Беседы с батюшкой. Три сферы поста. Священник Михаил Кудрявцев

26 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки Выборгской епархии священник Михаил Кудрявцев.

− Тема сегодняшней передачи – «Три сферы поста». Давайте об этом поговорим. Сколько бы лет мы ни жили, начиная с первого детского поста и заканчивая уже многими годами постов, мы каждый раз все равно сталкиваемся с массой проблем и вопросов. Каждый раз эти вопросы разные, потому что каждый год мы по-разному относимся к посту, каждый пост мы делаем для себя какие-то новые открытия. Поэтому пост для каждого человека – это очень интересный временной отрезок. Три сферы поста для меня, конечно,  новый взгляд на эту тему, и я очень прошу Вас им поделиться.

− Вы правильно сказали, что каждый раз мы сталкиваемся с новыми вопросами. Но есть еще такая проблема, как замыливание, когда привычные слова и формулировки, которые мы слышим, нас утомляют, и мы перестаем обращать на них внимание. Опять речь идет о посте, о Типиконе. Все это было уже много-много раз изучено. Поэтому приходится искать новые формы, новые образы, которые, может быть, оживят что-то в человеке. Сегодня у нас на экране телезрители видят сферы Земли. Сегодня мы будем проводить параллели между строением нашей планеты и теми областями, которые существуют в посте (не только Рождественском, в любом православном). Когда я буду говорить о строении Земли, то вы сразу же в уме переводите все это на духовный язык.

Наша планета Земля состоит из трех основных составляющих: кора Земли, по которой мы ходим, которую видим; мантия − самая толстая часть, состоящая в основном из лавы, которая пробивается наружу, когда происходит извержение вулканов; внутренняя часть – ядро, состоящее в основном из железа (оно имеет некоторые принципиально важные функции в жизни нашей планеты, но об этом я скажу потом). Пост тоже имеет три ключевые сферы: телесную, душевную (чувственную) и духовную.

Чем знаменательна земная кора? Когда мы смотрим из космоса на Землю, мы видим ее кору. И нам может показаться, что вообще вся Земля – это чернозем с морями и океанами и что, в общем-то, ничего за этим не просматривается. Это поверхностный взгляд на пост. Когда люди (особенно неофиты − те, кто только пришел в Церковь) подходят к практике поста, что же они видят в первую очередь? Конечно, диету; бесконечные разговоры о том, что можно есть, а что нельзя; наши календари, в которых делаются пометки из монастырского устава: сухоядение, пища с елеем, вареная пища и так далее. И этот человек, только пришедший в Церковь, начинает копаться в этом черноземе и даже не подозревает, что на самом деле под тонкой земной корой скрывается все самое главное: мантия Земли и ядро.

Земная кора занимает полпроцента от веса всей планеты. Нам кажется, что земная кора огромна, пространна, обладает огромной площадью. Но это всего лишь полпроцента от всей планеты. То же самое мы с вами должны понимать о посте. Когда о нем заходит речь, давайте будем представлять себе, как устроена наша Земля. На самом деле все эти бесконечные разговоры о еде, скажу честно, глупые. Надо заниматься настоящим духовным и душевным постом.

Чтобы разобраться сейчас целиком и полностью с постом телесным и чтобы больше не возникали вопросы о нем, надо понять, что такое телесный пост. У нас есть книга Типикон, которую  часто любят называть уставом, хотя это неправильно. Типикон переводится как «книга образцов». То есть в ней нам даны некие образцы. Причем в Типиконе приводятся примеры разных постов разных обителей по отношению к разным постам. Например, дается устав Рождественского поста одного монастыря, другого. Тем более это уставы древних палестинских монастырей, что, в общем-то, налагает очень большие ограничения и формирует диапазон изменений поста. Одно дело − поститься на Севере с нашим климатом, и другое дело − поститься в палестинском монастыре, в котором есть и фрукты, и финики, и инжир. 

У апостола Иакова в послании есть замечательная фраза: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. О чем здесь идет речь? Если человек за рулем нарушает скорость на десять километров в час, он уже не обладает моральным правом судить того, кто нарушает скорость на пятьдесят километров в час. Или тот, кто употребляет алкоголь, не имеет морального права осуждать того человека, который употребляет какое-нибудь другое наркотическое вещество, потому что это все наркотики. Только человек, находящийся в трезвости, может действительно обличать того, кто далек от нее. Только тот, кто соблюдает закон, может обличать того, кто его нарушает.

Конечно, здесь речь идет еще об иудейском законе, но ситуация не изменилась по большому счету. Евангелие упразднило закон, и Типикон не является законом. Это лишь книга образцов, из которой мы должны брать для себя полезное, пользоваться опытом живших давным-давно отцов. Но некоторые люди налагают на себя Типикон как закон. И опять-таки, как говорит нам Писание, делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть. Если мы воспринимаем пост, устав церковный как закон, то надо понимать, что исполнение этого закона нас не спасает, а, наоборот, обличает. Почему? Открываем Типикон: православный устав не предполагает более двух трапез в день. Это не про постные, а обычные дни. То есть все, кто едят больше двух раз в день (как у нас обычно: завтрак, обед, ужин), вышли за рамки Типикона и являются его нарушителями (хотя вы поститься еще не начинали). Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. В среду и пятницу вкушение пищи один раз в день. Это совершенно неподъемные, нереальные в наше время ограничения. Их никто и нигде не исполняет, ни в каком монастыре. Поэтому нам надо отложить наши разговоры о буквальном исполнении телесного поста. Мало того, надо понимать, что это писали люди, которые жили тысячу лет назад. У них не было представления об очень многих вещах: они не знали о витаминах, о составе продуктов и так далее.

Когда сейчас мы видим людей, пытающихся поститься по уставу, это очень смешная картина. Мне такой образ приходит на ум. Есть спортивные журналы по бодибилдингу, тяжелой атлетике с культуристами. И наши современные постящиеся люди похожи на человека, который полистал этот журнал, открутил от швабры палку, повесил на нее две подушки и начинает подражать культуристам. Какое отношение это имеет к тяжелой атлетике? Никакое. Это откровенная карикатура. Когда этим будет заниматься ребенок, мы просто улыбнемся, похвалим его за эту игру, потому что мы знаем, что когда-нибудь он, может, дорастет до культуризма. Но когда этим занимается взрослый человек, это смешно. Хочется сказать, что, наверное, с ним что-то не так. Вот на что похоже наше постничество, когда люди пытаются ориентироваться на монашеский устав.

Как мы видим, очень многие люди имеют проблемы со здоровьем, как только начинается пост. Они вместо мяса едят булку, макароны, и у них начинаются проблемы с сахаром, повышается адреналин. Люди становятся раздражительными, набирают вес, потому что не считают калории и переедают. Это не пост, а карикатура на него и однозначно вред здоровью.

Если спросить у меня, каким я вижу современный телесный пост, то я его вижу в первую очередь в грамотной диете, в сбалансированном питании. Ведь зачем писался Типикон? Зачем постились подвижники? Они формировали образ телесного поста, который поможет им заниматься настоящим постом − душевным и духовным. Это не был закон, который будет постоянно ограничивать, обличать в том, что они неудачники и у них ничего не получается...

По-хорошему, когда начинается пост, надо отказаться от всего вредного, очистить свое тело. В здоровом теле – здоровый дух. Отказаться от сладкого, вредного (сейчас это называется «джанк-фуд»), начать считать калории, принимать витамины. Если мы в другое время не пьем витамины, то хотя бы во время поста надо начать их пить. Хорошо бы заняться какой-нибудь гимнастикой. То есть мы должны свое тело привести в хорошее состояние, а в хорошем состоянии тела легче молиться. Смысл в том, что мы себя должны привести в состояние боеготовности. Боеготовности с кем? Как пишет апостол Павел, наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных. Это что касается телесного поста.

Перейдем к области душевной, поговорим о душевном посте. Надо понимать, что кора Земли образуется из мантии. Вулканы извергаются, мантия выходит на поверхность, застывает и превращается в кору. Когда-то вся наша Земля была пламенеющим шаром, который потом остыл. Вот эта остывшая корка (почему она и называется корой) стала тем местом, на котором Господь поселил нас с вами.

В духовном смысле тоже прослеживается такая же параллель. По большому счету не важно, что мы с вами едим, важно, как мы это чувствуем. Можно и постной пищей чревоугодничать, объедаться, всячески услаждая свои чувства. А можно питаться несоленой вареной курицей каждый день. Конечно, она уже через неделю будет просто невыносима, но если воспринять это как духовный подвиг, то от такой курицы поста будет куда больше, чем от кедровых орешков с медом, красной рыбы, кальмаров и прочего.

Кстати, по уставу на любой трапезе подается только одно блюдо. В воскресенье и в Господские великие праздники на обед полагаются три перемены блюда. Что это значит? Например, вареная картошка, вареная фасоль и яблоки; вот три перемены блюда. Когда у нас на тарелке лежит курица с картошкой – это уже два блюда. Конечно, это некая нота юмора.

Чувственный пост, ограничение своих чувств – это, наверное, самая большая и самая трудная часть поста. Воздерживать свой слух. Воздерживать свои глаза. Воздерживать свой рот и чрево. Не заниматься вычитыванием этикеток, а контролировать свои чувства. Из этого контроля формируется телесный пост. Невозможно без контроля над чувствами поститься телесно.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Надвигается пост, а я нахожусь в дискомфортном состоянии души. Дело в том, что мне врач рекомендовал обязательно есть мясо. У меня была травма глаза и сейчас идет заживление. Нужен белок, коллаген, поэтому врач сказала, что нужно есть мясо. Я мясо не ела несколько лет и даже не хочется. Не знаю, что делать».

– Здесь мы в каком-то смысле идем еще глубже, а именно – в духовный пост. Есть устойчивая монашеская формулировка, что послушание выше поста и молитвы. В монастыре послушание идет в первую очередь по отношению к игумену, духовнику. Для нас, живущих в миру, открывается масса возможностей проявить послушание, просто это не всегда очевидно. Послушание врачу – одна из замечательных богоугодных форм послушания. Если врач говорит, значит, надо принять это за послушание. Если Вам сказали, что надо есть мясо, то необязательно делать антрекот по-французски, а исключительно в медицинских целях кушать мясо в отварном виде, например, с максимальной простотой и минимальным украшением.

– У телезрительницы проблема в том, что она не ест мясо несколько лет.

– Как раз в этом и есть подвиг послушания. Это духовный пост. Была раньше такая проблема: когда пустынники, которые жили в пустыне, приходили в общежительный монастырь, их очень часто не принимали, потому что они думали о себе, что добились каких-то результатов, постятся так-то и так-то. А в общежитии вроде как предлагают снизить планку. Пустынник, может быть, вареной пищи уже несколько лет не ел, а ему рыбку дают, что-то вареное с маслицем. И так далее. Ему кажется: как это я буду есть?.. Это гордыня. Ты пришел в общежитие – прими послушание, и совесть твоя очистится. С послушанием приходит смирение и приходит благодать.

В общем-то, пост нам нужен для того, чтобы стяжать благодать. Пост – это способ стяжания благодати. Как мы уже поняли, по тому Типикону, который составлялся тысячу лет тому назад, мы поститься не можем – мы другие, немощные. Да и тогда, в общем-то, так постились далеко не везде.

Мы с вами должны отвлекаться от всяких телесных вопросов и уходить глубже, в мантию Земли. А потом – доберемся и до ядра. Мы с вами должны контролировать чувства, должны отказать себе в том, что нас выводит из мирного устроения духа. Например, стоит у нас на кухне приемник, и мы постоянно включаем какое-то светское радио. Не надо. Все светские песни так или иначе с элементами каких-то греховных мыслей, чувств и прочего. Не надо. Включите церковное радио. У нас в Петербурге, например, есть радио «Град Петров». Прекрасное радио! Можно найти и включить его в Интернете.

Пост предполагает не только ограничения, но и побуждение. Говоря про телесный пост, мы уже отчасти коснулись этого: мы себя ограничиваем в чем-то, но мы себя и побуждаем к чему-то. Например, как я сказал, купите витамины, начните считать калории, делать пробежку по утрам. То есть не только ограничьте себя в чем-то, но и побудите, подтолкните себя на какое-то телесное действие.

То же самое в душевной сфере: ограничьте себя от негативных влияний в чувствах, но откройте для себя мир классической музыки, духовной музыки. Откройте для себя богослужение в новой, может быть, форме. Не ходили на вечернее богослужение – сходите. Не были на монастырских службах – сходите. Это тоже чувственная информация. Богослужение в первую очередь входит через слух, зрение; конечно, оно идет глубже, это уже и духовная составляющая, но и душевная в том числе.

С одной стороны, мы отсекаем плохое, но на место плохого надо обязательно вселить что-то хорошее. Батюшка Порфирий Кавсокаливит говорил, что наша душа – как аудитория: если она полностью заполнена Христом, то дьявол туда не попадет. Так же и здесь. Если мы постом заметили, что в аудитории нашей души находится не только Христос, но и всякие бесята, то их надо выгнать и на их место позвать ангелов (я образно говорю). Когда ты что-то убрал, на это место надо что-то положить. Если вы перестали смотреть плохие передачи, смотрите в пост духовные фильмы, например. Есть авторское кино, один только Тарковский чего стоит! Можно просмотреть такие фильмы и получить колоссальную душевную и духовную пользу.

Давайте поговорим о ядре. Ядро Земли двухсоставное (жидкое внешнее ядро и твердое внутреннее ядро), состоит из железо-никелевого сплава. Наше духовное ядро – духовный пост – это, конечно, молитва, богослужение, Причащение Святых Таин, чтение слова Божьего. Но не только это. Еще это дела милосердия, жизнь по Евангелию в общем и целом.

Интересно то, что ядро не очень очевидно, оно находится глубже всего. Казалось бы, есть земная кора, на ней горы, реки, леса, моря, океаны, жизнь, человек. Мантия – тоже понятно: строительный материал для всей Земли, скажем так. А что ядро? Какой-то кусок железа в центре. Но удивительный парадокс в том, что если бы не было такого ядра, то на нашей планете не было бы жизни. Потому что ядро создает магнитное поле Земли, а магнитное поле ограждает Землю от такого явления, как солнечный ветер. Солнце постоянно испускает не только свет, но и огромное количество заряженных частиц. И если бы у нашей планеты не было такого ядра, какое оно есть (какое Господь усмотрел, чтобы была возможна жизнь), то на планете не было бы ни воздуха, ни воды, ничего. Только таинственная, сокровенная деятельность ядра Земли ограждает нас от этого солнечного ветра, который сдул бы все легкие элементы с нашей планеты, и планета наша была бы похожа на безжизненную каменную глыбу в космосе.

Так же наша духовная жизнь во время поста: если она не протекает, то никакой пользы от телесного поста мы не приобретем. Мы можем есть траву, но если духовная жизнь на нуле, то нам от этого не будет совершенно никакой пользы. Апостол Павел говорит: Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. 5, 14). Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3, 23–24).

Духовная жизнь – наша молитва, наши благотворения, милостыни тайные. По Евангелию милостыня должна быть втайне, молитва должна быть втайне, пост должен быть втайне.

– Вопрос телезрителя из Курска: «Батюшка, я Вас давно слушаю, рад Вашим выступлениям, они очень толковые, познавательные. Нужно доводить такие богословские тонкости до людей... У меня вопрос по Ветхому Завету. Пророк Елисей попросил у пророка Илии двойную или сугубую благодать. Для чего он это сделал? Еще по теме поста хочу немножко рассказать свой опыт. Я тоже больше десяти лет не ел мяса, и это привело к тому, что у меня заболели суставы. Врач мне сказала, что в мясе есть цинк, который в удобной форме усваивается организмом. Медики говорят, что чистые витамины хуже усваиваются, а из продуктов усвоение идет совершенно в другом ключе. Как себя переубедить в том, что мясо иногда все-таки нужно есть?..»

– Надо правильно оценить степень греха. Как мы уже много раз сказали, Типикон дает нам образцы совершенно недостижимые. Во-первых, они изначально даны для монашеской жизни, а мы с вами – не монахи, не давали постных обетов. Во-вторых, это как будто совсем из другой цивилизации пришедшее наследие. Никто из нас не соблюдает пост так, как предписывает устав, потому что мы едим больше двух раз в день. Как говорит апостол Павел, мы все согрешили под законом, но оправдываемся верой в Иисуса Христа. Значит, мы должны сместить свои приоритеты. Во-первых, мы должны думать только о Христе; во-вторых, понимать, где грех кроется в нашем отношении к посту.

Какой самый страшный грех? Самоубийство. Приходит отчаяние (духовный грех), и за ним следует телесный грех – самоубийство. Надо понимать, что когда мы вредим своему здоровью, мы совершаем медленное самоубийство. Я уже говорил, что когда писался Типикон, не знали монахи, что есть витамины, что есть цинк в мясе и так далее; они руководствовались только духовными моментами. Читая жития святых, мы встречаем, например, такое, что неразумные монахи отказывались от воды, думая, что таким образом они добьются какого-то духовного результата... Сейчас, когда Господь дал нам знание, мы не пойдем на такой подвиг, потому что это самоубийство. Во-первых, это самочиние, во-вторых, самоубийство, потому что мы себе вредим.

Грех самоубийства – самый большой грех. Если вам кажется, что какими-то условно духовными действиями (отказ от каких-то лекарств, например) вы угождаете Богу, то задайте себе вопрос: не совершаете ли вы таким образом медленное самоубийство? Есть такие сектанты (не будем их называть), у которых запрет на переливание крови. Они из-за своих сектантских взглядов убивают своих родственников, потому что когда возникает такая ужасная ситуация, они дают отказ от переливания крови по религиозным убеждениям. Это грех.

То же самое происходит, когда мы говорим врачу: мол, я благочестивый православный, этого есть не буду, эти лекарства принимать отказываюсь. Это непослушание, самочиние и медленное самоубийство (больший грех, чем все прочее).

Вопрос относительно пророка Елисея и благодати. Читайте преподобного Силуана Афонского. Все очень просто. Благодать – очень сладкая; это счастье, радость, это Дух Святой. Благодать – это то, что мы должны приобретать постом. Вся наша духовная жизнь заключается, как сказал батюшка Серафим, в стяжании благодати Божией.

Ничего удивительного, если пророк Елисей видел Илию, видел, какие у него дары, какая благодать. Пророк Елисей, видимо, получил такое дерзновение. Если помните, он не просто получил ее, но было условие. Пророк Илия ему сказал: «Если увидишь, как я возношусь на небо, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет». То есть надо понимать, что пророк Елисей сам был на определенном духовном уровне, он подготовил сосуд своей души для того, чтобы вместить эту благодать. Там все очень здорово, интересно. Благодать сладка, прекрасна, она дает ощущение Царствия Божьего уже здесь, на земле. Поэтому ничего удивительного; замечательное желание было у пророка Елисея.

– Вы сказали по поводу общежительного монастырского жития. Наши семьи – тоже общежитие.

– Совершенно верно. В наше время, я считаю, мы семью должны воспринимать как место спасения, как обитель.

– По поводу поста всегда в этом «общежитии» возникают вопросы. Потому что люди разные...

– Никаких вопросов не возникает, потому что мы с вами – воины Христовы. Когда нас крестили, нас нарекли новоизбранными воинами Христовыми. Семья – это маленькое военное подразделение. С какой скоростью движется любое военное подразделение? Со скоростью самой медленной единицы. Пост в семье должен ориентироваться на самого немощного; все остальные, чтобы не гордиться, не тщеславиться друг перед другом, должны поститься как самый немощный. Когда этот немощный укрепится, тогда и общая планка подразделения поднимется. Не должно быть разделения в семье. Семья должна существовать в едином духе (самое главное – в духе любви) и в едином темпе спасения.

Зачем нам семья? Чтобы спастись. Все почему-то забывают, что родители рождают детей не для того, чтобы просто родить, а для того, чтобы с этими детьми потом пойти в Царствие Божие. Мы объединились в семью, в малую церковь, чтобы в этой малой церкви нам было удобнее вместе спасаться.

– Прекрасный ответ, надо его транслировать из передачи в передачу. Потому что многие не очень хорошо понимают эту великую задачу… Спасибо, что Вы так интересно рассказали о посте. Благословите наших телезрителей.

– Божие всем благословение, дорогие телезрители. Будем помнить, что духовное ядро нашей с вами «планеты поста» должно быть главным, потом – душевное, а телесное – в самом конце.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​