Беседы с батюшкой. Успенский пост. Священник Душан Михайлович

17 августа 2022 г.

Сегодня у нас в гостях клирик Вознесенского архиерейского подворья города Екатеринбурга священник Душан Михайлович.

– Тема нашего разговора – Успенский пост. Мясо есть нельзя. Значение слова «успение» многим известно. Собственно, это и все знания и о торжестве, и о том периоде, в который мы вступили. Но ведь важно понять глубину и суть того, к чему призывает Церковь в эти дни. Думаю, будет полезно разобраться в этом.

– Издавна Православной Церковью установлены четыре многодневных поста, они выпадают как раз на времена года. Хотя Успенский пост летом, в августе, он считается осенним. Почему есть посты? Дело в том, что человеческая природа имеет склонность к расслаблению, греху. Пост – это время, когда мы снова берем себя в руки, понимая, что дали слабину в еде, питии и других страстях. Пост – время, когда мы должны вспомнить про Бога и Его заповеди.

Успенский пост короткий, длится две недели. Известен он издавна: еще в V веке папа Лев Великий говорил об этом посте. Но официально он установлен в 1166 году именно в этот период: с 14 по 27 августа (по новому стилю). Успенский пост строгий, по своей строгости приравнивается к Великому посту.

Пост посвящен Пресвятой Богородице, но его обрамляют три праздника, посвященных Спасу. В народе эти праздники известны как Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый (или Хлебный, или Третий) Спас. Интересно, что вроде бы пост посвящен Богородице, а праздники посвящены Господу Иисусу Христу. Во всем этом есть глубокий смысл. Но люди мало знают об этих праздниках, особенно о празднике происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, с которого начинается Успенский пост. Мало кто знает, что это за праздник. Если позволите, я расскажу.

Дело в том, что в Константинополе в это время года часто были болезни, эпидемии, засуха. И отцы Церкви решили 31 июля (по старому стилю) установить крестные ходы в разных местах города с Животворящим Крестом, и люди могли поклониться Кресту. Вот таким образом боролись с эпидемиями и разными несчастьями в те времена, и это действовало.

На Руси не было таких эпидемий, и праздник связан с Крещением Руси, которое было в 988 году в августе. Праздник привязан к этому событию. В этот же день отмечается праздник, посвященный Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и связан он с событиями битвы князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Тогда происходили странные знамения от икон Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа. В честь этих событий и установлен такой праздник.

Почему Медовый Спас? Потому, что в это время заканчивается сбор урожая меда. Люди приносили мед в храмы и освящали его.

Далее идет праздник Преображения Господня. По-другому его называют Яблочным Спасом, и это связано с урожаем яблок. В день Преображения Господь показал Своим ученикам не только силу Своих действий, но и Свою настоящую природу. До этого ученики не видели Его таким. И даже то, что они увидели, – это только то, что они могли воспринять и вместить. На самом деле человек не может увидеть Бога и остаться в живых (см. Исх. 33, 20). Поэтому Христос показал только то, к чему мы стремимся.

И третий праздник (он отмечается после Успения Пресвятой Богородицы) – в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Христа. В народе этот день называется Ореховым (или Хлебным) Спасом.

Вот три праздника, которые держат Успенский пост и напоминают нам об очень важных событиях, связанных с Господом Иисусом Христом. Мы знаем, что перед тем, как Пресвятая Богородица узнала, что грядет час Ее успения, Она постилась. Это означает, что перед важными событиями жизни всегда нужно молиться и желательно поститься.

– Зачем, собственно, поститься? Вы сказали, что поститься нужно перед важными событиями. Раньше люди считали пост для себя обязательным, это было их веление души. Сейчас несколько другая ситуация...

– Ответ простой: во время поста происходит сосредоточение наших духовных сил… Я всегда говорю, что настоящий пост – когда вы немножко чувствуете голод. Сейчас разнообразие постной еды, есть даже постный майонез, который ничем не отличается от обычного. Мы успокаиваем свою совесть, что постимся, но едим почти то же самое, даже больше. Тогда мы сами себя обманываем.

Суть поста не в том, чтобы поменять одну еду на другую, а в том, чтобы есть меньше и реже. Когда человек чувствует голод, он ощущает легкость. Чтобы понять и почувствовать эту легкость, нужно попробовать ограничивать себя в пище. Как говорил святой Паисий Святогорец, есть одно блюдо, а не два или три, даже если они постные. Вот тогда это пост.

– Может ли быть пост без храма, без молитвы?

– Нет. И многие здесь ошибаются. Некоторые ждут поста, чтобы начать диету и сбросить пару килограммов. Но, как правило, не сбрасывают, а добавляют, потому что многое из рациона убирают, но употребляют больше макарон, хлеба, картошки. Это бессмысленное занятие, даже в некотором смысле уничижение поста. Пост вообще не связан с этим. Речь о молитве и о том, чтобы мы приблизились к Богу. Мы должны сосредоточить свои силы на том, чтобы не обременять организм; это нужно для того, чтобы мы могли молиться. Если же во время поста мы становимся раздражительными и меньше молимся, тогда, извините, лучше поесть. Как говорят, главное во время поста – не только не есть мясо, но не есть друг друга.

– Что посоветуете посмотреть, почитать?

– У каждого свой выбор. Мы должны читать не только во время поста, но и все время, потому что это подпитывает наш внутренний мир. На столе всегда должна быть книга духовного содержания. Лично я читаю только святых отцов. Есть и другая духовная литература. Классическую литературу тоже рекомендую читать. Хорошие романы, например, Достоевского, тоже помогают, хотя и на душевном уровне. Классическая музыка тоже влияет больше на душевном уровне, но это все равно лучше, чем смотреть тот мусор, который показывают по телевизору. В Интернете то же самое. Нужно отбрасывать ненужное и смотреть то, что поднимает тонус.

Кстати, это очень помогает от уныния. Уныние – проблема, с которой сталкиваются почти все. У некоторых это временная проблема, у некоторых – постоянная. Отсутствие информации, которая попадает к нам извне, очень помогает убрать источник уныния и депрессии, коим является всякий мусор, который нам предлагает телевидение и Интернет под видом культуры.

Поэтому важна любая хорошая литература, хорошая музыка, общение с духовными людьми. Лучше выбирать общение с прихожанами храма, чем, допустим, с коллегами по работе. Понимаю, что работа бывает разная, но люди иногда жалуются, что на работе среди коллег (особенно среди мужчин) слышат один мат.

Во время поста лучше избегать посещения ресторанов, праздников. Дни рождения перенести на время после поста. Если день рождения в пост, лучше скромно собраться в этот день с прихожанами храма, например, с людьми, которые понимают, что нельзя в пост бурно праздновать этот день, а праздник (если хочется) перенести на потом.

– Вспоминаю, у меня была знакомая, с которой мы вместе учились. Она свой день рождения не праздновала в феврале, правда, не в связи с постом, а просто потому, что была очень плохая погода. А когда наступала весна, у нее был праздник. Никто ее за это не осуждал. Думаю, когда решение принимается осознанно, никаких сложностей не возникает с тем, чтобы ввести в свою жизнь какие-то ограничения и соблюдать их.

– Определенное количество лет человеку все равно исполнилось, а отпраздновать это можно и потом в любой день.

В пост нужно избегать шумных компаний, больше быть дома, читать, общаться в спокойной обстановке, ходить чаще в храм. Сейчас не очень много народа в храмах, потому что время отпусков. С другой стороны, когда всего несколько человек в храме, это дает возможность больше сосредоточиться на службе. После службы можно посидеть в храме в тишине, подумать.

– Мы рассмотрели вариант, когда человек хочет поститься и что-то в себе изменить. А если поститься совсем не хочется?

– Многим не хочется. В последнее время многие жалуются на это. Надо себя понуждать.

– Человек говорит: понимаю, что нужно, но не могу, не хочу.

– Не могу и не хочу – это разные вещи. Если человек не может, можно сделать послабления. Разные бывают ситуации. Если человек болен – это отдельная тема. Если человек здоров, но ему тяжело поститься, тогда он должен подумать, от чего он может отказаться. Особенно это касается детей. Дети и так плохо кушают, у них одни макароны, картофель фри. Ужасная еда! Если их еще и заставлять поститься, они буквально ничего не будут есть. Но можно им сказать, чтобы не ели конфет, например, хотя бы по средам и пятницам. Хоть как-то можно себя ограничить в том, что очень нравится; например, в сладком.

То же самое может сделать и взрослый. Например, кто-то может легко обойтись без мяса, но не может без творога. Хотя бы так. Повторю, дело не в том, что мы едим, а в количестве. Если человек привык постоянно что-то перекусывать в течение дня, можно принять решение, чтобы в пост этого не делать: утром поесть и до обеда несколько часов обойтись без всяких перекусов.

Как в монастырях. Вы не можете в монастыре постоянно есть. Поели – всё, дальше у вас послушания. Примерно по такому принципу.

То есть можно отказаться от того, чем злоупотребляешь. Допустим, если человек курит, – уменьшить курение. Кто любит газировку – не пить газировку во время поста, перейти на что-то другое. Вот такая форма самоограничения, но чтобы это было действительно на пользу. Если человек пьет меньше газировки или ест меньше сладкого, ему же будет лучше.

– Задам интересный вопрос от телезрителей: «Откуда черпать силы на преодоление своих страхов, лености и слабости, особенно во время поста?»

– Эта проблема решается только одним способом – нужно просить помощи у Бога. Это постоянная проблема: мы неправильно себя позиционируем. Мы привыкли, что нашей жизнью руководит наше «я», которое определяет все: пойду туда, сделаю так-то, я решил, я поменял решение. Все делает «я». Когда возникает какая-то проблема, наше «я», естественно, хочет ее решить. Наше «я» говорит: я не могу поститься. На исповеди мы говорим: я не могу, у меня не получается. Если я говорю, что не могу, – это, по сути, вызов Богу. Я знаю, что должен, но не могу. Тут как бы и говорить нечего.

А если я хочу, но у меня не получается, тогда я прошу Бога, чтобы Он это сделал за меня. Буквально так. Мы просим Бога сделать то, что для нас невозможно. Например, человек хочет избавиться от курения, мучается, но это никак не получается. Тогда он упорно молится, просит Бога избавить его от этой страсти. В моей практике были два или три таких случая. Человек рассказывал, как в один момент он за целый день вдруг не искурил ни одной сигареты и только к концу дня понял, что даже забыл про них, а потом посмотрел на пачку и даже не почувствовал никакого притяжения. И он сказал, что было ощущение, что это не он оставил курение, а оно его оставило.

Это как раз и показывает, что это дар Божий: человек даже не почувствовал, только потом осознал, что это ушло от него. Он даже не может сказать, когда и как это произошло. Это прекрасно, когда Бог что-то дарит человеку. Но Он это делает только тогда, когда мы просим. Если мы говорим: «Я сделаю», – пожалуйста, делай. Бог будет рядом, но помочь сможет только тогда, когда человек осознает, что ничего не может сделать без Бога.

Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Человек должен понять, что ничего не может сделать без Бога. И это касается не только каких-то привычек и страстей, но и взаимоотношений. Так можно решать супружеские проблемы. Например, супруги не понимают друг друга: как жить? что делать? Просите Бога, чтобы Он разрешил вашу ситуацию. Господь знает, как помочь. Человек утром встает – и вдруг уже нет напряжения, оно ушло. Куда ушло? Господь убрал. Неужели Тот, Кто сотворил мир, не может разрешить проблему двоих? Просто надо просить Бога: «Господи, помоги, я немощен, я абсолютно ничего не могу».

– Еще вопрос: «Почему в пост человек нередко испытывает обострение на уровне общения с окружающими его людьми? Замечала несколько раз, что, не имея объективных причин, вдруг начинаешь ссориться, особенно в первые дни поста».

– Никакого секрета здесь нет, это воздействие злых духов. Дело в том, что во время поста мы хотим повернуть себя к Богу, и враг рода человеческого не спит. Злые духи активизируются именно в те периоды, когда мы хотим именно того, чего они не хотят. Тогда они нас побуждают к раздражительности, ссорам. Это то, что мы называем искушениями; они происходят под их воздействием. Появляются и разные мысли, которые в святоотеческой литературе называются прилогами. Враг рода человеческого подбрасывает нам мысли, которые не наши. Неопытный человек не осознает, что это не его мысли, начинает смущаться, не знает, что делать.

Культурная женщина в возрасте приходит в храм – и вдруг у нее в голове какие-то картинки, слова, сквернословие. Она в ужасе, ей это вообще не присуще, она бы такого в жизни не сказала – а у нее в голове это происходит. И она не знает, что делать, бежит исповедоваться. А это просто прилоги, их надо отгонять, как мух, и быть готовыми к войне с ними именно в те периоды, когда мы хотим молиться, изменить что-то в своей жизни. Тогда они нападают более активно.

– Если человек здесь смалодушничает и откажется от своего желания дальше сосредотачиваться – это будет тоже одним из вариантов выхода из этой ситуации?

– Злым духам только это и нужно. Им не важно, как это произойдет, главное, чтобы человек не молился. Пусть делает что угодно, они его трогать не будут.

– Вопрос: «Если нет правильного сосредоточения, где об этом почитать, как и у кого этому научиться?»

– В идеале для нормального духовного развития и роста нужен духовник. Если бы я сейчас говорил с точки зрения афонских старцев, у меня был бы только один ответ: нужен духовник. Делай то, что он сказал, и никаких проблем у тебя не будет. Увы, сейчас такая проблема, что духоносных старцев мало. Но есть и другая проблема: мы их слушать не будем. Некоторые люди и хотят иметь духовника, но как только то, что он говорит, не совсем согласуется с тем, что они хотят, духовник становится неактуальным. Поэтому мы сами себе делаем жизнь трудной из-за того, что хотим все делать по своей воле.

Когда есть духовник, тогда он принимает ответственность за многое. Человек живет в беспечности, потому что получил благословение и делает что-то по благословению. Если даже не очень хороший совет получил – отвечает духовник, а человек слушается. А когда духовника нет, нужно читать духовную литературу. Но хотя я тут, такой умный, что-то советую, я не советую слушать таких, как я, а советую слушать тех, о которых написано, что они святые, читать преимущественно руководства и книги именно таких авторов. Если же нет указания на то, что автор является святым, тогда читать такие книги нужно с осторожностью.

Многие сейчас говорят: смотрю блог такого-то батюшки, он сказал… Мало ли что он сказал или я скажу. Нужно читать таких авторитетных авторов, как Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский (он уже более современный автор), Афанасий Ковровский. То есть здесь мы уже не можем сделать ошибку; если святой батюшка что-то говорит – это будет правильно. А мы, современные священники, любим иногда интересно выражаться, что-то такое сказать... Но иногда попадаем в цель, а иногда нет. Поэтому тут надо быть осторожным и читать только святых.

– В завершение скажите несколько слов. Может быть, это будет не наставление, а какая-то подсказка, совет.

– Я хочу вернуться к вопросу доверия Богу. Мне кажется, это сейчас самая актуальная проблема. Люди говорят: «Я же все время молюсь, а ничего не меняется». Дело в том, что молимся мы очень часто формально или не того просим, и у нас расположение духа неправильное. Поэтому мы должны молиться, во-первых, с покаянным чувством, что мы не заслуживаем ничего. И то, что имеем, – это сверх того, что мы заслуживаем. Наша проблема в том, что мы думаем, будто не заслуживаем тех проблем, которые у нас есть. Мы заслуживаем еще больших проблем, просто мы этого не видим, не осознаем.

Поэтому слава Тебе, Боже, за то, что у нас есть! И помоги, Боже, в том, чего у нас нет. Дай нам, Господи, то, что мы не можем своими силами получить. Это чувство беспомощного ребенка, который идет к папе и маме, чтобы решили его проблему. Он же не сам решает. Кое-что он хочет сделать сам, а в основном, если страшно, сразу бежит к родителям. Мы должны сделать то же самое. Если страшно, трудно, сразу бежим к Богу и Пресвятой Богородице, нашей Матери, Которая всегда поможет. Она только этим и занимается. Мы знаем, что Она все время помогает всем нуждающимся. Надо быть больше детьми, а меньше – взрослыми, которые будто уже знают жизнь и знают, как надо делать.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать