Беседы с батюшкой. Священник Владимир Тоготин 17 апреля 2023

17 апреля 2023 г.

В студии священник Владимир Тоготин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве.

– Отец Владимир, Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Всех приветствую.

– Пасху отметили только вчера. По горячим следам обсудим сегодня все то, о чем вспоминали, через что прошли, что прожили, а также то, что нас ждет впереди в течение ближайших сорока дней. Пасха Христова: мы шли к ней долгий путь – сорок дней Великого поста, Страстная седмица. Столько пережили – и наконец встретили Светлое Христово Воскресение. С какими мыслями, ощущениями Вы в этом году встречали Пасху?

– Знаете, сегодня как-то особенно радостно все было на Пасху. Во-первых, больше людей стало ходить в храмы. Во-вторых, все стало как-то по-другому. Видимо, люди изголодались после этой несчастной пандемии. В прошлом и позапрошлом году люди еще переживали болезни, кто-то сидел на изоляции дома. А здесь все выпорхнули, как птички, на улицу. Листья стали распускаться, солнышко светит, и все пришли в храмы. Особенно много людей пришло к нам в храм в Великую Субботу. Я никогда не видел, чтобы столько народу приходило в Великую Субботу. И утром приходили люди, причащались Святых Христовых Таин. Приносили куличи, яйца, освящали. Все было как-то радостно, очень животрепещуще, трогательно. Слава Богу!

– Много интересных смыслов заложено в православном пасхальном богослужении. Давайте немножко поговорим о пасхальном Евангельском чтении. Первая глава Евангелия от Иоанна: В начале было Слово... И далее много интересных стихов. И Слово стало плотию... Почему в пасхальную ночь читаются именно эти строки?

– Это квинтэссенция всей нашей христианской религии, всего христианства. Христос пришел для того, чтобы исцелить нас от болезней, избавить от смерти и лишить нас греха. И в этом Евангелии как раз очень четко показывается, что пришел Бог, Вторая Ипостась Святой Троицы, Бог Слово, и с приходом Христа на землю все кардинально изменилось.

Знаменитая пасхальная икона, которую мы видим в храмах в эти дни, – «Сошествие Христа во ад». Некоторые люди, которые первый раз приходят в храм, не понимают, зачем эта икона, потому что для них Пасха ассоциируется с радостью, с торжеством, а тут ад. Им непонятно, для чего это. А христианину все понятно. До пришествия Христа все люди – и грешники, и праведники – находились в аду, томились в этом страшном месте. Что такое ад? Это место, где нет Бога. И вдруг приходит Сам Господь в лице Сына Божия и спасает людей, выводит всех из ада, побеждает ад.

Замечательные слова мы слышали буквально позавчера на полунощнице, накануне крестного хода: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эти слова пробивают до слез. Казалось бы, зло присутствует везде. Даже в церковь порой придешь, и кто-нибудь тебя отругает. Дома постоянно какие-то стычки. Действительно, ад имеет место в нашей жизни, и злые духи, конечно, мучают нас. Но будет время, когда будет истреблен этот род лукавый и прелюбодейный, как называл Господь, и будет Бог все во всем.

Это Евангелие описывает смысл не только жизни человеческой, но вообще смысл существования всей нашей Божественной Вселенной. Надо сказать, что для человека это чудо неизреченное. Мы привыкли жить суетой, привыкли жить как в футляре: сами в себе, стараемся ничего не замечать, никого не видеть. А здесь открывается такой простор для души, что просто диву даешься!

Когда люди приходят в храм, слышат эти слова, чувствуют сердцем православное богослужение, то испытывают необычайную радость, которую логически трудно объяснить. После каждой ночной службы люди не хотят уходить из храма, подходят и говорят: «Батюшка, как радостно сегодня! Спасибо большое за такую службу! Как все радостно, как все благодатно!» И я говорю, что это не моя заслуга, просто Господь приходит к нам в эту ночь, вместе с ангелами посещает нас. И это великая тайна!

Мы, люди, живем по часам, а у Бога нет времени. Ведь Пасха находится вне времени. Несколько дней назад мы вспоминали Тайную Вечерю. Ведь Евхаристия тоже вечная, вне времени. Мы вспоминаем это событие каждый год, а по сути, каждый день, когда совершается Евхаристия (есть только несколько дней в году, когда не совершается Святая Евхаристия). Евхаристия, по сути, тоже идет вне времени.

Есть такие понятия, которые трудно описать словами, которые чувствуются только сердцем. И для того чтобы это почувствовать, надо начать жить настоящей духовной жизнью. Для этого надо быть прежде всего в храме. Некоторые люди говорят: «Батюшка, я в храм не хожу, дома молюсь». Домашняя молитва – это, конечно, хорошо, но вы не представляете, как усиливается эта молитва, когда мы приходим в храм. Почему? Вспоминаем слова Евангелия: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь тоже необычная тайна; Господь слышит нас, когда мы собираемся вместе, группой. Для Него это очень радостно. Когда мы вместе, мы выражаем какую-то любовь, вместе сосуществуем, вместе молимся. Для Господа радостно видеть, когда Его создания, люди, вместе молятся, находясь в любви, согласии, единении. Это большая тайна и большая радость для нас.

Для пасхальной службы никаких слов не хватит, можно рассуждать долго. Нужно просто прийти и почувствовать это; понять, что это радость неизреченная, счастье для человека – быть на Пасху в храме.

Хотелось бы отметить очень важный момент. Мы забываем, что у нас не одна Пасха в году, у нас 52 Пасхи. Есть Великая Пасха, которую мы отмечаем сейчас, и есть еще 51 пасха – это воскресные службы. В воскресные дни любой христианин в обязательном порядке должен быть в храме. Если человек не ходит в храм, значит, он констатирует, свидетельствует, что ему Христос не нужен, Церковь не нужна, и практически отказывается от благодати добровольно, по своей слепоте, по неразумию. Как маленькие дети, которым папа или мама говорят делать правильно, а они плохо себя ведут, так и мы, как дети, не хотим воспринимать благодать, не хотим, чтобы нам было хорошо.

Поэтому, братья и сестры, не гнушайтесь воскресными днями, обязательно приходите в храм. Некоторые четыре раза в году ходят в храм: на Пасху, на Крещение, на Троицу и на Рождество. Это, конечно, недопустимо. Представляете, если вы будете мыться всего четыре раза в году? Это же будет страшный смрад! И здесь получается точно так же: от человека, который не ходит в храм, исходит духовный смрад.

Поэтому любой христианин постоянно должен быть в храме. И не только в воскресные дни, но и в праздники. Сейчас идет пасхальная неделя, надо быть в храме каждый день, Божественные литургии совершаются каждый день. И после каждой Божественной литургии – крестный ход. Мы окропляем себя и друг друга святой водой, читаем Евангелие на каждой службе, на каждом крестном ходу. Поэтому приходите обязательно в храм, без этого не будет радости, не будет благодати. Через Евангелие нам Господь дает законы, которые мы должны постигать, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Господь через это дает нам великую радость.

– Вы очень правильно заметили: как Евхаристия объединяет людей, так и пасхальное богослужение объединяет самых разных людей. Ведь на Пасху в храмы приходит гораздо больше людей, чем в любое другое воскресенье. И в этом, наверное, есть исполнение пророчества Спасителя, которое мы слышали в апостольском чтении в пасхальную ночь. Когда ученики спросили Христа, не сейчас ли наступит Его Царство, Он сказал, что Евангелие еще будет проповедано апостолами в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. И люди, которые приходят в храмы, исполняют это пророчество.

– Конечно, пророчество исполняется. Апостолы были тоже в каком-то смысле людьми наивными, они были простые рыбаки и, когда Господь им говорил, они не всегда понимали, что Он говорит. Когда Он говорил, например, остерегаться закваски фарисейской, они думали про обычную закваску, про тесто. Господь говорил им: «Не о том думаете». Он говорил, конечно, образно, имел в виду не быть такими черствыми и злыми.

Так и здесь, когда Он говорил про Царство Божие. Они ждали, что это произойдет с минуты на минуту, сейчас, сегодня или, может быть, завтра. Но мы знаем, что пока не проповедано Евангелие, не будет конца времен. Господь ждет, и это тоже великая тайна.

Конечно, пророчество сбывается, храмы наполняются людьми. Я надеюсь, что постепенно люди поймут, что надо вместе объединяться против зла. Слишком много зла в мире. Если мы будем разрозненно сидеть в квартирах, смотреть телевизор и заниматься бытовыми делами, то мы не очистим свою душу, не спасемся в таком состоянии.

Приведу примитивный пример, как нам в детском саду воспитательница объясняла. Когда мы росли, у нас было патриотическое воспитание, нельзя было преподавать религию, христианство, но наши мудрые воспитатели, учителя объясняли нам на примерах. Предлагали взять несколько прутьев или веник и говорили: попробуйте переломить, сломать. Не получается. А каждый отдельный прутик очень легко ломается. Так же и с людьми: когда мы собираемся вместе, нас не сломать, мы с Богом, мы непобедимы. А если мы начинаем затворяться друг от друга, то дьявол, конечно, нас победит, будет над нами смеяться, мы окажемся побежденными.

Храм – это то место, где надо собираться, объединяться в любви, молитве и преданности Христу прежде всего. На пасхальной службе, после того как мы зачитали послание Святейшего Патриарха, мы на приходе установили небольшой договор с прихожанами, что обязательно встречаемся в следующее воскресенье. Потому что половину из людей, которые были на пасхальном богослужении, составляли наши прихожане, которые постоянно ходят в храм, а многие первый раз пришли (может быть, мимо проезжали и решили зайти в храм на Пасху). Я сказал всем: «Приходите обязательно». Обещали, что придут. Посмотрим, придут в следующее воскресенье или не придут. Надеюсь, что придут, потому что люди стараются слушать советы и исполнять их по возможности. Так что всех ждем в воскресные дни.

– Тем более что Пасха будет праздноваться вплоть до ее отдания на протяжении еще сорока дней.

– Да, нужно иметь в виду, что Пасха будет праздноваться еще сорок дней. В прошлом году один мой знакомый позвонил мне в понедельник и сказал: «Ну что, Пасха кончилась?» Я ему ответил: «Что ты такое говоришь? Великая Пасха празднуется семь дней, до следующего воскресенья, и дальше Пасха празднуется практически до Вознесения». Так что нужно иметь это в виду и радоваться.

Ешьте на здоровье куличики, пасху, пасхальные яйца. Это нужно делать, это наша русская православная традиция. Наверное, не в каждой Церкви такое есть, потому что у каждой Поместной Церкви свои традиции. А у нас есть традиция освящать куличи и вкушать их, и это дает нам некий жизненный стержень.

Но некоторые люди садятся за пасхальный стол и говорят: «Дайте нам одно яичко, и мы разговеемся. А больше ничего есть не будем», – и они очищают яичко и вкушают его. Пасхальное яйцо – это символ Пасхи, Божественной любви, жизни. Это хорошая христианская традиция.

– То есть самый кульминационный день у нас – празднование Пасхи в пасхальную ночь и на следующее утро. Сейчас идет Светлая седмица. По сути, это продолжение пасхального богослужения. На службе в храмах не читают ничего, что обычно читает чтец, все поют так же, как и в пасхальную ночь. Получается, что вплоть до утра субботы все это один пасхальный день.

– Да, включая субботу. И это замечательно, радостно – пение пасхальных часов, антифонное пение. А чтения в храме нет, потому что чтение все-таки олицетворяет некую аскетику, когда читается Псалтирь или что-то еще. На Пасху мы слышим только пение, и мы радуемся и ликуем, и все очень хорошо, радостно и благодатно. Поэтому не упустите этот момент; если на пасхальной неделе вы не придете в храм, то пропустите целый год.

– Отец Владимир, Вы говорили, что в 80-е годы Вы были регентом в Елоховском соборе.

– Да, в конце 80-х – начале 90-х.

