикличность времени еще освящена служением Христа Спасителя и возможностью быть к Нему приобщенным через события Священной истории, через годовой круг богослужений.

– Одно дело, когда мы читаем книги и, грубо говоря, умом понимаем, что такое искупительная жертва. Но если она не доходит до сердца, до глубин души, каким образом мы можем понять искупительную жертву Христа?

– Начнем с того, что понятие «жертва» направлено не совсем к интеллекту, оно направлено к некоему нашему переживанию о том, что мы были в рабстве и нас выкупили; мы были рабами, нас выкупили, и мы стали свободными. Это не совсем вопрос интеллекта, это вопрос нашего ответа, который может быть благодарностью Богу (греческое слово «Евхаристия» означает «благодарение», и так названа самая главная служба Церкви), и вопрос нашего славословия Богу. В этом и заключается задача всей нашей жизни – чтобы мы приняли Христа и разумом, и сердцем. Апостол Петр говорит: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1, 18–19). Это не сухие слова. Это слова о том, что за нас Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, пролил кровь на кресте.

– Вопрос телезрителя из Курска: «Меня мучает вопрос грехопадения Адама. Господь создал Адама совершенным. И у Адама был выбор, но выбор был подвержен неким алгоритмам, неким размышлениям, которые по сути своей оказались греховными, потому что он сделал греховный выбор. Как безгрешный человек мог сделать греховный выбор? Он же не выбирал из двух коробочек, как в «Поле чудес», когда в одной что-то есть, а в другой нет. Его выбор был с размышлениями. И еще один вопрос: я слышал, что слово «воскресенье» происходит от славянского слова «кресало». Не могли бы Вы пояснить этимологию этого слова?»

– Начнем с Адама и Евы. Откуда в совершенном мире взялось зло? Как стало возможным, что человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, попал под власть греха? Грех уже существовал в мироздании, потому что прежде человека согрешила часть небесных бесплотных сил. Часть сотворенных Богом небесных духов восстала против Бога, и они из ангелов света стали аггелами зла. После этого борьба между светом и тьмой, между Богом и Его противником переместилась на землю.

Почему у Адама и Евы была потенциальная возможность согрешить? Потому, что свобода подразумевает возможность быть с Богом и быть против Него. Адам и Ева не устояли в правде. Мы, как их потомки, тоже мучаемся, выбирая между правильным и неправильным, не знаем, какой выбор правильный, что тоже является следствием нашего грехопадения. Но то, что не мог когда-то сделать первый Адам, Адам земной, сделал Адам Небесный. Именно Новым Адамом Священное Писание Нового Завета называет Христа Спасителя. Адам не устоял в искушении, Христос Бог победил все искушения, и в Нем нам дарована новая свобода, свобода детей Божиих.

Что касается вопроса о воскресном дне, то я совсем не филолог... Воскресение Христово своим названием говорит о том, ради чего Господь Бог пришел в этот мир. В некоторых европейских странах сохранилось название Sunday, Sonntag. То есть это «день солнца». Христиане сохранили это название, вложив в него новый смысл. Священное Писание называет Христа Спасителя Востоком свыше и Солнцем Правды. Есть и другие названия – день Господень.

– Знаю, что в 20–30-е годы пытались убрать названия дней, чтобы все было очень просто: первый день семидневки, второй день и так далее. Тем не менее воскресенье не смогли каким-либо образом исправить даже в самые тяжелые времена богоборчества.

В литургии есть такой момент, когда диакон возглашает: «Святая святым!» Это просто удивительная тема, и теме святости можно посвятить целую передачу. Но после этого возгласа «Святая святым» мы не возносимся, не отрываемся от пола. Хотя должны бы, я так понимаю. Что с нами происходит, если мы не можем допустить мысли о том, что внутри нас есть эта святость?

– В литургии есть вопрос, в литургии есть и ответ. «Святая» (то есть святыня, которая приходит к нам в таинстве Причастия, Сам Христос Бог под видом хлеба и вина) должна принадлежать святым. Но хор отвечает от лица всех собранных в храме: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

У апостола Павла (в его обращениях, письмах, посланиях) святые – это люди, отделенные от мира греха, посвященные Богу в таинстве Крещения в Церкви. Но святыми мы называем также официально прославленных святых, которые являют для нас образец христианской жизни. Про себя мы знаем, что мы – люди духовно маленькие, но мы не можем жить без Бога. Как говорили святые, мы не можем жить, не празднуя день Господень, то есть день воскресный.

– Какое же это все-таки счастье, что у нас есть возможность пытаться увидеть, услышать те тайны, которые сокрыты от нас... Детям, например, не нужно объяснять, Кто такой Бог; не нужно объяснять, зачем мы существуем. Но дети часто задают такой вопрос: «А где я был до того, как родился?» Или: «Что будет со мной после того, как я умру?» У вас в воскресной школе дети задают такие вопросы?

– Дети задают самые удивительные и глубокие вопросы.

– Насколько мы в принципе способны что-то познавать? Знаете, я однажды шел рядом с домом и слышал, как пожилая женщина сказала: «Я уже взрослая, меня не надо учить».

– Если Господь Бог даровал нам Свое Откровение, Священное Писание, Предание, послал нам пророков, это значит, что человек может и должен услышать и принять Благую Весть Христову. Понять все невозможно, будь ты хоть семи пядей во лбу. Но понять то, что необходимо для твоей жизни, можно в процессе жизненного пути. Для того мы и приходим в этот мир, чтобы научиться. Научиться верить, любить, молиться и доверять Богу свою жизнь.

– Если говорить о жертве, то я очень благодарен Вам за то, что Вы объяснили про Агнца. Каждый день получаешь какие-то знания. Благодаря таким беседам я постоянно учусь...

– Церковное знание, церковное богословие – это богатство, это океан.

– Когда-то я был в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Если удается попасть вниз, под Кувуклию, там в пещере есть некие рисунки. В том числе есть рисунок на камне: лодка, где апостолы и Христос. Это в том числе история о том, как Петр пошел по воде. Ведь он же был обыкновенным человеком, тем не менее сделал несколько шагов по воде. В нас есть этот человек, который может сделать хотя бы несколько шагов по воде?

– По милости Божией человек слетал в космос, вышел в открытый космос, спустился на дно Марианской впадины. Тем более все возможно верующему. Если с помощью технических средств возможно подобное, то с Богом возможно все. Другое дело, что нам полезно, а что нет.

– В нас должно быть некое дерзновение?..

– По-разному. Санкт-Петербург – город на воде, но не думаю, что мне или Вам было бы полезно ходить по воде незамерзшего Обводного канала. Для нас построены мосты и метро под рекой.

– В свое время от Эрмитажа до Петропавловской крепости был пущен зимний трамвай…

– Чтобы не рисковать нашей жизнью, слава Богу, это убрали.

– Что ж, подведем итоги. Искупительная жертва Христа для нас, современных людей, в чем заключается?

– В том, что мы живем не зря: со Христом Спасителем мы наследники Его вечного бытия, Его победы над смертью, потому что мы уже искуплены для жизни со Христом. Вся наша жизнь – это возможность научиться отвечать Богу на Его любовь к нам.

– Это прекрасно!.. Во время Евхаристического канона священник возглашает: «Твоя от Твоих». О чем идет речь в этот момент?

– О том, что мы – люди, которые принадлежат Богу. И потому те дары (хлеб и вино), которые мы приносим от нас, людей Божиих, Сам Христос, снисхождением в Духе Святом, освящает, претворяя их в истинные Тело и Кровь, чтобы в таинстве Причастия пребывать с нами, такими окаянными людьми.

– Благословите наших телезрителей.

– Дорогие друзья, попросим Бога, чтобы и время передачи, и время нашей жизни принесло плод духовный.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X