Беседы с батюшкой. Святой Иоанн Кронштадтский о России. Протоиерей Геннадий Беловолов

24 ноября 2022 г.

В студии протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в селе Сомино.

– Тема передачи: «Святой Иоанн Кронштадтский и его дневники». Если кто из вас не читал, почитайте, а если кто читал, поделитесь своей радостью. Когда мы говорим о святом и праведном отце нашем Иоанне Кронштадтском, на сердце всегда радостно, это всероссийский пастырь. И, наверное, если б мы не стали обмениваться мнениями о нем, то каждый бы имел на него свой личный взгляд.

Его дневники произвели фурор, ведь в них можно прочесть о тех сложностях духовной жизни, с которыми он сталкивался. Без них мы бы просто думали, что он святой, а оказывается, были и проблемы. И именно погружение в повествование о преодолении этих проблем дает нам понимание особой святости отца Иоанна Кронштадтского. Вы директор его музея-квартиры. Ее часто называют «квартирка».

– Да, уменьшительно-ласкательная форма – это выражение любви.

– Кто для Вас Иоанн Кронштадтский? Каково значение его дневников?

– Начну с того, что сегодня необычный день. Нам дорого все, что связано с отцом Иоанном. Мы празднуем и день его рождения, и день кончины, и день его прославления. А сегодня день, когда он сделал последнюю запись в своем дневнике. Она датирована 11 ноября (по старому стилю) 1908 года. До его праведной кончины оставалось почти 40 дней. Но болезнь, которая его мучила, не отступала, немощь была очень сильна, и отец Иоанн сделал последнюю запись. Она носит глубокий духовный и завещательный характер. Это действительно его последнее письменное слово. В этот день был завершен дневник, которому мы и посвятили сегодняшнюю передачу.

Хотя для меня сегодня тоже очень знаменательный день. Позавчера было 30 лет моей хиротонии, а 24 ноября я отслужил свою первую литургию 30 лет назад. И было это в Троицком соборе, который находится здесь рядом. Символично получилось, что я оказался в том же месте, где начинал служить; 30 лет назад митрополит Иоанн рукоположил меня. Мне очень приятно, что это происходило в том же храме, где рукополагали в дьяконы отца Иоанна Кронштадтского в 1855 году.

В декабре ставленник Иван Сергиев был возведен в первую степень служения и буквально через день стал священником в Петропавловском соборе. Восприняв сан служения, отец Иоанн тут же начал дело, которое продолжал на протяжении всей жизни: стал вести дневник. Он приобрел (или кто-то ему подарил) большую, как мы бы сейчас сказали, амбарную тетрадь. Это было начало 1856 года.

Неужели у молодого священника нет других забот? Вспоминаю начало своего служения, тогда нужно было просто определиться в пространстве, почувствовать, что такое быть священником, это полный переворот в жизни. У батюшки два дня рождения: день, когда его родила родная мать, и день, когда его родила Церковь как священника. И второй день, пожалуй, более существенный и значимый. Тем не менее, несмотря на все заботы первых недель служения, отец Иоанн принимается вести дневник. Это вызывает удивление.  Первые два года это было исключительно чтение Священного Писания с выписками и пометками. В довершение к учебе в семинарии отец Иоанн проходит еще одну свою внутреннюю семинарию – это штудия Ветхого и Нового Заветов. Можно даже издать отдельно толкования Иоанна Кронштадтского на Священное Писание.

Затем эти записи приобретают характер самонаблюдения. Отец Иоанн начинает фиксировать кардиограмму своей духовной жизни, записи личного характера. Редко это касается внешней стороны; как правило, это глубоко внутренние, сердечные записи. Они содержат три основные темы. Во-первых, это духовные размышления, созерцания, мысли, часто это материалы подготовки к проповеди. Эти мысли часто можно встретить цитатами в известных проповедях отца Иоанна. Вторая тема – благодарение. Слово «благодарю» самое популярное в его дневниках.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Ярославля: «Одно из моих любимых выражений Иоанна Кронштадтского: милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых...  Эти слова ложатся на сердце».

– Эта же мысль есть в последней записи Иоанна Кронштадтского в его дневнике. Прозорливый слушатель. Последняя мысль отца Иоанна будет о милосердии.

Вернемся к дневникам, третья тема – исповедальные записи. Отец Иоанн буквально с первых лет начинает вести протокол своих грехов.

– Покаянный дневник.

– Слово «протокол» я употребил, чтобы подчеркнуть судебное отношение отца Иоанна к самому себе. В этом смысле он очень безжалостен к себе. Отец Иоанн описывает все в полном объеме так, как говорят на исповеди. И в этом приоткрывается самое важное для отца Иоанна значение его дневника – это исповедь, которую он вел в течение всей своей жизни. Это исповедальный дневник.

Сохранившиеся дневники Иоанна Кронштадтского изданы в 26 томах. Издание длилось без малого два десятилетия. В 2019 году вышел последний том. Издано не все, что он написал, часть утрачена. И очень важно знать, что это исповедальный дневник, потому что неискушенный читатель может прийти в недоумение. Ведь в общем представлении святость – это безгрешность, что святой не может делать что-то, а если делает, значит, не святой.

Читая дневник Иоанна Кронштадтского, понимаешь, что святость – это отнюдь не безгрешность, а как раз видение своих грехов. Самоощущение безгрешности скорее создается у несвятого человека, пребывающего в гордыне. Часто от людей, пришедших на исповедь первый раз, приходится слышать: у меня грехов-то и нет. Если б такой человек почитал дневник отца Иоанна, то понял бы, что даже святой в своих помыслах, словах, действиях совершает множество согрешений.

Отец Иоанн безжалостно записывает свои грехи. Зачем? Когда ответим на этот вопрос, мы многое поймем в сути его духовной жизни. К сожалению, отец Иоанн жил не в монастыре, у него не было духовника, то есть старца при нем, которому бы он совершал открытие помыслов и ежедневно исповедовался. Он был священником морского городка Кронштадт. Формально у него был епархиальный духовник. Последнего звали Федор Бриллиантов, но о нем никто ничего не знает. Судя по всему, он не играл какой-то существенной роли в реальной жизни отца Иоанна. Видимо, отец Иоанн периодически исповедовался, но это было лишь формальным актом.

Духовная жизнь невозможна без исповеди. И духовником отца Иоанна стал его дневник. Именно ему он открывает все свои помыслы каждый вечер. И он ведет дневник на протяжении 52 лет. Это просто потрясающий документ. В истории Церкви нет другого примера подобного документа, где бы святой отчитывался перед Богом прежде всего, но в данном случае и перед всеми нами, ведь мы читатели дневника, каялся в грехах, безжалостно обличая себя. И именно это требует особого отношения к этой книге. Если мы забудем, что это исповедальный дневник, то можем сказать: «Какой же он святой? У него полным-полно грехов».  В них очень много всего «остренького». Из дневников часто выдергивают различные эпизоды и публикуют эту подборку. И у человека, который ничего не подозревает, может возникнуть вопрос: «А за что же канонизировали отца Иоанна Кронштадтского?»

Читая эту книгу, мы должны помнить, что как бы присутствуем при таинстве Исповеди. Отец Иоанн позволил нам приложить ухо к его исповеди Богу. И более того, читая его дневник, мы в каком-то смысле нарушаем тайну исповеди. У нас самих этих грехов в сто раз больше, мы пишем записочки, которые потом разрываются или сжигаются. И никто не знает наши грехи, батюшка никому о них не говорит. А исповедальная записка отца Иоанна состоит из 26 томов, и любой человек может ее прочесть. Это может быть даже сознательная жертва, которую принес отец Иоанн. Этими дневниками он нанес большой репутационный урон своему имиджу. Теперь мы все знаем, что он осуждал своих собратьев-священников, что гневался на нищих, некоторые даже удостаивались его особого «благословения» – отец Иоанн драл их за волосы. Батюшка даже кается в том, что употреблял зуботычины по отношению к невоспитанным нищим, которые его буквально преследовали. Но это все не просто протокольная запись, а исповедь. В данном случае отец Иоанн кается в содеянном и молится Богу: «Господи, прости». Дневник отца Иоанна – это уникальный документ, где мы можем увидеть жизнь святого изнутри. Больше такого дневника не оставил ни один подвижник.

– Я читал в его дневнике одно потрясающее замечание, что когда согрешишь, помолишься Господу – и Господь снова дает тебе некое пространство в душе твоей; это удивительное ощущение, когда в душе возникает некое пространство. И если мы не сумеем, уподобившись отцу Иоанну хотя бы на долю, получить это пространство в своей душе, я не знаю, как вообще тогда жить.

– Это частая мысль у него. Она передает его внутреннее ощущение греха. Давайте спросим себя: что такое грех для нас? Для кого-то это просто неприятные воспоминания, для кого-то падение в собственных глазах по гордыне, а для отца Иоанна это ощущение тесноты. Грех как будто стесняет, давит, зажимает, и отец Иоанн это чувствует до осязательного переживания. И когда он кается, то разрушает эту тесноту, эту власть греха, эти объятия лукавого и обретает пространство, свободу. И может быть, если заимствовать этот образ, то и у нас получится научиться ощущению этой тесноты. Мы же не любим, когда нас теснят, например, в троллейбусе. И так будет и в жизни. Если нас будут теснить грехи, то мы пожелаем чаще от них освобождаться.

– Вопрос от телезрителя Владимира из Москвы: «Были ли гипотезы и предположения, что дневники могли быть сфальсифицированы?»

– Нигде ни разу не встречал подобной версии. Если бы кто и смог это сфальсифицировать, то это был бы гениальный писатель, который смог написать такой огромный текст. И в чем смысл фальсификации? Это писал действительно отец Иоанн. Как ни странно, дневник делает святого для нас еще ближе и роднее. Если ты отнесешься к батюшке с любовью, то воспримешь его боль как свою, его грехи как свои, а эти книги станут для тебя не искушением, а учебником покаяния. И ты скажешь себе: «Если уж святой так каялся, то и мне надо. Я тоже грешу, но он-то еще и каялся. А я не каюсь, а если и каюсь, то чисто формально». Дневники пропитаны слезами покаяния отца Иоанна. И если мы научимся каяться как он, искренне, со слезами, то чтение дневника станет для нас практикумом по исповеди.

– Сейчас в Кронштадте проходит выставка: «Всероссийский батюшка. Протоиерей Иоанн Кронштадтский: жизнь и служение». На ней представлен архив кинофотодокументов, в том числе несколько листов из дневников, которые хранятся в этом архиве.

– Отец Иоанн вел дневник все 53 года своего служения, с 1856 года. Дневник составил около 40 таких тетрадей. Они все одного размера, кроме последней. Некоторые из них утрачены, сохранилось только 24 тетради. Все они хранятся в Российском государственном историческом архиве города Москвы. А последний дневник, который был начат в мае и закончен 24 ноября 1908 года, попал в Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. У нас в городе хранится только одна тетрадочка, но зато одна из самых важных – дневник, который получил название предсмертного. Это, конечно, не авторское название, отец Иоанн не мог дать своему дневнику такое название, все-таки он вряд ли знал, что тот окажется последним.

Часть тетрадей утрачена. И во многих дневниках видны вырезанные ножницами страницы, буквально десятками. Кто это сделал? Сам отец Иоанн? Маловероятно, ведь в одном месте он написал: хранить этот дневник во что бы то ни стало. Такое строгое предупреждение, чтобы с ним ничего не делали. Очевидно, что это сделал кто-то другой. Почему вырезаны эти страницы? Что на них было такого? Можно только предполагать. Часть дневников вообще исчезла. Это тетради начала XX века, где-то с 1900 до 1908 года. Это восемь важнейших лет как в жизни отца Иоанна, так и в жизни России. Это были годы царствования Николая Александровича, революций и подчас трагических событий в жизни самого батюшки.

Мы радуемся тому, что у нас есть 24 тетради плюс предсмертный дневник. Но, к большому сожалению, некоторые важнейшие дневники утрачены. На этой почве есть разные версии, куда они могли деться, где они, кто их спрятал, украл или уничтожил. Могут ли они быть найдены? Все, что есть, хранится в государственных архивах и издано в 26 томах. Их можно приобрести. Отец Иоанн Кронштадтский, может быть, в ответ на просьбы почитателей или, может быть, сам осознавая важность своих записей, пришел к мысли об их издании.

К тому времени скопилось уже больше 20 таких томов, была проведена серьезная работа, на полях оставлено много знаков: кресты, кружки, кресты в кружках… Все эти знаки понимал его личный секретарь Иван Васильевич Фиделин. Личность очень интересная, хотя его упоминание для большинства, наверное, ни о чем не говорит. Он был племянником Иоанна Кронштадтского, сыном сестры всероссийского пастыря, Анны Ильиничны Сергиевой-Фиделиной. Старший сын, 1853 года рождения, еще довольно молодым переехал из Суры в Кронштадт. Хотя отцу Иоанну Кронштадтскому было тогда чуть более 40 лет, ему нужен был какой-то помощник, и таковым стал его племянник Иван Васильевич Фиделин. Человек, преданный отцу Иоанну, необычайно талантливый, несмотря на простое крестьянское происхождение, он, тем не менее, работал журналистом в кронштадтских изданиях, «Гражданском вестнике» и публиковал заметки о жизни Кронштадта, было бы интересно как-нибудь это собрать, почитать и увидеть глазами племянника отца Иоанна, но сам он всегда подписывался: личный секретарь Иоанна Кронштадтского, И. В. Фиделин.

Именно он был одним из самых близких духовных и доверенных лиц отца Иоанна. Именно он мог читать тот дневник, который мы сейчас видим изданным в виде книги. Он осуществил редакторскую работу, отличался деловой предприимчивостью, смог организовать сбор, публикацию книги, и в 1891 году вышел первый том, который знают сейчас во всем мире: «Моя жизнь во Христе». Это не что иное, как дневник отца Иоанна Кронштадтского, и сам батюшка написал такой подзаголовок: «Извлечение из дневника отца Иоанна Ильича Сергиева».

В прошлом году мы отмечали 130-летие первого издания «Моей жизни во Христе», в честь этого была издана юбилейная книга с моей статьей, с исторической справкой по изданию этой книги. Потом она издавалась практически каждые два года, и при жизни отца Иоанна вышло восемь изданий. Я собираю все издания про отца Иоанна, и у меня уже заставлены практически две полки изданиями последних лет. Это одна из самых читаемых книг, одна из самых, наверное, важных, глубоких, но часто читатели, открывая ее, не подозревают, что заглядывают в дневник дорогого батюшки. Там нет дат, там убраны все бытовые детали, событийные записи, оставлены только духовные размышления.

Причем часто издатели опускают, а читатели, даже если это написано, не читают подзаголовок, для отца Иоанна он очень важен, как, впрочем, и само название. Я бы хотел сегодня прочесть и, может быть, осознать, что же это означает – жизнь во Христе. Сам еще будучи молодым человеком, как-то в антикварном магазине я увидел книгу незнакомого мне автора Иоанна Кронштадтского: «Моя жизнь во Христе», у меня первая мысль была: «Не слишком ли вот так сказать о самом себе? Должен Господь засвидетельствовать, что твоя жизнь была в Нем, или хотя бы какие-то другие авторитетные лица». Такое свидетельство о самом себе, согласитесь, очень ответственно и ко многому обязывает. Это требует ответственности прежде всего пред Богом, когда так заявляешь. Но когда мы читаем книгу, знакомимся с жизнью отца Иоанна, мы понимаем, что в этом названии нет даже намека на фальшь, это истинная правда, и батюшка здесь сказал нам правду о себе – он жил во Христе.

Жизнь его как бы уже не его. Здесь интересная диалектика, и, по сути, отец Иоанн Кронштадтский дает нам не только название книги, но какую-то заповедь. В этой книге очень много мыслей о вере, о том, что такое вера. Это учебник покаяния, но это если читать дневник без редакции, а в этой редакции отца Иоанна – это книга о вере. Но не теоретический курс веры. Вообще нет теории веры. Никто еще теоретически не сформулировал, как человека привести к вере или даже как его отвадить от веры, нет рецептов.

Господь специально создал этот канал связи с Ним настолько необъяснимым, настолько сложным, что он не поддается никакой теории. Вера возможна только на практике, в теории это будет лишь схоластика, даже какие-то элементарные законы трудно формулировать. Если бы они были, то легко было бы приводить к вере классы, группы, народы. Бывают верующие родители – дети неверующие; или неверующие родители, а у них ребенок совершенно, как говорится, ударился в веру. В чем здесь законы? Вера возможна только как практика, только как жизнь. Вот жизнь во Христе. Мне кажется, это основополагающий закон веры – только по вере можно жить.

Подзаголовок, с которого я начал: «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». Слова, которые тоже ко многому обязывают, то есть отец Иоанн здесь нам приоткрывает, в каком состоянии он писал эту книгу. Мы предпослали этому изданию один из лучших, я считаю, портретов Иоанна Кронштадтского, который написан художницей, чье имя Алия Нуракишева, но она в крещении Александра, прекрасная православная художница. Подлинник хранится у нашего досточтимого Патриарха Кирилла; она написала отца Иоанна в работе над дневником.

Его письменный стол, письменный прибор, лист бумаги перед ним; и отец сам взирает на что-то. А на что же он взирает? Если побывать в квартире отца Иоанна, мы увидим святой угол, большой киот, в котором 22 молельных иконы отца Иоанна. Это тоже очень важная деталь, знать, как и где отец Иоанн писал свой дневник. Он писал его у себя в кабинете, в который никто не мог входить, ключ был только у него, даже его матушка Елизавета не имела ключа от его кабинета. То есть кабинет для него был затвором, местом уединения, как он здесь сам пишет: «Минуты духовного трезвения, душевного покоя, покоя в Боге».

Дневник свой он писал перед иконами, там, где молился, и, видимо, это сочеталось. Он вычитывал правило, а затем писал дневник; или, наоборот, сначала делал записи, а потом становился на молитву. В любом случае это было одно чинопоследование. Господь как бы невидимо постоянно здесь присутствует. Вот буквально первая его запись: «Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою». То есть батюшка в дневнике беседует с Богом, и это не только духовная беседа.

Перед ним иконы Господа, особо почитаемый и любимый им образ Спаса Нерукотворного. Эту икону он считал чудотворной и в своем дневнике не раз упоминал о ней. То есть дневник – как часть молитвы отца Иоанна. С одной стороны, это исповедь, а с другой стороны, это молитва… Я считаю, что перед чтением этой книги нужно помолиться, хотя бы кратко: «Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас. Господи, помилуй! Господи, благослови!» В дневнике отца Иоанна и в его книге «Моя жизнь во Христе» есть множество молитв, и даже сделаны выборки молитв отца Иоанна на разные темы.

– Я помню время, когда у поступающего в духовную семинарию или академию спрашивали, читал ли он книгу отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», и если ответ был утвердительным, шансы поступить у этого человека возрастали.

– Отец Владимир Сорокин, который в свое время был ректором духовной академии, рассказывал, что все издания книги «Моя жизнь во Христе» и других книг отца Иоанна хранились в особом спецхране и семинаристам не выдавались. И только если семинарист писал курсовую или дипломную работу, по особому заявлению он получал к ним доступ.

Я помню, каким событием в жизни Петербурга стала проповедь отца Владимира Сорокина на память отца Иоанна в храме духовной академии – в ней он процитировал дорогого батюшку еще до его канонизации. Тогда я работал в музее Достоевского, и ко мне пришли и сказали: «Представляете, сегодня мы слышали имя нашего дорогого всероссийского батюшки в храме духовной академии». Это стало каким-то переломным моментом, хотя по нынешним временам кажется мелочью…

Я думаю, книгу «Моя жизнь во Христе» не так-то просто прочитать с начала и до конца, ведь она писалась не как какое-то единое повествование. Можно сказать, что отец Иоанн Кронштадтский и не писал эту книгу – он вел дневник, а книга составлена из дневниковых выдержек отца Иоанна. Эту книгу можно читать с любой страницы: с начала до конца, с середины, а особо оригинальные люди могут читать ее с конца и до начала.

Кстати, в мемориальной квартире есть интересная традиция. На столе в кабинете отца Иоанна лежат издания первое и современное. И когда наши паломники, богомольцы, экскурсанты посещают квартиру, мы говорим им, что эта книга была создана в этой комнате на этом столе, и предлагаем открыть ее и прочитать то, что поведает отец Иоанн. Затем мы наугад открываем книгу и, как правило, попадаем в десятку. Люди удивляются: «Как будто это сказано специально для нас».

Знаете, у меня только что возникла мысль наугад открыть книгу и посмотреть, о чем батюшка скажет нам в этот вечер. Вы не будете против?

– Нет, конечно.

– Тогда давайте попробуем. Вот: «Каким ты именем называешься по вере? Христианином. Что оно значит? Означает то, что я член великого Тела Христова, которое именуется Церковью Христовою, что я Христов раб и послушник. К чему обязывает тебя имя христианина? К тому, чтобы я всегда имел Христа в мыслях и сердце своем, имел всегда дух Его во всем житии своем, подражая Его житию, исполняя Его святые повеления и мудрствовал горняя, идеже есть Христос».

По сути, батюшка сейчас объяснил нам, почему он дал своей книге название: «Моя жизнь во Христе». Для меня это настоящая подсказка. Я пытался объяснить, что означает это название, а отец Иоанн взял и сам все объяснил. О чем это говорит? Об особом универсализме размышлений отца Иоанна. Ты случайно открываешь книгу, и оказывается, что именно это тебе нужно здесь и сейчас. Кстати, несколько раз он писал в дневнике, что это не его мысли, что все это не от него.

А вообще он очень любил свой дневник, это видно по записям в нем. Когда он уезжал в свои летние поездки куда-то далеко, например, в Суру на несколько недель, а то и на пару месяцев, он как бы прощался с дневником: «Прощай, мой дорогой дневник». Видимо, он переживал, что в дороге не сможет полноценно вести дневник, но какие-то записи он все равно делал. Когда же он возвращался домой, он приветствовал дневник словно близкого собеседника. Он любил свой дневник, любил вести его и дал ему название: «Книга моего бытия».

Я хотел бы отметить еще одно качество отца Иоанна, которое для всех нас было бы весьма полезным. Смотрите, молодой батюшка в 26 лет начал вести дневник и вел его всю жизнь, делая записи практически каждый день. Он написал 40 книг, 26 томов. Какое постоянство!

Когда я произнес слово «постоянство», размышляя о дневнике, я подумал, что отец Иоанн был постоянен и во многом другом: 53 года он служил в одном храме. Имея огромное влияние в обществе, связи с царским домом, он мог быть настоятелем и Исаакиевского, и Петропавловского соборов. Его могли назначить настоятелем в любой петербургский храм, но он не пожелал оставить Кронштадт и Андреевский собор. Он был священником, настоятелем всего одного храма. Правда, если учесть, что к Андреевскому собору был еще приписан Успенский храм в Городской думе Кронштадта, можно сказать, что отец Иоанн был настоятелем двух храмов.

В конце 70-х годов отец Иоанн Кронштадтский почувствовал потребность в ежедневном совершении литургии, и, видимо, внутренне испросив благословения, он дерзнул на этот подвиг. То есть в общей сложности около 35 лет он ежедневно служил Божественную литургию, а это очень непросто.

– Еще и причащался каждый день.

– Естественно, если он служил, то и причащался. Посмотрите, какое постоянство в ведении дневника, в служении Божественной литургии в одном храме, в одном городе. Пожалуй, постоянство – это главное качество духовной жизни отца Иоанна.

Прочитаем, что отец Иоанн написал сегодня: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). Подумай глубже об этих словах и соблюди их в сердце твоем и осуществи их жизнью твоею… Ибо одна милостыня искренняя способна спасти души наши».

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать