Беседы с батюшкой. Святитель Николай Чудотворец. Священник Павел Зуев. 21 мая 2024

21 мая 2024 г.

Сегодня у нас в гостях священник Павел Зуев, настоятель храма во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Пушкинском поле.

– Завтра мы отмечаем день памяти самого почитаемого святого на Руси – Николая Чудотворца. И отмечаем не просто день его кончины или рождения, что тоже имеет место. Завтра уникальный русский праздник, который практически нигде больше не прижился: перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских, с юга Малой Азии, в итальянский город Бари. По сути, это было похищение мощей, открытое воровство. Если приехать в турецкий Демре, то мы увидим гробницу, у которой буквально разбили один угол, чтобы вытащить оттуда мощи святителя и увезти их в Италию. Как же нашими предшественниками было благословлено отмечать день воровства мощей?

– Угодник Божий – это, наверное, единственный титул святого, если можно так сказать, который мы употребляем, когда говорим про святителя Николая. Угодников мало. На Руси святой Николай действительно прижился как угодник. И этот титул можно трактовать по-разному. Некоторые говорят, что он угождает нам, когда мы обращаемся к нему. Но прежде всего он при жизни угодил Христу. Вся его жизнь была направлена на служение Ему. Имея такое дерзновение перед Богом, он до сих пор жив.

Да, его мощи украли. Торговцы приплыли в этот город и буквально раздолбили гробницу с уникальной мозаикой, которой было уже много веков. Все было сделано в спешке. Один из грабителей даже небрежно наступил на мощи святителя и как бы раздробил его тазовые кости.

Но это не было воровством в чистом виде. Все-таки жители города спустились, когда торговцы находились на побережье. Они увидели, что происходит воровство. И тогда торговцы отдали им все, что заработали.

Немножко углубимся в историю. В то время Миры Ликийские находились под осадой турков-сельджуков. Это окраина Малой Азии. Торговцы плыли из Бари по своим делам, везли хлеб и другие продукты. По дороге они заехали в Миры Ликийские и узнали, где на самом деле находятся мощи святителя Николая. Жители города в тот момент все ушли в горы, потому что не хотели оказаться в плену у захватчиков. Торговцы поплыли дальше по своим делам, выгодно продали весь товар и на обратном пути снова заехали в Миры Ликийские. Они обнаружили, что в монастыре находятся только четыре монаха, которые и охраняют мощи святителя. Они предложили им 300 золотых монет, чтобы выкупить и забрать мощи. Но те не согласились. Тогда торговцы стали их допрашивать, мучить. И под одним из таких мучений один монах сказал, где именно находятся мощи. Они были под каменными плитами, которые тоже составляли в то время историческую ценность. Святитель Николай жил в III–IV веках, а это был уже XI век. На плитах была уникальная мозаика. Торговцы торопились, чтобы жители не спустились и не предотвратили то, что они собирались сделать, и в спешке небрежно они раздолбили мозаику, наступили на мощи и забрали их. А когда они оказались на побережье, спустились жители, которые, конечно, не хотели отдавать мощи. Но захватчиков на самом деле было много: около 50 вооруженных воинов. Они могли забрать мощи силой, но тем не менее отдали жителям все, что заработали.

Интересно также, что они не сразу приехали в Бари. Они высадились примерно в 8 километрах от центра города для того, чтобы привести себя в порядок и въехать благородно. Жители Бари встречали святителя Николая. На образе, который мы можем видеть в Интернете или когда приезжаем в Бари, есть символ волов, на которых находятся символические изображения мощей святителя Николая. Так и произошло исторически. Когда они заезжали в город, то взяли двух волов и на повозке, очень торжественно, чинно въехали в город, а священники и весь народ встречали святителя Николая.

Такая процессия существует до наших дней. Все уже отработано, но все равно вызывает большой интерес и ажиотаж не только среди приезжих людей, но и тех, кто там живет. Специальная лодочка 22 мая по нашему стилю заплывает в гавань. Вокруг нее теперь уже и охрана, и спасатели, и так далее. Все происходит очень торжественно. Она заплывает, а весь народ ждет на побережье. Все так, как было много веков назад.

В Бари даже есть специальный человек, который переодевается в одежды святителя. Конечно, на самом деле их много, это событие глобальное. Люди на этом спекулируют и зарабатывают. Но есть один, специальный, его знает весь город и вся Италия. Он один имеет как бы легитимность и авторитет. Он ежегодно переодевается в одежды святителя Николая, в архиерейский омофор и саккос восточного стиля, и выходит к жителям, участвует в торжествах. В конце дня обязательно салют.  

– Все это произошло, как ни странно, на 30 лет позже события, которое считается разделением Востока и Запада, расколом Вселенской Церкви на Восточную, православную, и Западную, католическую. 1054 год, анафема в Софийском соборе… Собственно, на простых жителей тех же Мир Ликийских или Бари эти события никак не повлияли. И никак не отразились на почитании святителя Николая. Несмотря на расколы между Константинополем и Римом, спустя 30 лет все равно происходит такая история, когда западные христиане, почитающие святителя Николая, спасают его мощи от нашествия мусульман-турок. Спасают их из Малой Азии, с территории как бы восточных христиан, увозят их и бережно хранят с тех пор.

На Руси святитель Николай действительно приобрел особое почитание. Сейчас очень популярны даже такие складни, где есть Христос, Богородица и святитель Николай. Хотя на иконостасах обычно третья фигура – Иоанн Предтеча. Получается, Николай Чудотворец потеснил пророка и крестителя Господня. Почему так произошло? Почему святитель Николай приобрел такое почитание на Руси?

– Несмотря на то, что в XI веке произошел раскол (хотя корректно будет выразиться, что западное христианство откололось от восточного), и в наши дни в этом храме у мощей святителя Николая два раза в неделю служится литургия Русской Православной Церковью. В одном храме, несмотря на разделение и серьезную догматическую разницу, на то, что этот раскол приобрел уже очень широкие масштабы, служат и католики, и православные. Святитель Николай и в этом объединяет нас. Он действительно очень удивительный святой.

Почему так произошло? Думаю, эта история относительно известная. Родителями святителя были Феофан и Нонна. Они воспитали его в благочестивом отношении к христианству, в православной вере. По преданию мы знаем, что он простоял в крещальной купели на всем протяжении таинства, которое проходило около трех часов. Символически этим стоянием он прославил Пресвятую Троицу.

Также мы знаем: как и преподобный Сергий Радонежский, он не вкушал молока матери в постные дни. Таким образом, как бы сверхъестественно Господь показывал избрание Своего угодника из людей. Также есть иконы, изображения, картины, на которых святитель Николай в архиерейском облачении творит милостыню человеку, у которого три дочери, но он не мог обеспечить им достойное замужество.

Это некорректное изображение, потому что исторически это событие произошло, когда святитель еще не был епископом. Когда умерли его родители, он не хотел продолжать мирскую жизнь и оказал великое доброе дело тем, кто находился рядом. Это были его соседи. С этими девушками он играл в детстве, они были знакомы. Узнав, что происходит такая трагедия, он пришел к ним ночью, чтобы явно не показывать свое доброе дело. Истории разнятся. Некоторые говорят, что отец, находясь в крайней нищете, хотел отдать дочерей в публичный дом. Другие говорят, что он выдавал их за нечестных людей и такой супружеский союз обесчестил бы их. Святитель Николай приходит ночью и бросает им через окошко мешок с деньгами. Утром отец открывает его и видит, что средств вполне достаточно, чтобы сыграть свадьбу с приданым для старшей дочери. Так и происходит. Отец отдает ее в честное, доброе супружество, которое в дальнейшем не опорочит его род.

Святитель Николай кидает не сразу все три мешочка, а сначала один, чтобы посмотреть, как отец распорядится этим золотом. В Книге Деяний святых апостолов, которую предлагает нам к прочтению Православная Церковь в дни от Светлого Христова Воскресения до отдания праздника и далее, есть не каноничная, но полезная для чтения книга, которая называется Дидахе. Там сказано: «Милостыня да запотеет в руках твоих». Что это значит? Когда решаешь сделать какое-то доброе дело или пожертвовать какую-то сумму, ты держишь ее в закрытой ладони, и настолько долго она у тебя находится, что даже запотевает, пока ты не убедишься, что эти средства принесут благо и добро тем, кому ты их даешь. Святитель Николай таким образом воплощает этот духовный закон в жизнь. Все три дочери выходят замуж благочестиво. Традиция дарения подарков идет от святителя Николая.  

–  В российской реальности по традиции подарки приносит именно Дед Мороз, а в западной традиции Санта-Клаус, то есть святой Николай.

– В советское время много чего извратили и закрыли. Над входом в Никольскую башню Московского Кремля есть икона святителя Николая. В советское время она раздражала и выводила из себя всех богоборцев. Ее завесили тканью, как и икону Спасителя на Спасской башне. И однажды, когда в праздник по Красной площади проходила демонстрация, в абсолютно безветренную погоду неспешно и спокойно спустились эти покрывала, и грозный лик святителя Николая посмотрел на всех. После этого безбожные власти заштукатурили его лик. И так было до последних времен. До наших дней над входом в Никольскую башню Кремля в такой красивой лепнине был абсолютно выбеленный цвет. Потом Кремль стали приводить в порядок, стали отбивать штукатурку и обнаружили нетронутый образ святителя Николая. Он сохраняется со времен сына благоверного князя Димитрия Донского, который поместил это изображение над одним из входов в Кремль.

– Этот образ обрел дополнительную историю. В годы революции по нему стреляли, и в нем застряло несколько пуль. Образ получил название Николы расстрелянного. И теперь существует иконографическая традиция изображения этой иконы с отметинами от пуль. Одна или две попали непосредственно в изображение самого святителя, остальные разбросаны по фону.

– Можно еще сказать про связь Троице-Сергиевой лавры и Николо-Угрешского монастыря в городе Дзержинске Московской области. Теперь для нас это расстояние не очень проблемное для путешествия. В те времена, в XIV веке, Русь находилась под гнетом неприятеля, благоверный князь Димитрий Донской пришел за благословением к преподобному Сергею Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру, откуда, как мы знаем, взял еще двух воинов Пересвета и Ослябю. Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского и все его войско. Они отправляются на битву, проходят всю Москву и останавливаются в том месте, где сейчас город Дзержинский. Тогда там был лес. Они останавливаются на привал. Ночью благоверный князь не спит, очень переживает, потому что войско неприятеля во много раз превосходит его силы. Да, с одной стороны, его благословил преподобный, уверил в победе, но, с другой стороны, все-таки он человек, переживает. Во время этих ночных молитв на дереве появляется икона святителя Николая.

Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Относительно недавно, буквально 10 лет назад, ее вынесли из запасников, и теперь она находится прямо в храме при Третьяковской галерее в ковчеге со всеми нюансами, это температурный режим, влажность и так далее. Это древнейший образ XIV века. Интересно, что икона явилась чудесным образом на дереве и засияла. Когда князь увидел ее, то сказал: «Сия вся угреша сердце мое». То есть «это событие согрело мое сердце». Димитрий Донской дал обет, что если выиграет битву, то на этом месте построит монастырь. Так и произошло. В монастыре есть небольшой Никольский собор и огромный Преображенский, где находится частица мощей святителя Николая. Она была взята, когда его мощи из Бари привозили в Россию.

Это один из примеров особого почитания святителя русским народом. В Санкт-Петербурге есть огромный Никольский собор, который является флагманом нашего мореходного дела. Вот такие символы проявления любви к святителю Николаю. В каждом храме, в каждом доме и даже на складнях есть его икона. Сложно сказать, почему так сложилось. Но люди не приходят к колодцу, в котором нет воды.

Мы обращаемся к святым, которые для нас особенно любимы. Святитель Николай является уникальным человеком. Он действительно угодник. Он и скорый помощник, и преславный чудотворец. При жизни он многих избавлял от несчастья и скорбей.

Когда мощи были украдены и были на корабле, разразился шторм, началась сильная буря. Люди на корабле запаниковали, все знали, к чему может привести шторм. И капитан корабля сказал, чтоб все, кто украл мощи для себя лично, всё вернули, иначе корабль утонет. Все взяли по чуть-чуть: кто зуб, кто какие-то маленькие части. Все очень любили святого Николая и хотели иметь частичку у себя. Как только всё вернули обратно в гробницу, наступил штиль.

Когда мы обращаемся к святому Николаю, он действительно помогает в разных скорбях и даже каких-то бытовых вещах. Это не секрет для каждого из нас. И если мы, православные христиане, за святителем Николаем видим образ Христа, а не останавливаемся лишь на его личности, тогда эта история уместна. Даже когда торопишься на вокзал, или вдруг потерял какие-то документы или ключи, или тебе срочно что-то нужно, искренне обращаешься к святому и он помогает. Как только обратишься, тут же найдешь то, что потерял. Это не может быть совпадением. Можно сказать, что случайность, что все равно бы нашел. Но нет. По опыту жизни многих людей это не совпадение и не случайность.

– Когда говорим «угодник», что подразумеваем: кому он угодил или угождает? Нам? Поэтому мы его так прославляем и любим?

– Да, конечно. Думаю, уместно сказать, что он угождает нам, помогает, когда мы к нему обращаемся. Но прежде всего при своей жизни он угодил Христу через любовь и жертвенное служение. Он был избран архиереем, но он не шел к этому. Он был воцерковленным человеком, ходил в храм. И когда умер епископ того города, собрался совет. Было откровение о том, что епископом нужно избрать первого человека, который завтра утром войдет в храм. Святитель Николай был человек верующий, богобоязненный, приходил в храм на молитву. И так и произошло. Его избрали епископом, который до конца своих дней и сейчас помогает всем, кто к нему обращается.

Николо-Угрешский монастырь в советское время был в запустении. В Преображенском соборе было семь этажей, где жили люди. Успенский собор – древнейшая постройка монастыря. Под его сводами установили решетки и сделали тюрьму. Там сидели люди, преимущественно не за дело туда отправленные. Эти своды были расписаны, на них находились фрески и изображения в том числе и святителя Николая. Верующие люди смотрели на эти своды и молились. И так складывались обстоятельства, что в скором времени их выпускали на свободу. Охранников это стало напрягать, и они заштукатурили изображения, чтобы чудес не происходило. Вот такой факт. А затем, когда православие вновь обрело ту форму, к которой мы привыкли, монастырь приобрел такой великолепный и первозданный вид.

– При этом мы читаем, что у Николая Чудотворца был достаточно сильный характер. Например, мы знаем эпизод, когда на Первом Вселенском Соборе, где он был одним из участников, он влепил пощечину Арию, еретику, за что был выведен под руки.

– Запрещен в служении.

– Получается, то, что он помогал и помогает до сих пор, не делает его каким-то мягким, угождающим всем вокруг. Он далеко не всем угождал. Когда были какие-то принципиальные вопросы, его характер играл совершенно другими красками.

– Есть очень интересная история. Один мужчина приходил в храм, ставил свечу у иконы святителя Николая и просил, чтобы тот помог ему в делах, а дела эти были нехорошие. Он воровал. И перед каждым своим «предприятием» обращался к святителю, чтобы все было удачно. Так происходило много дней. Он был успешным вором. И однажды мужики решили поймать его. Он убежал в лес, попал на поляну – скрыться некуда. И тут он увидел огромную тушу лошади, которая уже разлагалась, но у нее было открыто чрево. Там вонь, мухи... Но у вора вариантов нет, иначе умрет, и он залазит туда. Мужики прибежали, увидели лошадь, подумали, что не может же он туда залезть, и убежали дальше. А там, в чреве этой лошади, явился ему святитель Николай и говорит: «Ну, как тебе здесь, нормально?» Он говорит: «Честно говоря, воняет немножко». Святитель отвечает: «Так же и свечи, которые ты мне приносишь в храм, для меня смердят». И этот человек изменил свою жизнь.

Но людям тяжело посмотреть на святителя Николая как на слугу или служителя Христа, чтобы действительно за ним увидеть Того, Кто распространяет в мире чудеса, Кто освящает в том числе святителя и его мощи.

Конечно, если Бог посылает человеку Свою благодать при жизни, было бы странно, если бы она каким-то образом исчезала из его физических телесных останков. Если душа благословлена Богом, эта благодать никуда не денется.

– Да. Мощи святителя Николая находятся на большой глубине, около трех метров, а над ними располагается престол. И когда встал вопрос, какие же останки там хранятся, есть ли там что-то, была предпринята целая кампания. Лучшие специалисты, врачи, ученые стали проверять, что же находится внизу. Был изобретен специальный аппарат – гнущийся подвижный шланг-телескоп с петлей на конце. Его опустили вниз с камерой и подсветкой. Было такое масштабное мероприятие. Увидели, что там действительно располагается скелет с плотью святителя, и захотели взять небольшую частичку на анализ. Этим управлял ученый высокой квалификации. Он был верующим, но очень переживал, что мощи по истечении времени сохраняют лишь внешнюю оболочку, а внутри могут развалиться и превратиться в прах. Но когда взяли частичку, он был удивлен, что, несмотря на полторы тысячи веков останки сохраняют такую же структуру и плотность, как у живого человека. И не только не могут развалиться, но имеют очень крепкую форму. Когда все анализы были проведены, он еще раз убедился в силе Христа и величии святителя Николая.

Также есть еще известная история, о которой можно рассказать. Святитель очень любил людей, при жизни защищал всех угнетенных, тех девушек, кто не может выйти замуж, помогал всем. Однажды он приезжает в один город, где очень увеличились налоги. Но глава города не хотел смягчаться и как-то их уменьшать. Святитель Николай приехал, пообщался с ним, и тот говорит, что уменьшит налог. А в то время везде было распространено, что документ вступал в силу с момента, когда его зачитывали на собрании в центре города. То есть приходил человек от царя или императора и зачитывал его распоряжения. Святитель Николай говорит, что нужно это задокументировать. Документ был подписан и отдан святителю. Нужно было отправить человека на лошадях, чтобы он в городе зачитал это распоряжение. Но святитель Николай поступил иначе: опустил документ в воду, и тот чудесным образом появился в городе. Его там взяли и прочитали. Почему это важно? Дело в том, что глава города на следующее утро изменил свое решение, пришел к святителю Николаю и сказал, что нужно все отменить. Святитель ответил, что уже нельзя, так как закон вступил в силу. Глава говорит, что это невозможно, ведь до города ехать четыре дня. На что Николай отвечает, что уже все зачитано. Вот таким образом святитель защитил народ.

И у меня есть личная история. Мой прадедушка Кирилл воевал и пропал без вести в 1943 году. Прабабушка Анна осталась одна. У нее было двое детей, и она была вынуждена работать. Жизнь была непростая. С утра она ставила на пол в избе еду для своих детей, им было не так много лет, и уходила работать на целый день. Ходила с двумя тяжеловесными волами в поля работать и возвращалась глубоким вечером. Умывала детей, пыталась их как-то накормить, убиралась. И так продолжалось изо дня в день.

Однажды она очень сильно устала. Все дела были сделаны, скотина ухожена, подоена, накормлена… Бабушка ложится спать, а ей вставать часа в три или четыре утра. Она понимает, что не проснется (настолько устала), и обращается к святителю Николаю с просьбой разбудить ее. Реальное чудо. Она уснула. С утра слышит: «Анна, вставай». И стук в окно. Открывает глаза, смотрит на часы, и ровно то время, в которое ей нужно идти на работу. Это такое чудо, которое показывает особую близость святителя Николая. Это не про какие-то ключи или документы. В жизни не все так уж и плохо, если есть документы и ты куда-то спешишь уезжать, если у тебя есть дела, которые нужно решать. А тут такие обстоятельства: война, муж пропал... Святитель Николай помогает любому человеку, кто ждет от него благодатной и молитвенной помощи.

– Почему при таком обилии святых только Николай Чудотворец так помогает? Каждый день в нашем календаре празднуется до 20 святых, но у святого Николая, видимо, количественно гораздо больше чудес, чем у других.

– Мы говорим об иерархии святости: кто-то преподобный, кто-то святитель, кто-то благоверный князь, мученик, великомученик и так далее. И мы как будто бы говорим, что все они равны. Но и мы, когда умрем, все получим благодать в меру тех усилий, которые проявляли здесь, на земле. Насколько мы стремились к Богу, насколько освобождали место для Него у себя в сердце, столько благодати и получим от Христа. Он бы желал нам отдать ее всю, но сосуды нашего сердца не смогут ее вместить.

И я думаю, что у святителя Николая было особенное служение, особенная жизнь. Есть даже известное стихотворение, там такие строки: «Ты никогда в России не был, но самым русским стал святым!» И у Есенина есть стихотворение, где открывается окошко в рай, а Творец обращается к святителю:

О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Наверное, это останется загадкой и мы узнаем об этом потом. В Евангелии сказано, когда Христос воскрес, явился Своим ученикам, рассказывал им о многом, подтверждал Свои слова, которые говорил до этого, чтоб они не сомневались: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Казалось бы, почему Он не мог им об этом сказать? Ведь Он уже воскрес, сердце их открыто, радость Воскресения их уже захлестнула, они настолько стали уверенными в словах Христа, что свои жизни и судьбы отдали Ему на служение. Но Он говорит, что они узнают об этом через время. И если Бог даст, мы сможем встретиться со святителем Николаем в Царстве Небесном и спросим об этом у него или у Христа.

Также Иисус говорит апостолам, что сейчас они задают Ему много вопросов, что будет время, когда все это откроется, но в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Очень интересно. Это сокрыто от нас. И нисколько не уменьшает святости других известных и не очень известных святых. Мы обращаемся к преподобному Сергию Радонежскому, он тоже очень помогает и утешает. Возможно, у каждого святого как будто бы есть определенная направленность. Один помогает в одном, другой в другом. А святитель Николай во всем. Даже невоцерковленные знают о нем. Он очень близок не только русскому человеку. Он известен во всем мире. И в Китае есть случаи, когда человек ушел в море и чуть не умер. И наш современник священник Федор Конюхов, который неоднократно преодолевал огромные расстояния, рассказывал о чудесах и помощи в путешествиях и в тех насущных проблемах, которые есть у каждого человека. Мы как бы опытным путем убеждаемся в том, что святитель Николай действительно угодник. Он всецело соответствует этому титулу и не посрамляет нас в тех обращениях, которые мы ему высказываем.

Ведущий Александр Черепенин

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Роман Колесников, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине (Москва).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать