Беседы с батюшкой. Всероссийский фестиваль «Истоки». Протоиерей Димитрий Кулигин. 30 октября 2024

30 октября 2024 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Димитрий Кулигин.

– Батюшка, Вы являетесь художественным руководителем Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки». Собственно, об этом я и хотел бы сегодня поговорить в нашей студии. Расскажите, откуда истоки у фестиваля «Истоки»?

– Именно так я обычно и говорю, что у «Истоков» интересные истоки. Наш фестиваль родился в 2020 году, но зарождался в 2006 году. В 2006 году я впервые организовал «Мироносицкую встречу» любителей знаменного пения, или древнерусского пения. Кто-то считает древнерусский распев, знаменное пение каким-то элитарным певческим искусством, которое доступно далеко не каждому, а только высокопрофессиональным людям, музыкантам с консерваторским образованием. Я считаю (и убедился в этом), что это совершенно не так. Убедился я в этом на базе своего прихода.

Иногда происходят промыслительные вещи. У меня не было идеи поставить прихожан на клирос, была мысль познакомить их с древнерусским распевом, потому что у нас на клиросе стал звучать этот самый распев. Для современного уха он, может быть, немного непонятен, необычен. Мы за трапезой, после трапезы обсуждаем какие-то вопросы, проблемы, в том числе певческое искусство. Когда зашел разговор об этом, я предложил тем, кто хочет, собираться и изучать знаменный распев просто в качестве певческой катехизации. Откликнулось очень много людей. Естественно, кто-то потом отпал, но из тех, что остались, большая часть не просто изучили знаменный распев, но и запели. Повторюсь, ничего идейного или придуманного с моей стороны не было.

Когда прихожане (точнее, прихожанки) запели, я подумал, что нужно как-то поддержать этих людей, которых я во все это втянул. Праздник в честь жен-мироносиц – это как раз православный женский день, даже целая неделя, и я подумал, что именно в это время нужно отметить и вдохновить наших сестер, наших прихожанок. Мы пригласили всех, кого знали, к нам в храм на «Мироносицкую встречу» (по-светски это называется концерт). «Мироносицкая» – потому что в Неделю жен-мироносиц. Откликнулось тогда еще совсем мало коллективов, один был из консерватории. Мы разово пообщались, но это было такое хорошее общение, что мы решили, что и в следующем году соберемся точно так же. И в следующем году мы собрались уже большим составом. И так мы собираемся каждый год уже в течение 18 лет. Скоро будет 20-летний юбилей.

Так вот, это было наше приходское мероприятие, которое я как настоятель использовал для своего прихода, чтобы общаться, показать, как мы поем, посмотреть, как поют другие, обменяться опытом, чтобы лучше петь, лучше молиться. Со временем это переросло приходские рамки. Были различные искушения на нашем приходе, но они привели к тому, что мы стали собираться уже не в храме, а в местном кинотеатре; формат расширился. Потом естественным образом добавился колокольный звон, и в конце концов в 2019 году благодаря поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» мы провели масштабную «Мироносицкую встречу» в нашей Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Тогда концерт-встреча был достаточно насыщенным, продолжался больше двух часов, но все равно не все коллективы смогли принять в нем участие. Все-таки есть какие-то рамки, да и человеческое восприятие тоже не безгранично. Тогда мы задумались, что делать на следующий год. И пришла идея сделать уже не «Мироносицкую встречу», а сформировать фестиваль. То есть все произошло естественным образом, не было такой идеи изначально. Просто рамки разового ежегодного мероприятия выросли в фестиваль.

И тоже не было такой задачи, цели: мол, давайте мы на всю Россию это расскажем. Просто хотелось поддержать другие приходы, других любителей в рамках нашего прихода.

Так вот, мы решили организовать фестиваль к следующему году. А следующий год был 2020-й. Все помнят этот сложный год. Но я в своей жизни убеждался много раз, что нет худа без добра. Когда у нас были искушения на приходе, мы вышли за рамки храма и стали проводить встречи в районном кинотеатре. Потом этот кинотеатр закрылся на ремонт, и мы оказались в Александро-Невской лавре, в концертном зале. Как только мы переросли в фестиваль, который собирались проводить девять дней, был самый пик всяких запретов. Кто-то эти запреты преодолеть не смог. Но так получилось, что те идеи, которые у нас были еще за год до этого, помогли нам справиться с этими запретами. Например, онлайн-трансляция богослужений. После 2020 года такие богослужения стали весьма распространены. Мы не из-за запретов в 2020 году собирались проводить богослужение онлайн, а просто пришла такая идея – провести онлайн-мероприятие. И мы были готовы к такому мировому вызову.

Более того, так получилось, что мы проводили фестиваль не девять дней, а практически два месяца. Да, это было немного странно, когда я в Александро-Невской лавре выходил на сцену концертного зала и не видел лиц, потому что концерт был онлайн. Я говорил в пустой зал: «Дорогие братья и сестры, добро пожаловать к нам». Кстати говоря, в очередной раз хочу поблагодарить телеканал «Союз». Потому что в пустом зале была камера телеканала «Союз». Когда вы, Тимофей, в прямом эфире говорите, что «Союз» – это православный народный телеканал, я полностью согласен. Для меня эти слова дороги, я так и считаю, опираясь именно на опыт нашего фестиваля. Телеканал «Союз» тогда помог нам с различными нашими мероприятиями, которые мы проводили онлайн, их смотрело очень много людей. И потом люди со слезами на глазах благодарили нас за наши мероприятия, которые мы делали онлайн посредством телеканала «Союз». Это дорогого стоит.

Мы смогли преодолеть такие условия, и в следующем году мы выросли так, что второй фестиваль длился до девяти месяцев. Но традиционно мы начинаем с «Мироносицких встреч». Так что истоки фестиваля зародились в 2006 году, хотя фестиваль проходит с 2020 года. В этом году у нас первый юбилей – 5 лет.

– Мы вас поздравляем.

– Спасибо. Я вас тоже поздравляю. Мы, конечно, сотрудничаем дольше, но с фестивалем телеканал «Союз» сотрудничает все эти пять лет.

– Вы имеете опыт общения с людьми, которые интересуются распевами в самых разных регионах, в самых разных городах. Вы рассказали о собственном приходе. Что цепляет и так интересует людей, что они настолько глубоко и серьезно погружаются в эту тему?

– Скажу о себе. У меня есть кое-какое музыкальное образование, но в свое время, когда я стал воцерковляться, меня привлекало не пение. Для меня церковное пение в музыкальном плане ничем не отличается от того, что я слышал на концертах. В конце концов, концерты Бортнянского и других духовных композиторов и в советское время могли прозвучать, но именно в светском ключе. Для меня церковная музыка была достаточно привычна, но церковь была для меня особым местом. Тогда я еще совершенно не думал и не знал, что стану священником, но как для рядового прихожанина для меня церковь – особое место. Вокруг суета сует, все снуют, бегут, заходишь в храм – и попадаешь совсем в другой мир. Это инаковость. Вот, например, кто-то сейчас ратует за русский язык, а мне дорог церковнославянский язык. Это та инаковость, которая отделяет нас от светского мира (это мое личное мнение), и это правильно.

Так вот, знаменный распев для меня, как и церковнославянский язык, – это та церковная инаковость, которая помогает погружаться именно в мир духовный, а не душевный, в мир церковный, а не светский. В свое время, в 90-е годы, меня знаменное пение зацепило, как сейчас говорят. Хотя могу сказать (и я в свое время публикации на эту тему делал), что были такие коллективы, что мне совершенно не нравилось, как они пели, они даже, может быть, дискредитировали знаменное пение.

Для многих знаменное пение – это что-то сумрачное, грозное, унылое. Вовсе нет. Знаменное пение – это радость. Другое дело, что мы отвыкли от духовной радости. Мы привыкли веселиться, у нас какие-то пляски, какие-то внешние формы веселья. Как сказал один поэт, «есть для веселости любой предел неодолимый». Вот и в духовной жизни есть такой предел, когда не веселость, а радость. Знаменный распев может давать радость, когда он хорошо поется. В знаменном распеве, кстати, гораздо сложнее петь хорошо, любое несоответствие тут же цепляет. Я порой спиной чувствую, что у кого-то какая-то проблема, какая-то нервозность или что-то еще. Это сразу чувствуется. Знаменное пение в этом плане беспощадно.

Так вот, меня знаменное пение зацепило. И не только меня; в 90-е годы оно многих зацепило. Например, что касается Екатеринбурга, в прошлом году в рамках фестиваля церковного искусства «Истоки в Екатеринбурге» мы привлекали и Екатеринбургскую консерваторию, и регентское отделение, и вашего специалиста по знаменному распеву. Есть хор «Кантос», который исполняет знаменный распев, и в рамках нашего второго фестиваля церковного искусства «Истоки в Екатеринбурге» он тоже будет выступать.

У нас в Санкт-Петербурге достаточно много людей откликнулось, и у нас в консерватории возникла кафедра древнерусского певческого искусства, она широко известна по всей России, там преподают замечательные специалисты. Наш первый регент знаменного пения (Елена Балина) окончила эту консерваторию.

Так вот, отклик был именно у тех, кто хотел какой-то инаковой жизни в Церкви. Это что-то иное, не суета сует, когда все куда-то бегут. Известный поэт сказал: «Остановись, мгновенье, – ты прекрасно». Мы об этом забываем. И нашим фестивалем, который вроде бы насыщенный, бурный, мы хотим наполнить духовную жизнь именно этим: остановись, мгновенье, – ты прекрасно.

То, что в Екатеринбурге мы получили такой отклик, я считаю Божиим Промыслом. Мы сюда приехали спонтанно, можно сказать. И я благодарен телеканалу «Союз» и Вам лично, Тимофей. Мы приехали впритык, анонсов толком нигде не успели дать, у нас еще не было официального сайта, не было каких-то информационных ресурсов, и телеканал «Союз» и Вы лично откликнулись на наши чаяния, оперативно предоставили всю информацию, и народ был благодарен за то, что мы здесь сделали. Я, кстати, благодарен Екатерине Сипатовой (хор «Святой Лука»), которая, скажем так, разожгла искру нашего фестиваля на Уральской земле.

Сейчас мы проводим мероприятия не только в Екатеринбурге. Предваряя наши фестивальные мероприятия этого года, мы едем в Алапаевск, там будет наше выступление и наша молитва. Поэтому Уральская земля мне все дороже и дороже.

– Если говорить о тех людях, которые поют у вас на приходе, это же просто прихожане. Это необязательно люди с музыкальным образованием, окончившие консерваторию или музыкальное училище...

– Регент у нас менялся несколько раз. Сейчас у нас регент – выпускница консерватории, кафедры древнерусского певческого искусства. Я ее помню еще молодой девушкой, которая участвовала в нескольких «Мироносицких встречах» как участница консерваторского ансамбля. А теперь она возглавляет наш клирос. Причем она возглавляет и ансамбль фестиваля «Истоки», и клирос нашего храма в честь Державной иконы Божией Матери, она возглавляет и детский клирос. На мероприятиях я достаточно долго перечисляю все, что она у нас возглавляет. Кстати говоря, совсем недавно у нее был день рождения. Мы в Гатчине проводили очередное мероприятие «Вечер древних распевов и колокольных звонов в Гатчине» и поздравляли ее с днем рождения. Еще раз ее поздравляю: Алена Николаева, с днем рождения! Многих и благих лет жизни!

Также она является преподавателем нашей фестивальной школы знаменного пения. Эта школа (немножко прорекламирую) в том числе существует и онлайн. В хорошие времена, до 2022 года, у нас были учащиеся даже из Америки, которые онлайн пытались обучаться знаменному распеву. Есть, кстати, учащиеся из Екатеринбурга, которые не могут каждую неделю ездить в Санкт-Петербург. Это одна из форм, когда мы стараемся идти навстречу людям, проводим онлайн-занятия. И мастер-классы по каллиграфии мы тоже проводим онлайн. Екатеринбург тоже отчасти был вдохновителем таких форм, потому что они нужны.

– Это доступность прежде всего.

– Конечно. Я традиционалист, и мне удобнее общаться вживую. В свое время я достаточно активно в Интернете отвечал на вопросы, но понял, что вживую гораздо легче помочь человеку. Но есть, как я говорю, заочные прихожане, с кем общаешься именно так. Точно так же и фестиваль: мы стараемся идти навстречу людям и делаем все, что можем.

Поэтому возглавляет хор профессионал, но все остальные певчие у нас без профессионального музыкального образования. Возможно, у кого-то за плечами и есть музыкальная школа, но я не уверен.

– Было бы желание.

– Как я всегда говорю, нужны две вещи: вера и желание. Неверующему человеку (у нас, кстати, пытался нецерковный человек изучать знаменный распев) это сложно.

– А можно сказать, что верующий человек – это человек культурный?

– Это одна из моих любимых тем; здесь я могу долго говорить, но времени не хватит. Это однозначно для меня: верующий человек обязательно должен быть культурным. «Культура» и «культ» – не просто однокоренные слова. «Культура» происходит от латинского слова, которое означает «возделывание». И древние греки, и древние римляне вкладывали достаточно глубокий смысл в некоторые понятия. Кто-то из римских философов говорил, что возделывание земли – это не просто некая работа, землепашество, когда работа лопатой или плугом, но это нечто большее, когда вкладывается душа. Поэтому здесь однозначно момент сакральный, мистический, по-нашему – духовный. Культура не может быть бездуховной. Поэтому бескультурный человек – это бездуховный человек. Я очень рад, что сейчас очень многие выступают против различного рода бранных слов. Для меня это совершенное бескультурье, это как безверие.

Мы нашим фестивалем тоже за культуру. Нет задачи научить всех знаменному распеву. Хотя если бы многие умели, я был бы очень счастлив. Самое главное, чтобы человек был культурным, а церковное пение, чтение придут, у нас в школе изучают и чтение, и устав, были бы вера и желание. У нас были люди, у которых музыкальный слух отсутствовал, но это не помешало им изучить и реализовать знаменный распев. Для меня это потрясающе. Я знаю, что такое возможно, но когда видишь, как это происходит, это восхитительно. Верьте в ваши силы. С Божией помощью раскрывайте свои таланты, будьте культурными. Культурный человек реализует таланты.

– Вы приезжаете на новые территории, встречаетесь с людьми, открываете для себя новые коллективы. Какие яркие открытия произошли за последние несколько лет?

– Объективно я, наверное, не могу судить, но я очень рад за наших певчих. Мне дорого, что они достигли нового уровня. Это не ради их тщеславия, и я им всегда об этом напоминаю. Это для того, чтобы хорошо воспевать Бога. Бывает, человек безграмотно молится и стесняется, потому что перед людьми стыдно. А перед Богом тебе не стыдно? Когда умеешь хорошо воспеть Бога, это радостно. Наши певчие сами признавались, как это здорово, когда все получается. Поэтому я хочу отметить это, так как для меня это дорого и очень личное.

Хор «Святой Лука» из Екатеринбурга по техническим причинам взял паузу и не участвует во Втором фестивале церковного искусства. Надеюсь, это именно пауза. Мне было очень дорого наше активное сотрудничество. В рамках очередного Всероссийского фестиваля «Истоки» мы пошли им навстречу и продлили на один день наш фестиваль, чтобы они приняли в нем участие. Так завязалось наше знакомство. Поэтому для меня это очень значимый коллектив.

Хочу обратить внимание екатеринбуржцев на ансамбль «КАНТОС», который ввел в свою практику знаменный распев. Для меня это было открытие. Также для меня было дорого сотрудничество с Анатолием Гринденко, это «Древнерусский распев». Известнейший хор, который выступал по всей Европе. Он является хором Издательского отдела Московского Патриархата. Анатолий Гринденко – тот человек, который еще в советское время не побоялся популяризировать церковное пение. Тем более знаменное пение, непривычное церковному уху даже верующего человека. Он успешно это делает не одно десятилетие.

Мария Исаева и ее ансамбль «Святой Пантелеимон» из Москвы. Я помню, как они откликнулись на наше мероприятие. Из недавних встреч меня восхищает народный хор московского подворья Валаамского монастыря под названием «Соловушки». Валаам мужской монастырь, но женщины у нас порой любят мужское, монашеское, аскетическое делание. У нас в Петербурге на подворье достаточно много прихожанок. На московском подворье сформировалась, видимо, такая же община, которая организовала хор «Соловушки». Они второй год приезжают к нам в Петербург, в Гатчину, и гатчинцы выражают им огромную благодарность. «Соловушки», пользуясь этим эфиром, благодарю вас!

Хочу еще одного человека упомянуть – это Алексей Алексеевич Гвоздецкий. Он доцент кафедры народного пения в Санкт-Петербургском институте культуры и стоял у наших истоков. Он участник первой «Мироносицкой встречи», привозил тогда детский хор как раз из Гатчины. Потом детский хор вырос, участники пошли дальше своим путем. А Алексей Гвоздецкий продолжил нас поддерживать и привозил уже другие коллективы. В том числе ансамбль «Вервица», который уже несколько лет участвует в нашем фестивале. На последние мероприятия этого года Алексей Гвоздецкий привез и ансамбль «Вервица», и клиросный хор поселка Щеглово, это под Санкт-Петербургом. Я его всегда благодарю, он человек скромный, немножко смущается, но мне ценно наше человеческое общение. В конце «Мироносицких встреч» у нас всегда проходит чаепитие, потому что важно человеческое общение, когда можно просто посидеть и поговорить.

Знаете, я незримо чувствую народ, который нас смотрит. Я беседую с вами, дорогие друзья, я говорю это искренне, без лукавства. Это то, что мы, к сожалению, теряем в нашей жизни, и то, что мы пытаемся поддержать нашим фестивалем. Я хочу искренне поблагодарить владыку, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, за то, что он все эти года с большим вниманием откликался. Вы представьте, мы привезли в Екатеринбург детско-юношеский хор, 30 человек. Поверьте, это непростое дело. Дай Бог здоровья регенту Ирине Валентиновне Болдышевой, которая более тридцати лет занимается знаменным распевом, византийским пением. Воспитывает у детей трепетное отношение к царской семье, к Елизавете Федоровне. Всех приглашаю на мероприятия с участием этого хора. Их участие для нас стало тоже очень важным, хотя и непростым.

Я какие-то вещи с технической точки зрения не совсем продумал, и владыка четко указал, где и что надо доработать. Мы совместно с Екатеринбургской епархией много что поправили, было немало бессонных ночей. И я надеюсь, дорогие участники и слушатели, те, кто из вас уже посетил наши мероприятия, что это все было не зря. Для меня ценно, когда благодарят, потому что я делаю это для людей. Если бы не было отклика, я бы этим не занимался.

– Батюшка, учитывая, что мы подходим к завершению нашей программы, давайте еще раз пригласим зрителей. Особенно в последний день фестиваля.

– Это 4 ноября, День народного единства. Для верующих этот день связан с Казанской иконой Божией Матери. Я участвовал в прошлом году в крестном ходе, и мне у вас очень понравилось. Именно народный крестный ход. Если говорить о народном единстве, то в Екатеринбурге я его увидел у православных людей. Владыка шел с народом, и это было единение. Вроде общественное дело, но такое теплое, личное единение…

4 ноября в 9 утра архиерейская литургия в Троицком кафедральном соборе. Оттуда крестный ход. Кто не сможет прийти в Троицкий собор, может помолиться вместе с детско-юношеским хором имени преподобного Иоанна Дамаскина, на литургии в византийском распеве в Храме-на-Крови, куда придет крестный ход. Там мы совместно помолимся. В 13 часов концерт «Пресвятая Богородица, спаси землю Русскую», хора преподобного Иоанна Дамаскина. В 14:30 концерт духовных стихов замечательного специалиста и верующего человека, регента, врача, кандидата медицинских наук Марии Исаевой, также в Храме-на-Крови.

– Эти два концерта идут одним за другим, на одной площадке?

– Да, это, по сути, единое целое, просто они имеют разную программу.

– Помощи Божией во всех Ваших начинаниях. Телеканал «Союз», как всегда, не просто информационный партнер, а прежде всего соработник.

– Это дорого, спасибо.

– По возможности мы постараемся и показать, и рассказать о тех мероприятиях, которые проходят в рамках фестивалей.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Максим Заливакин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Подворья Валаамского монастыря священник Александр Зайцев. Тема беседы: «О Богоявлении».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X