Беседы с батюшкой. Таинство Венчания. Священник Вадим Смоляков. 18 сентября 2024

18 сентября 2024 г.

В гостях – клирик Вознесенского архиерейского подворья города Екатеринбурга священник Вадим Смоляков.

– Ранее мы обсудили практически все церковные таинства, остались таинство Венчания и таинство Священства. Сегодня предлагаю поговорить о таинстве Венчания. Прежде нужно рассказать, как оно было установлено, о его значимости, почему так важно начинать брак именно с венчания.

– Когда мы обсуждали план наших бесед по таинствам, я хотел придерживаться определенной логики. С таинства Крещения все начинается. К таинствам Исповеди и Причащения должно приступать подавляющее большинство верующих христиан. В таинстве Елеосвящения (Соборования) тоже участвует огромное количество людей. И далее у меня возник вопрос, какое из оставшихся таинств для людей ближе. С одной стороны, со священником, который крестит, исповедует, причащает и соборует, общается каждый человек. И логичнее было бы беседу о священстве провести вперед. Потому что венчание – не для всех: есть монахи; есть люди, которым это совсем не нужно. Но потом мне пришла мысль, что на самом деле всё в точности до наоборот. Ведь все начинается еще в Эдемском саду, в раю, когда Бог, творя Адама, творя Ему жену, говорит, что теперь они одна плоть. Все начинается с семьи.

То есть до священника, который погружает в купель, принимает первую исповедь, впервые в жизни причащает, есть семья. Семья есть у каждого человека. Святые отцы с самых древних времен говорят о том, что брак установлен Самим Богом в раю, и приводят в пример историю наших прародителей Адама и Евы. Брак – установление Божие, установление принципа человеческой жизни. И таинство Венчания, которое сейчас мы имеем как церковное священнодействие освящения союза людей во Христе, на самом деле нам гораздо ближе.

Может быть, найдется человек, который скажет, что он монах, рос в детском доме, семьи у него никогда не было, родителей своих не знал и ему венчание не нужно. Даже если произошла такая ситуация в жизни человека, все равно он так или иначе общается с людьми, которые являются (либо являлись когда-то) семейными.

С семьи у человека начинается все. Человек, как известно, все приносит в семью (то, что он не может рассказать коллеге по работе, он обязательно расскажет дома) и все выносит из семьи (в том смысле, что все трудовые способности, все мыслительные движения человека связаны с его семьей). Для монаха семья – это, конечно, монастырь, община, но об этом мы говорить не будем. У людей, живущих в миру, есть семья как малая церковь.

Апостол Павел, называя первые христианские семьи домашними церквями, подчеркивает, насколько велика роль семьи, насколько это важно. Он называет семью малой церковью (если дословно – домашней церковью). Что такое малая церковь? У нас есть Церковь Вселенская, есть Церковь Поместная – наша Русская Православная Церковь, есть Екатеринбургская митрополия, в ней есть Екатеринбургская епархия, в ней есть храм Вознесенского архиерейского подворья с общиной, которая находится в этом храме. Всё это части единой Великой Церкви.

Семья – это как приход, как община; это чрезвычайно важная часть для Церкви. Поэтому таинство Венчания, с одной стороны, открывает людям возможность лучше послужить Богу именно вместе (ведь очень хорошо, когда тебе кто-то помогает). С другой стороны, таинство Венчания открывает для общины, для Церкви эту семью, которую Господь только что сочетал... Эта семья узнается общиной как часть, как та единица, которая приносит Церкви большую пользу. Как, например, огромную пользу Церкви, о чем пишет апостол Павел, приносили Акила и Прискилла. Мы читаем в его посланиях, как хорошо он о них отзывается, как их благодарит.

Как мы говорили до этого, все таинства исходят из литургии и приходят к литургии. То есть священник не сразу стал священником, он когда-то был крещен, когда-то первый раз исповедовался и причастился, и все это совершал другой священник, служащий литургию. Это преемство. Очень близко к евхаристическому общению наше семейное общение; в том смысле, что из малых частей создается, действует единое целое.

– Батюшка, таинство Венчания – очень ответственный шаг для супругов. И Церковь обычно устраивает какой-то искус для них. Расскажите, как происходит подготовка к венчанию.

– Сразу скажу: то, о чем я буду говорить, – моя личная практика, мое личное мнение, и, конечно, так может быть далеко не у всех священников. Я стараюсь венчать только тех, которых очень хорошо знаю как прихожан, хотя бы в течение года церковной жизни. То есть я регулярно видел их на исповеди, на причащении, видел их жизнь в церковной общине. За год можно узнать человека, особенно за год церковной жизни. Как говорится, необязательно брать своего товарища в горы (хотя это тоже очень хорошо и очень показательно), приведи его в храм и проживи с ним один год в храме, в той церковной общине, куда вас обоих привел Господь, – и узнаешь своего друга (брата, жену, сестру, маму, бабушку, дедушку) гораздо лучше. Год церковной жизни значит очень много.

Потом, насколько это возможно, мы с ними проводим узкоспециализированные беседы. Эти беседы предполагают, что человек действительно крайне ответственно приступает к этому таинству, я бы даже сказал, к этому служению, поскольку семья в Церкви служит. Семья – это богослужебный институт, та церковная часть, которая воплощает церковное единство в малом зримом образе.

Посмотрим на церковную общину. Сколько в храме может быть человек? Две тысячи, три тысячи. Все они являются частью общины. Как их можно увидеть одним взглядом? Даже я, священник, когда стою на амвоне и произношу проповедь, а в храме огромное количество людей, вижу только первые ряды, а дальше уже не могу разглядеть. То есть даже мне, стоящему на определенном возвышении, сложно увидеть всех. Но внутри этого собрания, этой общины можно увидеть семью: мужчину и женщину, их детей. И увидеть, насколько в их жизни воплощается любовь Божия. Посмотреть на всю общину сложно, а на рядом стоящую семью можно.

Так вот, на этих беседах в первую очередь мы говорим о том, знают ли они, что им надо подавать пример, хотят ли они вообще подавать пример семейной жизни в церкви другим людям. Когда я все это рассказываю, люди действительно понимают, что таинство Венчания накладывает большую ответственность, что это не просто красивое церковное благословение их брака. То, на что Господь благословляет, для человека является трудным, в том смысле, что нужно очень много трудиться.

По большому счету у меня нет нужды в обсуждении этих вопросов с людьми, поскольку я их знаю и вижу, что они уже подают хороший пример другим людям, которые на них смотрят, видят их добрую жизнь во Христе и славят Бога. Но погрузиться в это им очень нужно, чтобы понять ту ответственность, которую они несут. Эту ответственность, по примеру литургического и евхаристического единства Церкви, можно сравнить с ответственностью по организации прихода.

Допустим, приходят к архиерею 10 человек (как правило, 10 старушек) и говорят: «Владыка, видишь, какие мы старенькие, немощные, далеко ходить не можем. У нас в деревне нет ни храма, ни батюшки, а нам очень нужен батюшка». Владыка, как правило, начинает рассказывать, что у батюшки есть жена, дети, что батюшке надо где-то жить, где-то служить. И на этих десятерых ложится огромная ответственность воплотить зарождение церковной общины, которая у них есть.

В семье ответственность еще больше. Поясню, почему больше. Кто видит церковную общину? Только те, что в нее приходят, что ходят в храм и вместе с этой общиной молятся. А кто видит семью? Детские сады, школы, больницы, те или иные воинские училища, институты. Все видят семью. Поэтому это действительно большая ответственность.

Таинство Венчания открывает возможность людям эту ответственность увидеть, понять, прочувствовать и уразуметь, что без Бога это невозможно, совсем неподъемно. И нужно стараться проводить жизнь во Христе. Господь является главным в том браке, который Он создает.

– В связи с обсуждаемой темой у меня есть несколько вопросов от зрителей. Обязательным ли условием для венчания является заключение брака государством?

– Безусловно, обязательно, поскольку мы имеем постановление Священного Синода, которое прямо это предписывает. Оно появилось не так давно. У свидетельства о регистрации брака есть номер, а у нас в метрических книгах, куда записываются данные брачующихся, есть графа, куда нужно вписать номер свидетельства о регистрации брака. Если свидетельства нет, то графа остается пустой, мы не можем заполнить эту страничку. Поэтому, конечно, регистрация нужна.

Мне понравился пример одного из наших семинарских преподавателей. Он говорит: обратите внимание, когда юноша и девушка, которым по 16–17 лет, любят друг друга, они везде сердечки рисуют, во всех своих социальных сетях выкладывают общие фотографии и подписывают, как они друг друга любят, пишут об этом на асфальте, под окнами... То есть люди, которые любят друг друга, делают всё и даже больше, чем нужно. Иными словами, если люди любят друг друга, они не только поставят печать в паспорте при регистрации брака в загсе, но и еще многое сделают. А если любви недостаточно, чтобы поставить печать в паспорте, то что говорить про таинство Венчания?

– Следующий вопрос: один из супругов хочет венчаться, а другой нет. Стоит ли его заставлять?

– Заставлять категорически нельзя. В Требнике есть такой вопрос, который задается перед венчанием: имеешь ли ты (имя) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль?..

– Следующий вопрос: «Бывает, что в храм регулярно ходить не получается; и после венчания ситуация вряд ли изменится. Стоит ли в такой ситуации повенчаться? Или нужно начинать выстраивать церковную жизнь, а потом брак?»

– Гораздо лучше начать выстраивать церковную жизнь, влиться в полноту евхаристического, литургического, церковного единства, и потом венчание станет подтверждением этой полноты, фактическим пояснением, что единство с Церковью уже есть. Как можно поступить? Во-первых, надо понимать, что Церковь благословляет брак, который уже заключен в государственной инстанции. Если Бог допустил молодоженов до загса, то благословение Божие уже есть. Понятно, что это не во всех случаях, своеволие человеческое никто не отменял. С другой стороны, Господь не попустит быть тому, в чем нет хотя бы маленькой толики чего-то полезного. То есть такой брак Церковью не отвергается, блудом не называется. Имеется синодальное постановление, которое четко прописывает (я упрощенно скажу), что брак, зарегистрированный в загсе, уже является благословленным Церковью, уже благословение Божие есть.

Кроме того, когда люди уже живут полнотой церковной жизни, можно послужить какой-нибудь молебен. Например, молебен на начало доброго дела, где есть такие слова: «Ангела-хранителя пристави делу сему…» И будет у семьи ангел-хранитель. В таинстве Венчания, кстати, об этом не говорится. То есть можно сначала молебен отслужить, а потом, в свое время, повенчаться. Можно послужить молебен с акафистом покровителям брака, благоверным князьям Петру и Февронии, чудотворцам Муромским, или Царственным страстотерпцам, или Матери Божией. Иными словами, можно получить более конкретное церковное благословение, надо только прийти к батюшке и сказать, чего вы хотите.

Когда люди приходят и говорят, что хотят венчаться, а батюшка их впервые видит, то, скорее всего, он скажет, что венчать их не будет. А если прийти и попросить помолиться о вашей семье, батюшка все расспросит и, наверное, на что-то согласится, какой-то вариант найдется.

У нас есть молебен об умножении любви и искоренении всякой ненависти, который часто заказывают люди за своих врагов, нехороших начальников (это я передаю то, что слышу от людей), нерадивых мужей, жен, дерущихся детей и так далее. Даже его можно совершить. По опыту его совершения могу сказать, что это молебен, чтобы люди перестали ругаться, а не о том, чтобы все изначально было хорошо.

– При каких условиях брак может считаться развенчанным, если можно так сказать? Есть какие-то условия, когда церковный брак прекращает свое действие?

– Во-первых, это смерть супруга. Во-вторых, вина прелюбодеяния, о чем сказал Сам Господь. В-третьих, это причины, указанные в «Основах социальной концепции». Перечислю их (может быть, не все вспомню): психическое заболевание кого-то из супругов; неспособность к деторождению, наступившая по вине человека; засвидетельствованная медициной та или иная зависимость (наркомания, игромания, алкоголизм); длительное отсутствие супруга в семье; переход супруга в другую веру. Таких причин не так уж и много, но это не столько причины, по которым брак можно считать церковно недействительным, сколько констатация факта, что брак уже давно прекратил свое существование.

Повальная проблема современной жизни: люди, когда создают семью, как-то очень халатно, легкомысленно относятся к совместному досугу. У апостола Павла семья сравнивается с церковным телом. Например, у человека две руки, и без одной руки ему уже будет очень тяжело. Когда Господь говорит, что будут два человека в плоть едину, в единый организм, Он предполагает, что они уже всегда будут вместе.

А мы сейчас что видим? В отпуск люди семейные ездят порознь: жена отдельно, муж отдельно. В командировки (в том числе выпрошенные ради наживания благосостояния) улетает один супруг, а жена остается с детьми, причем подолгу, порой на несколько месяцев.

Я не к тому, что надо категорически запретить командировки; это не получится. Я к тому, чтобы в нашей жизни воплощалась та заповедь, которую Господь нам оставил. Он говорит: и будут два одною плотью (Мф. 19, 5); что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

То есть человек не должен разлучаться со своей семьей. Как сказано в «Основах социальной концепции» в разделе о семейной нравственности, основанием к разводу и признанию церковного брака недействительным может считаться длительное отсутствие супруга в семье. Конечно, срок там не прописан.

Например, я знаю одного священника, который говорит, что в его жизни был всего единственный случай, когда ему вынужденно, из-за командировки (притом по святым местам, а не какой-то деловой), пришлось одну ночь не ночевать дома. Это была единственная ночь за сколько-то лет их совместной жизни. И он говорит: «Это была худшая ночь в моей жизни, потому что мне казалось, что меня разорвали, что одна часть моя находится здесь, а другая где-то там. Я почти не спал эту ночь, мне было очень плохо. Он пережил то, что богооставленностью, конечно, не назовешь, но это было разорванное, внутренне неспокойное состояние.

Также у нас часто бывает распространено, что супруги уезжают к кому-то в гости порознь, в деревню к бабушкам и дедушкам; жена с детьми уезжает, а муж остается в городе на работе или наоборот. Когда Господь говорит, что будут двое одна плоть (Быт. 2, 24) и что Бог сочетал, того человек не разлучает (Мк. 10, 9), Он ведь и это имеет в виду, чтоб мы не разлучались друг с другом, когда мы уже в браке.

Все свое свободное, данное от Бога время я провожу с семьей, я призван к этому. Раз Бог нас сочетал, все мое свободное время должно быть посвящено семье. Опять же без фанатизма. Потому что тут может быть перекос в жизни людей: не работать, деньги не зарабатывать, раз Господь сказал, что надо быть в семье, вот в семье и будем. Это неправильно. Я подчеркиваю: все свободное время должно быть посвящено семье.

Здесь есть еще один пункт. Люди могут и жить вместе, и венчаться, и понимать, для чего они это делают. И при этом, когда они находятся вместе, он в телефоне по работе, она в телефоне, например, в поисках нот к следующей церковной службе. И вроде бы люди вместе, а вроде бы и нет. И чем больше мы это попускаем, тем сильнее это разрастается, как опухоль. Сегодня мы два часа так посидим (оба в телефоне), через неделю четыре часа будем так сидеть…

Господь ведь имеет в виду не только территориальное разлучение, но и эмоциональное, досуговое. В Последовании таинства Венчания сказано, что благословение брака призывается для того, чтобы у супругов было единомыслие душ и телес.

В Книге Деяний апостольских есть поразительные слова о первой христианской общине. Там буквально сказано, что у христиан, в число которых входили и Пресвятая Богородица, и апостолы, и люди, которые верили по слову их, была единая душа и единое сердце. Речь не только о супругах, а о церковной общине.

Эту разобщенность мы видим везде. Но человек все вносит в семью и все выносит из семьи. Если он вносит в семью разобщенность, то большую разобщенность из нее и вынесет, и получится просто замкнутый круг. Когда люди венчаются, просят благословения Божия на их брак, предполагается, что никогда никакой другой человек, видящий их со стороны, не скажет, что это, допустим, Василий, а это Татьяна. Он будет говорить: это Василий – муж Татьяны, а это Татьяна – жена Василия. Чтобы люди привыкли даже внешне видеть их единой семьей.

Как у апостола Павла: Акила и Прискилла. Если бы я сказал только «Акила», наверное, ассоциация не сработала бы у многих. Если бы сказал только «Прискилла», тоже не получилось бы ассоциации. Если я скажу только «Петр», без Февронии, тоже не получится понять, о ком речь. К этому идеалу Господь нас и призывает, чтобы мы для других и самих себя были единым целым. И Господь для того и приходит в этот мир, становится Человеком и живет нашей человеческой жизнью, чтобы в браке супруги всегда ориентировались на Него.

Мне понравилась одна мысль (не помню, у кого ее нашел, но она просто замечательная). Приходит семейная пара к священнику: «Батюшка, у нас беда: не разговариваем, общих интересов нет, живем как чужие люди». И батюшка им говорит: «Послушайте, Бог стал Человеком, соединилось несоединимое (человеческая и Божественная природа во Христе). Если уж Бог стал Человеком, то Тот же Самый Бог вас, людей, может соединить гораздо легче».

Мысль очень тонкая. И когда в браке люди действительно имеют Христа в единомыслии душ и телес всегда на первом месте в своей семье, то те нестроения, командировки, которые назначаются людям, определенные сложности их жизни во Христе перестают быть тяжелыми. Они становятся просто трудными. Надо потрудиться, чтобы это преодолеть, но Христос дает силы для этого.

И такое измерение открывает нам таинство Венчания – церковный брак. Мы к нему сегодня совсем немного прикоснулись. Я знаю семейную пару, они живут вместе уже больше 50 лет. При этом поженились, когда ему было 19 лет, а ей – 18. И они всю свою сознательную жизнь, несмотря на церковно-политические гонения прошлого века, прожили в церкви. У них взаимопонимание на уровне даже не взгляда, а мысли. Вот к такому нас призывает Господь. Мы такие примеры даже в современной церковной жизни видим. Они не всегда бывают заметны, но надо просто присмотреться.

– Еще один вопрос: «Нужно ли брать благословение на венчание у крестных родителей?»

– Мне кажется, ответственность крестных родителей заканчивается церковным совершеннолетием их крестников. Как есть у нас несовершеннолетние до 18 лет, есть частично совершеннолетние с 16 лет, есть совершеннолетние, которые могут сами, допустим, на работу устраиваться. То же самое в духовной жизни. Крестные бывают разные. И если общение с крестным есть (а предполагается, что оно должно быть), то как можно ему не сказать, что собрались венчаться? Он наверняка скажет: «Слава Богу, молодцы».

А если с крестными общения не было, всё сложнее… Чтобы такого не было, абсолютную ответственность крестных в этом вопросе я бы все-таки рассматривать не рекомендовал. Конечно, сказано в чинопоследовании венчания: «молитвы родителей созидают основания домов». Но именно молитвы и деятельное присутствие родителей.

А так казусов в семейной жизни бывает много. Бывает, люди и женятся, и венчаются не то что без благословения крестных, а даже вопреки воле того или иного родителя. Бывает такое: духовник благословил, а мама против. Но раз духовник благословил и люди много молились, они венчаются. Проходит какое-то время, и мама, которая была против, начинает потихоньку менять мнение.

– Следующий вопрос очень интересный: молодой человек поклялся своей подруге всеми святыми, что не вернется к отношениям. И теперь сожалеет о сказанном и желает вернуть все обратно. Что делать?

– Как сказал Господь, не клянись вовсе. Мне кажется, так и стоит поступить. Если человек на одну чашу весов кладет всю свою жизнь, а на другую – какое-то скоропалительное решение, то надо очень внимательно понаблюдать за человеком. А потом он может на ту же самую чашу весов положить семью и детей, все свое имение за какое-то скоропалительное решение. Призвал бы быть в таких случаях чрезвычайно осторожным в общении с человеком.

– Еще вопрос: «Долго жил в браке без венчания, уже солидный возраст и время, проведенное в браке. Появилось желание повенчаться. Нам ведь не откажут?»

– Конечно, не откажут. Я был еще пономарем, когда в Храме-на-Крови совершалось венчание очень пожилой пары. Супругам было под девяносто лет (им принесли специальные стульчики). Вместе они жили около семидесяти лет, поженились в двадцать лет. У каждого из них это единственный брак, все хрестоматийно хорошо, даже необычно хорошо. И в таких случаях есть чинопоследование, которое называется «Чин венчания супругов, во многих летах сущих» (которые прожили уже много лет в браке). Они уже родили детей, всех воспитали. Там немного другое последование, но оно куда более точно подходит под такие примеры.

Конечно, можно прийти к священнику, у которого супруги исповедуются, причащаются, и вместе с ним об этом поговорить. И, может быть, он повенчает их буквально на следующий день.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Смоленского храма села Южа Ивановской области священник Алексий Лихачев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X