– Это время возрождения Русской Православной Церкви, а Елоховский собор был тогда кафедральным собором Церкви, потому что Храм Христа Спасителя был восстановлен только к 2000 году. Помните ли Вы, как праздновали Пасху в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в годы возрождения Русской Церкви, когда толпы народа вновь пошли в Церковь?

– Знаете, это было благодатнейшее время. Тогда мне было 15–16 лет, и я смотрел на мир через розовые очки (в хорошем смысле слова), потому что 1000-летие Крещения Руси – этот великий юбилей – сплотило всех нас и вернуло русских людей в Церковь. Рассеяние верующих людей произошло в годы советского большевистского лихолетья, а возвращаться люди стали уже в конце 80-х годов.

В 1985–1986 годах возник некий дух свободы. Я связываю это с тем, что в Москве стали возрождать Даниловскую обитель, а ведь Даниил Московский – покровитель Москвы. Мы все время говорим, что основатель Москвы Юрий Долгорукий, и это, наверное, правильно, но все-таки у христиан основателем Москвы является Даниил Московский, словно краеугольный камень, построивший Даниловскую обитель, вокруг которой все стало собираться. Даниил Московский присоединил к Московскому княжеству переславские земли, стал постепенно присоединять юг, образовалось мощное Московское государство, и с этого все и началось.

Когда отмечали 1000-летие Крещения Руси, возродилась Даниловская обитель, и я думаю, что это сыграло большую роль для нас, москвичей. Даниловская обитель одухотворила Москву, к ней стали стекаться люди. Дух действовал на всех, даже на тех, кто не знал об этой обители, и уже к 1000-летию Крещения Руси мы были готовы к принятию Бога и Церкви. Многие крестились, многие были тайно крещены в детстве, потому что в то время нельзя было крестить открыто. За то, что люди крестили детей, их выгоняли с работы и даже могли посадить, а тут пошел дух свободы, и такая радость началась!

Помню, как еще мальчишкой я пришел в Елоховский собор. У меня было музыкальное образование, и мне хотелось найти себе применение в церкви, хотелось помогать, и меня взяли регентом в хор. Тогда Елоховский собор был не просто кафедральным собором, это был патриарший собор, по сути, сердце Руси. Здесь происходили все интронизации – поставления патриархов, все церковные торжества, значимые встречи, и мы участвовали в этих торжествах. Все это оказывало на нас прекрасное воспитательное воздействие, потому что мы видели своими глазами, как все возрождалось.

Святейший патриарх Пимен практически жил в соборе. Каждое воскресенье и все праздники он служил, в соборе у него была своя келья. Когда в 90-х годах пришел новый Святейший патриарх – Алексий II, церковная жизнь немножко изменилась, потому что стали открываться обители, храмы, и он стал больше ездить по стране. В советское же время патриарх не мог без разрешения уполномоченного лишний раз уехать из Москвы, то есть он находился либо в Патриархии, либо служил в Елоховском соборе.

В 90-е годы, когда Святейшим патриархом стал Алексий II, пошел дух свободы. Сейчас, спустя 30 лет, мы видим, что была проделана огромная работа по восстановлению храмов, началась молодежная, миссионерская работа, полноценная церковная жизнь. Раньше об этом можно было только мечтать. Разве можно было тогда представить, что у нас будет православное телевидение – канал, на котором можно посмотреть беседы со священниками, профессорами, посмотреть трансляцию богослужений?

Для нас, людей, которые трудятся в Церкви, трансляция богослужений – большое подспорье, потому что мы участвуем в службах и не имеем возможности побывать в других храмах. Вот мы приезжаем в другой город, а храм в будние дни закрыт, и нам говорят: «Приходите в воскресенье». А мы отвечаем: «В воскресенье я не могу, у меня служба». А сейчас можно включить телеканал «Союз» и посмотреть любую службу в разных храмах.

Большое спасибо, что вы их транслируете, потому что для нас это очень важно. На сайте есть архив, и в нем можно найти любое богослужение. А еще во время празднования 1000-летия Крещения Руси в начале 90-х мы даже мечтать об этом не могли. Слава Богу, что сейчас это есть.

– Может быть, Вы помните какое-то празднование Пасхи в Елоховском соборе, которое Вам запомнилось больше других, какие-то особенности службы или особенности служения Святейшего Патриарха?

– Святейший Патриарх Пимен был уже в преклонных летах, и все было необычайно торжественно и радостно. У нас всегда пели два больших хора. В правом хоре было 40 человек, в левом – человек 30–35. Антифонное пение производило просто фантастическое впечатление, особенно на молодого человека, такого, как я.

Помню, в первую Пасху я позвал в собор свою бабушку. Моя бабушка была очень верующей, она постоянно ходила в храм в Удельной, так как жила в ближнем Подмосковье. В Елоховский собор вход был по специальным билетам, поскольку желающих попасть в него было очень много. Билет нужно было получить у батюшки, а батюшка давал билеты только своим прихожанам. Я попросил билет для бабушки.

У меня до сих пор хранятся эти красивые билетики на Пасху. Может быть, кто-то осудит, скажет: «Вот в храм по билетам», – но такая была жизнь, и ничего с этим не поделаешь. Моя бабушка присутствовала на пасхальной службе в Елоховском соборе буквально перед своей смертью. После этой своей последней пасхальной службы она очень радовалась и ликовала.

Помню, в Богоявленском патриаршем соборе была такая традиция – на второй день Пасхи, в понедельник, в шесть часов вечера Святейший всегда дарил нам пасхальные яички. В соборе собиралась вся православная Москва – приезжали батюшки, церковники, верующие и поздравляли Святейшего. Святейший по нескольку часов принимал поздравления, и я представляю, насколько тяжело ему это было.

Мы, певчие, спускались по винтовой лесенке, чтобы поздравить его, и он каждый год дарил нам разные яички. Все эти пасхальные яички хранятся у меня в маленьком домашнем музее. Для нас это было такой большой радостью, счастьем, что трудно описать словами. Бывало, придешь с крестного хода и чувствуешь, что храм наполнен Святым Духом, и слезы наворачиваются на глаза от этой великой благодати. В общем, Пасха красная, Пасха красивая, Пасха радостная.

При Святейшем патриархе Алексии II начались трансляции богослужений из собора. Это было очень ответственно, и мы стали тщательнее готовиться к службам. Я проводил дополнительные спевки, чтобы хор звучал мощно, и пение тоже было антифонным, Пасхальный канон пели на два хора, и вообще все проходило замечательно.

Святейший патриарх Алексий II тоже сохранил традицию, когда на второй день Пасхи приезжали верующие со всей Москвы и из Подмосковья, и после краткой пасхальной вечерни с великим прокимном он всех поздравлял и дарил пасхальное яичко. Слава Богу, сейчас эта традиция осталась, только всё перенесли на вечер дня Пасхи. Вчера мы ездили, поздравляли Святейшего, и он тоже всех нас поздравлял.

Наверное, многие смотрели трансляцию пасхальной вечерни. Все батюшки получили приглашение, мы приехали и радостно молились на этой великой вечерне, слушали великий прокимен и потом поздравляли Святейшего. Слава Богу, что есть такая традиция, и дай Бог, чтобы оставалась эта радостная традиция Пасхи.

Когда открылся Храм Христа Спасителя, для нас это была такая радость! Честно говоря, я ни разу не купался в бассейне «Москва», но говорят, что некоторые люди, купаясь в нем, вопреки всему как бы освящались и становились верующими. А вообще люди не верили, что на месте бассейна будет храм. И то, что Храм Христа Спасителя возродился, это настоящее чудо Божие. Когда его построили, мы просто не могли поверить, что можно туда прийти, помолиться. В нижней части храма расположен зал Церковных Соборов, в котором также проводятся различные культурные мероприятия.

Есть прекрасный музей (кто не был там, обязательно его посетите). Поэтому церковная жизнь развивается, слава Богу. Надо это ценить и в этом участвовать. Потому что нам будет плохо, если мы будем это отрицать, не будем ходить в храмы. Если будем приходить в храм только раз в год, это будет насмешка над самим собой. Мы сами себя лишаем радости, благодати Божией. Поэтому чем чаще, тем лучше. Обязательно надо быть в храме Божием, ценить эти традиции.

Когда мы учились в семинарии, нас преподаватель все время спрашивал, что выше: Предание или Писание? Некоторые спотыкались и говорили, что самое главное – Писание. Нет, Предание всегда ценилось выше. Оно объемлет в себе все: и Писание, и традиции, которые, как стержень, держат нас, христиан. И Писание, конечно, тоже не нужно оставлять, каждый день читать его. Потому что в Евангелии прописаны все духовные законы. Каждому человеку обязательно нужно ежедневно соприкасаться с этой Благой Вестью, не лишать себя радости.

– В Евангелии есть одно из пророчеств Спасителя, в котором Его потом обвиняли лжесвидетели. Он сказал, что разрушит храм сей и в три дня воссоздаст его. Евангелист делает там ремарку, что все подумали об Иерусалимском храме, а Он говорил на самом деле о храме Тела Своего. Но ведь мы читаем у апостола Павла, что Церковь и есть Тело Христово. Как Христос восстановил свое физическое тело и воскрес через три дня, так и Церковь, как Тело Христово, так же восстанавливается. Что бы с ней ни делали, как ни распинали, как бы ни пытались уничтожить, закрыв камнем ото всех остальных людей, чтобы никто не мог к ней прийти, все равно Церковь по милости Божией воскресает.

– Да, это действительно так. Ученики не поняли Христа, когда Он говорил про храм Тела Своего. А тело – это действительно храм духа человеческого. Для чего оно нам нужно? Чтобы нас воспитать и подготовить к вечной жизни. Тело само по себе немощно, и это дает нам познание смирения, познание себя. Например, в болезнях, которых мы порой боимся, плачем из-за них, начинаем заказывать молебны о здравии. Наверное, с одной стороны, это правильно, а с другой стороны, святые искали болезней.

Наше тело дает нам прекрасный искус на протяжении жизни, чтобы нашу душу подготовить к Царству Божию. И когда тело уходит в землю по закону христианскому, то многие святые отцы сравнивают его с семенем. Когда мы сажаем семечко в землю, оно разрушается и превращается практически в труху. И вдруг невидимым образом вырастает какой-то зеленый отросток, а из него – куст, а из куста – дерево.

Мы знаем, что в Евангелии Господь сравнивал Царство Божие с садом или даже с деревом. На дереве птички сидят, а птички – это люди и ангелы. Получается некий ангельский мир. Точно так же, когда Господь воспринял на Себя человеческую природу, стал полноценным Человеком, восшел на крест, был погребен и потом, как семечко, воскрес – и выросла душа человеческая. Господь воскресил в самом себе природу человеческую. То есть она получила новую жизнь.

Иоанн Златоуст тоже говорит в своем послании слова апостола Павла: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна. Поэтому Христос воскресил нас для того, чтобы мы жили с Ним в радости, в любви в Царстве Божием. Очень важно понимать, что тело – это храм нашего человеческого духа. И к нему тоже надо соответствующим образом относиться.

Кстати, ученики потом вспомнили об этом, и мы знаем из Писания, как они потом говорили про это. Вначале такого никто не мог понять: ни ученики, ни фарисеи, ни окружающие люди. Храм – это каменное здание, а тут оказывается, что тело – это храм. И так же надо к телу относиться, беречь его, стараться поддерживать его жизнедеятельность и питать его Святым Причастием Христовым. Потому что это, наверное, самая главная забота о теле – причащаться Святых Христовых Таин. Стоять дома молиться – это, конечно, неплохо. Но без Причастия мы не сможем поддерживать тело и душу в том состоянии, в котором это необходимо для ведения духовной жизни.

– Вспоминаются еще слова пророка Осии, которые потом были восприняты апостолом Павлом и святителем Иоанном Златоустом: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Это как раз к тем словам, которые из канона Великой Субботы: «Царствует ад, но не вечнует…» То есть он еще имеет какую-то власть над нами, но это не навсегда.

– И то по воле Божией. На этом тоже многие спотыкались. Кто-то говорит, что ад вечный, все грешники будут вечно мучиться в аду, кто-то говорит, что он не вечный. Это тяжелая христианская тема. Но на самом деле лучше не лезть в эти распри, потому что мы не знаем вечной жизни. Это никак не описать словами и умом. Мы пытаемся залезть в ту сферу, которая нам неподвластна. Но Господь все равно нам намекает: кто будет со Христом, тот будет в вечной радости и в вечной любви. Конечно, выбор надо обязательно делать, чтобы не подвергать себя этому страшному адскому искушению. Вкус ада страшен, и об этом многие святые говорили.

– Мне кажется, это применимо и к нашей повседневной земной жизни. Ад ведь есть и здесь тоже. Все эти человеческие страсти, которые нас обуревают, присутствуют среди нас. Но главное, что это не навсегда. Благодаря воскресению Христову это в конце концов пройдет и мы наконец сможем быть с Богом так же, как когда-то с Ним был Адам.

– Да, мы часто сталкиваемся с адом в нашей земной жизни через людей, которые не хотят жить с Богом. Они оказываются пучиной страстей, сами мучаются и мучают других. Взять, например, типичную картину советской семьи. Мама с папой балуют своего ребенка, он работать не хочет, начинает пить. И потом, когда родители становятся немощными, начинает издеваться над ними и над родственниками. И дома настоящий ад для всех: и для него самого, и для близких.

Или люди выходят на улицу и начинают творить зло. Когда люди перестают молиться, исповедовать христианство, они теряют благодать. Это простирается на повседневную жизнь, творятся убийства, издевательства над людьми. Люди теряют всякую совесть, доброту и идут на такие вещи, на которые даже звери не пойдут.

Христос говорил ученикам: не ищите Царства Божьего в каком-то месте, там или здесь, оно внутри вас есть. Но что значит внутри? Царство Божие – это то, что нас окружает. Если мы, например, в семье живем по заповедям, любим друг друга, то мы уже живем в Царстве Божием здесь, на земле. Нам хорошо, радостно, мы хотим вместе собраться, разделить трапезу.

Кстати, трапеза – немаловажная часть жизни. Советские люди относились к этому плохо, не понимая этой сути: просто поели и разбежались. А для христианина трапеза – это сакральное действо, это тоже прообраз Святой Евхаристии, когда родственники собираются вокруг стола. Это прообраз Тайной Вечери: они общаются, сидят в любви и вкушают освященную пищу.

Почему нас Церковь призывает молиться перед трапезой и обязательно крестить пищу? Потому, что это действительно соединение людей в любви. Казалось бы, встречаются разновозрастные люди (родители, родственники, знакомые, дети) разных интересов, а им все равно интересно пообщаться, вкусить освященную пищу. Поэтому к трапезе надо относиться очень благоговейно, обязательно перед ней и после нее молиться, благодарить Бога. Это очень важно делать, и тогда пища пойдет на пользу для нашего здоровья.

– В завершение нашей программы хотел еще сказать про ад на земле, с которым так часто мы можем столкнуться в своей жизни. Святейший Патриарх Кирилл делился воспоминаниями в одном из фильмов и рассказывал, что в его молодости, когда пасхальную службу возглавлял митрополит Никодим (Ротов), кафедральные соборы Ленинграда окружили улюлюкающие комсомольцы. Это была молодежь, кричащая какие-то бранные слова и оскорбления в адрес Церкви и священнослужителей. И митрополит Никодим принял тогда решение все же идти через эту толпу и провести крестный ход вокруг собора. Когда они вышли из собора, эта толпа продолжала их оскорблять, но она стала расступаться. И священнослужители обошли собор с крестным ходом, вернулись к дверям и продолжили пасхальную службу. И главное, что все это прошло, и Христос, как воскрес Сам, так и воскрешает Церковь Свою к жизни.

Попрошу у Вас последнего пасхального напутствия для наших телезрителей.

– Всегда радоваться и почаще бывать в храме. И приветствую вас возгласом: Христос воскресе!

– Воистину воскресе! С праздником Светлой Пасхи!

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать