Беседы с батюшкой. Время и вечность

11 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

– Тема сегодняшней передачи – «Время и вечность».

Когда мы говорим о времени и вечности, прежде всего вспоминается Екклесиаст: время рождаться и время умирать, время насаждать и время для жатвы, время разбрасывать камни и время их собирать. И так далее. Эти слова Екклесиаста знают даже невоцерковленные. И здесь говорится о времени. Когда мы думаем о вечности, мы говорим: вечные муки. Мы не говорим: вечные удовольствия. Мы легко и просто оперируем словом «вечность», но все равно измеряем вечность временем: нам кажется, что это триллион лет или сто миллионов нет, например. И нам кажется, что вечность – это некое управляемое время. В общем, это очень сложное понятие. Давайте поговорим о том, что же такое время и что такое вечность.

– Есть прекрасная песня, которая мне очень нравится, в ней такие слова: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Кстати, эти слова придуманы не поэтом; эти слова сказал Григорий Богослов. Он сказал: возьмите точки начала и конца времени, соедините их – и получится вечность. Отсюда выходят ответы сразу на многие вопросы. Но мы, конечно же, должны взять в руки Библию и посмотреть, как понятия «вечность» и «время» сочетаются в Библии. Потому что мы можем говорить языком мудрецов. Например, мне нравится теория относительности Эйнштейна, где время и пространство входят в одну систему...

Четыре стороны света. Крест: четыре точки; при соединении их вместе получаем точку вечности – Иисус Христос. Можно много смотреть на такие прообразы, размышляя, где начинается во времени вечность, могут ли время и вечность соединяться или это как две параллельные прямые, которые никогда не соединяются.

Посмотрим, когда же в первый раз говорится о времени в Библии. Смотрим Книгу Бытия, как творился мир, видим творения Божии, которые появляются. На четвертый день Господь усеивает небосвод звездами, светилами, появляются Солнце и Луна – малое и большое светила, которые будут отсчитывать время. Это начало часов. Ведь наше время зависит именно от этих двух светил. Наша метафизика, наша жизнь подстроена под эти светила: мы ложимся спать, когда наступает ночь, просыпаемся утром, когда встает солнце. Не все, конечно; тем не менее лунно-солнечный календарь является мерилом времени, которое мы чувствуем. Мы знаем, что в сутках 24 часа, они делятся на часы, минуты, секунды…

Вспомним «Сказку о потерянном времени», по которой был снят кинофильм. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Хотелось бы, чтобы люди, теряющие время за планшетами, играми и так далее, увидели себя в этой сказке. Насколько время сейчас разбросано в сети! Темные силы забирают самое драгоценное, что есть у человека, – время.

– Мы часто говорим: «Ой, как бежит время». Чем старше мы становимся, тем больше смотрим на себя и думаем: ведь совсем недавно я пошел в институт... Действительно, есть ощущение, что время бежит. А мы его порой подгоняем, торопим. Или, наоборот, говорим: куда же ты бежишь?.. Остановись, мгновенье, ты прекрасно!.. Но в христианском сознании – определенное отношение ко времени. С одной стороны, мы стараемся свою жизнь каким-то образом продлить как можно дольше, потому что боимся смерти; с другой стороны, мы все время говорим: скорее бы предстать перед Господом. Не возникает ли здесь какой-то шизофрении?..

– Вообще эта тема поражает своей глубиной. Вроде бы все так просто: время и вечность, но попробуй соединить все это в одной передаче. Человек, который очень далек от Евангелия, от Библии, время переводит в деньги. Есть даже такой девиз: время – деньги. Мы знаем страну, которая этим девизом пользуется...

– Да сейчас и в нашей стране так же...

– Мы оцениваем свою работу по часам. Например, час психолога стоит столько-то. То есть мое время очень дорого стоит, и сначала подумайте, есть ли у вас возможность мое время оплатить. Люди продают время. Знаете, это как продажа воздуха...

– Это от лукавого.

– Это от мира сего. От лукавого – это проведение времени в беспечности. Потерянное время – это как раз то, за что мы ответим, ведь это тот потенциал, который нам дан. Как в притче: одному дано десять талантов, другому – пять, третьему – один талант. Притча о талантах связывается со временем: каждому дается талант (время), и он должен раскрыть его так, чтобы это время приумножить. А для чего? Мы же не проживем два раза по сто лет; у человека есть какой-то предел. Человек: «чело» и «век». То есть: сто лет у тебя. Живи и радуйся.

– Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «По учению Церкви, перешедшие в вечность святые слышат наши молитвы и, молясь Господу, помогают нам в земной жизни. Но порог вечности перешагнули не только души тех людей, которые жили святой жизнью, но и тех, которые прожили, например, не по заповедям Божиим и которые, может быть, не упокоились в Царствии Небесном. Скажите, слышат ли они наши молитвы, находясь за порогом вечности?»

– Прекрасный и своевременный вопрос. Как нам достучаться до небес? Что не имеет времени в нашем временном отрезке? Это молитва. Во время молитвы человек останавливает время. Мы иногда приходим на службу и замечаем, что время пролетело быстро. А ведь литургия длится два часа. Когда мы находимся в храме, хочется продлить это время, потому что там мы не торопимся, чувствуем себя в теплых руках. Не в ежовых рукавицах у тещи на блинах, а в теплых маминых руках, под покровом. В церкви Божией мы расслабляемся, ощущаем себя в защищенном пространстве.

Как молитва в церкви, так и домашняя молитва тоже является вневременной. Ведь мы молимся не по времени. Не обязательно молиться только утром или вечером; как говорит апостол, надо непрестанно молиться. Во время молитвы человек как бы останавливает время и продлевает свою жизнь. Кто хочет пожить подольше – молись больше.

Есть еще удивительный момент в Библии, где сказано о том, как можно продлить время своей жизни на земле. Пятая заповедь: почитай родителей своих и продлишь дни жизни своей на земле. Молитва и почитание родителей являются как бы нашим дополнительным бонусом. Ведь у каждого есть определенное количество дней, которое заложил в нас Господь; это потенциал нашего тела, нашего сердца. То есть у нас есть как бы определенная гарантия...

Молитва является энергией, и усопшие ее не только слышат, но ощущают ее как благодатное благоухание. Ведь молитва должна стать благоуханием для Бога. Что делают святые люди в Царствии Небесном? Они молятся. И у них там не записочки, как у нас в церкви, когда батюшке приносят кучу записок с именами и он молится. Там молитва не такая. Думаю, предстояние перед Богом – это совсем другое состояние души, тела, ума; святые находятся в постоянном видении Бога перед собой и славословии Его. Представьте, мы десять минут не можем помолиться, не отвлекаясь, а там вечное предстояние перед Богом. Готов ли я стать святым, чтобы вечно перед Богом предстоять? Или мне станет скучно? Мол, устал я уже молиться, пойду поем пирожки или с бабушкой посижу...

Помыслы в молитве (даже добрые) – от лукавого. Или даже не от лукавого, а человеческие: человек просто уходит от предстояния перед Богом. А святые учили себя постом и молитвой, воспитывали себя в предстоянии перед Богом, потому что знали, что, пройдя этот временной отрезок, встретятся с Богом и будут с Ним уже вечно.

Наши молитвы, конечно, помогают; они посылают Божию благодать на души усопших. И заупокойные службы мы всегда проводим с чувством покаяния и с желанием, чтобы Господь упокоил души усопших рабов в недрах Авраама...

– Телезрительница задавала вопрос о людях, которые жили не по заповедям Божиим и, вероятно, находятся не в Царствии Небесном. Слышат ли они молитвы? Это очень интересный вопрос. Когда мы молимся келейной молитвой, они слышат наши молитвы?

– Во-первых, мы не можем знать стопроцентно, где находится человек после смерти. Даже если он жил вне Церкви, это не говорит о том, что он стопроцентно попал в ад. Всегда есть шанс. Господь ждет от человека покаяния до его последнего издыхания. Мы знаем о покаянии разбойника на кресте...

– Но мы своими молитвами можем им значительно помочь?

– Конечно. И не только молитвенно, но и своими делами. Мы пытаемся умилостивить Бога и восполняем добрые дела за того человека, который ушел неподготовленным, как мы считаем. Мы как бы говорим: «Господи, посмотри, я за него делаю это доброе дело». Например, кормлю бедных, подаю милостыню, в храме убираю. Есть очень много тому примеров. Например, у дочки умер отец. Спустя время он ей приснился со словами, что ему очень холодно. Она пошла к священнику, спросила, что нужно сделать, если приснился вот такой сон. Священник сказал: «Ну, хоть пол помой». Она помыла пол, и ей приснился ее отец и сказал, что ему стало лучше... Даже такие добрые дела успокаивают души усопших.

– Потому что они уже не имеют воли и не могут ничего делать, но мы за них можем. В этом случае получается, что ответ на этот вопрос именно в том, что мы можем молиться за них и облегчить их положение. Мы можем их вымолить?

– Надо не только молиться, но и делать добрые дела. Мы должны встать на путь святости. Только человек святой жизни может вымолить человека из ада. Это ведь, можно сказать, надо спуститься за человеком в ад и сказать: «Господи, я поручаюсь за этого человека, я свою жизнь прожил честно, возьми его в рай». Готовы мы так сделать?..

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Время никогда не отсутствует. А существует ли время в вечности?»

– Ответ простой: времени в вечности не существует. Потому что в вечности – счастье, а счастливые часов не наблюдают.

– Хороший ответ.

 Поговорим о Страстной седмице. В это время читают часы: третий, шестой, девятый. Понятно, что эти цифры связаны с жизнью Спасителя. Мы понимаем, что вот Он спустился в ад и разрушил ад. А сколько времени Ему на это понадобилось, если разбираться? Ведь атеисты часто задают нам такие вопросы. Или, например, Шестоднев: это было шесть дней или сколько? Возникают вопросы по поводу времени. И можем ли мы говорить о времени по отношению к Господу Иисусу Христу?

– Это очень серьезный богословский вопрос; очень длинное толкование. И были большие споры еще до Первого и Второго Вселенских Соборов о том, как Божественность Иисуса Христа сочетается с Его временной человеческой природой. Это интереснейшие трактаты, очень серьезная глубина, и сегодня невозможно будет это объяснить.

Два слова: всегда и мгновенно. Это относится ко Христу. Арий в свое время говорил о том, что раз есть Отец и есть Сын, значит, было время, когда не было Сына. Если мы рождаем детей, значит, было время, когда они не были рождены. Да, Он Сын Божий, но Он рожден после Отца; Отец Его рождает (даже до Его появления здесь, на земле). Ересь Ария в том, что вот этот тонкий промежуток времени между Отцом и Сыном разлучает их Божественную природу. И ведь у Ария было много последователей.

Со временем шутить не надо. Время лукаво, как написано в Евангелии. То есть надо временем дорожить. Но время не должно нас ограничивать. Ведь что такое восьмой день творения? Шесть дней Господь творил, седьмой день почивал. А что произошло дальше? В Символе веры есть слова: чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Вот этот будущий век, воскрешение во Христе, которое произойдет после Второго Пришествия Христа на землю, когда все мертвые воскреснут, – это восьмой день, когда уже не будет времени, не будет смерти. И все это произойдет мгновенно. Все это должно пониматься как мгновенно и всегда, то есть не должно быть временных промежутков.

Например, как рождаются лучи от солнца? Есть какой-то временной промежуток между их рождением от солнца? Это постоянное рождение. От солнца происходит постоянное рождение лучей и исходит постоянное тепло. Исходящий и рождающийся: Дух Святой исходит от Отца и вечно постоянно мгновенно рождающийся Христос. Это такое малое объяснение...

– Еще есть чувство радости, когда мы видим солнце и ощущаем его тепло.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «У вечности нет начала и нет конца.  Про Троицу: по нашему человеческому разумению сначала был Отец, потом, как сказали, через короткий промежуток Сын и Дух Святой. Но я считаю, что это было одновременно. Но у всех людей есть начало, и мы помним прошлую жизнь, когда мы начали жить. У меня в голове ничего не укладывается...»

– И не уложится. Если бы уложилось, Вы бы уже получили Нобелевскую премию. Это точно… Мы как раз говорили, что была именно ересь Ария о том, что он разделил Сына с Отцом, что между ними был какой-то промежуток. Если Вы слушали внимательно, мы объяснили на примере: лучи вечно рождаются от солнца. Нужно прочитать «Символ веры» – и Вы все поймете. А вот как нам быть именно с этим предчувствием вечности? Ведь мы имеем начало. Когда наши часы затикали? Во время зачатия. В зачатии уже весь человек. Мы празднуем Рождество Богородицы, непорочное зачатие Иисуса Христа – это момент соединения семени с женским началом.

У нас нет догмата о душах, где они были. Мы знаем, что отвергли как ересь учение Оригена о душах. Кстати, у него хорошая, очень интересная книга. Где же была душа до зачатия? Если такое место есть, то где оно?..

Души мамы и папы дают возможность родиться человеку в этот временный мир. И для чего? Для страданий. Девять месяцев малыш, в принципе, хорошо себя чувствует. И вдруг этот новый мир, и уже со страданием. Во время рождения на него уже возлагается крест. Первый крик – это крест, который на него возлагает сама жизнь, потому что вся наша жизнь состоит из креста.

Нет ни одного человека, который прожил бы долго и счастливо без проблем, потому что грех Адама и Евы всегда тяготеет над нами. Даже после крещения он оставляет свои последствия – это наши болезни, смерть, гниение, тленность. А чтобы прийти в вечность, мы говорили о восьмом дне. Этот восьмой день – воскресение мертвых, то есть мы переходим в вечность во Иисусе Христе.

Что мы делаем, чтобы здесь нам прочувствовать это воскресение? Причащаемся Телом и Кровью Христа здесь, во времени, чтобы попасть в Нем вне времени. То есть в Нем мы уже переходим в вечность.

Литургия – это молитва, которая переводит нас в вечность, это мостик в вечность, поэтому очень важно, участвуя в литургии, понимать ее смысл. В литургии глубина просто необыкновенная – глубина богословия, мистики. В ней вся жизнь Христа от Его рождения. А если взять еще вечернюю службу, там даже есть пророчества о рождении Христа, Богородицы, в зависимости от праздника.

Когда служишь, просто живешь этим, потому что Библия – это не то, что когда-то произошло и забыто. Это снова, всегда и мгновенно, это «да» и «аминь». Это невозможно остановить. Слово Божие не останавливается ничем, в том числе временем. Оно проникает в человека, как меч, до мозгов, до костей.

– Альфа и Омега.

– Да.

– Говоря о литургии, я вспоминаю, что за эти полтора-два часа мы видим и погребение Христа, и Его Воскресение…

– И Вознесение.

– Это же совершенно удивительно. Мы сами участвуем в этом вечном процессе, и это невероятно. Я никогда не думал о том, что действительно в литургии столько моментов, когда мы время переводим в вечность. Получается, что наша вечность начинается с того времени, когда мы прикасаемся ко Христу. Удивительно. Часто мы слышим утверждение, что сами в себе возделываем ад и рай. Здесь меня интересует очень сложный момент, о котором у многих часто возникают вопросы. Мы говорим о том, что Господь – это любовь и ничего, кроме любви. Но мы говорим и о том, что мы обречены на вечные муки. Правда ли, что, как говорят богословы, эти муки будут вечными? Или у людей даже там будет возможность каким-то образом покаяться и прийти к Господу?

– Этот вопрос очень глубокий, и в нем таится скрытая надежда. Мы боимся ада и правильно делаем. Но мы должны не бояться ада, а через веру во Христа, через свою жизнь рассчитывать на то, что Милосердный Господь все для нас сделал, абсолютно все.

– Он умер за всех нас.

– Он умер, Он воскрес, Он сделал все и даже здесь дал Самого Себя в Теле и Крови. «Только открывай рот, принимай Меня и живи Мною». Какие мысли об аде? Антоний Сурожский говорил, что если мы после всего того, что сделал для нас Христос, попадем в ад, это предательство будет хуже предательства Иуды, потому что Иуда не видел той благодати, которую видим мы. Если бы он увидел эту благодать, он был бы лучшим апостолом с покаянием.

Мы должны рассчитывать на милосердие Божие, потому что главная причина того, что мы думаем об аде, это как раз боязнь Бога и жизнь по Нему, по Его заповедям. Мы настолько забыли о простоте любви к ближнему, что видим страх, который сейчас действует в каждом члене нашего тела, в нашей голове. Страх смерти проник в человечество. Закрыто все, все границы. О чем это говорит? О том, что в мире теряется любовь. Истинная любовь изгоняет страх. То есть страх – это пустота, а любовь – полнота. И поэтому, когда человек любит, ему уже все равно, где любить. Он может здесь любить, и с этой любовью он будет уходить в могилу. Он будет любить, потому что  любит Христа и любит ближнего своего, и всё. Эти две заповеди – как «да» и «аминь». Поэтому бояться ада не нужно.

Вечность в муках – это, конечно же, урок для нас, живущих, чтобы мы знали, что это есть. Но эти муки будут у людей, которые отвергли Христа. Они будут мучиться именно тем, что увидят ту любовь, которая будет любить их так сильно... Они увидят Христа распятого, Который умирает за них, а они ничего не сделали в своей жизни, чтобы сказать: «Я люблю Тебя». Они забыли эти слова, и это будет их мучить.

– Вопрос телезрителя: «Хотелось бы перейти из вечности на нашу грешную землю. Известно, что прошлого нет, потому что оно уже ушло, а будущего нет, потому что оно еще не наступило. У нас остается только наше быстро ускользающее настоящее. В Евангелии Христос говорит: о завтрашнем дне не думайте. А как же нам, грешным людям, быть сейчас, в этой жизни? Люди берут кредиты, затевают какие-то дела, растянутые во времени, но ведь это же может в одно мгновение прекратиться. Как тут быть, как жить?»

– Этот вопрос возник не сейчас. Сейчас он просто повис в воздухе. Мы должны услышать Христа, что Он говорит нам через Евангелие. А Он говорит: ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам. А как его найти? Что такое Царство Небесное? О! Это долгая история, нужно еще две передачи, чтобы я рассказал вам о Царстве Небесном. Но возьмите сегодня в руки Евангелие и скажите: «Господи, я хочу узнать, что такое Царство Небесное. Я хочу узнать дорогу, путь, по которому мне нужно идти». Евангелие всегда должно быть у вас под рукой. Это наша шпаргалка, по ней мы должны жить, по ней мы должны быть судимы. Но в этой шпаргалке есть места, ссылаясь на которые мы можем на Страшном суде сказать: «У меня так было». А там написано: «Верующий в Иисуса Христа не умрет. Веришь сему?»

Вера в Иисуса Христа уже может спасти нас от смерти, она может дать нам возможность прикоснуться к вечности. Прикоснуться ко Христу нужно всем сердцем, всей душой, нужно возлюбить Его как наивысшего возлюбленного Человека, Который отдал Свою жизнь за тебя и за меня.

Вот если бы мы, не дай Бог, сидели с вами в тюрьме, осужденные (наверное, по грехам) на вечные муки, и вдруг зашел бы в тюрьму человек и сказал: «Я сажусь вместо тебя, а ты свободен,  но больше не греши», – это был бы Иисус Христос. Вот так Он уходит в наше небытие, чтоб мы вошли с Ним в бытие жизни временной и вечность.

– Недавно было евангельское чтение о человеке, который собирал свои богатства в закрома и строил новые амбары. «Безумный, в эту ночь у тебя отнимут жизнь…» Действительно, как сказал наш телезритель, люди берут кредиты, строят планы на 20 лет, если, скажем, берется какая-то ипотека... И это очень серьезная проблема, потому что мы рассчитываем на жизнь, которой не будет конца.

– Более комфортную жизнь, да? Мы ведь для чего берем эти деньги? Мы как бы опережаем настоящее, в котором должны жить. Мы начали передачу именно с этого: «есть только миг, за него и держись». Этот миг – сейчас, «да» и «сейчас».

Для того чтобы «да» и «сейчас» наполнились каким-то пониманием и присутствием Бога, у афонских исихастов есть величайшая молитва – простая Иисусова молитва, которую человек может творить в любом положении, в любом месте: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». Эта молитва – миг, который держит тебя в вечности.

– Да. Но, как ни удивительно, даже не зная самой Иисусовой молитвы, мы часто говорим краткую ее форму: «Господи, помилуй». Этим мы ведь тоже экономим время…

У меня возникает очень странное ощущение, что время у нас пролетело, а мы о многом не успели поговорить. Подводя итоги, хочу спросить: когда Силуан Афонский услышал, по его выражению, гул адского пламени, это заставило его бежать в монашество? Что же должно произойти с нами, чтобы мы начали задумываться о вечности?

– Есть такой космический календарь: математики подсчитали, что время человеческой жизни – шесть-семь секунд. Первая секунда – человек родился, вторая секунда – его юность, третья секунда – зрелость, четвертая – уже чуть выше… Всего семь секунд.

Я бы хотел, чтобы вы подумали о вечности со страхом Божиим, и верою, и любовью; и в ближайшее воскресенье приступили к Чаше Христовой. Это будет лучшим благословением и пожеланием. Потому что страх Божий – это первая ступень, от чего мы должны отталкиваться.

– Да, со страхом Божиим и верою приступите. С «трепетом Божиим», если все-таки переводить с греческого.

– Да, но надо начать: «с любовью». Это древняя традиция. В чинопоследовании написано «со страхом Божиим», а надо добавить «с любовью», потому что страх Божий – это понятно, но ведь нам всегда не хватает любви.

– Да. Это удивительно. И мне кажется, что мы поговорили и о вечности, и о времени, и о том, что время – это весьма относительная вещь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать