В студии священник Михаил Проходцев, настоятель домового храма Рождества Пресвятой Богородицы в Уткиной Заводи (г. Санкт-Петербург).
− Мы сегодня будем говорить на очень интересную тему: зачем человеку разум? Хотелось бы понять: что же такое разум? Вы долго учились, у Вас хорошие знания, в том числе полученные не только в духовной академии, но еще и из практической жизни, которая тоже приносит и опыт, и разум. Так что такое разум, на Ваш взгляд?
− Это дар Божий, что очень важно понять, прежде чем мы продолжим говорить о разуме. Потому что жизнь – дар Божий. И если бы человеку можно было просто автоматически в мире действовать, если бы Господь нас создал некими автоматами, то разум был бы нам вовсе и не нужен. Тем не менее Господь дал нам разум для того, чтобы мы могли приблизиться к Нему.
Это, казалось бы, простая формула, но она очень сложная для реализации. В Священном Писании и творениях святых отцов разуму уделяется очень много внимания. И именно через разум мы во многом постигаем Бога.
У нас есть сердце, есть разум. И в эти замечательные и спасительные дни Великого поста мы часто произносим молитву: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И в молитве святого Ефрема Сирина, и во множестве других молитв, которые мы читаем для нашего спасения, обращаясь к Богу, речь идет о сердце. Но чтобы мы прилагали сердце к молитве, как раз и нужно использовать тот самый разум, который Господь дал нам как дар.
И вот что интересно: возникает масса мыслей по этому поводу. Есть анекдот про пожилого профессора, у которого студенты спросили: «Когда Вы спать ложитесь, бороду под одеяло кладете или на одеяло?» И он не смог всю ночь спать, потому что не мог понять, как он на самом деле многие годы укладывал бороду. Человек может очень многие вещи в своей жизни совершать автоматически, хотя, как я уже сказал, Господь нас не создал автоматами.
И когда мы вдруг задумаемся о том, какое место в нашей жизни занимает разум, то можем даже испугаться, смутиться, удивиться тому, насколько вообще сей дар Божий мы используем не по назначению. Мы вообще им пользуемся или нет? Неразумно действуем в мире или разумно? А если разумно, то насколько? И вопросов возникает столько, что ночи можно провести без сна и целые дни в раздумьях. Тем не менее мы должны понять, что разум нам дан для того, чтобы найти Бога, остаться с Ним, утвердиться в Нем и уподобиться Ему. И сердце, и разум у нас − для этого.
− Я абсолютно согласен с этим. Но у меня возникает целый ряд вопросов, связанных с применением разума. Если бы все люди были христианами, то, наверное, мы не использовали бы разум как инструмент для разрушения того дерева, на котором сидим. Прогресс, который нам приносит, скажем так, разум, отвлеченный от христианства, может быть разрушительным… Что делать в этом случае? Как относиться к такому разуму?
− Возникает вопрос: с евангельской точки зрения разум ли это? Мы знаем замечательные слова из Священного Писания: Начало мудрости − страх Господень. И в притчах царя Соломона мы об этой премудрости много узнаем.
Есть притча про разумных и неразумных дев. Что делают разумные девы? Они подготовились к встрече со Христом. А неразумные не подготовились к этой встрече и в результате не попали на брачный пир. И у тех, и у других, естественно, разум имеется, они не были безумными, они были разумными. И те, и другие – девы. Но только тех, которые подготовились к встрече со Христом, подготовили елей для лампад и вошли на брачный пир, Господь в Священном Писании называет разумными.
И когда мы видим, что человек использует свой разум, например, для того, чтобы направить человеческую волю на совершение действий, имеющих разрушительные последствия в мире, то возникает вопрос: а разумен ли этот человек? Можно быть безумным ради Христа, но это совсем другое. А можно быть просто безумным. И когда начинается какое-то безобразие в мире, то про человека, который это безобразие учиняет, часто говорят, что он обезумел, сошел с ума, вытворяет ужасные вещи.
Если мы размышляем о разуме в евангельской перспективе (а мы к этому призваны как христиане), то можем сказать лишь одно: разум – это дар Божий, который ведет нас ко Христу, помогает нам приходить ко Христу. Но мы можем использовать этот дар иначе, противно воле Божией. Ведь Господь сотворил человека свободным, а свобода – это удивительный, великий дар. И раз Господь нас сотворил свободными, то мы можем распоряжаться тем даром, который нам дан, как во благо себе и ближнему, так и во вред. И, по моему мнению, если мы, христиане, используем разум как дар Божий, то это должно привести нас ко Христу. Значит, мы будем пользоваться своим разумом сообразно тому, чего от нас хочет Господь. Жить по заповедям Божиим и стараться пребывать во Христе.
– Вопрос от Юлии из Москвы: «Я слышала, что соединиться с Богом можно только умной частью души. Правильно ли я понимаю, что если свой ум освободить от плохих мыслей, которые вселяют нам бесы, и заполнить его добрыми, хорошими мыслями, то Бог туда придет и в какой-то степени мы с Ним соединимся?»
– Мы знаем, что существует практика умной молитвы. И это очень интересное явление, когда мы имеем возможность, делая какие-то дела, пребывая в мире, непрестанно молиться умом. «Горе имеим сердца!» Но мы устремляем вверх и наш ум, наш разум. И, таким образом, все наше естество становится приношением Господу нашему Иисусу Христу. И, конечно, когда мы сердцем и умом не цепляемся за всякую скверну, а молитвенно стараемся освободить себя от всего наносного, нечистого и недоброго, то, естественно, нам становится хорошо, потому что в молитве мы чувствуем, что общаемся с Богом, и ничто не засоряет наше общение с Ним.
Хотя разговор с Богом – это такая редкость в нашей жизни! Молитва – это разговор с Богом, это удивительный дар. Да, молитва – это тоже дар, как и разум. И это именно диалог. Но как часто мы себя осознаем в диалоге с Богом, когда молимся? Настоящее, подлинное молитвенное приношение в нашей жизни так редко случается! Однако если ожидать в жизни только таких духовных всплесков, то зачастую человек замечает: я горячо молился, когда у меня была трудная жизненная ситуация; а сейчас читаю слова молитвы по молитвослову, при этом мысли мои путаются, я уплываю куда-то, думаю о каких-то делах, о том, что не сделано… Какие-то свои мысли у всех, у детей – свои, у взрослых – свои. И мы уплываем... Но это не значит, что надо перестать молиться. Нет. Молитва – это навык. И каждый раз, когда мы молимся, нужно, естественно, сосредоточить свой ум, включить разум и молиться осознанно, не на автомате.
И сердце нужно очистить, но попросить в этом помощи у Бога. Как мы сами это сделаем? Никак! А в таинстве Покаяния мы получаем исцеление от Господа и имеем возможность переменить свой ум. И это тоже – дар Божий, когда Он дает нам прощение, отпускает нам грехи и мы имеем возможность развернуться от греха на 180 градусов, чтобы произошла метанойя. А это – длительный путь, это труд. Но как хорошо, что мы можем потрудиться и обрести эту благодать! Обрести в Господе спокойствие, радость и пребывать с Ним сегодня, завтра и во веки веков.
– Вопрос от Евгения из Белгорода: «Я думаю, что разум – основа существования всего, что вокруг нас: и Вселенной, и Самого Бога. Если бы не было разума, то существование наше теряло бы всякий смысл. А вопрос у меня в другом. Мы часто путаем разум с набором знаний. Разум – это намного выше, чем набор знаний. Поэтому надо объяснить, в чем разница между набором знаний и разумом».
– Конечно, набор знаний и разум – это разные вещи, но важно понять, как я уже сказал в самом начале, что разум – это дар Божий. Это инструмент, который дан нам для того, чтобы уподобиться Господу, и в этом – наше сходство с Богом. Господь разумен, и мы разумны. То есть в том числе и разум – это образ Божий в нас. Всем нашим естеством мы уподобляемся Богу, прилагая к этому сердце и усилия разума. И мы понимаем, что человек может быть очень начитанным, но духовно пустым. В то же время были, есть и будут люди, может быть, живущие в глубинке, которые читали мало литературы, но при этом житейский опыт имеют огромный; и опыт общения с Богом имеют огромный.
Опыт общения с Богом зависит в том числе и от того, как мы используем наш разум. Но и книжные знания, которые мы можем получить в той мере, в которой приложим усилия разума, будут нашим багажом. Если мы прочитали какую-то книгу, значит, она на нас повлияла определенным образом. Человек, например, прочитал книгу и соблазнился какими-то моментами – это одно. А если извлек из нее духовную пользу – это другое. Смотря какую книгу читал. Можно читать скверные книги, которые научат плохому, и разум отравится этими книгами. Можно читать хорошие, добрые книги, которые научат доброму, светлому, ясному, и через это человек придет ко Христу.
Многие люди открывали для себя Бога через книжные знания, чтение философских трудов, художественной литературы. На самом деле пути Господни неисповедимы. И неизвестно, каким путем Господь поведет того или иного человека, потому что каждый – личность. Нет такого, что мы по какому-то шаблону приходим к Богу, если читаем определенную литературу. Есть люди, которые прочитали Библию много раз и не открыли для себя ничего, не приняли Христа. А есть люди, которые ни разу Библию не читали, а веруют крепко. И Символ веры для них – это твердыня, столп и утверждение истины.
– Вопрос от Владимира из Курска: «Учитываются ли акустические особенности материалов, их способность передавать звуки при проектировании и строительстве храма? У нас был храм маленький, а акустика была хорошая. Храм побольше построили, вроде все красивое, большое, но акустика плохая, идет многочисленное эхо, и слушать очень неудобно стало».
– Благодарю Вас, дорогой брат! Вы в некоторой степени задали вопрос по адресу, потому что я долгое время трудился звукорежиссером в нашей Санкт-Петербургской духовной академии. Но суть в чем? Есть проектировщики, архитекторы, те, кто проектирует здание, и если архитектор внимательно относится к тому, что делает, то он, как правило, учитывает акустические особенности материалов, потому что понимает, что проектирует храм.
Но бывает и такое, что, например, нашли проект храма в Интернете, а к архитектору обращаться не стали, потому что дорого. И оказалось, что не учли при строительстве какие-то детали. В результате – гуляет звук, плохо слышно хор и так далее. Это лечится с помощью установки в храме локальных акустических систем. Сейчас это распространенная практика, ее не нужно бояться. Предположим, один микрофон стоит в алтаре, один микрофон на хор и две-три небольшие колонки в тех местах, где им нужно быть. И тогда проблемы акустики легко решаются. Слава Богу, сегодняшние технологии помогают исправить ошибки, допущенные при проектировании. Правда, иногда выходит дороговато, но в то же время можно это сделать и дешевле, обратившись к средствам технического прогресса, которые, кстати, являются плодом человеческого разума и служат во благо человеку.
– Есть еще и антиразум, то есть глупость. Мы помним, как сказано в Священном Писании: кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Почему так? В чем тут разница?
– Когда человек берет на себя роль Бога и начинает судить, то Господь напоминает человеку, что он не может быть судьей. И эти слова: подлежит геенне огненной, – на самом деле очень серьезные, страшные, потому что мы не можем судить человека, мы не знаем его, один лишь Бог знает о каждом из нас все. И когда мы на себя берем функцию Бога, начинаем кого-то судить, то Господь напоминает нам о Своем суде. И в молитве «Отче наш» мы произносим: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Если я не простил должников, то как Господь мне долги мои простит? И когда мы просто обозвали кого-то глупцом – это одно. За административные правонарушения у нас предусмотрен штраф, и если кого-то оскорбили, то этот человек может написать заявление в полицию, условно говоря – в суд синедриона. Но если кто-то кого-то называет безумным, то этот человек уже становится судьей другому человеку. А если он становится судьей, не имея права им быть, то Господь напоминает, что его самого ждет суд. И если мы судим строго, то и сами можем быть очень строго осуждены. И мы должны этого убояться, должны быть осторожными в своих суждениях.
– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Когда Господь создал ангелов, то один из них возгордился, отпал от Бога и привлек на свою сторону много других ангелов, которые стали называться бесами и стали много вредить людям. Значит, для чего-то нужны были эти падшие ангелы, раз Господь их не погубил?»
– Благодарю за такой интересный и глубокий вопрос. Дело в том, что Господь создал ангелов, Господь создал человека, и Он свободой воли наделил не только человека, но и ангелов. Ангел – это посланник Божий. Ангелы пребывают пред Господом, и они возвещают святым, Пресвятой Богородице о каких-то важных, судьбоносных для всего человечества событиях. Например, ангел сказал женам-мироносицам, что Господь Иисус Христос воскрес, и эта весть полетела по всей земле, сначала к апостолам, потом – дальше, и теперь мы с вами разносим ее в Пасху.
Представляете, какая славная участь была уготована всем ангелам: предстоять пред Престолом Божиим, созерцать Царя Царей, Господа нашего Иисуса Христа, созерцать Святую Троицу... И при этом часть из них воспользовались свободной волей неправильно и оказались противниками Богу. Противники Бога – это дьявол и его слуги, те, что за дьяволом отправились, чья воля оказалась созвучна с его волей. Это бесы. Но Господь настолько любит всякое Свое создание, что и бесов, и сатану не погубил. И они продолжают безобразничать. Но всему этому придет конец в день Страшного Суда. Господь долготерпелив, но не будет это длиться бесконечно. Мы не знаем, когда протрубит труба архангела, но придет тот день, когда все встанет на свои места.
Мы думаем: «Как же так? Враг рода человеческого до сих пор действует в мире, ссорит людей. До каких пор это будет продолжаться?» А Господь положил предел всему; и тому безобразию, которое творит дьявол, тоже положил предел. Поэтому, мои хорошие, уповаем на милость Божию, не отчаиваемся, боремся и стремимся к Богу, чтобы не оказаться теми, кто отпал от Бога, и не разделить участь бесов.
– Если мы задумаемся, то поймем, что, например, философия, которую мы изучаем в светских институтах, скажем так, весьма своеобразная. А философия, которую мы изучаем в духовных школах, уже имеет совершенно другое направление. Философия – это любовь к мудрости, то есть любомудрие. Но философия может нас привести и к абсолютному атеизму, если мы, по словам Пифагора, стоим в стороне и только смотрим на мир, на все его проявления, и злые, и добрые, которые не касаются нас как философов. Есть такой взгляд на происходящее. Мы не можем Пифагору отказать в разуме, но ведь мы и не можем просто стоять в стороне. И возникает вопрос: наш разум бесстрастный? Или есть страсти, навязанные нам в том числе через телевидение, Интернет, которые могут разрушить наш разум, погубить человека?
– Путь разума в поисках истины…
– А истина есть Бог. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят.
– Небольшое отступление: почему люди так хотят попасть на остров Бали, например, или на Корфу? Туда, где красиво? Почему хотят красиво все устроить у себя на даче или дома? Откуда это стремление человека к красоте? Человек попадает в такое место и говорит: «Как в раю! Солнце светит, птицы поют, сирень цветет…» Это наша тоска по раю. Господь сотворил человека из ничего…
– Из праха земного.
– Но при этом воспоминания о рае все равно у нас есть. Наши прародители согрешили, были изгнаны из рая, и это единство Бога и человека было на долгое время утрачено, а восстановлено Господом нашим Иисусом Христом. Иисус Христос это утраченное единство Бога и человека восстановил и избавил нас от греха, проклятия и смерти, дал нам возможность пребывать в Нем и вновь наследовать Небесное Царство. И мы так или иначе стремимся постоянно эту тоску по раю утолить отблесками рая на земле.
Человек видит красивый закат и понимает, что это отблески рая. Человек оказывается в каких-то удивительных местах и понимает, что это отблески рая. И когда мы живем в мире, наш разум постоянно ищет истину. Но вопрос в том, какую истину он находит. Мы знаем, что истина только во Христе. Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь. Но мир предлагает нам множество как бы истин, а на самом деле – ложных путей. И часто человеку нужно пройти через умозрительное, книжное, пройти через множество всяких мытарств, чтобы найти наконец Христа. И кто находит Его, кто узрел Его, кто обрадовался встрече с Ним – тот блажен. Об этом – заповеди блаженств. И это очень трудный путь.
Есть очень много случаев, когда человек, казалось бы, утвердившись уже в истине о Христе, в какой-то период жизненных испытаний, искушений начинает искать другую истину, лжеистину. И сегодня мы видим в мировой обстановке, как много разных истин витает воздухе. Истина такая, истина сякая; ты можешь быть таким, а можешь быть сяким. А на самом деле это расчеловечение, это идеи трансгуманизма. Мир нам предлагает расчеловечиться, перестать быть мужчиной, женщиной, семьей, перестать быть вообще человеком.
А Господь предлагает нам стать человеком, который уподобился Ему. Господь предлагает нам путь обожения, и когда мы оказываемся на этом пути, то есть во Христе, когда начинаем двигаться к Нему и пребываем с Ним каждый день, это и есть блаженство. Это исполнение на нас заповеди блаженств. Мы исполняем ее, а она исполняется на нас. Это очень сложный, трудный путь, но блажен тот, кто Бога узрит. Мы Бога узрели, встретили и потом продолжаем путь к Нему. Бывают моменты, когда нам кажется, что Бог оставил нас, но это воспоминание о встрече с Богом нас вдохновляет идти дальше, идти к Нему и быть со Ним сегодня, завтра и во веки веков.
И очень много философских трудов помогают нам сделать эти шаги к Богу. И это хорошо! Хорошо, когда книжное знание помогает нам стать ближе к Богу. Хорошо, когда уверовал философ, медик, физик, химик, какой-нибудь специалист, инженер, математик, у которого все из цифр состоит... Ведь сколько есть математических доказательств существования Бога!
– Начиная от Паскаля и заканчивая Ломоносовым. У нас все-таки есть примеры, когда разум побеждал человеческое нестроение в том числе.
– У нас есть разум, он достиг определенного предела, проломил какой-то потолок – и ему вечность открылась.
– Я не помню, кто из наших святых отцов говорил о том, что ум человеку дан для того, чтобы увидеть свое недостоинство.
И мой последний вопрос: у нас есть такое понятие, как ученое монашество. И практически все научные исследования в средневековые времена появлялись в монастырях. Почему, на Ваш взгляд, больше не существует такого ученого монашества, таких знаний, которыми люди могли бы пользоваться?
– Я думаю, что сегодня перед нашим духовным образованием стоит очень амбициозная и важная цель, важная задача – обновление, возрождение ученого монашества. И уже не первый год (и даже не первое десятилетие) мы эту деятельность ведем. Я вспоминаю, как в нашей духовной академии молодые постриженики, молодые монахи очень усердно трудились, учились и продолжают учиться, развивать наше удивительно разнообразное богословие, библеистику, церковную историю. Поэтому, думаю, у нас есть сегодня достойные преемники ученого монашества XIX века, золотого века нашего русского монашества.
Так что благослови Господь наших дорогих монахов, трудящихся, учащихся и учащих, чтобы эта замечательная ветка учености развивалась и давала нам новые знания, новые откровения, новые научные радости во Христе.
– И Интернет нам в помощь. А если бы не было у нас разума, то мы не смогли бы прочитать ту массу литературы, которую нельзя больше достать нигде, кроме как в Интернете.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Полина Митрофанова
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.
У книжной полки. Протоиерей Александр Шаргунов. Без царя. Православная монархия и «новый мировой порядок»
Радоница. Поминовение усопших
Этот день в истории. 29 апреля
День ангела. 29 апреля
Церковный календарь 29 апреля. Радоница. Пасхальное поминовение усопших
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!