Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин 2 мая 2023

2 мая 2023 г.

В студии священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве (г. Москва).

Продолжается светлый период Пасхи. Сегодня день памяти блаженной Матроны Московской. В этом году двадцать пять лет как в Даниловом монастыре были обретены ее мощи. Сейчас они находятся в Покровском монастыре города Москвы.  Все эти двадцать пять лет к ним стоят огромные очереди. Почему?

– Это потрясающее явление. Я прекрасно помню времена, когда состоялась канонизация блаженной матушки Матроны. Многие даже церковные люди относились к этому скептически, но после резко поменяли свое мнение. Она считалась бабушкой, к которой нельзя ходить, мол, надо идти в храм к батюшке. Один мой знакомый, церковный человек, сейчас священник, тоже был такого мнения, а потом вдруг мне звонит и говорит: «Помогает матушка». Человек убедился в этом на своем опыте. Господь перевел его туда служить.

– В Покровский монастырь?

– Да. Он служил в своем храме, а в будни помогал в Покровском монастыре и резко изменил мнение о Матроне.

Матушка помогает практически во всех нуждах человека. Из жития святой мы знаем, что это был чудесный, верующий человек, не имеющий никакого отношения к экстрасенсам. Она не была бабкой-заговорщицей, к которым сейчас, к сожалению, часто ходят наши русские люди. Вместо того чтобы пойти в храм, покаяться, причаститься, идут к экстрасенсам, бабкам, знахарям. Она не была такой. Критерий – цель, которую преследует человек. Это может быть нажива, деньги, слава. Матушка была очень скромной и никогда не брала денег, не претендовала на какие-то подарки.  

Были времена, когда ее мама с папой были в тяжелом положении, не знали, как прокормить девочку, а получилось, что она прокормила их всех. У блаженной Матроны интересное житие. Она родилась совершенно слепой. Глаза ее были всегда закрыты, однако она видела больше, чем все мы, вместе взятые. У нее было духовное зрение. Она не просто чувствовала, а видела мир не только в горизонтали, а полностью. Она знала прошлое и будущее, предсказывала многие события, в том числе Великую Отечественную войну, катаклизмы, давала советы людям. Кто-то ее слушался, кто-то нет. Можно привести много историй. Это был Божий человек.

Мы как-то говорили про блаженных, был день или блаженного Василия, или кого-то еще. Она такая же. Господь посылает нам таких людей, чтобы мы через них сердцем немножко коснулись Евангелия. Порой те, кто его читает, немножко привыкают к этому, черствеют, перестают верить в чудеса, живут прагматично. Что греха таить, даже священники, церковнослужители погрязли в суете: мы ходим на службы, несем какие-то послушания, но порой не хотим верить даже в маленькое чудо. Просто живем в каком-то материальном пространстве.

Простые люди живут материей, а тут вдруг появляется матушка Матрона, которая своими действиями, чудесами, поведением дает евангельские истины, показывает, как надо любить человека и как не надо жить во грехе.

Можно вспомнить множество моментов, когда к ней приходили за советом. В день она принимала по сорок человек. Сильно уставала. Исцеляла очень много бесноватых, больных. Господь дал ей этот дар. Удивительно, что это не дар экстрасенса или гадалки, а именно Божий, который она стяжала от Самого Христа. Для нас большая радость, что в Москве есть такая покровительница. Наши прихожане постоянно ездят к ней на службы, потому что она помогает, слышит молитвы.

А когда она молилась при жизни, Господь всегда слышал ее и через нее помогал другим людям. Следует сказать, что она была не просто блаженная, а, наверное, мученица. Всю жизнь скиталась по разным квартирам. Матушка родилась в селе Себино Тульской губернии. Родители боялись, что не прокормят ее, были пожилыми и хотели отдать ее в Голицынский приют. Но маме приснился сон, как будто летит большая птица с человеческим лицом, а глазки у нее закрыты. Она поняла, что это о дочери, и уже никакой речи не было о том, чтоб отдать Матрону в приют. Она всю жизнь прожила с ней, умерла в 1945 году.

Мать была очень верующая, воспитала дочь в церковном духе. Они вместе ходили на службу, молились. Папа тоже был большой молитвенник, постоянно посещал богослужения. Матушка Матрона помогала своей семье. Когда мать говорила: «Дитя ты мое несчастное», та отвечала: «Это я-то несчастная? Вот кто на самом деле несчастен –  братья мои, Ваня и Миша». Господь дал ей такие дары, радость быть человеком Божиим. А братья, к сожалению, пошли по пути не совсем церковному, стали коммунистами.

Матушка всю жизнь была верна Христу и Святой Русской Православной Церкви. Ее почитают также и Румынская Церковь, и Дохалкидонские Церкви.

– Приезжал митрополит Мар Стефанос из Индии, сказал, что Маланкарская Церковь запускает процесс канонизации Матроны. То есть там очень глубокое почитание Матроны как старицы, блаженной, а теперь они будут ее прославлять, хотят канонизировать в качестве святой. Удивительно… Несмотря на то, что она жила и служила в совершенно другой стране и традиции, они все равно готовы прославить ее в качестве святой.

– Да, не хотят отказываться от такого жемчуга. Я догадываюсь, что предстоятель церкви молился ей, она ему помогла, и он был потрясен этой помощью. Мы знаем много ее чудес и добрых дел. Но также знаем ее тяжелую жизнь.

Любое действие требует энергии и труда. Вспомним Евангелие, как ко Христу прикоснулась кровоточивая женщина. Казалось бы, Господь Всесильный, Всеведущий. Он спросил: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики говорят: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? После этого женщина упала на колени и призналась, что это она. Она покаялась, и Господь исцелил ее от кровотечения. Но почему я вспомнил этот момент? Там есть такие слова: Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила. Представляете? А тут простая матушка (с нашей мирской точки зрения), инвалид, исцеляла бесноватых, больных. Сколько энергии, сил, труда требовалось от нее!

Мы знаем от ее родителей и современников, как она мучилась по вечерам после приема. Человек, который отработал три смены, наверно, не мучится так, как она после добрых дел. Однако Матрона не переставала помогать, читала молитвы, никому не отказывала. Это потрясающий факт ее любви к людям.

У нее была непосредственная связь с Господом. Он ее любил, призрел, дал великое испытание, которое она приняла со смирением. И за это Господь наградил ее таким великим чудом – она могла исцелять людей, предвидела будущие времена, жила не в нашем трехмерном мире, а одной ногой в Царствии Божием.

Господь говорит: Царствие Божие внутрь вас есть. Я думаю, здесь то же самое. Господь дает нам таких святых, чтоб мы понимали, что не надо искать где-то лучшего, надо просто найти Христа в своем сердце. Царство Божие было у Матроны в сердце и распространялось вокруг. Она своей любовью помогала людям, делала добрые материальные и духовные дела. Это потрясающе. Такое чудо – Евангелие в человеке.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Известно, что «покойник» от слова «покой». Человек находится в покое. А у Матроны кто-нибудь спрашивал разрешения доставать ее из могилы?»

– Я думаю, она сама была инициатором. Блаженная знала о своей смерти за три дня. Люди плакали и не могли смириться с тем, что от них уйдет такая великая святая. Она говорила, что не надо переживать, говорила: «Ходите ко мне на могилку, я всегда буду там».

Потом по ее же воле были обретены мощи. Она просила, чтоб ее похоронили именно на Даниловском кладбище, потому что там была действующая церковь. Тогда в Москве действующих храмов было очень мало. По словам самой Матроны, она хотела быть похоронена в святом месте, чтобы слушать службу.

Нет никакого сомнения в том, что обретение мощей свершилось по ее воле. Она сделала так, чтоб помогать большому количеству людей. Мощи положили в знаменитом Покровском монастыре, где пребывают и сейчас.

До этого, к сожалению, власти замалчивали о ней. Мы знаем, в каком мире жили. О блаженной матушке Матроне знали только немногие церковные люди, да и те относились к ней скептически. Естественно, у нее не было таких ресурсов помогать людям, а теперь сколько тысяч приходит к ней в день и скольким она помогает, молится за них! Вне всякого сомнения, все произошло по воле матушки.

Злые люди говорят, что это ради прибыли. Но какая тут прибыль? Разве православным нужна прибыль? Им нужна помощь Духа Святого через святых людей. Сейчас люди имеют возможность прийти в монастырь, поклониться ей, помолиться, пожаловаться о печалях, попросить о чем-то.

Она помогала всем, кроме лукавых. Из ее жизнеописания вспоминается история, когда собирали деньги на икону «Взыскание погибших». Она благословила собирать по деревням, чтоб в ее селе в храме стояла эта икона. Какие-то два мужичка не захотели жертвовать, но потом все равно дали один рубль, другой копейку, лишь бы от них отстали. Матушка не знала об этом, а когда принесли кружку с пожертвованиями, она нашла конкретно эти монеты и сказала: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят!» Господом не принимаются формальные пожертвования, из-под палки. Удивляет, что матушка все это видела и знала.

Еще помню случай из жития про мышку в молоке. Вместо того чтобы молоко утилизировать, хозяйка продавала его, наливала даже детям. И матушка проучила ее: подарила яичко и сказала скушать его. А когда женщина расколола яичко – внутри была мышка. Вот такое знамение от матушки о том, что надо быть честным до конца, не допускать даже мелкого лукавства. Если будешь с людьми вести себя честно, Господь обязательно наградит. Такими поступками Матрона давала нам законы совести, законы Евангелия.

– В чем был ее подвиг? Почему она обрела такую милость перед Богом, что Он наделил ее такими дарами при жизни? Она фактически видела, будучи незрячей. И после кончины есть множество свидетельств, как Бог к ней милостив и щедр.  

– Основной подвиг – это смирение и принятие своего креста. Многие из нас (да, наверное, все) не хотят нести крест. Мы все жалуемся: неприятности не те, работа не та, ноша не та, Церковь не та. Все нам мешает. «И подушка колючая, и одеяло кусачее», человек вечно недоволен. А Матрона, будучи инвалидом, незрячей (а в 17 лет у нее еще и ноги отнялись), всегда радовалась и за все благодарила Господа. Я думаю, за это смирение, за это принятие креста Господь ее и наградил. Когда читаешь ее жизнеописание, будто все Евангелие проходит перед глазами. Я думаю, основное в ней – принятие креста и смирение ее души. Дай Бог нам хотя бы в малой степени так жить, хотя бы процент ее смирения иметь в своей жизни – уже был бы подвиг. А какой подвиг она несла, даже трудно об этом говорить. Мы не знаем всего до конца, как она мучилась и страдала, но Господь ее за это наградил.

– Но ведь у нее тоже в начале этого пути был выбор. Она могла жить как все люди, так же пытаться себе облегчить крест или в ее физически тяжелой ситуации могла стать сварливой, ругаться, перечить, ненавидеть всех. Но она выбрала другой путь. Что давало ей силы каждый день принимать то, что ей послал Бог?

– Посмотрите, любой человек, когда оказывается на одре болезни, становится ворчливым, начинает роптать на судьбу. Больно, неприятно, хочется бегать, ходить – а ты лежишь, у тебя все болит… Любому человеку, который болеет, тяжело, он не может смириться со своей судьбой. А матушка Матрона как-то восприняла все эти страдания, крест свой. Что ей помогало? Я думаю, здесь не будет никакого открытия, если мы скажем, что помогала ей Церковь, она причащалась постоянно; когда жила в селе, то причащалась каждое воскресенье, исповедовалась, пила святую водичку. И она всем советовала пить святую воду каждый день, причащаться не реже чем раз в неделю, в воскресенье, исповедоваться перед причастием, прощать всех, стараться относиться к людям по-доброму, любить ближних своих. Такие простые евангельские советы.

Ее добрые люди возили в паломничество, и она была в великих святых местах Руси, в том числе в Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре, была в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. И когда она оказалась в Санкт-Петербурге, то попросила отвезти ее на остров Кронштадт, там она встретилась с  отцом Иоанном Кронштадтским, а ей было тогда 14 лет. Отец Иоанн попросил толпу расступиться и позвал Матронушку к себе, всем показал эту молодую девушку и сказал: «Это моя смена, это будет восьмой столп». Люди, конечно, ничего не поняли, какая смена, какой столп, а на самом деле она действительно была святая.

В те страшные времена, которые пережила наша страна, наша Русь, годы лихолетий, матушка Матрона молилась. Кстати, молилась и за русскую армию в годы Великой Отечественной войны. Вспомните батюшку Иоанна Кронштадтского, он ведь тоже принимал Святые Христовы Таины практически ежедневно, он служил литургию, и это давало ему силы, благодаря этому он жил и делал добрые дела. Он точно так же молился за людей, точно так же помогал людям в бытовых делах, исцелял. И не потому, что решить надо было какие-то бытовые вопросы, а именно для того, чтобы показать людям евангельскую любовь, кого-то исцелить, кому-то помочь, чтобы они через батюшку Иоанна пришли в Церковь, пришли ко Христу.

То же самое делала матушка Матрона. Видя таких великих подвижников, как Иоанн Кронштадтский, она брала с них пример и старалась подражать им. Я думаю, что  соприкосновение с Церковью Божией, причащение Святых Христовых Таин, исповедь, вкушение святой воды ей давали огромные силы. Это то, чего гнушается большинство людей, к сожалению. Они считают, что это все сказки, вымыслы. Спрашиваешь: «Пьешь святую воду?» – «Она у меня стоит, но я забываю». – «Артос вкушаешь?» – «Нет, он у меня лежит целый год, я не знаю, куда его деть». Она все это вкушала, и просфорочку, и артос, и святую воду, и когда реально человек это с верой делает, то это помогает, это некая ниточка, связь с Самим Христом. Это давало ей огромные силы.

– Вопрос от телезрителя: «Я живу в Сергиевом Посаде, в Москве с 1978 года, и мне хочется высказать свою точку зрения, как облик православной Москвы поменялся, каким он был в XX веке и какой он сейчас, в XXI. Я очень рада, что очереди стоят к блаженной Матронушке, потому что она доступна, близка к народу. Но если провести параллель с XX веком, в 1978 году я была в Троице-Сергиевой лавре, у нас в то время еще был Святейший патриарх Пимен, и лавра была переполнена богомольцами, мы искали там спасения. Я из далекой Сибири, и когда я приехала в лавру, то мы просили заступничества преподобного Сергия Радонежского, проходили очень тяжелый путь, через покаяние, духовные подвиги, жили по послушаниям. И конечно, мы ездили к святителю Алексию, митрополиту Московскому. Была великая любовь к этим святым. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре поток паломников увеличивается, но немного больно, что тот огромный поток людей, который приезжал на день памяти святителя Алексия Московского, сподвижника преподобного Сергия, сейчас немного оскудел, все только стоят к блаженной Матроне. Это, конечно, замечательно, она святая, она очень скоро слышит и помогает всем приходящим. Но почему-то люди стали меньше обращаться к тому же святителю Алексию Московскому, и вся очередь просящих переместилась к святой Матронушке. Как не обижаться за наших древних и великих святых?»

– Я вас смею успокоить. Мы тоже очень любим и преподобного Сергия, и святителя Алексия, я даже в честь его назвал своего сына, четвертого ребенка. Недавно я был в Богоявленском Елоховском соборе, прикладывался к мощам святителя Алексия, я стараюсь чаще туда ездить. Что-то нам может быть пока непонятно, но Господь все делает промыслительно. Надо понимать, что любой святой – это слуга Господа, Его соработник. И в данном случае Господь почему выбрал Матрону? Потому, что у людей сейчас много болезней, много трудов, много сомнений. Вы человек церковный, который и патриарха Пимена помнит, и, наверное, патриарха Алексия I, а все равно даже у Вас в сердце какое-то сомнение. И Господь людей призывает к Матроне, чтобы она все эти сомнения рассеяла. Действительно, она помогает людям; и преподобный Сергий помогает, и Александр Невский – то есть Сам Господь, если можно так сказать, распределяет роли святых в деле помощи нам, людям. А мы должны всех почитать, не нужно обижаться, что нет толпы, например, у святителя Алексия. Обида – это нехорошее качество. Всему свое время.

Когда почил наш Святейший патриарх Алексий II (а он тоже почивает в Елоховском соборе, не представляете, сколько людей шло к его гробу), точно так же люди церковные обижались, что, дескать, к святителю Алексию Московскому не идут, а идут к патриарху Алексию. Но что здесь обидного? Он наш современник, они любили этого человека, который почил,  хотели почтить его память и шли к патриарху, и здесь ничего обидного нет. Я сам помню, как стояли в очереди, чтобы попрощаться со Святейшим патриархом Алексием II. Прочитает кто-то житие святителя Алексия – и придет к нему. Преподобного Сергия Радонежского многие знают, а святителя Алексия мало кто знает.

К нам приходят люди на катехизические беседы – пять, десять, пятнадцать человек. Это наши москвичи, которые живут в районе Тушино. И я их спрашиваю, слышали ли они про преподобного Серафима Саровского? Они на меня смотрят удивленно и говорят, что не слышали. Как так? Я начинаю им рассказывать, что был такой прекрасный, добрый батюшка, святой. Его знаменитая фраза: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Люди даже таких святых не знают. А что уж говорить про святителя Алексия? Мы, церковные люди, конечно, знаем его, любим, почитаем, молимся ему, и он не хуже матушки Матроны помогает. Но у Господа – Свои планы. И получается, что мы обижаемся на Бога, что Он одних прославил, других не прославил. А Господь Сам промышляет, и Он знает, что лучше для нас, для всего мира.

Вот из Индии приехали паломники, и им помогает матушка Матрона. Для них сегодня актуальны подвиги матушки Матроны. Придет время – может, Господь прославит еще кого-то, даст нам какого-то другого святого. Вспомним и старых святых. Здесь никакой обиды быть не должно, мы всех почитаем, всех любим, но у Господа Свои планы. Я бы так сказал.

– Я замечал, что почему-то святые, которые жили хронологически далеко от нас, как-то меньше откликаются на наши просьбы. А Матрона Московская – это середина XX века, и вон какие очереди к ней и сколько свидетельств о помощи... Святитель Лука Крымский – это тоже середина XX века, он жил относительно недавно, и к нему обращаются, его почитают. В то же время Сергий Радонежский, конечно, известен, но очередь к нему поменьше. Серафима Саровского, как Вы говорите, вообще мало кто знает, что очень странно, а это XIX век.

– Надо, конечно, интересоваться такими людьми. Кстати, все знают Георгия Победоносца, любят его, молятся ему, и он помогал, помогает и будет помогает нам, это великий святой. Георгий Победоносец древний святой, но он – покровитель города Москвы. Господь дает послушания святым и прославляет их в зависимости от жизненной ситуации.

– Поговорим о Евангелии. Мы слышали слова, когда после очередной проповеди Христа аудитория спрашивает у Него: Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. То есть во Христа. И вот на примере этих многочисленных святых получается ли достаточным только лишь веровать в Бога для совершения дел во славу Божию, для спасения?

– Естественно, только одной веры в Бога недостаточно, потому что вера без дел мертва, как мы знаем из слов апостола. Господь говорил, что кто верует в Него, тот Его заповеди соблюдает. А чтобы заповеди соблюдать – надо потрудиться, поэтому вера должна идти через сердце, через Евангелие, через труд. Не будет труда – толку верить нет. Бесы тоже верят, и многие злые люди тоже верят. Мы знаем многих людей, которые верят, что есть Христос, однако ведут себя хуже всяких неверующих. Поэтому здесь требуется евангельская дисциплина, чтобы мы понимали, что вера должна подтверждаться добрыми делами и исполнением духовных законов.

Если мы будем нарушать эти духовные законы, то наша вера ничего не стоит. А если человек соблюдает духовные законы, то этим он выражает и любовь к Богу, и исполняет заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, говорит Господь. Как в пословице: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. То есть кто трудится, тот зарабатывает Царство Божие. Если мы просто поверили – никакого проку от этого нет, только труд, только церковная дисциплина, только Евангелие помогают нам спастись. Матушка Матрона нас всегда к Причастию призывала, к добрым делам, к святыням. Многие болеют и не хотят собороваться. А что проще? Пришли в храм, пособоровались или позвали батюшку домой, если сами прийти не можете. Прекрасное таинство Соборования, которое реально помогает людям, люди исцеляются. Многие спрашивают, что сначала делать – собороваться или исповедоваться? Это похожие таинства, но они разные. Таинство Соборования Господь нам дал, чтобы исцелять тело через исцеление души. А таинство Исповеди – это очищение души, к которому мы прибегаем постоянно для того, чтобы принять Тело и Кровь Христовы, причаститься Самого Бога, участвовать в таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано, но без труда ничего не получится.

– Чему мы можем научиться, взирая на пример блаженной Матроны?

– Я бы посоветовал учиться ее смирению прежде всего, этого нам всем не хватает, учиться принятию воли Божией и несению своего креста безропотно. Это трудно, но надо стараться это делать.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать