Беседы с батюшкой. Вознесение Христово и Его Второе Пришествие. Протоиерей Вадим Буренин. 25 мая 2023

25 мая 2023 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в Санкт-Петербурге, а также часовни святого Иоанна Предтечи при Институте мозга человека РАН.

– Тема сегодняшней передачи: «Вознесение Христово и Его Второе Пришествие: значение и смысл для современного человека». Как апостолы когда-то стояли и смотрели на чудесное Христово Вознесение, так и мы до сих пор стоим и думаем: «А как же это происходило?» Мы, современные люди, настолько прожжены всякими науками, что все время сомневаемся в чудесах. Мы не хотим чудес или, может быть, хотим, чтоб они были ясны. Зачастую Вознесение для нас непонятный праздник. В чем его великий смысл?

– В век технологий современному человеку хочется познакомиться с тем, как происходит тот или иной процесс. Для древнего же человека было достаточно простых слов, которые мы и читаем в Священном Писании. Эти слова пронизаны Духом Святым. Они совершенно простые, нет никакого многоглаголания. Вот что мы читаем в самом конце Евангелия от Марка: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. Совсем короткий текст.

Апостол Лука сначала в евангельском повествовании, а потом и в Книге Деяний говорит об этом немножко более пространно: Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Для современных людей слова Священного Писания имеют такое же значение, как и для апостолов и христиан всех времен. Ничего здесь измениться не может, потому что Христос вовеки Тот же. А кто-то читает Писание на постоянной основе и радуется тому, что Господь проявлял и проявляет к нам Свою величайшую милость.

Нам было все возвещено именно в той форме, которую мы в состоянии воспринять. Совершенно простая форма: Вознесение Господне. И апостолы, видя это событие, стояли и недоумевали, потому что для древнего человека, который слышал подобные слова, они казались чем-то совершенно удивительным. Наверно, можно сравнить с ковром-самолетом или другими сказочными попытками отобразить какие-то чудесные явления.

Это событие не воспринималось людьми как что-то сказочное. Они воспринимали его совершенно объективно: Господь вознесся на небо, потому что Он – совершенный Бог и совершенный Человек. Второе Лицо Святой Троицы. Совершив дело нашего спасения, избавив нас от греха, проклятия и смерти, Он дает нам надежду на то, что мы будем с Ним в вечной жизни, если выберем это. Для современных христиан немыслимо не праздновать Вознесение. Мы тоже радуемся. Вчера было отдание Пасхи, а также День славянской письменности и культуры, очень важный и значимый праздник. Вознесение Христово всегда воспринималось и воспринимается как одно из важнейших событий в деле нашего спасения.

– Можно сказать, что это буквально полное завершение жизни Христа?

– Она уже закончилась. Христос воскрес. Его плоть уже в преображенном состоянии. Апостолы видят Христа, Который возносится на небо, в той плоти, что уже не нуждается ни в воде, ни в воздухе, которым мы дышим, ни в пище. Это преображенное тело. И оно восходит именно в иной мир, который существует надмирно.

И воссел одесную Бога. Это отсылка к существующим тогда восточным представлениям. Сидеть одесную. Недаром в строках Священного Писания мы читаем: Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? То есть у апостолов были определенные взгляды. Братья Зеведеевы говорили о том, что хотели бы в Царствии Небесном сесть справа и слева от Христа, а остальные апостолы негодовали. То есть были представления, связанные исключительно с Ветхим Заветом и теми восточными представлениями, которые имели место.

А здесь мы уже наблюдаем, как Господь показывает апостолам качественно иную жизнь. Это уже Новый Завет. И в дальнейшем произойдет еще важнейшее событие – Пятидесятница – сошествие Святого Духа на апостолов. И они будут проповедовать все то, что им было возвещено.

А много ли у нас на сегодняшний день людей, которые бы знали даже самое короткое Евангелие от Марка наизусть так, чтобы полностью его пересказать? Для подавляющего большинства людей эта задача достаточно сложная. Хотя я знал праведников, которые могли цитировать Священное Писание наизусть. Например, архимандрит Кирилл (Павлов). Когда он приезжал в Крым (очень любил Нижнюю Ореанду), то во время трапезы громко и четко читал наизусть Священное Писание. Такое было знание.

И в духовных школах есть люди, которые знают Писание. Но если посмотреть по всему нашему обществу, то много ли людей, которые могут хотя бы кратко пересказать Евангелие от Марка? Конечно, нет. Я уж не говорю о том, что на Руси многие женщины знали наизусть Псалтирь. А много ли на сегодняшний день людей, которые знают Псалтирь наизусть? Или хотя бы читают ее на регулярной основе, как Серафим Саровский?

Нам есть чему поучиться. Господь проявлял Свою любовь к апостолам, а через них и ко всем верующим во имя Его до сего дня. Собственно говоря, мы бы не сидели в этой студии, если бы на то не было особой милости Божией. Потому что именно Господь по сей день дает нам возможность жить по Евангелию и, насколько это возможно, принимать участие в просветительской миссионерской деятельности. Она является весьма актуальной и сегодня. Казалось бы, век современных технологий, у нас много различной информации, но среди этого информационного шума нужно выбирать именно то, что даст нашей душе такую духовную пищу, которая поможет дальше жить по Евангелию и стать наследниками Царства Небесного. Это непростая задача.

Мы постоянно сталкиваемся с различными кафе, ресторанчиками и увеселительными заведениями. А когда перед нами храм Божий, зачастую у нас не находится ни времени, ни желания его посетить и там помолиться, потому что это труд, а не развлечение. Все последние десятилетия человека готовили как потребителя к тому, что в жизни должны быть какие-то определенные увеселения, какая-то радость. Но она не от общения со Христом и во Христе, с верующими людьми, а внешняя сиюминутная, когда не нужно думать ни о смертном часе, ни о своих грехах. Можно думать только о том, как бы повеселиться и порадоваться жизни, которая имеет место в данный момент. Но, как правило, это пока хватает здоровья и есть какие-то материальные средства. А потом наступает совершенно иная картина, когда человек впадает в состояние депрессии, уныния, печали, тоски, отчаяния. Некоторых это даже приводит к суициду.

Путь, по которому мы (христиане) идем, достаточно тернистый. Враг рода сего лукав и постоянно пытается представить нам те или иные картины, которые могут нас заинтересовать. И окружающие проявляют в отношении нас какие-то определенные желания, хотят, чтобы мы были не в стороне, а в круговерти событий. А для нас самое главное сохраниться чистыми в своей душе и не выпасть из этой жизни, то есть продолжать быть, как сказал Господь о верующих людях, солью земли.

Что значит быть солью земли? Жить по заповедям Божиим, в любви к Богу и своим ближним, и совершать благие дела. В современной жизни очень много вариантов, когда человек может себя реализовать. Сейчас не древние времена, когда люди редко покидали пределы своего селения. Раньше люди жили своей общиной из десятилетия в десятилетие. Многие так и отходили в мир иной.  

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Куда же Он тогда вознесся? Где Царство Божие? Это какое-то определенное место на небе или оно внутри нас?»

– Каждый раз, когда мы говорим о каком-то определенном месте, мы должны помнить, что Бог находится везде. Он может находиться и в нас, если мы Его принимаем. Он говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь находится именно с теми людьми, которые хотят, чтобы Он был с ними. Но это еще не все. Человек должен пребывать в любви к Богу и людям. Мало желания: я хочу, Господи, чтобы Ты был со мной. Многие хотят, чтобы с ними рядом за кофейным столиком сидел, например, президент страны. И что? Желание того, чтобы Господь был с нами, должно как-то проявляться с нашей стороны.

Мы приходим в храм и молимся все вместе. Мы верим в то, что Господь находится с нами. Христос говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Христос пребывает с нами именно в тот момент, когда мы живем по Его Божественным заповедям и осуществляем ту деятельность, которую Он благословляет. А когда мы согрешаем, то отдаляем себя от Бога. Когда в раю Адам и Ева услышали глас Божий, то спрятались от Него. Но ведь это невозможно, потому что Господь Всевидящ. Что же такое произошло с ними? Это состояние присутствует в современных людях, когда они совершают то, чего не должны были. В этом есть когнитивный диссонанс, антагонизм…

Где находится Господь? Именно там, где мы хотим, чтоб Он был с нами, и когда мы творим волю Божию. Это исключительно. На какое небо Он вознесся? Что значит «воссел одесную Бога»? Что такое Царство Небесное?

Хочу еще раз напомнить очень важные строки: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Важно, чтобы мы имели внутри себя определенный ограничитель, чтобы не было такого постоянного состояния: а почему так? Нужно уметь принимать те обстоятельства, которые у нас есть, с кротостью и смирением, терпеливо, не пытаясь ломать голову и портить нервную систему и психику в том числе.

То, что видели апостолы, – это то, что видели апостолы. Мы это увидеть не можем. Даже апостол Павел, когда был вознесен, сказал: не знаю, как это было. То есть это было такое состояние, которое трудно описать. Но тем не менее насколько человек мог отобразить увиденное, настолько отобразил, поэтому евангелисты говорили именно так.

– Вопрос от телезрителя Владимира из Курска: «Почему после Вознесения и Троицы следует Преображение?»

– Праздник Вознесения совершается после отдания Пасхи. Это определенный круг. Потом идет Пятидесятница. Это тоже определенное число. Праздник Преображения раньше праздновался в другой период времени, но потом Церковью было принято решение перенести его. Мы уже неоднократно беседовали на эту тему. Церковь решила, что именно в этот период времени будет правильным совершать празднование Преображения. А ее решения благословляются Богом.

Апостолы рассуждали, в какое время праздновать Воскресение Христово. Апостол Иоанн Богослов, как повествует предание, придерживался точки зрения, что надо праздновать вместе с иудеями. Другие апостолы говорили: нет, вместе с ними мы праздновать не будем. И перенесли это на следующий день. Церковь живет так по сей день.

С древности и по сей день наша Святая Соборная и Апостольская Церковь принимала ответственные решения посредством людей, которые были движимы Духом Святым. Все решения принимаются соборно. И мы верим, что Господь их благословляет. И, собственно говоря, мы не наблюдали и не наблюдаем никаких проявлений, которые бы противоречили нашему вероучению.

Вернемся к нашей теме. Два мужа в белой одежде… сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?  Когда мы слышим о Втором Пришествии, то говорим о Страшном суде, апокалипсисе и так далее. Второе Пришествие часто воспринимается не только как некая черта, которая отделит праведников от неправедников, но и как вселенская катастрофа. Что же такое Второе Пришествие?

– Снова возвращаемся к Священному Писанию. Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Очень важные слова о том, что Пришествие Христово будет событием, которое увидят все и ужаснутся. И произойдет оно именно тогда, когда Господь не найдет тех, кого нужно спасать. А пока есть на земле такие люди, Господь будет делать все для того, чтобы помочь им в их духовном совершенствовании и достижении Царства Небесного. А когда поведение людей свидетельствует о том, что они не хотят быть с Богом, то наступает момент как перед Потопом. Перед Вторым Пришествием люди не будут хотеть иметь ничего с Богом, не будут нуждаться в том, чтобы Он их спасал. Господь говорит: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Сейчас много говорят о последних временах. Но мы наблюдаем по всему миру, как люди молятся и прикладывают усилия, чтоб спастись. Как тогда завтра может прекратиться существование этого мира? Не может. Люди нуждаются в том, чтобы еще потрудиться и достигнуть состояния духовного совершенствования, которое сподобит их стать наследниками Царства Небесного. Многие православные люди трудятся во славу Божию и надеются, что Он их не оставит. Значит, Он по сей день с нами и дает нам возможность духовно совершенствоваться. И пока есть такие люди, духовная жизнь продолжается.

Перед Пришествием Христовым будут события, которые засвидетельствуют, что дальнейшее существование этого мира невозможно. Оно будет лишено смысла. Когда люди хотят спастись, им помогает Господь. А на момент Пришествия таких людей не будет.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как Господь приучает людей к добру?»

– Всех по-разному. Чаще всего люди приходят в Церковь через скорби. Из-за них и начинают потихонечку трудиться. Священное Писание говорит: в мире будете иметь скорбь. Но есть и те люди, которые родились и получили христианское воспитание. Им в этом отношении значительно проще, потому что с детства они воспитывались в христианской вере и усваивали все, что им будет необходимо в повседневной жизни. Такие люди и дальше живут во славу Божию.

Современному человеку в значительной степени сложнее, потому что лукавство века сего стремится постоянно отвести в сторону, чтобы человек не жил христианской жизнью и не дошел до Церкви, не познакомился с теми вариантами служения Богу и своим ближним, которые она предлагает. Это труд.

Некоторое время назад я выступал с докладом в одном из университетов и в конце предложил желающим потрудиться в социальном направлении обратиться ко мне или в епархиальное управление. И из зала примерно в триста человек ко мне подошел лишь один, сказал, что хочет потрудиться и помочь пожилым людям.  

Если Господь касается сердца человека, тот может прийти к Богу. На сегодняшний день у нас в Церкви немало таких, которые могут помочь, научить, которые являются духовниками, наставниками, учителями и делают все для того, чтобы человек овладел той или иной добродетелью. Но без участия самого человека этого быть не может, обязательно должно быть соработничество. Господь видит внутреннее намерение, желание человека проявить себя и помогает ему, но опять же через других людей.

Вспомним апостола Павла. После его обращения он, говоря современным языком, прошел катехизацию, воцерковился, стал христианином. Для этого тоже необходимо время. Слава Богу, сегодня у нас есть такая возможность. Пользуясь случаем, я призываю всех вас, возлюбленные братья и сестры, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня: приходите в церковь и ищите возможности научиться жить во славу Божию.

– Наверное, для того чтобы начать жить по Евангелию, недостаточно только читать Евангелие, нужно еще совершать какие-то маленькие шаги – сначала подать человеку стакан воды, затем сделать второй, третий шаг, и тогда уже можно будет приучаться к милосердию. Думаю, что у нас есть множество возможностей служить Богу, и нам только кажется, что мы ни на что не способны. На самом деле мы призваны к этому.

Продолжу то, о чем Вы сейчас говорили. Вы говорили, начать нужно с того, чтобы просто подать стакан воды. Но люди приходят в церковь и получают не только стакан воды, но и продукты питания, и одежду, кто-то получает работу, а кто-то, может быть, даже жилье. На сегодняшний день у нас немало случаев, когда люди оставались без ничего и получали всё.

Я вспоминаю, что в 90-е годы к нам приходило очень много нуждавшихся в помощи людей, мы раздавали им гуманитарную помощь и помогали всем, чем могли. Но в дальнейшем мы сталкивались с такими ситуациями, что некоторые, получив все, напрочь забывали дорогу в церковь.

Помню, одна женщина пришла к нам и сказала: «Мне так тяжело... У меня двое детей, а муж пьет. Работы нет, дети голодные. Батюшка, помогите». Конечно, мы сделали для них все, что могли, и она стала трудиться при церкви. Прошло какое-то время, все у них стало хорошо, и она попросила: «Батюшка, помолитесь, чтобы у нас улучшились жилищные условия». Жилищные условия у них улучшились, но они совсем забыли дорогу в храм.

Недавно я был в городе Балтийске, и настоятель храма архимандрит Софроний рассказал мне, как он помог человеку, который лежал в реанимации и мог в считанные часы отойти в мир иной. Он сделал для него невозможное – помог с лекарством, чтобы продлить ему жизнь. Этот человек жив по сей день, но после этого он перестал ходить в церковь. Более того, он развелся с женой, и сейчас у него некие тяжбы, он с кем-то выясняет отношения...

То есть Церковь предоставляет человеку все, что ему необходимо, а не только стакан воды, и помогает в тех или иных жизненных ситуациях. И потом Господь смотрит, как человек проявляет себя, и мы, представители Церкви, тоже за этим смотрим. И зачастую люди проявляют себя вот таким образом.

Почему, как это происходит? Конечно, напрямую это связано с внутренним состоянием человека, с чем он пришел в Церковь: только чтобы от Церкви что-то получить, или все-таки духовно преобразиться. Он поверил, что есть Царство Небесное, в которое его призывает Господь, и в Церкви человек может обрести свою подлинную жизнь с Богом.

– Рядом с вашим храмом есть часовня, в которую приходят люди из онкологической больницы, находящиеся на грани жизни и смерти. Казалось бы, там должна быть очередь, чтобы зайти в часовню, но этого нет. А когда Христос придет во второй раз, наполнятся ли людьми наши храмы и часовни?

– Помню, как-то на Афоне я был в Ватопедском монастыре и подошел к иконе «Пантанасса» (или «Всецарица»), чтобы помолиться перед ней, и я не увидел там много молящихся людей.

В Москве я неоднократно приезжал в Новоспасский монастырь, чтобы приложиться к почитаемому списку и помолиться, и тоже ни разу не видел, чтобы там было много людей. В основном приходят туристы, паломники. Они поставят свечу перед этой иконой, приложатся к ней, может быть, кто-то напишет записку.

У нас на Каменном острове напротив храма тоже находится онкодиспансер, которому недавно было 77 лет. Конечно, в храме могло бы быть много людей, которые молились бы и просили помощи у Божией Матери, но их нет, хотя мы еженедельно на постоянной основе посещаем отделения, в которые нас пускают.

Во многих отделениях нам говорят: «Вам вход закрыт. Не нужно сюда ходить. Если кто-то захочет вас позвать, мы подумаем, можно ли вас пустить». Но даже в тех отделениях, в которые нас пускают, немало людей, совершенно равнодушных к тому, что у них есть возможность помолиться.

Казалось бы, им нужно хвататься за спасительную соломинку, но многие этого не делают, и состояние депрессии, в котором они пребывают, переходит в состояние отчаяния, когда жизнь им не в радость. Некоторые откровенно говорят: «Здесь, на земле, мы жить не хотим». Ну что ж, это их выбор. Но есть и люди, которые приходят и молятся. Господь сказал: не бойся, малое стадо.

– Спасибо, отец Вадим. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас дальше жить, молиться и трудиться во славу Божию.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать