Беседы с батюшкой. Вера в современном мире. Священник Вячеслав Масин. 29 октября 2024

29 октября 2024 г.

Сегодня у нас в гостях преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии иерей Вячеслав Масин.

– Тема сегодняшнего разговора: вера в современном мире. Что же такое вера?

– Я начну с классического определения, которое так или иначе запоминает любой православный христианин, прошедший курсы катехизации: вера есть уверенность в невидимом как в видимом, в желаемом и ожидаемом как в настоящем.

Вера – это очень обширное понятие, поскольку ею обладают не только люди в прямом смысле верующие, христиане или представители других конфессий, она часто встречается и у людей неверующих. Когда мы садимся в маршрутку и едем на работу, то надеемся и верим, что доедем из точки А в точку Б. Когда пускаемся в какое-то путешествие, надеемся дойти до конца. В этом проявляется вера не всегда в метафизику и Господа, но такое: то, что ты начал, завершится и придет к концу. И такого упования, которое связано именно с верой, в нашей жизни очень много. Это и проявление надежды, когда что-то начинаешь, и какие-то чисто технические вещи. Например, начинаешь готовку и все-таки надеешься, что пирог будет приготовлен и получится вкусным, ты сможешь угостить им своих родных и близких. Получается, вера присуща очень даже многим и является одной из ключевых основ человеческого бытия.

– А православная вера?

– Это как раз вера в то, что в наш мир пришел Господь Иисус Христос. Конечно же, тут можно сказать несколько замечаний, ведь так веруют и другие христианские конфессии, но все-таки в рамках нашей православной веры это то, что признается православными христианами за правую веру. Это та вера, которую мы восприняли от отцов, которая изложена в учении Вселенских Соборов, Священном Писании и Церковном Предании. Это вроде бы общие вещи, которые знают все прихожане. И, думаю, наши телезрители тоже вполне знакомы с этим.

Но в современных реалиях, если нас смотрят другие телезрители, то вопрос о том, что такое православная вера, очень важный. Потому что многие называют себя православными, но их вера не всегда соответствует православной действительности. Часто, когда люди, не принадлежащие нашей Православной Церкви, критикуют православных, то говорят, что знают одного представителя нашей религии, который явно не ведет соответствующий Евангелию образ жизни. И они, конечно, правы, ведь православие предполагает не только веру, но и дела: вера без дел мертва есть. Это очевидные вещи, нуждающиеся в постоянном повторении.

– Что значит быть православным христианином?

– Православными в нашей стране себя называют очень многие люди, но практикующими из них оказываются незначительные проценты. И тут мы стоим перед дилеммой – кто, собственно, православный: тот, кто ходит в храм, молится, постится, соблюдает заповеди, участвует в христианском богослужении, или тот, кто находится в некоем состоянии самоидентификации себя православным, но при этом никогда не бывает в церкви?

Для нашего постсоветского пространства это сложный вопрос, потому что есть люди, которые долгие годы несут дома келейную молитву, но не решаются дойти до церкви. И эта молитва чудесным образом приносит самые значимые плоды в жизни их близких. И я не отрицаю, что личный подход к вере, при котором человек не сразу решается прийти к православию именно как практик, придя в храм, может в свое время принести благие плоды. Но сейчас мы воспринимаем православными тех, кто практикует христианскую жизнь, то есть посещает храм, участвует в богослужении, приступает к таинствам. В современных реалиях некоторые люди свободно совмещают православные традиции с какими-то дикими суевериями в своей жизни. Приходится всегда отдельно работать с такими людьми, чтобы отсекать лишнее и направлять их в нужное русло христианской православной традиции.

– Кто сейчас ходит в храм? Вы как человек, который служит и исповедует, как бы описали портрет современного православного прихожанина?  

– Люди приходят очень разные: и молодежь, и старики, и среднего возраста, и с болезнями, и совершенно здоровые, и находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, и весьма успешные.

На современного православного очень сильно влияет медийная составляющая. Многие наши прихожане смотрят телевизор, пользуются социальными сетями, и это формирует определенный психотип. То есть многие из православных похожи и в то же время различны. Те, кто обратился в православие в 1990-е и нулевые, стали верующими и практикующими, сейчас более тверды в своей вере, а молодые, как правило, задают больше вопросов. С ними нужно говорить по-новому. Для этого не подходит тот язык, на котором мы привыкли говорить. И иногда приходится действительно оказываться на их поле, чтобы понять, о чем они, собственно, говорят. То есть необходимо знакомиться с информационной повесткой, смотреть новости, потому что не получится жить в обществе отдельно от него, а современный православный христианин, живущий в городе, очень связан с этим медийным пространством.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Разбойник, который был распят справа от Христа и первым попал в рай, не посещал православные храмы, не участвовал в богослужениях. Если верить Вашим словам, тогда он был неверующим?»

– Вопрос хороший, но он же все-таки обратился к Господу с неким упованием, то есть вера у него была. И Господь именно поэтому его и прощает, дарует ему вечную жизнь. Господь оказал великую милость этому человеку.

– Вы уже начали говорить про вызовы, которые стоят перед православными людьми. Это медиапространство. А какие еще есть вызовы у современного христианина?

– Современный христианин живет в агрессивной секулярной среде, которая далека от тех идеалов, что мы проповедуем в Церкви. Если даже поехать в метро, оказаться в маршрутке, в транспорте, то объявления рекламируют сериалы и фильмы, которые далеки от норм христианской нравственности. И перед человеком встают большие вопросы. Сейчас и в городе, и в селе у всех есть телевизор, все пользуются Интернетом, поэтому информационное поле общее, но зачастую контент там противоположен тому, о чем мы говорим в Церкви. И человек, приходя в храм, встречает что-то другое, чего не видит в этом агрессивном медийном поле.

Если смотреть современные фильмы, то почти всегда в них есть моменты страсти, измены, несвоевременной любви. Это очень тревожит людей. Они не могут совместить эти идеалы, им приходится преодолевать себя, чтобы быть христианами в нынешних реалиях, в реалиях секулярной агрессивной среды.

Еще одной проблемой является то, что православные христиане часто бывают в церкви одни, а в быту другие. Это очень серьезный вопрос. В церкви люди ставят свечи, молятся, соблюдают посты, а как приходят домой, не могут сохранить тот же христианский нарратив со своими ближними: ругаются, вступают в конфликты. Получается, что христианство проявляется только в храме, а в быту сокрушается. И это действительно серьезный вызов для современного православного христианина, который пытается жить не так, как все.

– Вопрос от телезрителя Владимира из города Курска: «В литургии есть слова: «милость мира, жертва хваления». Как это понимать? Что такое «милость мира»? И как лучше поститься: по церковным суткам или по часовым?»

– Начну со второго вопроса. Практика современной Православной Церкви предполагает посты по часовым суткам. Это стандартное правило. Конечно, некоторые вещи можно обговорить со своим духовником. Если он благословит поститься по церковным суткам, то это не возбраняется. По крайней мере, есть такое положение, которое принято в нашей Церкви в правилах о причастии верных. Можно ознакомиться с ним на сайте Патриархии.  

«Милость мира» – это наш Господь, Который стал милостью для нас, потому что если бы Он не пришел в этот мир, не пострадал бы за нас, то мы бы сейчас не могли вкусить плоды этого искупления, не смогли бы единолично победить проклятие греха и смерти.

– Что мешает человеку быть верующим?

Здесь на самом деле очень много факторов. Мы начали беседу о некой секулярной среде, в которой пребывает человек. Тут есть и личные факторы. Если посмотреть на более старое поколение, то у них часто есть какие-то комплексы, боязнь что-то рассказать, даже прийти на исповедь для многих оказывается большим подвигом, человеку сложно переступить через себя.

В Писании есть очень важные слова: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Если душа имеет некую лукавую составляющую, пребывает в греховном состоянии, то она не восприимчива к христианским нарративам, не чувствует возвышенных ноток призыва Господня. И второй тезис, который можно вынести из этого выражения: вера – это дар человеку, который способен его воспринять. Это всегда некий личный опыт, который открывается в сердце. И иногда он бывает сокрыт для человека, который не думает об этом, не размышляет на эту тему, опять же в силу своего образа жизни, привычек и пороков.

Рассуждение о грехе в эпоху, в которой мы живем, довольно сложный разговор. Ведь с экранов и баннеров мы видим пропаганду другой идеологии. И это очень сильно отвлекает человека, особенно когда в церкви он видит одну реальность, а в быту, среди своих ближних, другую. Чаще он сталкивается с матом, с проявлениями бытовой агрессии, просто с какой-то некорректностью, некультурностью. И это становится сильным препятствием для плавного вхождения в христианскую жизнь. Это вызов для многих. Требуется смирение, чтобы это преодолеть.

– Вопрос от телезрительницы: «С чего начать работу воскресной школы для детей?»

– Как человек, прошедший путь церковной жизни как раз с воскресной школы, скажу, что самое главное – это пример взрослых. Можно много говорить о том, какую программу составить, какие слова подбирать, какую литературу рекомендовать, какие фильмы показывать, но если люди, начинающие работу с детьми, не любят это дело, если сами не горят этим служением, то это первый камень преткновения, который будет причиной плохой работы воскресной школы. Невозможно передать что-то, чем ты сам не живешь. Невозможно говорить о том, чего у тебя нет.

Говорится: дух творит себе формы. И, в принципе, каждый из нас, кто живет христианской жизнью, понимает, о чем эти слова. Когда человек занимается чем-либо, то у него формируются некоторые профессиональные черты. Если есть какое-то хобби, то человек уже настолько им проникается, что в нем видны эти навыки.

Важно показать детям благой пример, что мы действительно верующие люди, а не какие-то агрессоры, что мы пришли не учить их, как правильно жить, а показать, что такое вера, что она дает человеку, каким может быть христианин в сравнении с другим миром. По сути, самое главное, для чего существует воскресная школа в контексте современных приходов, – показать детям, что их родители нормальные люди, что верят и другие, что это существует не только в рамках их семьи. Ведь в школе они видят совершенно другую реальность. Дети растут в среде с разными проявлениями, поэтому первая задача воскресной школы и хороших наставников – показать пример правильной христианской жизни. А это любовь. Как сказал Господь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Вопрос телезрителя: «Почему у нас такое резко отрицательное отношение к апостолу Иуде? Он же раскаялся и даже жизнь отдал».

– Вопрос интересный. Жизнь человека – это всегда некое повествование, история, рассказанная другим. У светских людей тоже есть свои своеобразные «лики святых». Это люди, на которых они равняются. Известные деятели истории, культуры, кумиры, звезды – некий пример, на кого ориентируются светские люди. Для нас, православных христиан, предательство, продажа человеком Господа за 30 сребреников и потом самоубийство этого человека, то есть боязнь отвечать за поступок, который он совершил (и, мол, я жертва и нуждаюсь в снисхождении), – это всегда негативный пример. Мы ни в коем случае не злимся на то, что произошло. Мы понимаем: то, что сделал предатель апостол Иуда, было очень злым действом. Явно пример апостола Иуды не может быть примером для христиан. Не может быть предательство примером для христиан. Не может быть продажа Господа за деньги благим примером. И тем более это не проявление святости.

– Мы знаем такой тезис, часто его слышим: зачем ходить в храм, зачем мне православная вера, если Бог в душе?

– Это довольно распространенное явление в нашем обществе. О каком Боге идет речь? Правильно веровать в Бога – это пребывать в той общине, которую Он основал, – в Церкви. Представления о Боге могут быть очень разные, в зависимости от того, в каких условиях человек находится, какое у него образование, происхождение, в какой стране он родился, на каком языке говорит. Вера внутри, без какого-то проявления, – мертвая, ненастоящая. Если говорить о христианской вере, то мы верим в конкретного Господа, Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы мы не страдали, а приобщились к спасению, которое Он нам открыл.

– Что Церковь предлагает современному молодому человеку или молодой девушке?

– Очень актуальный вопрос. Я сам пока еще молодой человек. Церковь многое предлагает человеку. В первую очередь – знание об истинном Боге. Она предлагает жизнь именно с Ним. Бога можно познать полностью только в Церкви…

Буквально на прошлой неделе во всех СМИ звучало: монастыринг. Люди проявляют интерес к монастырям, начинают там жить, хотят помолиться, помочь, потрудиться. С одной стороны, в этом виден интерес молодежи к такому. С другой стороны, нужно всегда задавать вопрос: а что человек может, в свою очередь, привнести в Церковь? Может он умножить зло, за которое Церковь осуждает? Или сотворить благо, избрать жизнь, исполнение заповедей и показать действительно подлинный христианский пример? Вот это очень важный вопрос.

Если мы будем подстраиваться под все тенденции общества, которые есть, с одной стороны, это не есть хорошо, но, с другой стороны, иногда нужно реагировать на нужды молодежи. Поэтому наша Церковь активно занимается социальной деятельностью, работой с молодежью. Наверное, в каждой епархии есть молодежный отдел, есть активный молодой священник, который занимается окормлением молодежи, пытается передать ей тот дар веры, который есть в нем самом.

– А вообще насколько понятна Церковь молодому человеку?

– Это тоже всегда индивидуально. Некоторым молодым людям Церковь понятна в силу их происхождения. Например, дети родились в верующих семьях, у нас такое поколение уже появилось, и они, конечно, понимают, что происходит. Но иногда у них есть некая особенность, которой нет у людей, растущих в неверующих семьях. Потому что человек, с детства выросший в семье верующих, начинает относиться к Церкви очень привычно. А у человека неверующего есть период до и после.

Насколько Церковь понятна и тому, и другому, это уже более глубокий вопрос. Бывает, человек всю жизнь рос в Церкви, а очевидных вещей просто не понимает, потому что он к другим формам привык. Например, служба ему понятна, а исполнение нравственных законов становится очень сложным вопросом. Наоборот, человек светский может вообще не понимать богослужение, но его могут очень вдохновлять и мотивировать евангельские заповеди, Священное Писание. Это и есть то, на что нужно обращать внимание в вопросе понимания Церкви. Часто есть такое: давайте все адаптируем, переделаем под современное понимание. Но это всегда риск, всегда некая иллюзия. Человеку светскому бывает тяжело понять всю традицию без предварительной подготовки. Но и человеку, который вырос в Церкви, тоже бывает тяжело что-то понять, если он не работает интеллектуально, духовно над постижением опыта Церкви.

Вопрос телезрителя: «У меня много знакомых в последнее время страдают психическими заболеваниями. Можно сказать, что человек поражен бесом?»

– Я думаю, в каждом случае нужно разбираться отдельно. Лучше сначала обратиться к специалисту, если есть подозрение на такие серьезные заболевания. В первую очередь нужно с этим человеком поработать и убедить его обратиться к врачу, а потом уже разбираться в духовном состоянии. Тут все индивидуально; и не стоит спешить людей записывать в бесноватых.

– А как понять, бесноватый человек или нет?

– Тут нужно, конечно, помолиться. По-другому я, наверное, не отвечу.

– Чем вообще опасно неверие?

– Лучше псалмопевца Давида никто не сказал: сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Безумец.

Если подумать, мы живем в таком обществе, в котором очень много неверующих людей. Когда начинаешь им рассказывать о православное вере, о значимости, для чего это нужно, зачастую сталкиваешься с каким-то непониманием. Люди задают вопрос: «Для чего мне это нужно? Что мне это даст?» Что таким людям ответить?

– Всегда нужно смотреть на конкретный пример. Люди настолько разные, что универсального ответа на этот вопрос просто нет. Бывает, человек задает вопрос: «Что мне даст вера?» Он этим вопросом задается; значит, есть некий посыл, который в его душе живет. Почему он этот вопрос задает? Потому, что в XXI веке для человека, который живет в медиапространстве, очень много работает с социальными сетями, смотрит кинематограф, жизнь верующего человека – загадка. Поэтому задача каждого верующего человека: показать своим примером, своей жизнью, что может даровать вера в Иисуса Христа.

– Вот человек, который только пришел в храм, неофит, как мы их иногда называем; и человек, который давно ходит… Какие существуют трудности в общении с такими людьми?

– Бывает, что диалог с давно верующими более продуктивный, в том смысле, что мы говорим на одном понятийном языке. А с людьми, которые только пришли, мы как будто из разных миров. Поэтому нужно строить мосты, прежде чем начать диалог о самом главном. Это одна из важных особенностей, с которой сталкиваешься на приходе.

– Вопрос телезрителя: «Церковь должна научить человека иметь благодать в любом моменте жизни или должна привести человека к себе?»

– Церковь дает опыт жизни с Богом. Вне этой общины очень тяжело понять, что такое христианская жизнь.

– Вопрос телезрителя:

«Как понимать песнопение: «Разумейте, народы и покоряйтесь, яко с нами Бог». В каком смысле «покоряйтесь»?»

– Покоряйтесь Богу.

– Вопрос телезрителя: «Как бороться с искушением осуждения?»

– Вспоминать добродетели этого человека. Видишь, что он совершает что-то плохое,  вспомни что-то доброе, что он сотворил лично тебе. Я так борюсь с осуждением начальствующих, родных и близких.

– Вопрос телезрителя: «Как бороться с блудными помыслами и что делать, если Бог не дает мне мужа?»

– Тут тоже все сугубо индивидуально… Святые отцы говорят, что праздность к этому приводит. Нужно себя занять чем-то. Преподобный Паисий Святогорец советовал в трудные минуты плотской борьбы петь псалмы, уходить от одиночества, выходить на улицу, чтобы не было искушения совершить что-то плохое.

– Вопрос телезрителя: «Если человек постоянно меняет монастыри из-за того, что не находит там молитвы, – это прелесть?»

Я думаю, да. Это прелесть по одной простой причине. Если бегать от одной женщины к другой это блуд. Бегать из одного монастыря в другой – тоже блуд…

– Если человек действительно в каком-то месте находит благодать, погружается в молитвенное состояние, а в другом месте ничего не чувствует, нужно ли на свои чувства опираться?

Наши чувства всегда носят субъективный, личностный характер. Иногда бывает, проснешься сытый, довольный, все хорошо. А иногда встал не с той ноги, и монастырь не люб, и жена уже не нравится. Если только на чувства опираться, то где тут христианская аскетика и христианское делание? Господь нам даровал заповеди, на которые мы ориентируемся, и из многих факторов видно, что иногда надо делать через «не хочу». Если посмотреть на монашескую литературу и письменность, то видим, что в ней говорится: в первую очередь смотри в свою внутреннюю клеть. Мы иногда не знаем, что у человека,  даже у брата ближнего, внутри. Мы видим только вершину айсберга. А какая там глубина, что там? Поэтому ориентироваться на чувства это очень скользкий путь.

– Вопрос телезрителя: «Что значит человек сильный духом и что такое малодушие?»

– Сила, наверное, то, что чувствуется всеми. Когда человек уверен и силен, он идет вперед, несмотря ни на что. Он стремится к этой цели. А малодушие – это когда хочешь чего-то, но боишься; мол, может, потом, в другой раз. Тут нужна решимость. Сила духа – это решимость. Решимость делать так, как надо, и делать так, как ты хочешь, но всегда памятуя о том, что нужно исполнять Божий закон.

– Вопрос телезрителя: «Допускается ли в православной вере принятие успокоительных лекарств?»

– Если они прописаны врачом, конечно, да.

– Вопрос телезрителя: «Необходимо или желательно иметь духовного наставника для более глубокого познания истины?»

Если вам посчастливится найти такого духовного наставника, то слава Богу. Но в наше время мы можем его и не найти. Поэтому нужно ориентироваться на Священное Писание, Предание и святых отцов читать. Читать, читать, читать. Есть замечательная книга «Несвятые святые». Иногда люди в христианской общине, внутри Церкви, многое нам могут передать и научить даже без слов. Для того мы и живем в Церкви, чтобы перенять опыт христианской жизни. Иногда наставник не один, их может быть несколько за всю христианскую жизнь.

– Вопрос телезрителя: «Что такое тайноядение и мшелоимство?»

Эта проблематика в контексте монастыря. Когда без общей трапезы человек отдельно ест. Это не касается светских людей, которые не живут общежительным уставом. Если вы втихаря от мужа едите то, что не положено, это уже другой вопрос. Или всем говорите, что  худеете, после шести не едите, а сами тайком едите... 

– Вопрос телезрителя: «Как жена должна относиться к мужу?»

Любя.

– Но женщина может сказать: люблю, но по-своему люблю, вот такая у меня любовь.

Люди все индивидуальны. И есть некая тайна взаимоотношений между людьми. Мы друзей выбираем потому, что нам приятно с этими людьми общаться. Спутников жизни мы тоже выбираем, когда они нам очень близки. Чтобы эту любовь сохранить, нужно созидать плоды любви. Нужно поступать по-человечески, входить в положение своей половины. Это относится как к женщинам, так и к мужчинам. Здесь нет условных стереотипов поведения. Тут главное – проявить христианскую добродетель любви.

– Вопрос телезрителя: «Как бороться с грехом уныния?»

Постоянно задают этот вопрос.

– Не бояться и идти вперед. Действительно, очень часто люди задают этот вопрос. Как победить это уныние? Здесь нужно разобраться. Бывает случай болезни, и тогда надо обратиться к специалисту. Узнать, есть ли какие-то медицинские показания по этому вопросу. Если же причина кроется в духовной составляющей, то нужно вспомнить, за что в вашей жизни вы можете хотя бы чуть-чуть поблагодарить Бога. Что у вас есть крыша над головой, что вы здоровы, что все вроде бы хорошо. За это поблагодарить Бога. Недаром наше главное богослужение – это Евхаристия, благодарение.

– Вопрос телезрителя: «Кто такой благоразумный раб?»

– Кто будет адекватно воспринимать установки господина своего. В контексте евангельской жизни тот, кто благоразумно будет исполнять Евангелие, а не выбирать путь беззакония и зла.

– Вопрос телезрителя: «Существуют ли в современном мире фарисеи?»

Мы иногда говорим: «Ведешь себя как фарисей».

– Я думаю, каждый, кто ведет христианскую жизнь и хотя бы чуть-чуть знакомился с церковной средой, сталкивался с фарисеями. Бывают фарисеи, которые говорят, что они святы и непорочны. Таких людей, к сожалению, у нас хватает, они думают, что именно их модель поведения самая правильная, универсальная, самая хорошая, святая и непорочная. Таких примеров достаточно, и что тут скажешь? Нужно молиться за таких людей, чтобы они исправлялись. Чтобы они вспомнили слова Христа, что не нужно быть крашеными гробами с фасадом великолепным, а внутри прогнившим. Господь в первую очередь смотрит на сердце человеческое.

– Вопрос телезрителя: «Как перестать осуждать коллег на работе?»

Я стараюсь вспомнить какие-то хорошие качества у коллег, чтобы возвысить их в своих глазах и перестать видеть их проблемные стороны.

– Актуальный вопрос. Мы каждый день сталкиваемся с данным грехом.

Потому что мы взаимодействуем с людьми. Мы все разные. У нас разное происхождение, образование и опыт тоже разные. И когда кто-то делает не так, как ты, кажется, что он точно не прав. Особенно когда человек имеет над тобой власть, командует и диктует тебе условия, но ты знаешь, как лучше сделать, а этот человек даже прислушиваться не хочет. Это тяжело, и хочется его осудить. К сожалению, и я этим часто грешу.

– Вопрос телезрителя: «Как смотрит православие на нейросеть?»

 Хороший вопрос, потому что нейросеть явление новое. Смотря в контексте чего. Я, например, по работе хочу что-то узнать. Это удобно. С другой стороны, если заменять нейросетью что угодно, наверное, это не очень хорошо. Тогда зачем человек? Зачем мы здесь сидим? Начинается некая подмена ценностей. Я считаю, это очень полезный инструмент для жизни и работы в современном мире, для науки.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть

  • 18 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    документальный фильм СОЛЬБА: СКАЗКА, СЛОЖЕННАЯ БОГОМ

  • 17 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров

  • 16 декабря 2024 г. «Союз онлайн»

    ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина

  • 16 декабря 2024 г. «У книжной полки» (Екатеринбург)

    У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях

Вопросы и ответы

X