Беседы с батюшкой. Священник Владислав Береговой. 16 июня 2024

16 июня 2024 г.

В студии священник Владислав Береговой, руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии.

– Вопрос от телезрителя: «Каким должно быть правильное отношение православного христианина к деньгам?»

– Как в мультике «Остров-сокровищ»: «Деньги, деньги, дребеденьги…»

– Успех современного человека зачастую измеряется его материальным благосостоянием: сколько он тратит в ресторане, на какой машине ездит. Сейчас нет проблем организовать себе неплохой заработок. Заработал 5 000 рублей, а потом вызвал себе бизнес-такси за 3 000 или пошел в дорогой ресторан. И у тебя снова нет денег. А если есть тяга к роскоши, а ты не зарабатываешь много денег, то есть живешь не по средствам?

– Сейчас много курсов об успехе, как жить так, чтобы все было хорошо. Могу дать суть их содержания бесплатно.

– Давайте.

– Чтобы достичь всего того, о чем говорят эти ребята, надо довести страсть сребролюбия до точки кипения, когда думаешь о деньгах 24 часа в сутки, когда они затмили собой все: Бога, семью, личную жизнь. Для тебя это первая ценность, и ты всем своим существом думаешь только о том, как получить прибыль, как заработать. Причем любым путем. Хорошо бы и совесть немножко заглушить, чтобы она не мешала принимать решения. И что бы в жизни ни произошло, главное – иметь от этого прибыль. Даже если надо предать семью или государство. Главное – прибыль.

Но проблема-то не в деньгах.

– Не грех много зарабатывать.

– Конечно. Вопрос в том, как ты зарабатываешь, для чего, чем жертвуешь, какие риски, что дальше собираешься с этим делать, для чего употребить, с какой целью. И самое главное – какое средство достижения этой цели. Идешь по трупам по карьерной лестнице или согласен оставаться там, где есть, никого не предавая, не подставляя и не идя на сделку с совестью. Крадешь ли деньги, ведешь ли черную бухгалтерию, выводишь ли средства через офшор и так далее? Важно, как ты идешь к этим деньгам. Открываешь очередные курсы личностного роста, поняв, как это работает? Конечно, у тебя будет не 300 000 человек, а 30 человек. Как в анекдоте: собрали десять тысяч человек в зале, тема семинара: «Как заработать миллион?» Все сидят, ждут. Выходит лектор: «Здравствуйте, дорогие слушатели. Сколько вы заплатили за этот курс?» – «Десять тысяч рублей». –  «Сколько вас здесь сидит?» – «Десять тысяч человек». – «Ну вот». И ушел. Десять на десять – миллион.  

Один продавец на маркетплейсе говорил мне, что раньше продавал курсы, и на этом зарабатывал намного больше, чем продавая реальные вещи. Продавать воздух, умело его преподнеся, намного выгоднее, чем продавать что-то реальное.

– Но это нечестно.

– Тут мы подходим к сложному вопросу. Если ты реально даешь какую-то положительную информацию, используя которую можно достичь успеха, то есть какие-то ходы, схемы, правильные адреса, фамилии, точки сборки и точки опоры, и это работает, то, в принципе, это неплохо.

Но если ты просто даешь возможность человеку поверить в себя (за огромные деньги или за небольшие это делает любой хороший психолог или психотерапевт), то совсем бесплатно любой хороший батюшка или даже любой христианин может это сделать.

Верить в себя так же нелепо, как верить в то, что черная кошка, перебежав дорогу, принесет неприятность. Можно верить в тебя... Это делают твоя супруга (супруг), дети, родители, друзья, соседи, подписчики. Господь может верить в тебя. А как ты можешь верить в себя?

Во-первых, вера предполагает уверенность в невидимом как в видимом. Ты хочешь верить в то, что у тебя все получится, но ты не знаешь этого наверняка. В любом случае это 50 на 50. Даже если ты Усэйн Болт, все равно не знаешь, пробежишь ли первым. Вероятно, да, но, может быть, и нет. Особенно если конкуренты достаточно хороши. Поэтому поверить в твои силы может только тот, кто видит твои усилия со стороны.

А как ты можешь в них поверить? Только когда ты уже сделал огромное количество ошибок. Есть известное средство для того, чтобы наполировать мебель, открыть замерзший замок, стереть клей от скотча: WD-40. Все его прекрасно знают. Почему именно 40? Потому, что это был 40-й опыт того, кто придумал этот уникальный рецепт. Не 39-й, не 45-й, а именно 40-й. То есть на сороковой раз у него получилось. Но он мог опустить руки на второй, на пятый, на тридцать пятый раз. Поэтому только упорство дает возможность поверить в себя. Только так. И хорошо, когда рядом с тобой есть люди, которые могут поддержать, которые верят в тебя больше, чем ты сам. Это важнее.

И давайте вернемся к Писанию, на котором мы основываемся. Что пишет псалмопевец Давид про деньги? Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Очень простой рецепт.

О чем эта фраза? О том, что есть – слава Богу, нет – тоже слава Богу. Потерял? Заработаем еще. Не заработаем – тоже ладно. Огромные потери, как правило, несут тяжелые психологические деформации, когда человек может и с жизнью покончить. Ты жил ради денег, считал, что ценен ровно настолько, насколько у тебя есть деньги. А когда их нет, ты себя потерял.

Надо найти такую спутницу жизни, которая будет с тобой, когда есть деньги и когда их нет, когда ты на пике славы и когда на дне унижения. Всегда будет с тобой, так как любит не за то, что ты богат, умен, известен, а потому, что ты – это ты. Примет тебя любого, какой есть. Очень важно, чтобы наши жены и мужья были такими, чтобы любили нас просто так. Вот это настоящая любовь. А когда есть какой-то корыстный интерес, то это уже любовь с душком. А любишь ли ты по-настоящему человека? Всеобъемлющая любовь окрыляет, даже когда ты что-то теряешь. Ты понимаешь, что твоя вторая половинка не разочаруется в тебе, потому что и не была очарована тем, чем ты не являешься. Это очень важный момент.

Если у нас что-то получается, то не надо дышать над этим богатством, как над чем-то очень важным, без чего ты не сможешь выжить. Даже бывший президент Америки Трамп в свое время был банкротом, терял миллиарды. Потерял и потерял. Потом дорос до президентства.

– Падал и вставал?

– Да, это очень важно. Это работает и в духовной жизни. Настоящий христианин – это не тот, кто не падает, а тот, кто упал и поднимается. Если у тебя что-то не получилось, обманули, кризис, ковид, еще что-нибудь, что-то разрушено, было, а теперь нет и не получится восстановить – не страдай. Хочешь рассмешить Бога – расскажи Ему о своих планах. Радуйтесь тому, что есть сейчас. Будет это дальше? Слава Богу. Сможешь приумножить? Замечательно. Не сможешь? Ну, хоть квартира есть, где можно жить с семьей. Или купил какой-нибудь особняк с огородом – слава Богу. Марк Аврелий капусту выращивал. А когда его попросили вернуться и управлять империей, потому что без него все пошло кувырком, он спросил, видели ли они, какая у него выросла капуста.

Надо уметь жить с деньгами и властью, с тем, что она дает. Важно не потерять с деньгами человечность. Когда разговариваю с молодежью, всегда советую, как правильно выбрать супруга, ведь бывает, что чувства появляются к совершенно негодным людям. А как понять: годен или нет? Смотреть, как он относится к обслуживающему персоналу: официантам, таксистам, курьерам. Если ты видишь, что он относится к ним как к людям второго сорта и всячески показывает, что он выше их (в каких-то мелких моментах: как-то покрикивает, грубо говорит, делает какие-то неуместные замечания, будто король), то в браке будет еще хуже. Точно так же он будет относиться и к тебе: понукать и превозноситься. Лучше присмотрись к кому-нибудь другому, какие бы чувства у тебя он ни вызывал.

А если ты, разбогатев, потерял человечность, то, может быть, Господь попустит тебе для обретения человечности потерять эти деньги. Такое бывает. Все-таки деньги потерять очень просто. Тем более мы живем в такую эпоху, когда не все зависит от нас.

– Вопрос от телезрителя: «Меня на большую сумму обманули мошенники. Семья нуждается в деньгах. Какое им будет наказание? Почему Господь такое попускает: обманывают людей, которым реально нужны деньги?»

– Пусть будет самое тяжелое наказание – выберите сами, какое хотите. Это если они умрут до покаяния, а так всяко может быть. Мы, желая снисхождения к себе, вынуждены принять то, что Бог может быть снисходителен к другим, даже к тем, кто не был снисходителен к нам. Висеть на кресте за других, ибо они не ведают, что творят, – фантастически тяжело. Можно десятки лет прожить в христианстве, постоянно причащаясь, выдавливая из себя эту нелюбовь к врагам. Тяжелая история. Может быть, долголетие как раз дается Богом тем, кому нужен долгий путь для изменения своего сердца. Часто те, кто много страдал, потерял, попрекают Бога, почему негодники живут долго, а праведники умирают быстро. Правда, не всегда. Ситуация совершенно нестабильная, общего знаменателя нет. Мы все Божьи дети, и Он ждет нашего покаяния. Всех и каждого. Мы часто не замечаем своих грехов. Видим только грехи других людей и особенно тяжело переживаем, когда нас обманули или предали.

Поэтому, с одной стороны, конечно, мы имеем право пожелать чего угодно тем, кто нас обманул. С другой стороны, Мне отмщение, Я воздам. То есть христианин должен уметь сказать: «Господи, помоги мне пережить эту боль и разберись Сам. Как разберешься, так и будет. Помилуешь – помилуй. И меня помилуй, не забудь». Да, тяжело принять правду Божию и Его свободу от нас и от справедливости ради милосердия. Это непросто! Святой человек, который пережил многое и находится близко к Богу, хоть чуть-чуть может понять Его слова: Прости им, ибо не ведают, что творят.

 Сейчас также принимаются законопроекты, пытаются как-то помочь людям, пострадавшим от мошенников.

– А почему Бог такое попускает?

– Я скажу банальную вещь: из-за нашей свободы, неграмотности и доверчивости. У меня жена сто раз все перепроверит, ее тяжело обмануть. Она лучше не возьмет трубку, даже когда надо. Очень хорошее, полезное качество.

Когда говорят, что звонят из МВД, МИД, ФСБ, надевают полицейскую форму, показывают фотографии серьезного начальства и актерское мастерство довели до совершенства, то люди легко обманываются. Поэтому об этом надо говорить на каждом углу.

Почему Господь допускает? Такая свобода. Бог ограничил Свою деятельность, Свою возможность повлиять на человека, заставить его быть праведником, заставить его не обманывать других, надеясь на свободу выбора. Иначе мы были бы зомби, марионетки, просто куклы. Тайна зла и беззакония кроется в неправильном использовании человеческой свободы.

А что говорят святые отцы? Украли – скажи: «Господь дал, Господь взял, пусть имя Господне им будет благословенно». И потихонечку выкарабкивайся из этой ситуации.

И рубль как-то дешевеет с годами. Если растянуть выплату лет на 20, то через время это будет просто стоимость «Жигулей». У нас все массово вклиниваются в ипотеку на 30 лет, потому что рассчитывают на то, что эти выплаты, которые сейчас неподъемны, через 20 лет будут копейками.

– Частый вопрос от телезрителей: «Кому молиться, чтобы найти работу? Кому молиться, чтобы купить квартиру?»

– Я предлагаю идти в храм и попросить у батюшки отслужить молебен перед началом всякого доброго дела. Сам знаю историю, когда человек пришел в черный день служить молебен перед началом доброго дела, а через неделю уже пришел отслужить благодарственный, потому что нашел работу. Позвонили из компании, в которую месяца четыре назад он подавал резюме. Да, может быть, и так бы позвонили, но он ждал несколько месяцев, а как отслужил молебен – сразу закрутилось, завертелось. Поэтому в молебны я верю и всем их рекомендую.

При всей сумме моих богословских знаний могу сказать, что мы не делим святых по специализациям, а молимся Господу Богу. Но святые реально работают, помогают. Они добры к нам. Поэтому молитесь святому Николаю, святому Спиридону и тем святым, которые являются покровителями тех городов, в которых вы хотите приобрести квартиру: Матроне Московской, Даниилу Московскому, Ксении Петербургской, Тихону Калужскому, Оптинским старцам.

– Какое должно быть отношение к деньгам у подростков? Есть ли какой-то рецепт?

– С экономической безграмотностью у нас творится просто что-то невероятное. Надо детям объяснять стоимость денег, сколько маме и папе приходится работать для того, чтобы заработать эту тысячу, которую они сейчас им дают. У каждой работы есть стоимость. Можно рассчитать, сколько зарабатываешь в час или в сутки. И объяснить ребенку, что эти деньги, которые он сейчас тратит на чипсы, мама заработала за 4 часа. Стоит ли это того?

Детям нужно прививать уважение к деньгам. Есть замечательная грузинская новелла, суть которой сводится к тому, что умирающий отец просит сына принести какую-то сумму денег. Тот легко их достает: кто-то дарит или помогает ему. Отец бросает их в камин. Сын улыбается, уходит. Так повторяется три раза. Потом отец заставляет принести один лари, но заработанный. Это было тяжело. Он воду таскал, дрова колол, помогал пасти овец и в итоге приносит отцу заработанный рубль. А тот снова кидает его в костер. И сын бросается в огонь, вытаскивает этот лари. Хотя перед этим там горели сотни. Так он почувствовал цену деньгам. Когда понимаешь, что деньги не просто цифра, а твой труд, твое время, твой пот и мозоли, твоя жизнь.  

Надо, чтобы подросток зарабатывал деньги сам, чтобы понял, как это делать. И не давать 100 рублей за уборку комнаты. Он и так обязан это делать. Можно дать денег за то, что дети не должны делать по дому: косить газон или мыть папин автомобиль, это не входит в их реальные обязанности. Родители, которые платят детям за домашнюю уборку, совершают огромную ошибку. Надо учить этим заниматься. Хочешь карманных денег? Получи. От меня получишь деньги на пирожок и стакан сока, а если хочешь купить чипсы или еще что-нибудь – заработай. Надо приучать детей зарабатывать средства и уважительно к ним относиться.

– Вопрос от телезрителя: «Сколько денег нужно жертвовать на храм? Что можно подарить батюшке?»

– По возможности, по мере своих сил. Любой спортсмен должен знать олимпийские нормативы, даже школьник. Но это не значит, что школьник должен пробежать стометровку за 10 секунд.

– Вопрос от телезрителя: «Как отблагодарить батюшку? Например, за совершенное таинство».

– Половина людей нас проклинает за то, что мы повесили ценники в храмах. Другая половина – за то, что их нет, и непонятно, сколько теперь давать.

– Как же правильно?

– Сколько дашь от щедрот своих. Господь всегда тебя вознаградит. Ведь ты даешь на Церковь. Есть ветхозаветная десятина. Ее никто не отменял. Десятину своих средств давать на нуждающихся, на Церковь, на людей, сидящих в переходе, на помощь телеканалу «Союз». Если десятина твоего дохода уходит на благотворительность, это круто.

У Христа вообще завышенная планка. Иди, продай имение твое и отдай нищим; и приходи, следуй за Мною. Так говорит Иисус богатому юноше. Вдова положила две лепты, то есть все свое пропитание. Сколько сейчас стоит бутылка молока и батон? Рублей 200. Какая сейчас минимальная пенсия у наших бабушек? У моей тещи около 13 300. Делим это на 30 дней, получится около 400 рублей в сутки. Соответственно, эта вдова положила 400 рублей, свое дневное пропитание. В этот день она не будет есть, но зато пожертвовала в церковную казну. И Господь благословил этот поступок, как-то вознаградил ее. Это ориентир для нас. Кто-то может отдать все. Я знаю людей, которые могли купить себе хороший новый автомобиль, но построили часовню. Кто-то на икону жертвует или еще на что-нибудь. Настоящая жертва – это когда ты сильно ощущаешь сумму пожертвования и понимаешь, что не купил чего-то себе, зато отдал другому. Мне нравится вариант состоятельного человека, когда купил и себе, и другому, когда живешь не только для себя. Хорошо живешь, может, на брендовых машинах ездишь, может, у тебя машина с водителем, но ты реально достаточно много жертвуешь нуждающимся, в том числе и на храм. Поэтому я не могу дать какую-то формулу, формула есть только в Ветхом Завете. Если можешь на нее ориентироваться, то хорошо.

Даже если какая-то наша бабулечка будет жертвовать десятину для Церкви – это много. От 13 тысяч это 1 300 рублей, а это питание трех дней. Я даже про лекарства не говорю, про подарки внукам. Хотя знаю такую историю из 90-х годов, когда семья пенсионеров месяц откладывала по копеечке, чтобы можно было мороженое внучке купить; 90-е годы не у всех были лихие и богатые.

Если ты отдашь десятину со своих 13 тысяч, что же тогда останется? Три дня не есть? Хорошо, если есть дети, внуки или трехэтажный особняк в Москве, который ты сдаешь 45 организациям. Всякие бабулечки бывают у нас. Наши телезрительницы тоже такие, наверное, есть. Не забывайте жертвовать на телеканал «Союз». Обязательно.

Резюме подведу. Не у всех получится десятину давать, но хоть сколько-нибудь. Получается свечечку купить десятирублевую раз в неделю в храме – и слава Богу! Что тебе еще надо на самом деле? Ну, записочки напиши. Нет денег – и бесплатно возьмут. Не возьмут бесплатно, твоя плата – это тоже жертва на храм. Необязательно триста имен писать.

– Алевтина задает нам вопрос: «Иногда так хочется спрятаться в женском монастыре от этого современного сумасшедшего мира. Мне кажется, что я не из этого мира. Как спастись и взять силу для жизни в нашей действительности?»

– В монастырь, друзья мои, идут не от того, что чувствуешь себя здесь ненужным, нелюбимым и когда у тебя в земной жизни все валится из рук.

У тебя все было хорошо в школе, ты отличница, у тебя все списывали, получила красный аттестат. В институте тоже было ничего, но как-то стало похуже. И со временем, после двух-трех неудачных влюбленностей, после того, как слишком много читала новостей, после какого-то непонимания с родителями, нескольких предательств и тяжелых болезней ты думаешь: оставлю все это и пойду в монастырь спасаться, молиться, поститься и смотреть телеканал «Союз».

Но, друзья мои, так не бывает и не должно быть, потому что в монастырь надо идти по огромной любви к Христу, после длительного искуса, послушничества, работничества. После того, как ты поймешь, что в монастыре девяносто процентов времени работают, а десять процентов – молятся. И то только тогда, когда есть силы после работы. А если сил нет, а надо молиться, выстаивать службы, то ты просто стоишь как пенек, не имея возможности ни думать, ни жить, а только хочешь спать.

Потому перед тем, как в монастырь идти, надо сначала долго там пожить, чтобы понять, что это такое, изнутри. Не по сериалам, не по книжкам, не по житиям святых, а по-настоящему окунуться в монастырскую жизнь. А монастырская жизнь женских монастырей очень отличается от мужских. Они же у нас не особножительные, а общежительные. Тебе придется с людьми общаться, с матушками постарше, помоложе, с игуменией. Может, и послушание будет опять же с людьми связано. Ты бежишь от мира, а тебе говорят: теперь ты будешь в гостинице работать. Ну, это еще ничего, если в гостинице, а если в церковном хосписе или со старыми монахинями? Это очень тяжелый труд. Ты внешне щепка такая, что ветер подует – и тебя унесет, а тебе надо переворачивать больных, менять им белье, помогать. И ты думаешь: ух ты, да я могла бы сиделкой быть за 100 тысяч рублей в Москве, с одним больным заниматься, а не с тридцатью. В чем отличие?

И уже просто сломаешься. А если уже монашество принял, то выгоришь, если вдруг не рассчитал свои силы. Поэтому в монастырях не курорт, это одна жизнь вместо десяти. То есть ты проживешь в монастыре и сделаешь столько, сколько тут за десять жизней не сделал бы. Там постоянный тяжелый труд. Если вдруг кто-то увидит, что тебе стало полегче, еще одно послушание дадут, чтобы не было времени на раздумывание: а правильно ли выбор сделан, а может быть, это не мое?..

Когда мы больше всего думаем об экзистенциальных вещах? Перед сном. Лежим часа два на подушке, если не устали, и страдаем. А если упахался за день, то на подушечку лег – и уже в объятиях Морфея... Но это до пяти утра, потому что в пять утра надо вставать и коров доить.

Монашество – это тяжелый путь. Кто пытается отдохнуть в монастыре, тот вообще не понимает, что такое монастырская жизнь. Это только на телеканале «Союз» посмотрели красивую трансляцию из какого-нибудь женского монастыря, как матушки, все красивые, в одинаковых облачениях, поют ангельскими голосами, за садом ухаживают... Если что-то сверкает, значит, какая-то матушка терла этот сосуд часа-полтора, как солдаты ремень.

– Да, батюшка, так и есть. Следующий вопрос такой: «Для чего в храме на вечернем богослужении при чтении Шестопсалмия отключают свет и гасят свечи?»

– Это репетиция Страшного суда. Даже креститься нельзя. Об этом написано в Часослове. А если крестишься, то поклонов не делаешь. Да, тишина. Есть такое, как бы немного натянутое объяснение. Мол, что тебя на Страшном суде спасет? Крестись – не крестись, уже всё. Жертва Христа могла тебя спасти, если бы ты воспользовался этим при жизни. А когда тебя уже как бы нет, то поздно метаться.

Поэтому стоят, сложив руки на груди, с некоторым поклоном, чтобы ничто внешнее не отвлекало. Божественный мрак – есть такое богословское определение. Ни времени, ни пространства, только вот эти шесть молитв, которые говорят тебе о том, кто есть ты, кто есть Бог и как тебе потом не поздоровится. Помните такой знаменитый вопрос Познера: что вы скажете Господу Богу, когда с Ним встретитесь? Эти шесть псалмов – об этом разговоре. Поэтому читайте их дома, но не как молитвенное правило, а изучите их, посмотрите, перевод почитайте. Это очень важно, это один из самых важных элементов службы.

– Есть номера этих псалмов.

– Да, наберите в сети «шестопсалмие», найдете перевод. Конечно, никто так не стоит в храме, как по уставу положено.

– Но хождения запрещены в этот момент. И земные поклоны. То есть нельзя шуметь.

– Конечно, нет времени, нет пространства, есть эта тишина и этот разговор души с Богом и Бога с душой. Это очень важные псалмы.

– Следующий вопрос: «Объясните, пожалуйста, простыми словами, что значит притча о неправедном управителе в Евангелии от Луки. Фраза следующая: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 9)».

– Очень много пластов у этой притчи, и мы действительно можем сильно закопаться.

– Поэтому и пишут, чтобы объяснили простыми словами.

– А простыми нельзя, потому что простые слова предполагают какое-то легкое объяснение этой притчи. Мы привыкли сталкиваться с притчами, которые являются простой и легкой аналогией. А здесь нет простой аналогии, как, допустим, в притче о сеятеле. Там Сам Господь объясняет: плодородная земля – это мягкое сердце, куда слово Господне попадает, и человек слышит его и исполняет, приносит плод.

А здесь, получается, нам приводится некоторый негативный пример, но не для того, чтобы мы следовали ему, а для того, чтобы это усердие неправедного домоправителя мы использовали праведно по отношению к нашему спасению, совершая духовные подвиги так же благоразумно, как этот человек. Если хотите, преподобный Серафим Саровский очень просто это объяснил, языком купца, сыном которого он был. Смотри, какое доброделание приносит тебе больше благодати Духа Святого (милостыня, молитва, чтение Писания, поклоны, посещение богослужений, добродетельная жизнь), и что больше приносит благодати, на том и делай акцент.

Конечно, возникает другой вопрос: как понять, что больше приносит благодати? Но это личное дело каждого. Поговорите с батюшкой, решите сами, от чего вам так радостно на душе. Бывает, читаешь какие-нибудь молитвы, аж чувствуешь, как голова закипела, как-то не идет. А читаешь Писание – и прямо как ручеек льется, хорошо и радостно на душе. Читаешь одну какую-то святоотеческую книжку – опять мозги закипают. И вроде все правильно, но ничего не понимаешь, настолько все елейно и благостно... А почитаешь догматическое богословие – вроде тяжело все, а прямо душа поет. Там дал кому-то копеечку – и смысл жить появился. Ну и так далее, в таком духе.

Мы должны использовать пример этой притчи для того, чтобы понимать, как нам жить. Есть и еще простое толкование: в принципе, любое наше богатство – неправедное. Так или иначе, приобретая его, мы чем-то жертвуем: временем, семьей, духовной жизнью. И поэтому приобретайте друзей. Кто наши друзья? Нищие, нуждающиеся, церковь. Помогайте вот этими деньгами тем, кто за вас помолится.

Если даже не помолится, в общем-то, людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, всегда надо помогать, пусть они будут мусульмане, буддисты, протестанты, атеисты, кто угодно. В притче о милосердном самарянине ясно показывается, что мы не должны быть лицеприятными. Мы должны быть в этом вопросе как Господь: кто нуждается, тому и помогай.

Года четыре назад я помог одной девушке, выросшей в мусульманской семье, но как-то особо не вникающей во все эти мусульманские истории, обряды, традиции. У нее тогда дом сгорел. И месяц назад она крестилась. Она долго шла к этому. Иногда я что-то ей подсказывал, но совсем минимально, никаких лекций не проводил, она сама этим интересовалась. Потому что батюшка помог, а свои не помогли.

Но нельзя же стать христианкой потому, что батюшка помог. Это тоже как-то неправильно. Поэтому она долго все-таки разбиралась, решала какие-то нравственные проблемы. И, слава Богу, я рад. Я этого не искал, а благотворительность как-то подтолкнула человека к крещению. Но это уже другая история.

И помните, святые – это тоже наши друзья. Молитесь им, пусть они нам помогут.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X