Беседы с батюшкой. Женское служение дома и в Церкви

13 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма во имя Державной иконы Божией Матери (г. Санкт-Петербург) протоиерей Игорь Илюшин.

– Женское служение. Тема не раз поднималась в наших эфирах, но особенно актуальна она в преддверии праздника жен-мироносиц. В вашем храме создано огромное сестричество женщин, которые служат. Что это: особый дар или особое расположение сердца? Мы часто отделяем служение женщины в доме и воспринимаем это как должное, как некую обязанность. Женщина должна убираться, готовить еду, заботиться о детях, гладить одежду мужу; кроме этого, как-то ощущать себя в этом мире и думать о спасении. Давайте сегодня поговорим об этом.

– Спасибо за вопрос. Я рад, что мне посчастливилось в канун праздника жен-мироносиц сказать слова о самом прекрасном поле, о женщинах. Действительно, Господь возвеличил женщину. Есть предрассудки, что к женщине в Церкви неправильно относятся, ставят ее на второй план и что происходит некая дискриминация.

Посмотрим с самого начала на то, как Господь устроил женщину. Когда Господь творил мир, Он создавал последовательно все более совершенные творения. Вначале Он сотворил свет как некую материю, потом планеты, звезды, землю, воду; потом животных и Адама. Адам уже жил какой-то период времени. На самом деле Господь сотворил женщину не по просьбе Адама.

Есть такое мнение, что Господь долго вынашивал план о сотворении более совершенного человека. Ева отличается от Адама по своим качествам: это чуткое сердце, более нежный человек, впечатлительный; ради такого человека мужчина может сотворить и сделать что-то хорошее. Но вспоминается часто и негатив: Ева первая соблазнила Адама вкушением запретного плода. Но, может быть, в этом виноват Адам? Потому что он оставил ее одну, а Господь благословил им быть вместе; но по какой-то причине она оказалась одна. Это говорит о том, что мужчина должен всегда защищать женщину, быть рядом, – тогда с ней не приключатся никакие беды, она не сделает неправильных поступков. Но это ни в коем случае не умаляет ее роль.

Но, к сожалению, читая историю Ветхого Завета, мы видим, что женщина подверглась дискриминации; она всегда была на втором плане, и этот факт нельзя отрицать. Ева вспоминается как виновница грехопадения. Но это ошибка, которая произошла вследствие именно грехопадения. Мир пал, и произошло искажение: женщин даже не считали (это встречается в Евангелии, где говорится о насыщении  пятью хлебами: не считая женщин и детей). Почему было такое отношение? Из-за грехопадения: мир пал. По этой же причине не признали и Христа.

Если рассуждать далее о женах-мироносицах, надо вспомнить, что Христос не гнушался общением с женщинами. Он завел беседу с самарянкой. К Нему подошла блудница, которая начала омывать Его ноги. Многие из фарисеев сказали: как это возможно, чтобы она прикасалась к Нему, ведь с ней нельзя было даже разговаривать! Мария Магдалина, из которой было изгнано семь бесов, та жена-мироносица, которая сподобилась видения воскресшего Господа Иисуса Христа, самого яркого и первого явления. Не мужчина сподобился, а женщина. Господь говорил, что последние станут первыми. Жены-мироносицы сознавали себя последними, они признали свое положение, но Господь первым явился им (Он не явился даже Иоанну Богослову, который тоже проник на Голгофу и тоже был чист и свят).

– Вопрос телезрителя: «Может ли женщина в Церкви проповедовать и учить мужчину?»

– Мы постепенно подходим к этому вопросу, потому что он достаточно глубокий. Если вспомнить хронологически евангельские события, посвященные женам-мироносицам, то эти женщины ни на что не претендовали. Но они по-евангельски служили, и их служение подводится к тому, что они могут быть прямыми, настоящими наследницами Царства Небесного, вот насколько Господь позаботился о женщинах.

Мария Магдалина возвестила весть, проповедь о воскресшем Христе самому императору. Есть предание, в котором говорится, что она показала яйцо – и оно стало красным, в знак воскресшего Христа, и она проповедовала Его. Женщина, равноапостольная Мария Магдалина, несла такую же проповедь, как все апостолы. Далее в истории Церкви первых веков мы видим ее служение диакониссой, а это служение женщин в Церкви.

В нашем храме отцом-настоятелем создано большое сестричество милосердия, которое работает по разным направлениям милосердного служения: медицинская помощь болящим и престарелым людям, детям в детских домах; преподавание в воскресной школе; консультирование прихожан в храме. Мы обращаемся к сестрам милосердия в тех случаях, когда человек подходит в первый раз к священнику с вопросом, как подготовиться к исповеди и причастию, а у священника стоит целая очередь людей, которые тоже ждут ответа. Можно свободно попросить любую сестру в храме рассказать об этом; и можно быть уверенным, что сестра милосердия с заботой, чуткостью все объяснит.

– Главное, квалифицированно.

– Да. Потому что с сестрами милосердия проводятся беседы, их готовят; их собирает настоятель и дает консультации по злободневным вопросам, которые актуальны в Церкви на данный момент. Конечно, все они воцерковленные, регулярно причащаются, являются прихожанками храма. Среди сестер много врачей.

Можно сказать, что Господь Иисус Христос преодолел дискриминацию женщин фактом Своего явления прежде всего женам-мироносицам. Апостолы пребывали в страхе, боялись. Даже когда жены-мироносицы дошли до апостолов и сказали, что Христос воскрес, гроб пуст, – не поверили, побежали. Как сказано в Евангелии: Иоанн Богослов бежал быстрее Петра, добежал до гроба, но боялся в него заглянуть. И Петр, который прибежал, уже зашел и увидел пелены, Плащаницу Господа Иисуса Христа. Только через некоторое время Господь явился им самим. Может быть, они не были настолько достойны, насколько были достойны жены-мироносицы.

Женщина в Церкви возвеличена. Божия Матерь сподобилась невозможного. Можно сказать, что это исключение, но тем не менее Приснодева Мария смогла объять необъятное, вместила Бога, смогла Его родить.

Если рассуждать о женщине, о женском сердце, оно настолько исполнено любви! Это недосягаемо для мужчины. Мужчина не может настолько любить ребенка; Бог доверил рождение детей женщине – это ее преимущество. Многие вспоминают, что Бог наказал этим женщину, что она будет рожать в муках, но забывают, что рождение ребенка – это не наказание, а величайший дар Божий. Это преимущество не дано ни одному мужчине.  Только руки матери могут дать ласку и нежность ребенку, держать его головку, убаюкивать, петь прекрасные колыбельные, от которых он засыпает (папа своим грубым голосом напугает ребенка, тот только расплачется).

– Вопрос телезрителя: «Женщину обвиняют в том, что она первая согрешила. Ее обвинил апостол Павел в своем послании. Он сказал, что она первая согрешила, но спасется чадородием. В другом послании он говорит противоположное: кто девицу выдает замуж, поступает  хорошо, кто не выдает, поступает лучше. Как же она может спастись чадородием, если замуж не выйдет? Во всех посланиях у апостола Павла очень жесткое отношение к женщинам почему-то. Может, потому, что он был неженатым? Почему такое отношение?»

– Прошло много времени с момента написания Евангелия. Была большая история переводов, и до сих пор мы узнаем, что некоторые моменты, слова, выражения, фразы Евангелия понимались сначала в одном смысле, а потом мы вдруг узнаем другой смысл; для этого мы читаем множество толкований. И такие стереотипные измышления буквального понимания текста всегда рассеиваются как раз толкованием этих сложных мест, которые встречаются в Библии.

Их очень много. Например, утверждение о том, что всяк человек – ложь.Очень распространенная фраза. Мы можем вспомнить, что человек венец творения Божьего, он образ и подобие Бога, призван в удел стать святым. Как же тогда понимать это выражение «всяк человек – ложь»? Смысл этой фразы такой: всякий человек может сотворить ложь, может стать лживым, никто не застрахован от этого.

Другая фраза: всякая власть от Бога. Сейчас стало известно, что перевод звучит несколько иначе: «всякая власть под Богом» (в том значении, что всякая власть получит воздаяние от Бога за свои деяния). Это не значит, что власть, допустим, злая или языческая ниспосылается Самим Богом; нет, она попускается Богом, но от Бога получит свое воздаяние.

Такие обобщения, как «всяк, все», что женщина спасется только чадородием, – не говорят об истине. Только когда человек изучает Священное Писание в комплексе, со всеми толкованиями, Преданием Церкви, а главное, с любовью в своем сердце, ему открывается истина, которую говорит Господь Иисус Христос.

Конечно, в канун дня женского церковного праздника жен-мироносиц, церковного прославления женщин мы переосмысливаем значение женщины. Очень многое зависит от мужчины. Если мужчина не проявляет должной заботы о женщине, не является для нее стеной, опорой, тогда женщина начинает брать бразды правления в свои руки. Происходит замещение, которое вследствие грехопадения рода человеческого изменяет женщину, и случаются такие моменты, что женщины озлобляются, обижаются. Я верю в то, что любая женщина в Церкви Христовой, которая захочет спасения, познания истины, найдет эту полноту, гармонию через Священное Писание благодаря Церкви. Церковь сейчас дает возможность каждой женщине реализовать себя во всех направлениях, какие бы ни избрала женщина.

Конечно, самое основное семейное служение, рождение детей, но не только на этом заканчивается служение женщины. Есть особые категории – монашеское служение, оно редкое, но в Русской Православной Церкви оно распространено. У нас много женских монастырей, много девушек принимают монашество, отрекаясь от мира, из-за любви к Господу.

Но не только такое служение есть в Церкви, есть еще сестричество. Оно состоит из сестер милосердия и их помощниц, это так называемые «испытуемые», которые хотят стать сестрами милосердия. Воспитываются они старшими сестрами не один год. На нашем приходе есть сестры, которые несут свое милосердное служение по 25 лет и более; они ходят по больницам целыми днями, посещая больных; заходят в палату, спрашивают, кто хочет причаститься, кому нужна молитвенная помощь. Если кто-то откликается, они начинают миссионерствовать, рассказывать о Христе, о Церкви; приглашают священника, он приходит в палату, причащает, исповедует. Кто-то впервые узнает о Боге, о возможности крещения, причастия, поэтому и в больнице мы совершаем эти таинства благодаря сестрам милосердия. Дорогие девушки, женщины, приходите в храм, для вас всегда найдется служение, вы почувствуете радость от того, что приносите людям добро, а не просто живете для себя. К сожалению, мир сейчас пропагандирует жизнь для себя, самолюбование, а это искажение замысла о человеке.

Господь настолько позаботился о женщине, что помог ей умалиться, встать на второй план. Вспомним апостолов, которые шли со Христом и рассуждали, кто из них больший, кто лучший; кто по правую сторону сядет, кто по левую; а о женщинах они даже не думали. Господь, услышав этот разговор, сказал: тот, кто из вас будет меньшим. Но апостолы подумали, что меньший Иоанн Богослов (как самый молодой). Но нет – оказалось, что жены-мироносицы. Такого разворота событий они не ожидали. А у Господа нашего Иисуса Христа всегда такая логика, которую мы не можем себе представить.

– Я вспоминаю 80-е годы прошлого столетия (когда еще не было возрождения церквей), практически разрушенную церковь, в которой звонит уже разбитый дребезжащий колокол; и кто идет в храм и выходит из храма – так это женщины. Тогда даже представить себе нельзя было, что в храме будет молодежь или мужчины. Потом, в 90-е годы, в храмах появилось много людей, в том числе и мужчин. Но сейчас на приходе, когда смотришь, сколько женщин и сколько мужчин, видишь: мужчин так мало, что батюшка может смело обращаться: дорогие прихожанки. Так было всегда. Почему?

– Господь сотворил женщину в более позднее время.

– Они ближе к Богу?

– У женщин больше шансов благодаря тому, что их душа уже так устроена Господом, что они более чуткие, интуитивные, более религиозные. Конечно, бывают исключения, но исключения лишь подтверждают общий факт. Женщины уже сотворены расположенными к познанию Бога. У них чувственное понимание Бога, а у мужчин скорее рассудочное, логическое. Женщины всё чувствуют сердцем,  потому и плачут. Мужчины практически никогда не плачут; а женщины чуть что плохо – плачут, хорошо – плачут, в храм заходят– плачут. Для мужчин слезы великий дар, как писали монахи. Но этот великий дар подарен всем женщинам.

Посмотрите на маленьких детей в детском саду, кто плачет? Девочки плачут всегда. Мальчики – нет. Это говорит о том, что у них душа тонкая, ранимая. Потому что она наполнена любовью, они стремятся к совершенству, они и сами более совершенны, более красивы. Но и более слабые. Господь как раз и сказал, что в этом мире не надо стремиться к чему-то монолитному. Мужчина может построить хороший шалаш, допустим; женщина построит – ветер подует, и все развалится.

– Но она способна этот шалаш наполнить таким уютом, что он будет казаться дворцом.

– Она способна вдохновить мужчину, чтобы этот шалаш превратился во дворец.

– Это можно по-разному воспринимать, но действительно мы можем вспомнить еще одно знаменитое выражение: коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Не возлагаем ли мы на женщину неудобоваримые бремена из-за того, что мужчины не справляются с чем-то?

– Весь парадокс в том, что, несмотря на внешнюю слабость женщины, Бог ее сотворил более сильной, чем мужчину. Это проявляется в том, что она рожает детей; те страдания, мучения и боли, которые она испытывает, мужчина не испытывает никогда в своей жизни.

Вспомним Иудифь из Ветхого Завета, которая жила в городе Ветилуя. Навуходоносор отправил ассирийское войско под предводительством своего военачальника Олоферна для уничтожения израильтян. Они осадили город, и началась блокада; все боялись, мужчины трепетали в страхе. Иудифь вышла из города, пришла к Олоферну с угощениями (ни в какой блуд она не вступала, как думают многие) и сказала, что пришла к победителю. На третий день она решила его накормить ужином, напоила вином и отрубила голову. Пришла обратно в город. Люди, мужчины, трепетавшие от страха, увидев голову Олоферна в ее руках, выгнали ассирийское войско. И при жизни Иудифь ассирийцы ни разу не напали на израильтян.

– Вопрос телезрителя: «Как мне дальше жить? Произошло полное разочарование во всем. Долгое время старалась смиряться, делать добрые дела людям, помогать, хотя не отношусь к числу богатых людей. Разочаровалась в своих двух детях, у меня их трое, они перешли грань. Разочаровалась в своих сестрах, одна из них служит в церкви, читает Библию. Разочаровалась в приходском батюшке, чаша моя переполнилась. Может, если бы я была более богата, люди лучше ко мне относились?»

– Одолевает разочарование, уныние, когда человек возлагает свои надежды на людей. Здесь нужно вспомнить изречение: всяк человек – ложь; всякий человек может солгать, несмотря на то, что он образ и подобие Бога, и каждый человек может спастись, стать наследником Царства Небесного, святым, он задуман таковым; но он может согрешать, и он грешит; все люди согрешили, все под грехом. Но вот мы надеемся на людей, как сказано в Псалтири: на князей, на сынов человеческих. Но нет в них спасения.

Свои надежды надо возложить только на Господа. Если ориентироваться на какого-то человека, всегда разочаруешься, всегда будешь несчастным, потому что увидишь грех, рассмотришь этот грех. Но это не говорит о том, что человек плох, каждый идет к Богу своим путем. Самое важное, чтобы мы переместили ориентир с человека на Бога. Если произойдет это перемещение, тогда Господь наполнит радостью, силой; вы увидите, что не хватает в сутках 24 часов на то, чтобы все свои дела переделать, сходить на службу, помочь немощному человеку, чтобы просто поблагодарить Бога, порадоваться хорошей или плохой погоде.

Верующий человек, у которого правильно расставлены ориентиры в жизни, говорит: «Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость!» Такой человек совершенен. Господь дает такую возможность. Дьявол  ошибся, когда хотел уничтожить Господа и вел людей к тому, чтобы Его убить. Он вел Его на Крест, не зная, что Крест – ключ в Царство Небесное, что Крест является возможностью спасения. Он радовался, и люди радовались (а это были верующие люди), когда услышали фразу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» Это строки 21-го псалма, в котором говорится о распятии Христа. И люди говорили: «Посмотрим, придет ли Илья-пророк спасти Его от Креста».

Зачем спасать от Креста, когда Крест является оружием победы? Поэтому мы и совершаем крестное знамение и носим крестики на груди. Крест – знак того, что Христос победил смерть и даровал нам жизнь. Он воскрес. Эта радость переполняет нас особенно в эти пасхальные дни. Радость от того, что Господь нам все подал.

Люди Ветхого Завета, иудеи ждали земного царя, ждали царства, владычества над всей землей; чтобы была свергнута Римская империя, чтобы они были князьями.

– Не надо тогда заботиться о хлебе насущном, о здоровье.

– Да, достаток… Но Господь опять все переворачивает… Человек Ветхого Завета не мог представить себе, что Бог может дать больше земного царства; больше, чем достаток, власть на земле. Но Он дает человеку вечную жизнь, нетление, свободу над смертью, радостное любвеобильное сердце, которое славословит Творца.

– Что можно посоветовать телезрительнице? Все-таки это беда, когда все так не устроено в жизни.

– Если не сложились отношения со священником, сходите в другой храм, попробуйте открыть Евангелие, почитать его, услышать прямую речь Иисуса Христа, нашего Бога. Вы поймете, что Бог любит нас, особенно женщин, которых сотворил уже более предрасположенными к вере. Это не говорит о том, что женщины особенные и им больше дано, нет. Из-за того, что грехопадение совершилось, все хорошие качества можно обратить во зло, можно отпасть от Бога. Но если двигаться в том заданном ритме, в том направлении, которое указал нам Господь Иисус Христос, то будешь только радоваться и благодарить, у тебя будет мирное сердце, ты будешь пребывать в Духе Святом, от благодати Божьей будешь славословить вместе со всеми ангелами на земле имя Божье. (Вот как прекрасно поют в хоре прихожанки, да и основной массой наших храмов являются женщины.)

– Сейчас в храмах мы видим много пожилых, это и понятно: пожилой человек чаще задумывается о смерти и вечной жизни, нежели молодой человек, которому кажется, что вся жизнь впереди. Действительно, у нас есть такое счастье, когда мы в храме можем видеть и молодых людей, и девушек. Слава Богу, что такое происходит. Это, наверное, тоже от того, что женщины, общаясь со своими детьми, привносят в это любовь, которую не объяснить словами. Мы же не можем сказать, почему я люблю маму. Материнская любовь особая, с самого детства мы бережно относимся к этому.

Если подвести итоги нашей передачи, все-таки служение женщины в доме и в Церкви разделяется?

– Служение всегда должно быть исполнено любви. Женщина благодаря тому, что ей уже дано от Господа, и тем качествам, которыми наделил ее Господь, привносит это и в свой дом, и в Церковь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать